28.04.2024
Last Train Home game cover art logo wallpaper

Разбор игры Last Train Home: клюквенный вагон искажений истории

Я, в целом, уважаю чешский геймдев. Как минимум за то, что он подарил миру Даниэля Вавру, который в свою очередь подарил миру серию Mafia, и, все мы надеемся, что серию, Kingdom Come. К тому же первый материал, что я вообще сделал для этого сайта, также посвящён игре из «страны восходящего пива» – Legie. А потому к первой работе студии Ashborne Games, что выросла из-под крыла THQ Nordic, я подошёл без какого-либо скептицизма, а скорее с интересом.

Уникальный сеттинг – гражданская война в России, глубокий и интересный жанр – стратегия в реальном времени, а также излюбленное чехами стремление к реализму и приземлённости – готовый коктейль для отличного времяпрепровождения и интересного обзора. Но потом я на секунду задумался – чехи, реализм, стратегия, гражданская война в России – что-то из этого ряда слегка выбивалось…

Но я всё же решился взяться за обзор, особенно учитывая то, что я получил ключ до релиза. Так что теперь я готов вам однозначно рассказать, какой же на самом деле получилась новая стратегия в реальном времени – Last Train Home:

Обзор Last Train Home

Ниже, по традиции, текстовая версия обзора, для тех, кому лень слушать или смотреть видео.


Сюжет

Итак, начинается история Last Train Home с не самой большой исторической лекции, что подводит к причинам появления на сцене Гражданской войны в России целого Чехословацкого корпуса. А причины этого просты – во время Первой мировой войны, ради противостояния немецко-австро-венгерской агрессии, на территории Российской империи из добровольцев были сформированы чехословацкие войска, что находились под совместным управлением с Чехословацким национальным советом (чешским правительством, что находилось в эмиграции во Франции). С началом же Гражданской войны и, соответственно, с окончанием участия России в Первой мировой было решено вывести Чехословацкий корпус с её территории по морскому пути из Владивостока.

DO33kyszZzeiAH G5EV4Pp08kvetFpUtF31C8 265uh3 YJzn3vPrDsZmomvANLGL55cLfUSAcOcFqKPShQi8B1Acm3VYTnqiqbkN game art logo

В управление игроку попадает отряд Чехословацких легионеров, что стремится как можно более скоро отбыть во Владивосток. Управляется отряд майором Газдиком – суровым, но понимающим военным, что стремится вернуться к себе домой – в Чехию. Попутно наблюдая зверства красной армии, отряд из 40 человек постепенно продвигается к Москве, где чешские дипломаты стремятся выбить отряду спокойное прибытие до Владивостока. По пути они встречают генерала Адама Морозова, который недвусмысленно намекает чехам, что если те не сложат оружие, то последствия будут губительны. Газдик не собирается идти на уступки, а потому отказывается от предложения генерала. Морозов же в ответ лишь усмехается – чехи скоро пожалеют об этом решении.

game art logo

Когда отряд уже подъезжает к Москве, случается страшное – поезд попадает под таранную атаку поезда генерала Морозова и съезжает с рельс – Газдика расстреливают на месте, а отряд теперь сам должен найти чешского советника Лангера, и как можно быстрее убраться с территории Москвы. А потому, прорвавшись через сотни отрядов красноармейцев, чехам удаётся захватить бронепоезд и спешно выехать с территории города. Теперь командование передаётся в руки игрока, Лангер же становится советником и голосом разума в игре – именно через призму его восприятия и будут поданы все дальнейшие события.

SyFSiv47L6s0SAXLVOH0asMnfRCLQsSXQ74ERySSOMSQG fIQ8KBk HrALud5w2miKuHY9 Y92D9fS8xWxLdsFRNpw0VJQ8B8F1jYEpDnofAKUjTyqM uYaY8kpn X5HLEiVhYJA84ftnFYvKmCriU game art logo

В целом, нарратив выстроен в игре достаточно сухо – заставки появляются лишь между масштабными главами, а выполнены они в виде нарезки FMV с живыми актёрами. Между ними история, в основном, подаётся в виде неозвученного текста, что призван скорее дать быстрый брифинг миссии, а не рассказать интересную историю. В целом, с точки зрения нарратива игра выглядит достаточно посредственно – центральная линия крайне приземлённая, побочные задания редко представляют какие-то более интересные завязки и развязки, чем злые люди захватили деревню/склад/лесопилку, убей злых людей, освободи деревню/склад/лесопилку – свою функцию выполняет и ладно. Основной его проблемой является слон в комнате. Что за слон в комнате? Сейчас расскажу.

Слон в комнате

Я не могу сказать, что сюжет Last Train Home объективно плохой, к тому же некоторым он и вовсе покажется хорошим, особенно для стратегии. Однако, с ним есть одна такая маленькая проблема, что называется «игра про Россию, которую сделали чехи». И из-за этой маленькой проблемки возникает тонна других идеологических проблем, которая, правда, скорее всего актуальна исключительно для прослойки игроков из России. К несчастью или счастью для вас, я отношусь к этой прослойке, а потому не рассказать об определённых сюжетных моментах, я не могу. Начнём с маленьких и дойдём до наибольших.

TIUiJt3uHiqPcQdKIF2RnDXSd9JqhKVlFoNqkalzBr9cp3M blG23ud1IfHRpMGy05DECUt5KeaMoe6MJ0wT3fah1BbY8pGUuZhzKr 93UiX7yq8ggtFdjteDL2yl PbLTdCk sQC2q3GyzKA4HfisA game art logo

Первая проблема кажется на первый взгляд неважной и бессмысленной. В игре есть «иммерсивная» озвучка – благодаря ней легионеры говорят аутентично на смеси словацкого и чешского. И это круто, не каждый раз увидишь такой подход – в уже упомянутый Kingdom Come, например, такую озвучку и вовсе завезли только в этом году. Но из этого вытекает проблема – читая слово «иммерсивная», ты ожидаешь, что озвучка будет целиком «иммерсивной». А потом ты видишь обычную русскую деревенскую бабку, что всю свою жизнь прожила в Калужской губернии, которая идеально разъясняется на чехо-словацком. Потом ты видишь русского генерала РККА, что шпрехает на чистом чешском без акцента. И слово «иммерсивный» в твоей голове слегка так разрушается напрочь. Ещё более напрочь её разрушает вражеские юниты на миссиях, которые удивительным образом говорят на русском. На русском с чешским акцентом. И, конечно, это, наверное, не проблема… Точнее, не было бы проблемой, не пиши разработчики монументальное слово «иммерсивная».

game art logo

Вторая проблема – классическая и уже даже слегка рутинная клюква. Да, опять в игре злобные и глупые русские – тут в основном, правда, красные злобные и глупые русские, хотя думать, что белым и даже мирному нейтральному населению не досталось, не приходится. Злобные русские, потому что сжигают деревни, а глупые, потому что оставляют в деревнях припасы. Уровень хтоничности находится в пределах нормы для западного произведения – каких-то чрезмерных перегибов в ужастик с тоннами убитых крестьян нет, а потому в целом терпимо. Забавной клюквы, впрочем, тоже не завезли, кроме разве что злодейского генерала с фамилией Морозов – видимо потому, что в России должно быть холодно, я не знаю.

В противовес же злобным русским представлены добрые чешские эльфы, что всего лишь хотят вернуться к себе домой. Все мало-мальски негативные поступки они совершают лишь ради выживания в этом ужасном русском мире, либо ради всеобщего блага, либо и вовсе, потому что бедных чехов заставили это сделать. Даже мародёрствуют они по-доброму, ибо Last Train Home вообще предпочитает не замечать, что на протяжении всей игры игроку необходимо воровать припасы из вообще-то мирных поселений. Ну, да – чехи чаще всего выгоняют из них красноармейцев, что, насколько я понимаю, в мире игры даёт карт-бланш на отбирание ресурсов у мирного населения. В целом, какой-то серой морали в игре особо нет – цвет сторон определён – и это далеко не красный и белый, а скорее чёрный и белый.

93ks9SIT8neI01GLVitGoiSm51xHDqre6ezNHtUG6fVL552eNmftKb8 MVuh7byDYrzpVS8m8lE q8q9mBJiuUqnM3OvZoWWBnS3IZyJilvfRkKDyDKhMCZAQcOftIVK dg0eFbPc c80sInNjtyBj4 game art logo

И, наконец, третья, самая большая проблема – преуменьшение масштабов и вызванная этим тотальная аннигиляция «историчности» произведения. Начнём с того, что по моему рассказу у вас должно быть сложилось примерное впечатление о Чехословацком корпусе – небольшое формирование, угнетаемое куда более мощными силами, которое всё время своего существования было вынуждено бороться за жизнь. И это не удивительно – игра так это и представляет – отряд из едва ли 40 человек, что то и дело попадает в неприятности, попутно стараясь определить своё положение в стране, раздираемой гражданской войной. Что из этого правда? В стране была гражданская война, они частенько попадали в неприятности… В целом, всё.

9FLtYX6PU55Slyhcd BUp9Pf 9sLdRMp xpncC5VK641d8vS9LPziCTZcXNN2AUOhoYw7SGkMt7ZLw U4Fd LwLJCXUpJjK99I5saMSI game art logo

СЛЕДУЮЩАЯ ЧАСТЬ МАТЕРИАЛА НАПИСАНА НА ОСНОВЕ МОЕГО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЛИТЕРАТУРНЫМ ИСТОЧНИКОМ:

Чешско-Словацкий (Чехословацкий) корпус. 1914–1920. Документы и материалы. Т. 2. Чехословацкие легионы и Гражданская война в России. 1918–1920 гг. — М.: Кучково поле, 2018.

Начнём с того, что истинная численность Чехословацкого корпуса исчислялась не в 40 солдатах, а в 40,000 солдат. Что, кстати, логично следует из слова «корпус» в названии этого вооружённого формирования – реальное формирование состояло из 8 полков, каждый из которых насчитывал по несколько тысяч человек. И это ещё по скромным оценкам. Также важно понимать, что просто 40,000 чехов и 40,000 солдат, прошедших Первую мировую войну, и сформировавших одни из наиболее подготовленных военных формирований на территории России – это тоже очень разные вещи, а мы как раз имеем дело со вторым вариантом. И такое преуменьшение в 1000 раз выглядит настолько странным, что я даже не имею ни малейшего понятия о том, как к такой идее вообще можно прийти.

F7ZRe33SXFhlEh0tk8L1KS1FbDYy6bsoc2EBf0TKpJOWdYZe9zKWwFtxKn0OZiRnj0gDKnPivVZUKV GwiEBWDTUM game art logo

Также жестокому преуменьшению подверглись и даты происходящего. Вся история игры занимает около одного календарного месяца, тогда как в реальности эвакуация Чехословацкого корпуса из России заняла около трёх лет, при этом сопровождаясь огромным количеством различных событий, затронувших различные части этого легиона. В игре точкой старта можно назвать издание «распоряжения о разоружении», которое в реальности имело место быть 25 мая 1918 года.

Надо ли говорить, что при таких темпах перемещения всего корпуса чехи оказались бы во Владивостоке в районе августа? Надо ли говорить, что вопросов о выживании в морозах в летний период в Сибири не могло стоять вовсе? Думаю нет. Я скажу о другом. На момент мая 1918 года Чехословацкий корпус уже находился во Владивостоке и уже даже сформировал орган власти, управлявший эвакуацией через море. Как так вышло? Видите ли эвакуироваться чехи начали с самого момента революции и выхода России из Первой мировой. Почему? Потому что изначально корпус управлялся совместными силами Российской империи и Чехословацкого национального совета (правительства Чехии, находившегося во Франции в эмиграции).

С момента же развала империи корпус перешёл под полное управление сил, противостоявших Германии, Антанты, а конкретно – Франции. Корпус оказался идеальным средством закрытия дыр, образовавшихся от потерь на фронте Первой мировой. К тому же средством обученным и эффективным, а потому вывести его с территории государства, что не участвует в войне оказалось необходимостью. Германия же, наоборот, оказалась в этом не заинтересована вовсе, ибо из-за этого утрачивала своё шаткое положение на фронте.

4wKdZtemGiWRPCyJOu3N PMroV82LKKcryGIlZeHN0Gp8l13PCks4bL1PTRYXNTCNl9u1L1BUsX83JCIpt Lo 7Ewkz05f2XFeHiZK7BXdOJlcMoJ RueJDZv2p aPFc3o QzLEzGwkkE9dF8PtR5U game art logo

Временное же правительство, сформированное после революции, хотело создать нормальные отношения с обеими сторонами конфликта, чтобы позволить себе передышку на разрешение внутреннего конфликта. Получалось это у него плохо, а потому было принято спорное решение – разоружить по факту армию интервентов, чтобы РККА смогла сосредоточиться на борьбе с белыми. Решение сработало в противоположном направлении – чехи перешли на сторону белых, захватили огромную часть городов Сибири, в которых стояли их вооружённые формирования, а также помогли белым сформировать антибольшевистские правительства и взяли под контроль огромный участок Транссибирской магистрали вплоть до Владивостока.

И это настолько обрадовало Антанту, что некоторая часть корпуса по их приказу и вовсе начала наступать на Россию со стороны Сибири. Чехословацкий корпус на момент середины 1918 года был самым боеспособным подразделением, располагавшимся на территории России. Как вы думаете – что из этого есть в игре? НИЧЕГО. Буквально НИЧЕГО.

В Last Train Home Чехословацкий корпус выставлен жертвой обстоятельств, что просто хотел вернуться домой, на родину, в Чехию. В реальности корпус был практически полноценной армией, что вела боевые действия под руководством Антанты. Огромным военным формированием, что на протяжении нескольких лет планомерно выбиралось с территории России, попутно вступая в стычки с большевиками.

ivKuM9lPJNx0NMCj3FpYpc5k CyzvXAJULzhpBcmW6LyWLW game art logo

И вот как вы думаете – учитывая всё вышеперечисленное – сменился ли масштаб событий, связанных с отрядом? Ну, конечно, нет. Даже по цифрам. За весь боевой конфликт между РККА и Чехословацким корпусом, потери первых составили около 5000 человек, а вторых – 4000 человек. Ужасные цифры. Судя же по моему опыту прохождения игры за миссию приходится уничтожать около 50 бойцов красной армии. Округлим количество миссий до 50, и с удивлением обнаружим число 2500. Потери же моих бойцов составили 2 солдата. То есть видеоигровая армия, состоящая из 40 человек, оказалась, в 1000 раз более эффективной, чем реальная Чехословацкая армия, а может и в 36000 раз более эффективной, ибо таких результатов она добилась не за 3 года, а за 1 месяц.

А всё потому, что из эффективных боевых подразделений, разработчики создали чёртовых терминаторов, уничтожающих врагов сотнями. Эти люди вставили в игру эпизод, где отряд из 10 человек полностью зачищает Казань от РККА и ворует ВЕСЬ ЗОЛОТОЙ ЗАПАС РОССИИ. ОТРЯД ИЗ 10 ЧЕЛОВЕК. Эта игра называется Last Train Home или «10 друзей капитана Лангера»? В реальности для его захвата, к слову, потребовалось 6000 человек. Происходило это всё в августе 1918 года.

BbmzzEj9eLdyuTqxbT3TmxnEy O9vMuYAnPbucO0EAW7o aEqk8m00rVKJUIc8F6omcPwwEjA1amxljQjVDjTlWspqWr pykgLV9HJkfY8SHLg01D 4b1rgT8b44I Dvy8UKMmlbozB86LRsyTiPNo game art logo

Есть в игре и великолепный в своей шизофрении эпизод, что меня поверг в тотальный шок. В одной главе, что происходит во второй трети игры, Чехословацкому корпусу поступает задача – довезти таинственную семью, что состоит из пяти детей и двух взрослых. Внутри семьи царит странная субординация – дочь бьёт отца, а мать заботится о детях с куда большим трепетом, чем заботилась любая другая женщина о своих детей. 

Одну девочку зовут Анастасия. Да, это царские дети. При том появляются они в сюжете уже после добычи золотого запаса чехами – как минимум через два месяца после их расстрела в реальности. Но это не ошибка – игра с полным серьёзностью лицом, рассматривает версию о том, что детишек на самом деле тайно вывезли, что позволило избежать казни.

Но если вы думаете, что на этом шизофреничность заканчивается… В какой-то момент выясняется, что один из сопровождающих отравлен цианистым калием. Приступаем к расследованию и к концу главы выясняем, что оказывается это царские детишки убили своего сопровождающего, потому что он поднимал на них свою руку. Вы понимаете? Ashborne Games умудрились возвести напраслину даже на мёртвых детей царской семьи, сделав из них жестоких малолетних убийц.

5iCyM qBKixxXeHdNlkGjePOMaZJaZ95yTqsxryPHy game art logo

Доходит это коверканье истории до смешного – одним из центральных персонажей, правой рукой безымянного командующего-игрока, является Франтишек Лангер. Именно его ремарки и мысли сопровождают любого запустившего игру на протяжении всего прохождения. И он в череде выдуманных образов является чуть ли не единственным реально существующим историческим лицом.

Лицо это правда подверглось такому количеству художественных допущений, что лучше уж им было сменить имя персонажу и сделать всю игру глуповатой выдумкой. Начнём с того, что в игре он представлен, как человек в возрасте, переживший всякое, умудрённый опытом и при всём при том высокопоставленный. В реальности ничего из этого не является правдой – на момент действия игры Лангеру было 30 лет, был он хирургом, приставленным к одной из бригад, а высокого положения не мог иметь в принципе – суммарно он на тот момент прослужил всего четыре года, один из которых он провёл в плену.

Да и путь до дома прошёл у него настолько спокойно, что за время эвакуации он аж женой обзавестись успел. Буквально единственный персонаж произведения, обладающий реальным прототипом – является абсолютной художественный выдумкой.

game art logofYNMsg54iSzmDfx5oa 0YXVaR3Yn game art logo

В общем, ради превращения игры в «Спасти 40 рядовых Гжегошей Бжешчишчикевичей» разработчики настолько сломали историю, что всё стало напоминать скорее фанфик умственно-неполноценного фаната альтернативной истории. И у меня на самом деле не было бы с этим никаких проблем, если бы не одно «но». В самом начале игра заявляет, что в основу её истории легли реальные записки одного из бойцов Чехословацкого корпуса. И при этом даже название Last Train Home не соответствует действительности, ибо судя по происходящему в игре, время действия, которой – 1918 год, поезд вообще не «последний», ведь «последние поезда до дома – last trains home» продолжали ходить вплоть до 1920 года, а потому даже основная идея игры – ложь и профанация на основе реальной истории, что формирует образ в голове игрока, что абсолютно не соответствует действительности.

hmhIgiTr9Ghc lvxbmKxr2za56Yy9 oC4rlxuhi GHUNnaOpQkxJhrZjnzUNWVpwOJCSgIXIfR1FpZMX3zMtqY6mepIKANMDAeiTtPLw HiIMm k5SduaQvHNyrUFc6uWFP7OdHu4BvbF30TwrQ5 wc game art logo

Вся игра по сути является крайне сжатой выжимкой из реальности – сжатой и по количеству людей, сжатой и по датам, но при этом обладающая таким же объёмом событий, а потому повышенной плотностью. Если вам не понятно – приведу параллель. Это выглядит, как история Битвы за Сталинград, где воевали 10 человек против 1,000, битва длилась день, потери одной из сторон составили 1,500,000 человек, а сражение было сконцентрировано вокруг битвы за один дом. И если вы, как создатель игры, понимаете, что сюжет вашей игры ничем концептуально не отличается от сюжета «Сталинграда» Фёдора Бондарчука – хорошей идеей было бы этот самый сюжет поменять.

Или в крайнем случае добавить в игру шестируких ночных бабочек из Индии – в Last Train Home их, к сожалению, нет. Основная идея нарратива – просто преуменьшение, сделанное для того, чтобы показать превозмогание – подход ничем не отличающийся от подхода к формированию сюжета многих российских фильмов про войну, разве что обладающий перевёрнутой в противоположную сторону идеологической стрелочкой.

BptAHhuDHY6u sT QmdGGEB3cMygDvySAoF04vP2n01qHKv6WoV1eP8WGXWZA1sEG2r4LYkHnmFNH ARfSFCfTG3tLGw4BhU2OttY4UlVaxrmhJWosQaS game art logo

Но подождите – я слышу крик из зала: «Игра сама заявляет, что рассказывает историю лишь последнего эшелона, выезжающего из страны, а потому ты, Тюленин, не прав!». Поясню – игра фактически начинается с события 1918 года, на всём её протяжении слышны заявления о том, что Гражданская война только началась, захват царского золота произошёл в 1918, расстрел царской семьи произошёл в 1918, а потому последним этот поезд быть не может физически – эвакуация закончилась лишь в 1920-м.

И даже, если действительно принять тот факт, что отряд, который мы контролируем – последний, то получается идиотская ситуация, в которой армия, состоящая из 39,960 солдат умудрилась целиком преодолеть Сибирь и бесследно эвакуироваться за 5 месяцев, при этом не взяв под контроль ни одного города, как в реальности, не поучаствовав ни в одном серьёзном вооружённом конфликте Гражданской войны, и попутно забыв близ Москвы отряд в 40 голов. То есть большевики в игре представлены настолько тупыми идиотами, что рассматривают в качестве полноценной угрозы чехов, которые по большей части УЖЕ эвакуировались с территории России, не имели никакого влияния и были жалкой горсткой отщепенцев, про которых забыли даже их сослуживцы. Это бред, просто бред.

От такой ментальной гимнастики, необходимой для придания истории минимального смысла, у меня складывается ощущение, что разработчикам было плевать не только на историю России, но и на историю Чехии – с настолько невероятными допущениями они подходят к передаче родной истории. А потому на мой вкус качество итогового продукта с исторической точки зрения просто отвратительно. Но давайте перейдём от плохого к хорошему.


Геймплей

С точки зрения игрового процесса Last Train Home делится на два основных геймплейных пласта – менеджмент поезда и тактические вылазки в реальном времени.

Часть I. Менеджментовая

Игроку в распоряжение даётся бронепоезд и отряд чехословацких солдат. Бронепоезд может состоять из вплоть до 9 вагонов, которые носят различную функцию – есть вагоны-казармы, где расположены солдаты, есть вагон-склад, где хранятся припасы, есть вагон-мастерская, где производится вооружение, есть вагон-госпиталь, где лечатся раненные бойцы и создаются лекарства, а есть вагон-кухня. По вагонам и локомотиву необходимо распределять бойцов, в соответствии с их мирными профессиями – повар, машинист, рабочий, врач. Всего в распоряжении поезда находится ограниченное количество ресурсов, необходимое для нормального существования – топливо, пища, деньги, древесина, металл, ткань, травы и порох. Тратятся ресурсы как на нормальное функционирование поезда – починку, пропитание, перемещение, так и на улучшение вагонов – у каждого из них есть своя ветка прокачки, позволяющая укрепить вагон, утеплить его, расширить, а также снизить количество несчастных случаев.

zx9BXP4h41OUGsXUmWGWWg3e41E32400YJTgMneORKOumnhO0Z05ts4zXySy 4pvyx6NNAvboFAx7f4k5brYaIUohz2NMatJ6xck66yam game art logo

Ресурсы ограничены, а потому их поиск становится чуть ли не основной задачей игрока – то и дело поезду надо остановиться, чтобы отправить бойцов на вылазку. Вылазки бывают нескольких типов, и каждая из них требует определённых качеств бойцов, что являются уникальными для каждого. Например, в лес лучше брать бойца с качеством «Охотник» – так больше шансов обнаружить дичь и повысить количество провианта. На каждую такую вылазку отряд затрачивает единицы выносливости – сначала для того, чтобы добраться до точки на глобальной карте, а потом, чтобы уйти с неё. На самой же точке затраты могут быть разные – иной раз требуется прочесать местность, на что расходуется реальное время, но не выносливость, а другой – потратить большое количество очков выносливости, не расходуя лишнее время. А потому всем бойцам необходим отдых – посылать один и тот же эффективный отряд на все миссии не получится. К тому же, в какой-то момент в игре появляется шкала «Уровень угрозы», которая повышается при простое поезда, а при движении – понижается. Потому часто приходится идти на компромисс при исследовании локаций на глобальной карте – идти во все точки часто не представляется возможным. Невозможно и вернуться назад – поезд следует исключительно по рельсам вперёд, отсекая возможность зачистить уже проеханные локации.

GwlyO8cA6fppvTKcULspmJHJmGJfxD7XyeMdwMFzLmfn5SqjZwqsVxKqn UyCL8x4kK0fjs XgLVLFxc49u94Os0aVZrBcYaCrYJnGMvsMS1hHLYSxi1CVz3 uXVhKnMuAKNt4Z0M3ZhIJ9VjVIboHw game art logo

Все вылазки повышают бойцам опыт, что позволяет прокачивать боевые специальности. Мирные специальности развиваются за счёт работы на поезде. Всего один боец может получить вплоть до 6 различных специальностей. Также у бойцов есть и классические РПГ параметры типа выносливости, интеллекта, ловкости и прочего. Влияют они в первую очередь на выбор специальностей – каждая из них требует различных параметров для открытия.

jSiCWVcL1Tr84hKFO90cDgB6CXnT4Rry3PBiWCCHu04VNmc4ooXfqgjSzi NLGOdbVGH5zwEQnZ9a6TsSP6iyUGbpnQRm2tXq YsX6sdGA uPHJ55s zPfynKlBr3QrU7gbqF SyuyeWapUeBRkb0yk game art logo

В игре присутствует и экономика – на станциях чаще всего можно за валюту приобрести ресурсы или новые вагоны, а также либо подлечить бойцов, либо сводить их в кабак.

ZeIvbnd83GVEYjuSJPXsE7jal4yUSQUaGsz8gBNlHHQ8nZl4uFwdgpGoCgoMxjQu1ms4rg54X4r8c6v9K OuWwgb0FasyvcP8WLvu9C game art logo

Также, начиная примерно с финальной трети игры, в ней появляется проблема пониженной температуры. В вагоны становится необходимым ставить печи, жрущие топливо тоннами в день, найти ресурсы в лесу становится невозможным, а солдаты начинают заболевать. Last Train Home становится от этого слегка более сложной, но проблемой такого решения становится то, что на момент 7 главы из 9 возможных, ваш поезд и без того хорошо развит и обладает достаточным количеством ресурсов, а потому такая смена обстановки лишь вынуждает почаще отправлять своих бойцов на вылазки и чуть более правильно подбирать их в отряды.

Yk zapjvX3 QGHDUjcQA1VtOnoXWunWtAlJh exW bL3IygIK Y8JpfD3C5PNyYpe game art logo

Впрочем, глобальная карта даёт доступ не только к мини-вылазкам, выполненным в виде текстовых описаний происходящего, но и к масштабным операциям, где начинается новый пласт геймплея – тактика в реальном времени.

Часть II. Стратегическая

Всего на такие миссии можно отправлять вплоть до 10 человек. Каждый из бойцов выбирает специальность – от неё зависят перки и вооружение. Есть 5 основных боевых классов – стрелок, пулемётчик, санитар, гренадёр и разведчик. Стрелок интересен своей штыковой атакой, что позволяет быстро сократить дистанцию и мгновенно убить врага, пулемётчик – возможностью создать конус, в котором повышается шанс попадания, санитар – тем, что может лечить раненных, гренадёр – возможностью швырять гранаты, а разведчик – изучать дальние дистанции.

VY9V8EmJCJL3w4mfJMemS2YigVjxLum8PRfayde788SvYII805N0GUpJ4tXcF6xAiA87yiC DLED UtE6XGdwBuFn2Zh8 uh6xy7rYmcx game art logo

Тактическая часть делится на два основных вида – прямое боевое столкновение и стелс. Оба этих элемента выполнены на достаточно простом уровне. Боевое столкновение происходит так – вы и враг сидите напротив друг друга в укрытия, постепенно простреливаете друг друга и ждёте пока восполнятся навыки, что позволят переломить ситуацию в свою пользу. Из-за того, что бои выполнены не в пошаговом формате, ты часто отдаёшь бразды правления в руки искусственного интеллекта – он справляется как может, но из-за этого тактика из игры пропадает вовсе, потому что единственное, что чаще всего требуется от игрока – это найти подходящее укрытие.

fUg Wb f5Z4rnfZzxxxHd6iOYneU8d9c82F5 2mYvVfnpr0maiYb8WjJhfE OkZK eI9LCdAmrem5v gnLeJ7UQxTrQ8gJePUuGxElKO9axu 0VioHVLlon4k QOvDYs3c6bZaE9gQDdY53rV48wos game art logo

Стелс также не то, чтобы глубок. Начать можно с того, что вражеские юниты чаще всего ничего не слышат, а потому получают информацию о существовании игрока, только если тот войдёт в их конус зрения. Тихое убийство в игре всего одно – подойти к врагу сзади и заколоть его в ближнем бою – ни тебе метательных ножей, ни луков. При том заколоть можно любой юнит – хоть ты подходишь к обычному солдату, хоть пулемёту, хоть к гаубице – скрытный боец убивает всех одинаково быстро и тихо. Также нет необходимости как-то беспокоиться о телах – они просто исчезают со временем, оставляя после себя кровавую лужицу, которую противники, впрочем, всё равно не замечают.

UCgvLk BeNNRPcBqY n65ulRFu31u4Zf1k2cERa8f7V4U14TMbl0NQ55yId9MLspgeZ7HrU3en0f8oAvKE6l 0vTjDNW5NUuzFAsj bEbC1bQcgKeEJ 9LSJ447jGGg8XFLR nHc75KGWrcUTak1G84 game art logo

Бороться на этих уровнях нам предстоит как с обычными бойцами, что имеют схожие способности и классы с легионерами, так и с различной техникой. В первую очередь со стационарной – пулемётами, гаубицами и прочим – именно они доставляют наибольшее количество проблем. Также в игре существует и подвижная техника, которая, правда, ощущается как обычный вражеский боец, на которого нацепили модель транспорта и дали возможность стационарной. Например, машина это просто пулемёт на ножках, который даже анимирован как пулемёт на ножках. Танк же – пушка на ножках, работающий и ощущающийся, как пушка на ножках.

Y681X8gkn9je N77EN0 2fRFTC6r 4F3SdqyJMy8Gul bff9L1jfiBa kwbtxhxzxx4NWoBw lpUSzq82gHiGL8UBW8WJHv6Zgvde5XwCoCtccgdvMohdVs2Xp9yEAK5SSfETS7E o ousb qcugwD8 game art logo

Главной же проблемой, с которой я столкнулся, можно назвать отсутствие баланса. Видите ли из-за возможностей мультикласса, в игре теряется смысл в большей части из них. Так, я прошёл большую часть игры, используя лишь два – санитара и разведчика, но разведчика не простого, а смешанного с гренадёром. Видите ли разведчик является чуть ли не самым мощным классом – при прокачке он мало того, что получает ультимативную способность прицельно застрелить издалека практически любого юнита с одного попадания, так к тому же на финальной стадии развития получает возможность пребывать в стелс-режиме большую часть времени, что позволяет в считанные минуты аннигилировать практически любой вражеский отряд, не выходя из стелса. Медик же нужен только на случай, если что-то пойдёт не так, и бойца придётся вылечивать. И эта сборка идеально решает все проблемы, которые ставит игра, делая при этом 3 класса из 5 абсолютно бесполезными.

0JoQiZtaTy9iLOP3kkEdYJmg7fUppA4TAjKZ3shFjIuNoEQw9hG9OiEyFziV7OYTCMAZsIlUSONAG50wTN3F7rVZoZjuI2mbgTDV2J9RKilMFk2kLfS7c46doO3NQ99fVfgW0cPhSCkk 3tb B7sFWg game art logo

В целом, тактическая часть получилась достаточно слабой и невыразительной – на мой вкус игре куда больше подошли бы пошаговые битвы.

Часть III. Объединённая

Но вот парадокс – из-за того, что игра постоянно перекидывает игрока между этими не самыми лучшими режимами, она ощущается куда лучше, чем если бы представляла их по отдельности. И из-за упрощенного строения каждого тебе становится легче переключаться между ними, за счёт чего игра приносит большую дозу удовольствия. Ни один из режимов просто не успевает тебе надоесть из-за чего играть в Last Train Home крайне легко и приятно. Геймплей в ней ощущается крайне хорошим, до тех пор, пока ты не начинаешь его анализировать – тут все недочёты и всплывают на поверхность. Но даже несмотря на это мне хочется похвалить Ashborne Games – у них выдалась действительно уникальная и интересная смесь менеджмента и тактики в реальном времени, которую действительно хочется посоветовать опробовать.

Y3TNTFzMgPOBdc3 uEbkaeRV stxykvOAMUB08E0BhSgLJYg3njjvdWSc7FN38H686wDqV9k1ytS sr5EUzEdPcGtjSwc TWoQ4aAxsy1GBB53Mc3c vlYCYgLq0mhm Lewg7uWS7Mqa21d k7rtlno game art logo


Визуальная и аудиальная составляющие

А вот что меня расстроило – так это визуал. Он в игре крайне бледный и невыразительный. Конечно, на этом, в первую очередь сказывается место действия – деревни и леса глубинки России выглядят настолько похоже, что в какой-то момент все миссии визуально сливаются в одну серо-коричнево-зелёную кашу. Также оставляет желать лучшего детализация – всё-таки Last Train Home выстроена вокруг камеры с видом сверху, а потому с проработкой юнитов разработчики решили не заморачиваться – при малейшем приближении становится очевидно, что модельки максимально просты и невзрачны. Поезд же и его интерьеры прорисованы вполне хорошо, но видеть в игре его приходится крайне редко – на глобальной карте игрок наблюдает лишь крайне упрощённую модель. Разнообразие вносят заснеженные локации, однако их по итогу оказывается слишком мало.

LG1bE8PbFAkWFaJewN1kHW4ofu rwzUSm tN9Nl1i5rXvIHE game art logo

Аудио наполнение же, в свою очередь, оказалось настолько невыразительным, что мне даже сказать про него нечего.


Итак, подводя итоги:

  • Сюжет – 1(3)/5 – для игрока, которому важна историчность событий – раздражающая агитка, прикрывающаяся «реальными» дневниками, но абсолютно никаким образом, не сочетающаяся с действительностью, искажающая её ради достижения «пожалейки», приправленная тонной клюквы; для игрока, которому история не важна – средняя по качеству история, с малым количеством сюжетных поворотов, обладающая очевидной моралью, изложенная крайне сухо и практически безэмоционально.
  • Геймплей – 3(4)/5 – обе структурные основы игры выполнены на посредственном уровне – как менеджмент поезда не обладает достаточной глубиной и даже на рекомендуемой сложности ощущается крайне просто, так и тактика в реальном времени упрощена до безобразия. А потому, так как оба элемента выполнены на 3 балла – я не могу поставить за этот параметр больше 3. Но, на удивление, в синергии они формируют крайне аддиктивный геймплей, что ощущается действительно приятно. Оба пласта геймплея маскируют слабые стороны друг друга, по итогу создавая крайне приятную смесь, что может затянуть вас на долгие часы.
  • Визуал – 3/5 – посредственно, а действительно запоминающиеся локации появляются только в последней трети игры – всё остальное время ползаем по невыразительным сёлам и лесам.
  • Аудио – без оценки – саундтрек настолько не запоминается, что мне про него даже сказать нечего.

Итого: 4,5 (6,5). Я не рекомендую Last Train Home, но, если вы фанат тактики в реальном времени – можно попробовать. Всё же иной раз на безрыбье и рак – рыба.

Понравился обзор? Поддержи лайком на YouTube.

One thought on “Разбор игры Last Train Home: клюквенный вагон искажений истории

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.