19.04.2024
The Rise of the Synths / Восстание синтезаторов / Начало эпохи синтвейва 2019

The Rise of the Synths – “Восстание синтезаторов”. Фильм о синтвейве с русским переводом и озвучкой

Оглавление:

CyberBug 2077

Привет, берлога. Все вы помните как мы ждали Cyberpunk 2077 и для многих он стал огромным разочарованием. Мы в редакции активно готовились к его выходу и, наверное, вы сами видели тот Cyber-бум игр, который повылезал на рынок после анонса Cyberpunk 2077 как грибы после дождя. Что не могло не отразиться и на нашей редакции. Тогда мы ударными темпами выпустили много обзоров на игры в киберпанк стилистике. Это был и сумасшедший Ghostrunner, и добротная стратегия о сектах в мире киберпанка – Re-Legion, и интереснейший триллер по мотивам историй Говарда Лавкрафта в киберпанк стилистике Transient, и чувственный симулятор курьера Cloudpunk, и превью на изометрическую RPG Gamedec, и квест ENCODYA и многие другие, которые некоторым из нас, в итоге, подарили больше положительных эмоций, чем “Кибербаг2077”. В нас самих само ожидание Cyberpunk 2077 всколыхнула нечто давно спрятанное, мечты о будущем, что заставило нас немного выйти за пределы поля видеоигр.

Мечта, если дать ей волю, всегда одолеет реальность.

Цитата из романа Станислава Лема «Футурологический конгресс», 1971 год

В разные времена люди представляли будущее по-своему. Когда-то мы мечтали открыть для себя край мира. Позже стали мечтать о подземных/подводных глубинах и, конечно, о космосе. Космос своей прелестью манил мечтателей и первооткрывателей. Фантазируя о парусниках, парящих в межзвездных пространствах и самолетах, бороздящих пространство неизвестных планет, мы мечтали найти себя среди них. Взрослых, смелых, открытых новому опыту и создающих историю.

1 game art logo
Старая советская открытка с космической тематикой

Однако, мечтая о будущем, где-то там далеко, мы не забывали поразмыслить о том, каково будет это будущее здесь. И где это “здесь”? Тогда, мы спросили себя, спросили вас и обратились почти что к истории. Но не той истории, которую преподают в школе, а скорее к истории человеческой мысли. Философии, обличенной в развлекательную обертку – так появились наши большие материалы о киберпанке.

Мы сделали огромную подборку игр в жанре киберпанк. И пусть не все из них, конечно, были частью киберпанк вселенных, но все они были про нас и то как мы будем жить здесь в воображаемом далеком будущем. Многие из этих “картинок” не были радужными или радостными, мир будущего полон сложности, противоречий и именно киберпанк отражает наш мир сегодня, в образах грядущего “завтра”.

Можно ли было ограничиться играми? Конечно! Но мы хотели идти дальше. Так, появилась подборка литературы, фильмов, аниме в киберпанк и Sci-fi тематике. Страшные и прекрасные догадки о мире будущего, о том, кем мы будем и как мы будем существовать спустя долгие годы. Эти произведения несли в себе догадку о встрече с внеземным и глубоко человеческим, о взаимодействии с искусственным интеллектом, новыми социальными формациями и вызовами для человечества, которые появятся вместе с улучшением технологий и их всё большим проникновением в нашу жизнь.

roblu aguilar duplicate state game art logo
Киберпанк может быть и таким

Во всем этом путешествии мысли, у меня всегда возникает один вопрос. К себе и к вам, к нашим читателям. Книги показали вам образы будущего, фильмы и игры обличили их в более явную визуальную оболочку, но задумывались ли вы о том, как звучит будущее? Что вы слышите когда представляете парящие неоновые города похожие на Нивалис из Cloudpunk, или город моторов из Deus Ex? Что будут слушать, через десяток, сотню или тысячу лет? И каковы будут те, кто это слушает?

На флейте водосточных труб

В течение следующих 50 лет может произойти новый расцвет в музыке. С тех пор, как музыку стали сочинять на компьютере, основное внимание уделялось технической стороне творчества и меньше музыкальной составляющей. И это нормально — когда технология новая, сначала происходит исследование её возможностей и ограничений. Как только технология закрепится, в ход пойдут традиционные способы творческого выражения — основанные на экспериментах с гармонией и формой. Объединение новых технических возможностей и классической школы, может дать жизнь новым музыкальным формам и новым способам выражения идей.

Григорий Семенов (музыкант, автор саундтрека к серии игр “Механоиды” и “Космические рейнджеры” в интервью для belongplay.ru)

Один из наших гостей – Григорий Семенов, в своем интервью предсказывал, что в будущем нейросети смогут помочь в создании музыки и несколько потеснят человека на этом поприще. Яндекс не так давно провел подобный эксперимент, объединив усилия нейросети, музыку А.Н. Скрябина и небольшой, но нестандартный оркестр.

Так или иначе, мы можем лишь гадать о том, что нас ожидает. Возможно мы переживем возрождение акустических мотивов, а может быть упадем в глубокий традиционализм и будем повсеместно слушать кантри или кантри-рэп как у моей любимой “Заточки“, но говоря о будущем надо помнить, что мы обязательно, неизменно, черпаем его в прошлом. Как тогда, так и сейчас самым ярким проявлением синтеза технологий и музыки стало понятие “электронной музыки”.

Электронная музыка появилась далеко не вчера. Музыканты искали разные способы звукоизвлечения, воспроизведения, да и просто новые границы своего творчества. В далеком 1906-1907 году появилось “оптофониское фортепиано” нашего соотечественника Владимира Баранова, экспериментально объединяющее звук и свет. В 1920 году, появится “терменвокс” – предок всех синтезаторов созданный Львом Сергеевичем Терменом, а следом за ним появляются множество вариаций синтезаторов. Уже после второй мировой войны, немецкий физик-акустик Вернер Майер-Епплер поднимает вопрос о создании исключительно электронной музыки при помощи специальных устройств. А в 50-е это принимает совершенно фантасмагорические формы. Например, в 1958 году в СССР был собран огромный синтезатор АНС Евгения Мурзина. Эта новация прижилась и к АНСу выстраивались очереди из музыкантов, в надежде создать с его помощью шедевр. И многим это удалось, хотя не все были так успешны. Скорее всего вы знакомы с творчеством Эдуарда Артемьева. В качестве примера его работы мы приведем здесь саундтрек к фильму “Солярис” (1972) написанный для экранизации повести Станислава Лема, в котором автором были замешены звуки И.С. Баха вместе с электрической музыкой АНС.

Тема из Соляриса

В 60-е годы по другую сторону железного занавеса был разработан Мелотрон (Mark 1), синтезатор более привычных для нас форм, проигрывающий музыку благодаря кассетным магнитным лентам. Позднее была создана более компактная и, что самое важное, более дешевая версия синтезатора – Minimoog американского изобретателя Роберта Муга.

Появление новых технологий и инструментов, космическая гонка – всё это вызвало рост интереса человека не только к фантастическому образу будущего, но и к созданию этого будущего в музыке, прямо здесь и сейчас. Так появилось необъявленное движение внутри музыки – New Wave.

Музыканты новой волны не сразу прочувствовали все грани синтезированных звуков. Всё таки это был рок или панк с синтезатором на десятых ролях, но со временем этот чудесный инструмент потеснил фаворита всех девчонок – гитару. Избранниками синтезаторов стали “краут” рокеры, такие как Kraftwerk, Tangerine Dream и многие другие. Их неповторимый стиль в электронной музыке создал плацдарм для вторжения синтезаторов в историю. Нельзя не отметить вклад Жана Мишеля Жара, который несколько облегчил музыку Вангелиса и предшественников, что нашло отклик в сердцах слушателя. Именно отсюда, в конечном итоге, появились легенды синтипопа – такие, как Draft Punk, Depeche Mode, Moby, Pet Shop Boys и прочие их коллеги.

А что же в СССР? Несмотря на определенную холодность в отношениях со странами западного блока, в Союзе, как родине синтезатора, об электронной музыке тоже не забывали. Группы Карнавал, Альянс, Центр и их коллеги завоевывали музыкальную сцену со сложными электро-музыкальными мотивами, но конечно, совершенно иными, нежели на западе. В 80-е синтетическая музыка стала весьма популярной. Ее можно было услышать по радио и в кинофильмах. Во многом именно потому, что люди того времени ожидали от синтезаторов своеобразного фантастического звучания, прямиком из будущего. И из андерграундного жанра электронное древо музыки разрослись ветвями всевозможных музыкальных течений – от дабстепа до эмбиента.

The Rise of the Synths

569c0b9a78da875d7d7f9cb6b404ec08 game art logo
Постер к “Бегущему по лезвию”

Помните ли вы оригинального “Бегущего по лезвию“? Этот неоновый нуар, обшарпанные улочки города и детектив в плаще с роковой красоткой. Да, это было прекрасное зрелище. Но помните ли вы тот саундтрек?

Его написал Эвангелос Одиссеас Папатанасиу более известный как Vangelis – один из первых, с позволения сказать, электромузыкантов, о котором мы уже упомянули выше. Послушайте его работы или хотя бы саундтрек к “Blade Runner“. Разве не так звучит будущее?

Электронная музыка глубоко проникла не только на радио, но и в сам Голливуд и во многом этому движению помог легендарный режиссер, продюсер и сценарист – Джон Карпентер. Он не боялся экспериментировать, делал то, что ему нравится, а к большинству собственных фильмов музыку написал сам. И это была глубокая, мощная электрическая музыка. Просто послушайте, например, его саундтрек к фильму Побег из Нью-Йорка.

Мечтания, выраженные в музыке, о будущем, которое еще не наступило, а может и не наступит – вот главный мотив электронной музыки.

Вернемся в наше время и обратимся к образованию таких интереснейших жанров, как Retrowave или SynthWave.

Синтвейв, обросший массой граней и кроссоверов, сегодня может быть как в виде жесткого рока с чертами жанра, так и электронного эмбиента, нагоняющего ужас и тревогу, либо наоборот, в виде расслабляющего чиллвейва. Синтвейв – ода “неоновым 80-м”, эпохи, которая не существовала на самом деле. Это музыкальный стиль, взгляд которого падает в будущее сквозь прошлое, показывая будущее таким каким его ожидали увидеть в 80-х. В этом жанре есть много интересного, чего только стоит поджанр SovietWave – для тех, кто хочет ностальгии по союзу и его несбывшейся космической экспансии.

Я обожаю синтвейв и слушаю его постоянно, в перемешку с другими любимыми направлениями – джазом, кантри, роком и различной этникой. Синтвейв способен раскрасить путешествие по душному городу в совершенно разные краски. И именно моя любовь к синтвейву (и ожидание релиза CP2077) привела к созданию нашей музыкальной подборке Синтвейва (и не только).

Ну и теперь мы, наконец-то, поделимся главным сабжем этой статьи. Для всех тех, кто любит синтвейв так же, как люблю его я, у нас есть небольшой подарок. В не столь далеком 2019 году фанатами жанра был выпущен небольшой документальный фильм “The Rise of the Synths” о музыкантах этого направления. Одним из главных участников, от лица которого, во многом, ведется повествование, стал сам Джон Карпентер.

Фан-трейлер The Rise of the Synths

В фильме участвовали прекрасные музыканты, среди которых: Mitch Murder, FM-84, NINA, Carpenter Brut, Dance with the Dead, Electric Youth, Power Glove, Gunship, Dynatron, Scandroid, GosT, The Midnight, Maethelvin, Mecha Maiko, Miami Nights 1984, Betamaxx, Nightcrawler, OGRE, Роберт Паркер, Perturbator, Винченцо Салвиа, 80s Stallone, Com Truise, Waveshaper.

Многие лица остались за кадром, многое не было сказано, но так или иначе, это восхитительный фильм о рождении и восходе синтвейв направления от лица тех, кто с ним непосредственно связан. В фильме есть множество рассуждений об искусстве, музыке, творчестве, фильмах и том, что такое синтвейв. Каким он, может быть, будет через время или, возможно, сгинет в небытие. Это отличный фильм для тех, кто хочет познакомиться с жанром и самыми популярными его исполнителями, ключевыми фигурами его истории, наполниться вдохновением для творчества, узнать что-то об электронной музыке в целом и, возможно, открыть для себя пару новых фильмов.

Синтвейв я люблю, озвучивал с большим интересом. Когда увидел этот фильм с русскими сабами, то решил озвучить в тот же самый вечер. В целом, я давно занимаюсь озвучкой, в основном это документалки о хоррорах 80-х годов и олдскульные видосы о группе Depeche Mode и был бы рад еще поработать над озвучкой подобных проектов, если у кого-то есть глубокие знания иностранных языков и возможность делать субтитры к ним.

Макс Шелленберг

Ранее этот фильм можно было заказать только на официальном сайте, но позднее в сеть просочилось само видео и появились русские субтитры (автор которых нам неизвестен) и наконец фильм обзавелся русской одноголосой озвучкой. И, да, одноголосая озвучка прекрасно и канонично смотрится в этом фильме, создавая ощущение будто смотришь фильма со старых VHS кассет.

Озвучкой занялся энтузиаст Макс Шелленберг. С самим фильмом вы можете ознакомиться на его канале в Ютубе, а так же в тематических сообществ по которым этот фильм разлетелся со скоростью звука. Говоря о содержании фильма, он действительно впечатляющий. Отличный монтаж, постановка сцен и символизм.

The Rise of the Synths – это глубокое метафорическое размышление о судьбе искусства на примере ритмов синтвейва. Рассуждение о том, как быть творцу в тяжелых условиях коммерции и о том, что на самом деле аутсайдеры творят историю. Я искренне рекомендую эту ленту к просмотру, это один из лучших документальных фильмов, что я видел, как минимум с точки зрения тех эмоций, что он у меня вызвал.

Садитесь поудобнее, расслабьтесь и позвольте себе просто плыть по волнам синтвейва.

Приятного просмотра, берлога!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.