Релиз Cyberpunk 2077 от польской CDPR, сколько бы её не ругали или восхваляли, оказал сильнейшее влияние на популяризацию киберпанк сеттинга в широких массах. Как жанр научной фантастики, сеттинг зародился во второй половине XX века, близкий к антиутопии, отражающий упадок человеческой культуры на фоне технологического прогресса. В индустрии видеоигр жанр киберпанка не слишком распространён, а среди современных представителей жанра, помимо вышеупомянутого Cyberpunk 2077, следует отметить серию action-RPG игр Deus Ex, трилогию изометрических RPG Shadowrun, а также психологический хоррор >Observer.
В литературе же ситуация всегда обстояла гораздо лучше, и ярчайшими представителями являются Уильям Форд Гибсон (можно сказать один из отцов жанра киберпанк) с его трилогией «Киберпространство», в состав которой входит культовый ныне «Нейромант», Ричард Морган с его книгой «Видоизменённый Углерод» (по которой снят довольно неплохой сериал) входящей в трилогию о Такеши Коваче. Так же к произведениям, оказавшим влияние на формирование киберпанка, многие относят роман Филиппа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» (по мотивам которой снят, на мой взгляд, величайший представитель киберпанка в кинематографе «Бегущий по лезвию»), являющийся по факту предтечей жанра.
Кстати, у нас на сайте есть шикарная киберпанк подборка: книги, фильмы и аниме.
Помимо работ вышеупомянутых писателей, также существует множество менее известных произведений. Одним из таких произведений является серия книг «Gamedec», польского фантаста Марцина Пшибылека. Сборник рассказов “Gamedec. Granica rzeczywistości” (в переводе на русский – “Предел реальности“) была книгой-дебютом автора и рассказывала о приключениях геймдека (сокращение от словосочетания game detective, игровой детектив) Торкил Аймор. В данной вселенной люди плотно подсели на игры и приложения, убегая от рутины и проблем в местное киберпространство, в котором, однако, так же процветает преступность. Геймдеки же по сути являются частными детективами, чей опыт позволяет эффективно расследовать запутанные преступления виртуальных миров. На данный момент серия «Gamedec» насчитывает 5 томов, и прошла эволюцию от криминальной фантастики в атмосфере киберпанка и нуара, через военную фантастику, до космической оперы и утопии, действие которых охватывает период с 2196 по 2522 год.
16 сентября 2021 состоится релиз первой игры по книжной вселенной «Gamedec», выполненной в жанре изометрической RPG без боевой системы и полностью построенной на взаимодействие с окружающим миром через диалоговое колесо. За разработку взялась студия Anshar, за спиной которых красивая космическая VR игра Detached.
«Собирайте информацию у свидетелей и подозреваемых, чтобы перехитрить злодеев и раскрыть их замыслы, спасти невинные жизни и изучить необычные отношения между виртуальными мирами и их жителями. Игра постоянно адаптируется к вашим решениям, не осуждая их. Вас определяют ваши решения.» – гласит описание игры.
Примечательно, что автор книжной саги принимает активное участие в разработке игры в качестве консультанта. А я же, в свою очередь, поделюсь своими впечатлениями от пресс-релизной демоверсии Gamedec.
Впечатления
Демо представляет собой короткий отрывок из игры. Большинство механик в нём недоступно в связи, с тем, что мы играем уже сгенерированным персонажем, детективом-девушкой, с фиксированным набором профессий.
Действие разворачивается в Варшаве конца XXII века, разделённой на 3 зоны: Верхний, Средний и Нижний город. После начала новой игры, без лишних предисловий, нас сразу же бросают в гущу событий, на экране появляется информационная панель, на которой выведено письмо, адресованное нашей героине, с просьбой встретиться с адресатом в Нижнем городе.
Прибыв на место, мы узнаем, что обратившийся к нам человек мёртв. Собственно, в расследовании обстоятельств его смерти мы и проводим всё отведённое нам время. Расследование происходит на двух локациях: улицы Нижнего города, где непосредственно найдено тело, и ночной клуб.
Расследование состоит из общения со свидетелями, экспертами и рейнджерами (местная общественная полиция) прибывших раньше, изучения места преступления и улик, а также восстановления записей с камер наблюдения.
Все факты собранные в процессе расследования попадают в Кодекс (сильно порезанный в демоверсии) и ключевые улики и факты попадают в меню Дедукции.
Кодекс представляет из себя стандартную базу данных, не отличающуюся от аналогичных систем в других RPG играх.
Меню дедукции же, представляет из себя упрощённую версию аналогичной механики из последних игр про Шерлока Холмса от Frogwares (Sherlock Holmes: The Devil’s Daughter и Sherlock Holmes: Crimes & Punishments). Работает оно следующим образом – в процессе расследования мы собираем факты, они попадают в меню Дедукции, и сопоставляя их мы выносим предположения об обстоятельствах смерти, которая позже складывающихся в версию, влияющую на итог расследования.
Так же в игре присутствует третье меню – Профессии, являющееся древом прокачки навыков персонажа. Каждый скилл (профессия) отвечает за выполнение тех или иных действий геймдека в ходе расследования. Так, например профессия Molecular Scripter (Молекулярный скриптер) позволяет управлять дронами. Так как в демоверсии мы управляем персонажем, с фиксированным набором навыков, а прочие профессии закрыты для исследования – у меня не сложилось понимания принципа прокачки персонажа.
Система диалогов представляет собой колесо с выбором реплик, аналогичное диалоговой системе игр Bioware (а именно Mass Effect, Dragon Age).
В процессе диалогов с некоторыми персонажами, вы можете наблюдать за шкалой доверия. В зависимости от её заполнения в процессе общения, она либо увеличивается, открывая новые возможности (например, при полной шкале Капитан Рейнджеров даёт разрешение на обследование тела), либо падает, блокируя целые диалоговые ветки и возможности.
Помимо основного задания, присутствуют сайд квесты. Например, мы застаём сцену ссоры между Капитаном Рейнджеров и Парамедиком, прибывшим обследовать тело. В процессе мы узнаём, что у них несведённые старые счёты друг с другом. После чего мы можем выполнить для любого из них поручение, например Парамедик предложит нам спровоцировать Капитана на драку, чтобы тот мог подать жалобу о превышении служебных полномочий его врагом. Или же по просьбе Капитана сломать медицинского бота Парамедика. Каких-то существенных изменений от выполнения данных квестов я не заметил, но так как разработчики обещают изменение игрового мира от каждого принятого решения – сделаю предположение, что это должно отразится в будущем.
Помимо прочих игровых механик, отдельно стоит отметить, процесс взлома камер для восстановления записей, которую я заметил случайно. Вообще в демо нет ни обучения, ни руководства, ведущего нас за руку, нас просто бросают в локацию и говорят давай, начинай расследование. Но речь не об этом, прогуливаясь по локации в поисках необнаруженных возможностей, я наткнулся на дрон, к которому можно было подключиться и с его помощью произвести взлома систем наблюдения. Решив нехитрую головоломку (напомнившую мне систему взлома из Watch Dogs 2), я получил видение произошедшего. Просмотр данных с камер по факту оказался очень жирной подсказкой, дающей чёткие ответы на 2 из 5 предположений в режиме дедукции, при составлении версии произошедшего.
После выдвижения теории нас ждёт заскриптованная встреча с новым действующим лицом истории и сюжет двинется дальше, предлагая нам выбор закончить демо вернувшись в апартаменты ГГ или же задержаться на месте преступления. Во втором варианте в ГГ стреляет злоумышленник и мы теряем сознание. После пробуждения, у нас есть выбор отправиться домой или же выяснить кто стрелял.
Выбор второго варианта, открывает новую локацию – ночной клуб, в котором нам надо найти следы присутствия и мотивы стрелка, составить гипотезу в отношении личности стрелка, и связать произошедшее с расследуемым убийством. Второе расследование, в целом не отличается от первого в плане механик, единственное, что стоит отметить, это то, что в клубе находятся 2 разные банды, среди членов которых и надо искать стрелка. В этом нам помогает индикатор, который в зависимости от найденных улик, склоняется в сторону той или иной банды.
На этой ноте я заканчиваю описание своих впечатлений от игровых механик и сюжета, и далее перехожу к аудиовизуальной составляющей.
Визуально игра напоминает трилогию Shadowrun, что не удивительно, ведь это так же RPG в сеттинге киберпанка. Изометрическая камера, яркие эффекты, красивые и аккуратные анимации, рисованные аватары персонажей, дружелюбный интерфейс, проработанное освещение и хорошая детализация локаций, неоновые вывески, дымка, отражения – движок игры старается на радость глаз и создаёт нужную атмосферу. В демоверсии графические настройки предустановлены на высокие, и возможности поменять их – не было. Однако на моем ПК (i7-8700K 3.70GHz, Geforce 1070 Ti) игра не вызвала никаких технических неполадок, как она поведёт себя на более слабых машинах – остаётся вопросом.
В демоверсии доступны лишь две версии локализации Английская и Польская. Озвучка персонажей в демоверсии полностью отсутствует, но судя по странице игры в Steam – в релизной версии нас ожидает английская озвучка, а также дополнительные наборы языков, включая русский. Музыкальное сопровождение не раздражает, но и не запоминается, на момент написания данного превью, единственное, что я помню, это то, что в первой локации играла спокойная, можно сказать меланхоличная музыка, во второй же, как и положено ночному клубу, что-то близкое к направлению electro house.
Подводя итоги, нас с вами ждёт очень интересный проект, этакий изометрический Шерлок с элементами RPG в сеттинге киберпанка, что не может не радовать. Будем надеяться, что разработчики осуществят все запланированные ими идеи и нас ждёт увлекательная детективная история с реальным влиянием действий твоего персонажа на окружающий мир. А пока в ожидании релиза, я, пожалуй, приступлю к прочтению первого тома саги «Gamedec», для более глубоко погружения в предстоящее приключение.
Геймдек — непростая профессия. Полжизни лежишь в кресле. По венам текут химикаты для искусственного жизнеобеспечения. На голове шлем виртуальной реальности, стимулирующий мозг настолько, что несуществующие вещи можно увидеть и потрогать, почувствовать их вкус и запах. Но кто сказал, что бесконечные виртуальные миры менее реальны, чем то, что происходит в реалиуме? В игровых мирах люди веселятся, знакомятся, работают, занимаются сексом и — самое главное — остаются людьми. То есть обманывают, воруют и даже убивают. Зачастую более смело и жестоко, чем в реальной жизни. Именно поэтому появился спрос на специалистов вроде вас — игровых детективов. Однако за нужные навыки придется заплатить. Так что не забывайте о прибыли, не сводите глаз с цели, идите по горячим следам и помните: игра никогда не заканчивается.