В начале XXI века игровая индустрия получила внушительный толчок к развитию, связанный со стремительным развитием технологий и интернета, что положило начало формированию игропрома в том виде, в котором мы видим его сейчас.
Так, например, 2002-й год подарил геймерам большое количество игр, ставших живой классикой: The Elder Scrolls III: Morrowind, GTA: Vice City, Gothic 2, Warcraft III, Splinter Cell и, конечно же, Mafia: The City of Lost Heaven.
29 августа 2002 году молодая чешская студия llusion Softworks, известная на тот момент лишь релизом игры в жанре тактический шутер Hidden & Dangerous, выпускает Mafia: The City of Lost Heaven – TPS в открытом мире с элементами автосимулятора.
Историческое видео с вечеринки, посвященной релизу Mafia: The City of Lost Heaven в 2002 году:
В отличии от прямого конкурента в данном жанре – Grand Theft Auto III, которая по сути являлась сатирой на американские реалии жизни, The City of Lost Heaven рассказывала более взрослую комплексную историю, с глубоким сюжетом и прописанными персонажами.
Однако речь в данной статье пойдёт не об оригинале 2002 года, а о ремейке Mafia: Definitive Edition, выпущенном 25 сентября 2020 года для PC и консолей текущего поколения.
Сюжетные изменения
После выпуска Mafia III, признанной игровым сообществом провальной (как я считаю не вполне заслуженно), перед студией Hangar 13 стояла непростая задача – вернуть интерес игроков к серии и провести глобальную работу над своими ошибками.
13 мая 2020 года был анонсирован сборник Mafia Trilogy, в состав которого вошли ремастеры второй и третьей части мафии, а также непосредственно Mafia: Definitive Edition – полноценный ремейк первой части. И вот 25 сентября состоялся релиз ремейка той самой The City of Lost Heaven.
Удалось ли разработчикам воссоздать ту самую атмосферу оригинала? Лично я считаю – да удалось. С первых минут игры, как только в такси Томми садятся Поли и Сэм, удирающие от головорезов Морелло, у тебя появляется стойкое ощущение, что это все та же Мафия, что и 18 лет назад.
Основной сюжет остался без изменений – все ключевые события на месте. Однако ряд сюжетных сцен и решений изменился, стараясь исправить недоработки и логические дыры оригинала. Так же в ремейке раскидано множество “пасхалок” на сиквелы. Например, газетные вырезки, в которых отражены события происходящие в других городах серии – Эмпайр Бэй и Нью Бордо. Или коллекционные сигаретные вкладыши с членами мафиозных семей других городов. А в биографии детектива Нормана появилась деталь о его переводе из отделения Эмпайр Бэй в Лост Хэвен и таких деталей – огромное множество.
Та самая “Великая и ужасная гонка” так же осталась на своём месте и на “Классическом” уровне сложности вызывает те же самые эмоции, что и 18 лет назад.
Некоторые сегменты, при том, что они сохранены, кажутся значительно урезанными. Так, например, побег из отеля по крышам, с сидящей на хвосте полицией занимает буквально пару минут. А в оригинале она длилась явно дольше.
Постановка катсцен стала кинематографичнее. Появилось множество сюжетных роликов, связывающих миссии, отсутствующих в оригинале. Характеры героев претерпели небольшие изменения, но это стало не столь критичным, как может показаться. Они стали более глубокими и проработанными, делая персонажей более живыми.
Часть событий переработано. Так, например, романтической линии главного героя и его будущей жены Сары уделяется большее количество “экранного времени”, нежели в оригинале. Логично прописанная история не столь четко прослеживалась в оригинале.
Но в особенности мне запомнилась переработанная концовка. Она не только связала напрямую ремейк и сиквел, но и за счёт изменения постановки сцены – представила нам самый сильный эмоциональный финал, причем как в серии, так и в целом в игровой индустрии.
Механики игры
Mafia: Definitive Edition, как и все игры серии, является экшн-адвенчурой с видом от третьего лица с элементами гоночного симулятора.
В игре присутствуют 2 режима: “Сюжет” и “Прогулка”. О втором мы поговорим отдельно.
У игры 4 уровня сложности: легкий, средний, сложный и классический (к слову, я прошёл Definitive Edition именно на классическом). При выборе первых трех уровней, игрок может так же отдельно настроить модель поведения автомобиля и реакцию полиции: “Обычный” либо “Симулятор”. На классическом уровне эти настройки по умолчанию выставлены на значение “Симулятор” и не могут быть изменены без смены уровня сложности.
При упрощённых настройках полиция ведёт себя аналогично третьей Мафии и не реагирует на нарушения правопорядка (например, на превышения скорости). В режиме “Симулятора”, они, как и в оригинале и второй части, бросаются в погоню за любое нарушение. Однако уйти от преследования при уровне розыска 5, даже на классическом уровне сложности – не составляет труда, местные хранители закона гораздо ленивее их прообраза из оригинала. NPC, пострадавшие от ваших действий, теперь вызывают полицию на место происшествия по аналогии с третьей частью. Отдельно стоит отметить, что из Лост-Хэвена пропали почти все светофоры, лично я заметил лишь один – ближе к концу игры. В связи с этим узнать реагирует ли полиция на проезд на красный свет – лично мне не предоставилось возможным.
Механика вождения полностью перекочевала в ремейк из третьей части, с поправкой на мощности автомобилей 30-х годов. Несмотря на то, что вождение в третьей Мафии понравилось далеко не всем, управлять транспортными средствами приятно – у каждого чувствуется свой вес и физические особенности.
Также в автопарке игры, состоящем из 51 транспортного средства, появились мотоциклы – новинка для серии. И с ними, к сожалению, не все так гладко. Видно, что решение добавить двухколёсный транспорт в игру было принято на поздних этапах разработки и они элементарно не имеют нормальной физической модели, мотоциклы заносят и резко реагируют на любое нажатие геймпада. По сюжету встречается лишь один обязательный эпизод, в котором тебя пытаются заставить почувствовать себя крутым байкером, но в итоге ты чувствуешь себя ребёнком, впервые севшим на двухколесный велосипед. Удовольствие от данного сегмента получаешь вполне сомнительное, лично я забыл о существовании двухколесного транспорта в игре сразу, после прохождения этой сюжетной главы.
На примере всё той же “Великой и ужасной гонки” отметил для себя, что в игре в части механик вождения сделан уклон в сторону симулятора. Так, например, на старте с высокими оборотами двигателя машина буксует на месте, и для правильного разгона (один из ключевых моментов для победы в гонке) требуется следить за оборотами двигателя.
Шутерная составляющая и ближний бой, также как и механика вождения, перенесена из Mafia III без изменений. У всего оружия есть свой вес, прекрасно чувствуется отдача, а пули теряют убойную силу в зависимости от дистанции стрельбы. Механика укрытий существенно снижает уровень сложности в сравнении с оригиналом. Однако в сравнении с Линкольном Клеем – Томми Анджело не ветеран войны, и при стрельбе это ощущается лучше всего. Прицел оружия дрожит, Томми умирает от пары попаданий (на классическом уровне сложности), поэтому разница между машиной для убийств, вернувшейся с Вьетнама и таксистом, волею судьбы ставшего членом мафиозного клана, ощущается колоссально. Отдельно стоит отметить физическую модель повреждений – враги начинают хромать, если вы попадете им по ногам, а при критических попаданиях замирают в ступоре зажимая рану и далее либо умирают, получив ещё порцию свинца, либо снова бросаются в атаку отойдя от шока. Искусственный интеллект проработан на высоком уровне, враги стараются выкурить героя из укрытий коктейлями молотов и гранатами, действуют сообща, постоянно пытаясь зайти во фланг. Лично я не единожды погибал в разгар перестрелки, не заметив подошедшего с фланга бойца с дробовиком.
Ближний бой же не представляет из себя что-то уникальное, по сути являясь набором QTE-элементов, и скорее утомляют, нежели добавляют динамики. Благо таких эпизодов в игре не так много.
Нечастые стелс сегменты выполнены не менее ужасно, чем в пресловутой трёшке – враги иногда не видят тебя на расстоянии пары метров, и не слышат твоих шагов, а иногда засекают тебя крадущегося за спиной, видимо глазами на затылке. Однако прохождение по стелсу можно обойти просто идя напролом и усложнив себе жизнь, перестрелкой начавшейся раньше рассчитываемого.
Автовосстановление здоровья присутствует, однако в отличии от второй и третьей части, восстанавливается лишь небольшая часть, и герою требуется лечение аптечками, как и в оригинале.
Помимо сюжетной кампании, в игре присутствует режим «Прогулка». По факту это freeplay режим, объединивший версии режимов «Прогулка» и «Большая прогулка» из оригинальной игры. В обновленном формате, все так же играя за Томми Анджело, вы выбираете понравившийся костюм, затариваете нужные стволы у Винченцо и сев в автомобиль из собранного вами автопарка отправляетесь изучать красоты Лост-Хэвена или же творить беспредел на улицах города.
Новый режим становится доступен сразу после прохождения первой сюжетной главы. Однако по мере прохождения, в баре Сальери и ещё некоторых ключевых локациях, появляются записки с описанием точки, которую ты должен посетить. При достижении данной точки активируются задания. Я, например, нашёл задания Герберта Басквервиля (первое доступное задание, появляется на бильярдном столе в виде записки с описанием района, в котором надо найти телефонную будку, при приближении к ней телефон зазвонит и запустится миссия) и задания Лукаса Бертоне (теперь в сюжете Лукас появляется лишь в миссии с поломкой машины конкурента перед гонкой), которые становятся доступны после прохождения гонки. Так же в “Прогулке” находится большая часть коллекционных предметов, а в режиме сюжета собирается лишь около 50% от их общего количества.
Визуальная и техническая составляющие
Mafia: Definitive Edition разработана на обновленном движке второй и третьей части Illusion Engine (который теперь носит название Mafia Engine). Над ним в очередной раз была проведена существенная работа – картинка стала убедительнее, красочнее и более детализированной, убрали мыло, за которое ругали третью часть. Город проработан на крайне высоком уровне, начиная от архитектуры даунтауна и заканчивая красотами пригорода. При том, что мегаполис был значительно переработан относительно оригинала – ключевые места остались узнаваемыми с первого взгляда. Будь то бар Сальери, гараж Луки Бертоне, ферма из миссии «Загородная прогулка» или же злополучный мотель из «Непыльной работы – канон сохранен.
Детализация машин просто великолепна, помимо прекрасной визуальной проработки автомобилей, отдельное удовольствие получаешь наблюдая за отражениями на их поверхности во время передвижения по городу.
Видно, что разработчики сосредоточились на работе над ошибками, и постарались развить игру не вширь, а вглубь, добавляя такие мелочи, как работа освещения фар автомобиля. После аварии, если лампа фары не разбивается, она начинает светить тусклее, а на пятне исходящего света видно паутину разбитого стекла.
Детализация персонажей не вызвала никаких нареканий – как и для своего времени в 2002, в 2020 лица героев выглядят максимально живыми и с мимикой все в порядке (не то, что у Mass Effect: Andromeda).
Относительно багов сказать ничего не могу, так как сел за прохождение игры и написание этой статьи спустя месяц после релиза, и отметил только периодически удивляющую своей неадекватностью физику машин при столкновении на высоких скоростях.
Системные требования игры лояльны к игроку, я прошёл её на своём загибающемся i5-3470 3.20 GHz и GeForce GTX 770 на низких настройках, но даже на них игра выглядела великолепно.
Каждая часть серии Mafia запоминалась своей атмосферой, которую в свою очередь дополнял отлично подобранный саундтрек, будь то “Belleville” Джанго Рейнхардта в 30-е годы, “Let it Snow” Фрэнка Синатры в середине-конце 40-х годов, или же умопомрачительные рифы “All Along The Watchtower” Джимми Хендрикса в конце 60-х.
Новая часть не стала исключением и получила 35 прекрасных композиций от таких великих джазовых музыкантов, как Дюк Эллингтон, Кэб Кэллоуэй, Джанго Рейнхардт, Лайонел Хэмптон и других. Музыка игры – позволила дополнительно приблизить атмосферу ремейка к атмосфере того самого Лост-Хэвена из оригинала.
Вывод, итоги и общие впечатления
У Hangar 13 получилось сделать образцовый ремейк оригинальной игры, проведя значительную работу над ошибками, в сравнении со своим дебютным релизом. Теперь будущее серии Mafia не выглядит столь безрадостным – Take-Two уже объявила, что продажи Mafia: Definitive Edition превзошли ожидания, а общий тираж Trilogy Pack превысил 2 млн. копий. В свете этих событий, можно смело сказать, что серия движется в правильном направлении и думаю анонс следующей части не заставит себя долго ждать.
Спасибо за прочтение обзора, берлога, если вам есть что добавить – пишите в комментариях к статье.
Ну и на вкусненькое вот вам полное прохождение Mafia: Definitive Edition на ПК (Steam) от наших братишек Потапа и Ефима:
Или альтернативное полное прохождение от нашего редактора Игоря JPGames на RTX 4090 и ультра-настройках: