Большой разбор Dune: Spice Wars – история, фракции, советники, ресурсы и стратегии

Dune: Spice Wars art logo wallpaper game

Сегодня мы поговорим и изучим историю кино и игр по вселенной замечательной DUNE, а далее изучим вдоль и поперек новую 4Х-стратегию Spice Wars!

1. Немного об экранизациях
2. Игры по вселенной
3. Обзор Dune: Spice Wars

Хроники Дюны

Вступление к фильму Dune Дэвида Линча

Миры Фрэнка Герберта до сих пор не дают покоя современному искусству. Авторы слова и образа соревнуются между собой, стараясь создать столь же глубокие и проработанные миры, как у автора легендарной Дюны и как мне кажется, пока ни в книгах, ни в кинематографе, ни в геймдеве, первоисточник не нашел своего достойного воплощения.

Дюна” была впервые опубликована Фрэнком Гербертом в 1965 году в качестве самостоятельного произведения, а в течение двух предыдущих лет публиковалась в виде двух отдельных рассказов. Фрэнк Герберт не на шутку увлекся экологическими вопросами и именно это его увлечение, стало основой для мира Дюны и в значительной степени повлияло на его содержание. Одиночный роман быстро перерос в серию и мир ждало еще множество книг, продолжающих историю Империи все дальше и дальше в глубине тысячелетий.

Кроме множества переводов романа и его переизданий, Дюна пережила несколько экранизаций. Первой попыткой стала так и несостоявшаяся версия, которой должен был заниматься продюсер Артур П. Джейкобсон. Однако он был занят продолжением работы над фантастическими фильмами про Планету обезьян (1964), и Дюной так и не занялся. Позднее за экранизацию должен был взяться Алехандро Ходоровский, который планировал снять ленту на 10 часов с Сальвадором Дали, Миком Джаггером и Дэвидом Кэррадайном.

Но этой великой идее так и не суждено было сбыться. Гениальное художественное творение так и заглохло на этапе раскадровок и сценария, подробнее об этом проекте можно узнать из документального фильма Дюна Ходоровского (2013). В 1976 году экранизацию должен был осуществить Ридли Скотт, но по его же собственным словам, он понимал, что на фильм нужно потратить несколько лет и у него на это было недостаточно сил, после чего по истечении 7 месяцев, он покинул режиссерское кресло.

c9e6ec8747dc81bf46c89826e2ea71f1 game art logo
Обложка к фильму Линча

В 1984 году фильм по роману Дюна был отснят Дэвидом Линчем, однако первоначальная версия составляла 3 часа и была урезана по требованию дистрибьютера. Фильм вышел на большой экран, но славы не снискал. Как писали критики, фильм не будет понятен тем, кто не знаком с первоисточником, а тем кто был с ним знаком фильм мог не понравится за то, что Линч отступил от канона.

Позднее, была выпущена трехчасовая версия фильма с добавлением в него вырезанных ранее сцен, однако Дэвид Линч после этого попросил убрать его из титров и в целом дистанцировался от фильма. Тем не менее это была первая экранизация Дюны, увидевшая свет, в ней были заложены основные образы, тонкой нитью протянувшиеся сквозь время и встречающиеся во все новых и новых экранизациях вплоть до самой последней.

Следующая попытка экранизации романа была в форме мини-сериала, а позже и в форме полноценного сериала. Были и еще все новые и новые попытки и так, наконец, мы дошли до современности, и перед нами первая часть фильма Дюна руки Дэни Вильнева.

dunevilleneuve 5 game art logo
Кадр из экранизации Вильнева

Дюна Вильнева, действительно оказалась неплохим произведением. Критики встретили его очень тепло, назвав фильм одним из лучших фильмов 2021 года, ему достались награды на Оскаре и всеобщая любовь. Впрочем, лично мне, больше нравится экранизация Линча. Нельзя не отметить, что оба фильма похожи и как я уже говорил выше, экранизация Линча, его образы, прочно нашли свое место и в экранизации Вильнева.

Оба фильма отходят от канона и в некоторых местах, значительно. Чего стоит только Лайет Кайенс – планетарный эколог и избранный вождь Фрименов, ставший женщиной с легкой руки Вильнева. И конечно, современная повестка, вероятно не могла бы обойтись без сильной и независимой женщины, впрочем, в пустыне Арракиса таких и без Лайет было достаточно, а роль планетарного эколога просто по определению не могла достаться женщине, ведь в мире фрименов женщина как и все имущество, переходит в качестве наследства мужа, убитого другим фрименом. Внутренних диалогов у героев Вильнева не осталось, а персонажи стали гораздо эмоциональнее своих книжных прототипов, в этом плане экранизация Линча гораздо приятнее, ведь характеры персонажей передаются ближе к оригиналу в том числе и за счет их внутренних монологов. У обоих фильмов, безусловно, есть свои достоинства и недостатки.

Также, стоит помнить, что каждый из них пытается охватить несколькими часами хронометража огромный объем событий и диалогов, изложенных в книге, по этому оставим содержание и подачу на совести режиссеров.

Сравнение экранизации Линча и Вильнева

Дети Дюны

Теперь мы знаем, что многострадальная Дюна с огромными сложностями, но добралась со страниц книги до больших экранов, а как обстояло дело с видеоиграми? Мир Арракиса содержит в себе огромные масштабы для творчества и конечно, видеоигры не могли оставить этот мир без внимания. Игры по Дюне создавались с 1992 года. Одни из них стали легендарными вехами, другие канули в лету.

25 5d98efba48489 game art logo

Dune вышедшая для Amiga и DOS в 1992 году от Cryo, была прямым пересказом истории Пола Атрейдеса с образами из экранизации Дэвида Линча. Игра сочетала в себе элементы квеста, которые требовали от игрока путешествовать по локациям и общаться с персонажами, а также элементы стратегии.

В качестве управителя Арракиса, необходимо было вести дипломатию с ситчами фрименов, нанимать работников для добычи спайса, обучать воинов, вооружать их и следить за боевым духом, планировать экономику и военные операции, а также вести геологоразведку и превращать пустыню Арракиса в зеленый оазис. Основной задачей игры является захват Арракиса и победа над домом Харконненов, при этом нужно соблюдать баланс между содержанием военной мощи и добычей спайса.

Саундтреком для игры стала Dune: Spice Opera, за авторством Стефана Пикю и Филипа Ульриха.

Геймплей игры Dune от Cryo

Позднее, в недрах Cryo была создана Frank Herbert’s Dune, произведение созданное по мотивам одноименного сериала от канала SyFy, странный 3D экшен со стелс элементами про путешествие Пола Атрейдес, после побега в пустыню.

DuneII game art logo
Обложка к игре Dune 2

Права на производство игр по вселенной DUNE принадлежали компании Virgin Interactive, и она распорядилась ими интересным образом, заказав игры сразу двум разработчикам. Одной командой стала команда Cryo, о результате их работы я рассказал выше, а второй командой стала Westwood. Так из-под их пера вышла Dune II: The Building of a Dynasty (у нас более известная как Dune II: Battle for Arrakis)

Dune II – это теперь уже популярная и широко известная RTS, для многих она стала первым знакомством с жанром, а ремастеры на нее делают и по сей день. Хоть игру и нельзя назвать первой стратегией в реальном времени, своим успехом она заложила ряд ключевых элементов, которые являются канонами жанра RTS и по сей день.

В игре сражения за залежи спайса ведут между собой дом Атрейдесов, Харконненов и Ордосов. Ордосы, не были каноничным домом, а перекочевали в игру из Энциклопедии Дюны, впрочем, изначально задумывалось, что третьей стороной станут Бене Тлейлаксу, сыгравшим роковую роль в жизни Пола Атрейдеса и его империи.

Дюна от Westwood была совершенно не каноничным произведением и имела свой собственный сюжет не связанный прямо с историей романа, но разворачивающейся в мире Дюны. Игра подчеркивала различия между домами за счет брифинговых экранов, финальных роликов и юнитов, которые также несколько отличаются друг от друга. Захват Арракиса, который является желанной целью игрока, подразумевает не победу в игре, а новый виток противостояния, где против игрока встают совместные силы двух других домов и гвардия Императора – Сардаукары, что несколько похоже на оригинальную историю романа. Победа над ними, позволит игроку занять императорский трон.

Но на этом история Dune 2 не закончилась и Westwood снова показала миру “как надо” и выпустила в 1998 году ремейк игры под названием Dune 2000: Long Live the Fighters!

https://youtu.be/sNPUOoQoukk
Саундтрек Фрэнка Клепаки к Dune 2000

Обновленная игра по Дюне, значительно преобразилась. Проработка моделей стала глубже, теперь здания каждой фракции стали обладать индивидуальным стилем, саундтрек был полностью переработан Фрэнком Клепаки, а брифинги и видео были исполнены не на движке игры, а в студии с живыми актерами, в лучших традициях серии C&C. Впрочем критики приняли игру сдержанно, указав на различные недостатки в том числе устаревший геймплей (а чего еще ожидать от ремейка?). Поиграть в это чудо до сих пор можно даже по сети через CnCNet.

emperor battle for dune 1 game art logo
Emperor: Battle for Dune

Следующей попыткой воплотить мир Арракиса в игре, стала Emperor: Battle for Dune от тех же Westwood. Пустынный Арракис официально отправился в 3D! Все те же видеоролики с живыми актерами, полноценная трёхмерная графика, новые фракции (Космическая гильдия, Тлейлаксу, малые дома и другие) со своими специфическими войсками, большая проработка деталей (на сколько это было возможно с ограничениями 3D движка в 2001 году). Миссии стали иметь более строгое деление на оборонительные и захватнические.

Над саундтреком теперь работал не только Фрэнк Клепаки, но и Дэвид Аркенстоун, а также Джаррид Мендельсон. Emperor: Battle for Dune сохранила в себе лучшие элементы RTS, введя дипломатию и придав особый характер каждой из противоборствующих сторон, но вид у нее был, конечно, несколько спорный. Это была последняя стратегия во вселенной Дюны и вот спустя 11 лет Shiro Games, ранее создавшие Northgard сдули песок времени и решили вернуть нас к сражениям на Арракисе в игре Dune: Spice Wars.

Обзор Dune: Spice Wars

Пророк Дюны

Анонсирующий трейлер

Dune: Spice Wars представляет собой 4Х игру, реализованную не через характерную для таких игр пошаговую систему, а через геймплей в реальном времени. Каноны жанра 4Х (изучай, расширяй, эксплуатируй, уничтожай) в Dune: Spice Wars действительно отражены очень хорошо и составляют краеугольный камень всего игрового процесса.

Течение времени привязано к внутриигровым дням, где один внутриигровой день занимает примерно пол минуты реального времени, по этом все временные характеристики будь то производство юнитов, зданий и прочего измеряются в игровых днях. Управление временем, позволяет нам осуществлять ускорение или замедление времени, включение тактической паузы для раздачи приказов, что позволяет лучше контролировать игровой процесс и побуждает к более вдумчивой игре, что является обязательным свойством 4Х стратегии.

Сюжет

Вступление

В настоящее время в игре нет сюжетного режима и хоть какой-то внятной кампании, нам доступно лишь настраиваемое сражение с противниками ИИ (мультиплеер тоже не завезли, во всяком случае пока). Игра находится в раннем доступе и не предоставляет никакого сюжетного наполнения, кроме вступительного видеоролика. Однако, для людей знакомых с историей Дюны, дополнительных разъяснений, наверное и не требуется. Дом Атрейдес и Дом Харконненов сражаются за обладание планетой Арракис, в то же время в игре присутствуют и фримены и контрабандисты, две играбельные фракции, которые преследуют собственные интересы в этой войне.

Фракции и герои

Меню фракций

Каждая фракция в игре имеет своего представителя, прообразом которого был одноименный книжный персонаж, впрочем, игра скорее всего опиралась не столько на книжное описание, сколько на образы созданные в Дюне Вильнева. Нельзя не отметить, сходство между Лето Атрейдес, Владимиром Харконненом и Лайет Кайнс из ленты Вильнева и их образами, представленными в игре. Каждая фракция имеет свои особенные возможности, характеристики и олицетворяющих их персонажей. Ниже я постараюсь дополнить описание персонажей их ролью в романе, что бы у вас сложилось более точное представление о тех, кем вам предстоит играть.

Дом Атрейдесы и Красный Герцог

Атрейдесы – один из великих или больших домов Падишах Империи, родиной которого является водная планета Каладан. Они избегали индустриализации на своей планете и всячески пытались сохранить ее природный облик, при этом дом Атрейдес обладает одной из самых сильных армий и экономик в Империи, так же им принадлежит большая доля в КОАМ (Combine Honnete Ober Advancer Mercantiles или CHOAM), имперской торговой структурой, в которой состоят все дома, а так же свое представительство в Ландсрааде, своеобразном парламенте.

Дом Атрейдес славен своей воинской доблестью и службой Императору, однако, со временем Император стал видеть в этом доме и его лидере своего соперника, в связи с чем вступил в сговор с домом Харконненов для уничтожения Герцога Лето Атрейдес.

В игре дом Атрейдес представляет непосредственно Герцог Лето Атрейдес. В начале игры нам представляется возможность выбрать двух советников, которые предоставят дополнительные особенности для фракции и влияют на стиль игры. Выбрать в качестве советника можно нескольких персонажей:

  • наложницу Герцога Леди Джессику. Леди Джессика – сестра Бене Гессерит, задействованная орденом в создании Квизац Хадерача – сверхчеловека, представленного в будущем прошлом и настоящем одновременно. По замыслу ордена, она должна была родить от Лето Атрейдеса дочь, но родила сына, за что считалась внутри ордена отступником, который нарушил порядок и обрек дом Атрейдеси/или дом Харконненов на уничтожение, так как дочь Лето Атрейдеса должна была вступить, по задумке Бене Гессерит, в династический брак с представителем дома Харконненов.
  • Дункан Айдахо, верный солдат Дома Атрейдес и мастера по оружию. По воле Герцога именно он проводил разведку на Арракисе, изучал фрименов и стал связующим звеном для союза фрименов и дома Атрейдес. Сам Дункан, жил на Гайеди Прайм – родной планете Дома Харконненов, где его родители были убиты Рабаном.
  • Суфир Хават – придворный Ментата дома Атрейдес. Ментаты – мальчики, прошедшие особое обучение, их мозг по своим способностям к расчету и вычислениям приближен к способностям суперкомпьютера. Создание ментатов стало последствием восстания ИИ известное как времена “Батлерианского Джихада”, после которого было принято решение о запрете на территории Империи создания искусственного интеллекта и суперкомпьютеров. Суфир Хават был верным слугой дома Атрейдес и руководил службой придворных ассасинов.
  • Наконец последним из предлагаемых советников может стать Гарни Холлик – талантливый менестрель, владеющий навыком игры на бализете, а также выполняет роль мастера по оружию и учителя по боевому искусству Пола Атрейдес (сына Герцога).

В игре Атрейдесы подразумеваются как фракция стремящаяся к победе скорее дипломатическим путем. У нее есть способность мирная аннексия, позволяющая захватывать поселения без военного вторжения, а также бонус к заключению договоров с другими фракциями, выражающийся в том, что при этом стороны не теряют очков авторитета.

Более того, у дома Атрейдес есть несколько больше голосов в совете Ландсраад, что позволяет им лоббировать нужные постановления и скорее занимать должности в совете, что открывает для фракций дополнительные возможности. Войска Атрейдесов – это сбалансированная армия из солдат ближнего и дальнего боя, которые опираются на собственную силу и умения.

Дом Харконненов и барон Владимир

Следующая фракция – Дом Харконненов. Один из Великих домов с родным миром на планете Гайеди Прайм. В противовес дому Атрейдес дом Харконненов превратил свою планету в индустриальный многоярусный ад. Планета обращается вокруг тусклой звезды и обладает мрачно-черным цветом, на планете почти нет растительности, но значительное количество полезных минеральных ископаемых. В родном доме Харконненов узаконена работорговля, тотальная слежка и контроль силовых структур дома, а главным развлечением на планете являются гладиаторские бои и наркотики, в то же время, обладатели финансового достатка позволяют себе и сексуальные извращения, в частности в книге не однократно указывалось на тягу Барона Владимира Харконнена к маленьким мальчикам.

В качестве советников нам предлагают выбрать:

  • На-Барона Фейда Рауту. Фейд любимый (похоже, что во всех смыслах) племянник Барона, который носит титул На-Барона, то есть номинирован в качестве преемника Барона. Фейд был воплощением рода Харконненов. Умный, харизматичный, жестокий и обладающий садистскими наклонностями. Ему была уготована роль миротворца Арракиса, ведь Барон хотел заменить им жестокого управителя пустынной планеты и его брата – Рабана, в то же время, орден Бене Гессерит прочил Фейду роль мужа дочери Герцога Атрейдеса. Рождение дочери и последующее замужество должно было помирить великие дома, однако этому не было суждено сбыться.
  • Питер Де Врис, еще один кандидат в советники. Извращенный ментат дома Харконненов над которыми поработали Тлейаксу, чтобы превратить его в аморального садиста подстать самому Барону.
  • Следующий кандидат в советники – Глосу “зверь” Раббан Харконнен. Раббан является старшим племянником Барона, дважды был назначен регентом-сиридаром Арракиса. Раббан был жесток и прямолинеен, он управлял на Арракисе железной рукой, казня всех, кто мог ему помешать. Барон выдал ему полный карт-бланш на это, в надежде, что после ужасного правления Раббана, его брата примут как спасителя.
  • И, наконец, наш последний советник – Йакин Нефуд. Капитан гвардии дома Харконненов и лично ответственный за безопасность Барона. Бароном был выбран по причине своей исполнительности и управляемости, Йакин Нефуд был пристрастен к семуте, крайне дорогому наркотику, вызывающему транс, в котором принявшие его начинали слышать музыку.

Харконнены опираются на силу и коварство. В игре у них есть особенная способность подавление которая усиливает стойкость и производство в поселении, при этом, как ни странно, применение этой способности не вызывает значительных негативных эффектов, в то же время, все производство Харконненов порезано на 10%. Армия Барона представляет собой толпу фанатиков, которые черпают свою силу из гибели собственных союзников.

Контрабандисты и Эсмар Туек

Контрабандисты еще одна фракция доступная для выбора. Лидером фракции является Эсмар Туек. Туек долгие годы занимался контрабандой спайса с Арракиса, его принимают в разных домах, и он пользуется большим успехом. Контрабандисты – тайное оружие домов в их соперничестве между собой. С приходом Герцога Лето на Арракис, он заключил договор с контрабандистами и обещает закрывать глаза на их работу в обмен на десятину и информацию. Эсмар Туек сотрудничал с фрименами и был дружен с их предводителем Лайет Кайенсом.

В качестве советников за контрабандистов мы можем выбрать:

  • Стабана Туека, сына Эсмара. Стабан Туек возглавит его предприятие после смерти отца и по сюжету романа, предоставит убежище Гарни Холику.
  • Лингар Беут – еще один кандидат в советники и один из знатных торговцев водой на Арракисе. Жадный до наживы, он был противником Атрейдесов, хоть и подписал с ними договор о вассалитете. Изменения, которые принесли Атрейдесы, могли повлиять на его бизнес и заставить снизить цены на воду, которая на Арракисе является самым ценным ресурсом его обитателей, а жажду Кайенса изменить климат планеты, он считал бесплотными и вредными мечтаниями.
  • Дриск – квартирмейстер Туека, его подчиненное и доверенное лицо, больше об этом персонаже ничего неизвестно.
  • Баннерджи, еще один персонаж, который может стать нашим советником, впервые появляется в книге Мессия Дюны, о нем известно лишь то, что он был контрабандистом, а во времена когда Пол Атрейдес возглавил Империю, он был одним из доверенных лиц дома Атрейдес доказавшим свою полезность на деле.

Контрабандисты могут взаимодействовать с черными рынками и размещать штабы в городах, принадлежащих другим фракциям, его войска предпочитают скрытное перемещение, а их особые свойства позволяют наносить ущерб не только противникам, но и их снабжению. Впрочем, в качестве недостатка, данная фракция очень ограниченно может голосовать на собраниях Ландсраада компенсируя невозможность голосовать по какому-либо вопросу подкупом тех кто голосовать может.

Фримены во главе с Лайет Кайенс

Фримены, вольный народ, проживающий на планете Арракис, религиозные изгнанники обрётшие свой дом в безводных пустынях. На адаптацию к суровому климату планеты у фрименов ушла не одна сотня лет, так они научились выживать их тела научились экономить воду, а технологии были направлены на приспособление.

Именно предки фрименов, изгнанники дзен-сунниты, создали конденсокостюмы или дистикомбы – обтягивающий комбинезон, изобретённый на Арракисе. Его тонкая, многослойная ткань предназначена для рассеяния тепла, а также фильтрации выделяющейся из тела воды. Переработанная комбинезоном вода собирается в специальных карманах и доступна для повторного употребления через трубку.

Фримены построили свое общество на жестоких варварских правилах и обычаях, переплетенных с мифами внедренными повсеместно орденом Бене Гессерит. Лидером фрименов является Лайет Кайенс – планетарный эколог, который завоевал свое право быть их руководителем благодаря своим возможностям использовать имперский ресурс и уверенностью в необходимости изменить климат на Арракисе, чем он и занимался. Фримены поверили в то, что именно с его помощью, не в этом поколении, а спустя многие другие, они смогут превратить пустыню в цветущий оазис.

Лайет Кайнс занимал (тут и далее, подразумевается, что Лайет Кайнс как персонаж – мужчина, как это было в оригинале, а не женщина, как у Вильнева и в обозреваемой игре) должность планетарного эколога и судьи перемены, который по велению Императора следил за передачей планеты Арракис под управление дому Атрейдес. Лайет быстро проникся к Герцогу и его сыну Полу, наблюдая за их самоотверженностью и добротой. Более того, в сыне Герцога, Лайет узнает избранного, в которого верят фримены, после чего он стал верным союзником дома Атрейдес.

В качестве советников мы можем выбрать:

  • Чани “Сихайя” Кайнз, дочь Лайета и будущую наложницу Пола Атрейдес которую он видел в своих видениях. Чани сильная и верная женщина, ставшая для Пола Атрейдес верной опорой во всех его начинаниях.
  • Еще один кандидат, один из достойнейших, Стилгар бен Фифрави. Наиб ситча Табр, глава совета вождей Фрименов, один из советников и ближайших сподвижников Пола Атрейдес и Лайета. Жестокие обычаи фрименов подразумевали передачу власти лишь посредством убийства, так Стилгар убил на ритуальном поединке своего друга, предыдущего наиба ситча Табр. Стилгар спас Пола Атрейдеса и его мать Джесику, именно он стал его наставником в ремесле и обычаях вольного народа и был полностью уверен, в том, что после этой подготовки, Пол бросит ему вызов и убьет на поединке, но продолжал помогать ему. В конечном итоге этого не случилось и Пол возглавил всю Империю, назначив Стилгара своим первым министром. Стилгар был выдающимся фрименским лидером, заслужившим большого уважения своего народа. Обладавший гибким умом, он умел сочетать приверженность древним традициям и умением отказываться от догматов при оценке поступков других людей. Даже став приближённым императора, он по-прежнему сохранял черты «дикого» фримена.
  • Еще один советник – это Преподобная Мать Рамалло. Преподобная Мать – главный жрец, высшее духовное лицо у вольного народа, как это заповедано мифами Бене Гессерит. К моменту передачи планеты в руки Атрейдес, Рамалло уже глубоко старая женщина, ощущает, что жизнь постепенно покидает ее. Так, после встречи с Джессикой Атрейдес, которая также относится к ордену Бене Гессерит, Раммало проводит с ней обряд обретения памяти предков, при котором обе они выпивают Воду жизни, ядовитый раствор получившийся в результате растворения в воде пустынного червя после чего, Леди Джессика становится преподобной Матерью Фрименов.
  • Последним советником нам предлагается Отейм. Фримен ставший федайкином, воином-смертником Пола Муад’диба и одним из его старших командиров во время войны за Арракис.

Вольный народ, жители суровой пустыни и именно такими нам представляет игра. Они научились экономить воду, что позволяет им в меньшей степени расходовать припасы при перемещении, они вольны заключать союзы с другими ситчами фрименов и могут использовать червей для перемещения, другие фракции используют для этого шатлы. При этом фрименам, как и контрабандистам был ограничен доступ в Ландсраад, однако они могут участвовать в некоторых его голосованиях используя свое влияние, а также устраивать восстания против тех или иных решений совета.

Воины фрименов очень сильны. Их Фейдайкины были умелыми воинами с большим количеством очков здоровья, а другие подразделения, способны нападать из стелс-режима и скрытно перемещаться через пустыни, пополнять припасы и восстанавливать здоровье в полевых лагерях, что делает их весьма грозным противником.

Геймплей

Как уже говорилось ранее, Dune: Spice Wars является 4X игрой, которая построена на 4 столпах, а именно: исследования, экспансия, эксплуатация и война.

Исследования производятся за счет очков знания, которые производит фракция, это число очков можно повысить за счет заключения договоров с Ситчами, захвата территорий обладающих соответствующим бонусом и за счет постройки специальных зданий.

image game art logo
Окно разработки

Исследования разделены на 4 ветви: шпионаж, война, экономика и адаптация.

Исследования в разделе шпионажа предлагает много интересного именно для игры через своих шпионов. Каждая фракция может внедрять шпионов в разные организации Империи и за счет этого получать некоторое преимущество в добыче каких-то ресурсов, внедрять шпионов к своим противникам или использовать их для контрразведки.

Шпионаж необходимая часть игры, она не только позволяет несколько расширить добычу тех или иных ресурсов, но и более эффективно проводить шпионские операции. Главный ресурс шпионажа – разведданные. Его каждая фракция добывает пассивно, за счет использования шпионов или специальных строений.

2022 05 10 11 53 03 game art logo
Окно Шпионажа

Разведданные не только можно продавать на общем рынке, но и за него запускать шпионскии миссии разной степени сложности. От простых, вроде разведки и доставки припасов, до сложных по поднятию бунтов в городах и уничтожения лидера фракции. Сложность миссии определяет ее стоимость, но и степень внедрения. На скриншоте вы можете увидеть, что для каждой организации есть 3 ячейки, что равняется трем уровням внедрения.

Открытие третьего уровня внедрения возможно лишь посредством проведения исследований тех или иных технологий в разделе шпионажа. Шпионы появляются автоматически по истечении какого-то времени и обладают самостоятельными бонусами, которые делают их более эффективным орудием на том или ином направлении шпионажа.

Шпионские операции, при их грамотном использовании, позволяют значительно повысить эффективность действий игрока как на глобальной карте, так и в бою. В одном из сражений против ИИ, которое заняло у меня 7 с небольшим часов до полного уничтожения противника (дипломатическая победа наступила тремя часами ранее), противник постоянно организовывал восстания в самых отдаленных моих городах, что заставляло меня выделять силы для подавления восстания, а значит ослабляло мои основные силы.

Военные исследования, позволяют нашей армии эффективнее сражаться, открывает новые виды войск, позволяет строить две ракетные установки в одном поселении и так далее.

Экономические исследования позволяют строить новые здания усиливающие возможности по добыче Спайса, позволяющие добывать ресурсы иным образом и расширяет список возможных для строительства зданий. Исследования адаптации, позволяют исследовать технологии, улучшающие понимание Арракиса, что позволяет усилить как военные сферы так и экономические.

Для всех наций дерево технологий выглядит одинаково, однако название и характеристики некоторых фракционных технологий выглядит для каждой фракции по-своему. Такие исследования на дереве технологии помечены символом фракции.

Говоря об аспекте исследования, нельзя не отметить, что исследование глобальной карты является необходимым элементом игры, потому что он лежит в основе будущей экспансии.

game art logo
Орнитоптер в Дюне Вильнева

Орнитоптер – единственное средство разведки (не считая шпионской операции убирающей туман войны над локацией). Орнитоптеры есть у каждой фракции включая Фрименов, что несколько странно. С их помощью происходит разведка местности, исследование интересных мест и взаимодействие с некоторыми случайными событиями.

Работа орнитоптера

Орнитоптер – это неуязвимая боевая единица, изначально нам доступен только один разведчик, но можно нанять их столько, сколько будет необходимо, только не забывайте, что орнитоптеры дороги в обслуживании. У орнитоптера есть возможность включения автоматической разведки, при этом машина будет на автопилоте летать и исследовать все неисследованные участки карты и интересные зоны.

Орнитоптер также будет полезен и в бою. С его помощью, можно заранее увидеть передвижение войск противника, обнаружить скрытые войска, это особенно важно, если вы сражаетесь против фрименов, у которых большая часть сил, нападает из стелс-режима. По результатам исследования орнитоптером, на карте будут появляться зоны интереса и поселения которые отвечают за контроль над территорией.

На зоны интереса можно воздействовать разными способами, например при помощи своих шпионов, войск или самого орнитоптера, это взаимодействие позволит вам получить из таких мест дополнительную пользу. Например, если изучить разбитый орнитоптер, то можно будет починить его и поднять в воздух на ограниченное время, а если разрушить черный рынок, то можно заработать много полезных ресурсов.

Разумная экспансия – залог победы. Мы сражаемся за то, чтобы править планетой, однако для этого нужна сильная экономика. Надо отметить, что в игре вам вряд ли удастся построить сбалансированную экономику. Сперва, будьте готовы к тому, что ваши доходы сильно зависимы от добычи спайса. Спайс необходим и является основным способом добычи солари – имперской валюты. Именно солари являются основным платежным средством и ресурсом, не считая воды, пласкрита, добровольцев и топливных элементов.

Добывая спайс, вы продаете его в КОАМ. Часть спайса вы можете оставлять себе, а другую продавать. Предел хранилища спайса – 5000 единиц. Однако, КОАМ покупает у вас спайс по плавающему курсу. Сегодня он может быть 1,2 солари за единицу спайса, а завтра, 3,6 единиц солари за единицу спайса. А может быть и наоборот. На курс можно влиять, проводя специальные исследования, внедряя в КОАМ шпионов и лоббируя выгодные нам постановления в Лангсаарде, но не забывайте, что другие фракции будут заниматься тем же.

Тут нужно обязательно рассказать про совет Лангсаард, так как его постановления оказывают сильное влияние на экономику игры.

2022 05 10 13 19 05 game art logo
Окно Лангсаарда

На совете, путем общего голосования решается множество различных вопросов, в том числе и о том по какому курсу у одной из фракции будут покупать специю (спайс), получит ли одна или все фракции прирост к добыче к какого-то ресурса или же наоборот поднимутся издержки. Так же на совете может решаться вопрос о назначении одной из фракций на одну из должностей в совете, при этом назначение на должность губернатора Дюны, при условии, что вы продержитесь в ней более 30 минут (60 игровых дней), считается победой.

Таким образом Dune: Spice Wars старается сделать достижение экономического баланса невозможным. У вас может быть то очень много ресурсов (и ваши противники могут выкупить у вас излишки) либо слишком мало. Еще один важный нюанс игры, который постоянно будет подгонять вашу экспансию – имперский налог. Да. Тут надо платить налоги. Имперский налог, важная часть игры для Великих домов. Вовремя оплаченный налог – залог представления их интересов в совете, однако и другие фракции тоже платят дань, только уже не Императору, а космической гильдии, которая за взятку прикрывает глаза на действия фрименов и контрабандистов. Размер налога постоянно растет и это важный элемент игры. Максимальный размер налога – 3000 единиц спайса, а в случае, если вы бросите его платить, для вас настанут сложные времена.

Таким образом, нестабильная экономика и постоянный рост налога, становится подгоняющим фактором для активизации экспансии и эксплуатации на карте, а там, где экспансия – там и война. С городами, расположенными на карте, можно обходится разными способами.

Можно захватывать их, можно грабить и освобождать от захватчиков, если их кто-то захватил до вас. Грабежи помогут вам нарастить запас ресурсов и сделать города непривлекательными для других фракций, но лишь на какое-то время. Захват, подчинит вам население этого города, но теперь вы несете ответственность за него, а значит вам необходимо будет обеспечивать население города ресурсами и потратится на его безопасность, впрочем, и город ответит вам добротой на доброту.

Так же, вы можете освобождать города, чтобы нарушить логистику в стане своего противника. В этом случае город станет нейтральным, а противник потеряет все что построил в нем и будет вынужден захватывать его снова. Используйте территории своих городов с умом, ведь именно они кормят вашу армию.

В Dune: Spice Wars есть ограничение на производство зданий в рамках одного города. У каждого города 5 слотов на строительства, каждый из которых кроме первых двух, будут стоить вам 100, 300,500,700 пласкрита соответственно. И нет, я не ошибся, благодаря технологиям, некоторые нации могут расширить города до 6 слотов, но это исключение. В городе можно построить только одно идентичное здание, то есть если у вас в городе есть вербовочный пункт, второй такой вы возвести не сможете, но есть исключения, которые вы можете раскрыть благодаря технологиям. Например, каждая из фракций может изучить военную технологию по строительству двух ракетных установок в одном городе.

Помимо этого, необходимо знать, что каждый город управляет одним регионом, в рамках региона могут быть залежи полезных ископаемых, а так же определенный уровень ветра. Уровень ветра влияет на добычу воды, чем он выше, тем больше воды можно добыть. В некоторых регионах можно добыть больше пласкрита, солари или топливных элементов. Так же могут быть уникальные регионы, в таком регионе, если у вас открыта соответствующая технология, можно возвести уникальное строение. Например, в регионе где есть лед, некоторые нации могут построить здание которое позволит добыть воду путем переплавки льда.

Не стоит забывать, что мы находимся в политически нестабильном мире и кроме добычи физических ресурсов, нам нужны ресурсы положения. К ним относятся авторитет и влияния в Ландсрааде. Очки авторитета, являются необходимыми при захвате поселений, очки влияния, позволяют проводить с их использованием, голосования в нашу пользу или против наших противников. Так же, есть уже упомянутый мной выше ресурс – разведданные, который используется для диверсий и, наконец, очки гегемонии. Гегемония увеличивается по мере того, как разрастаются наши владения, как мы отвечаем на случайные события, которыми постоянно снабжает нас игра и на сколько эффективно мы сражаемся.

По мере увеличения очков гегемонии наша фракция получает особые бонусы, открывается меню строительства в нашей основной крепости и наконец, при достижении, если я не ошибаюсь 25 000 очков гегемонии, мы можем одержать мирную победу в игре и в то же время, с надеждой на мир, нужно помнить и о войне.

Одно из крупных сражений в игре на 7 часов

Война – неотъемлемая часть игры. Производство войск происходит в вашей главной крепости, а от туда, в зависимости от фракции вы можете доставить их к месту проведения сражения на шатле, пешком или верхом на песчаном черве. Найм солдат использует очки управления, своеобразный лимит, выше которого вы не сможете нанимать войска (а если наймете, то получите штраф на их содержание). Количество очков и слоты для найма увеличиваются по мере развития технологий и благодаря шпионам в разделе контрразведки.

Все юниты можно разделить грубо на бойцов, стрелков, подрывников и гвардейцев, конечно, есть и другие виды. Бойцы – это юниты с балансом между защитой и атакой, гвардейцы – бойцы на синтоле. Это танки мира дюны с хорошим уроном и отличным количеством очков жизни.

Подрывники важный юнит, который при помощи взрывов уничтожает броню на солдатах и строениях противника. На производство солдат вам потребуется вода, солари и добровольцы, будьте готовы, что сильная армия будет требовать очень много ресурсов не только на ее создание, но и просто на содержание. Из важных механик, нужно знать, что все отряды обладают запасами жизненно важных ресурсов, которые позволяют им передвигаться по пустыне, после того как эти запасы закончатся, солдаты начнут быстро терять очки здоровья и скоро погибнут.

Будьте аккуратны при передвижении по глубоким пустыням, они иссушают войска очень быстро. Dune: Spice Wars близка к классическим RTS, где война – двигатель игры. Сражения в игре не слишком сложные и не требуют значительного микроконтроля как в StarCraft 2, хотя он конечно же тут нужен. Вам просто необходимо назначать цели своим юнитам, что бы сражения проходили максимально эффективно, а вражеские стрелки были вынуждены драться в рукопашной, вместо стрельбы по вашим солдатам с безопасного расстояния.

Используйте ландшафт себе на пользу, сражайтесь под своими защитными сооружениями и используйте ополчение из городов, чтобы сковать противника. Отправьте шпионские миссии против армии врага, вынуждайте его двигаться по пустыне и терять драгоценную влагу, подлавливайте его там, где он наиболее слаб и так вы обязательно победите.

Иногда, полезно сражаться в пустыне. Сражение и передвижение по пустыне привлекает песчаных червей, поэтому если противник сильнее вас, иногда полезно дать ему бой именно в пустыне и пожертвовать ему часть своих войск, что бы крупные силы врага достались в жертву Шай-Хулуду

1625798220 3 kartinkin com p dyuna art art krasivo 3 game art logo

Итоговые оценки:

  • Сюжет. Он в игре отсутствует, поэтому, нам придется пока отбросить оценку по этому параметру.
  • Графика в игре приятная, она так же радовала мой глаз, как и графика в игре Endless Legends. 7/10.
  • Звук в игре средний. Хорошая озвучка, однообразный и надоедающий саундтрек. Если включить вместо оригинального трека, саундтреки для Дюны от Toto или Фрэнка Клепаки, то играть становится приятнее.
    6/10
  • Геймплей приятный и затягивающий. Что тут сказать, каждое сражение я выигрывал, и битва с тремя обычными ИИ занимала у меня до победы не меньше 4х часов, а в последний раз, при игре за Фрименов, я полностью уничтожал другие фракции, после той взбучки которую мне устроил дом Харконненов.
    8/10

Таким образом, Dune: Spice Wars набирает у нас 21 из 30 баллов. Неплохо!
Спасибо, берлога, что прочли обзор! Играйте в хорошие игры! И помните, кто контролирует спайс, тот контролирует вселенную.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.