29.04.2024
The Invincible game cover art logo wallpaper

Обзор The Invincible: хороший симулятор ходьбы в стилистике атомпанка

Давайте без лишних предисловий. Мне крайне понравилась игра The Invincible, и я считаю её одним из лучших, если не лучшим, «симулятором ходьбы», который я проходил. Однако, сделать обычный обзор на эту игру сложновато. Во-первых, потому что обсуждать геймплей такого рода игры – бесцельно и преглуповато – в ней он крайне рудиментарен и поверхностен. Во-вторых, потому что пересказ сюжета – испорченные впечатления от игры у тех, кто в неё не играл. И, как минимум, по этим двум причинам обзор мне придётся сделать не совсем стандартным.

game art logo

Для начала, давайте быстро разберёмся в том, какие виды оценки существуют. Я выделяю три таковых, однако их вполне может быть больше или меньше – на ваш вкус. Итак, к вашему вниманию: оценка в зависимости от идеала, оценка в зависимости от конкурентов и оценка в зависимости от «канонов».

  • Первый тип вполне понятен – формируем балльную шкалу, в которой обозначаем максимум и минимум, выбираем параметры, благодаря которым значения на шкале будут изменяться, определяем их максимумы и минимумы, формируя некий абсолютный идеал, к которому продукту необходимо стремиться.
  • Второй тип также понятен – выбираем определённые части продукта и сравниваем их исполнение со сходными частями других продуктов, что занимают близкую позицию на рынке.
  • Третий же тип – самый размытый, ибо «канонами» для продукта могут быть совершенно разные факторы. Для материального мира – это чаще всего ГОСТ. Для видеоигровой же сферы вариантов несколько – обещания разработчиков, основы серии, к которой относится игра, а также соответствие исторической действительности или соответствие адаптируемому материалу.

И, пребывая именно в рамках этих трёх видов оценивания, я постараюсь объяснить – чем же мне понравилась The Invincible:

Обзор The Invincible

Таймкоды видео: 

  • 00:00 – Вступление
  • 02:12 – Отталкиваясь от идеала
  • 08:09 – Что не так с другими симуляторами ходьбы?
  • 11:54 – Оценивая адаптацию
  • 15:33 – Заключение

А для тех, кто предпочитает читать, а не смотреть или слушать, ниже текстовая версия обзора The Invincible.


Уровень №1. Отталкиваясь от идеала

Оценивать The Invincible можно по четырём основным параметрам, один из которых будет считаться дополнительным и не повлияет на общий счёт. Итак:

Нарратив4/5. История The Invincible повествует об удалённой планете Регис III, на которую, по определённым причинам, команда исследовательского корабля «Стрекоза» совершает посадку. Титульным героем повествования выступает астробиолог Ясна, работавшая на корабле в качестве доктора. Она обнаруживает себя, находящейся посреди пустого каньона, не имея практически никакого понимания о том, почему она оказалась в этом месте. И вот Ясна, с помощью капитана корабля, астрогатора, оставшегося на орбите, с которым ей удалось связаться, понемногу начинает распутывать таинственный клубок событий, что окружает планету.

В целом, история выдалась достаточно интересной – она постоянно повышает ставки происходящего, ставит перед игроком интересные вопросы («Что может считаться жизнью, а что нет?»), в достаточной мере окутывает происходящее слоем тайны, при этом одновременно давая необходимые ответы, чтобы игрок окончательно не запутался. Озвучено всё на высоте – все герои запоминаются, да и эмоции актёры передают отменно. Также порадовала и вариативность – тут она выстроена не на влиянии на концовку (хотя их тут несколько), а скорее вокруг маленьких деталей, что проскальзывают в диалогах и событиях после тех выборов, что ты осознанно или же неосознанно совершал на протяжении пути.

Единственное, что бесит – так это затянутость в одних местах и крайняя скоротечность в других. И если первая диктуется жанром, то вторая появляется лишь из-за неумения точно расставлять приоритеты в передаче определённых событий, из-за чего определённые фрагменты истории кажутся переданными крайне поверхностно. Также замечу, что очевидно The Invincible почти все сюжетные мотивы берёт из книги Станислава Лема «Непобедимый», на которой оно и основано. Более подробно о связи между этими двумя произведениями я расскажу чуть позже, однако именно этот факт и стал решающим для меня в постановке более низкой, но всё же достаточно высокой, оценки.

5UpDALVlzwqm1 wFgyAL9CVPkRLQORdEUEQnhk6HzuJ1lkmtzxxLb8pLb9SOxSYs9Dz3CkyNU1uYFtZ23cZNQq BtRNTzWwxIrCl3MlrXoTRG game art logo

Визуал5/5. Выбранным стилем The Invincible стал ретрофутуризм, и игра отрабатывает его на все 100%. Радуют глаз стильные помещения исследовательских лабораторий и космических кораблей, дизайн исследовательского оборудования и различной техники – от пугающих гуманоидных роботов и юрких зондов, до маленьких транспортёров и монументальных экскаваторов. Особенно меня порадовал дизайн антиматов – боевых машин, что атакуют лучом антиматерии. Они выглядят действительно крайне мощно и угрожающе. Также восхищает и подход художников к дизайну удалённой планеты, на которой происходит действо – я не нашёл практически ни одного выглядящего слабо ландшафта. «Инопланетность» окружения позволяет разработчикам создавать большое количество разных по эмоциям локаций, что дополнительно стимулируется широкой палитрой цветов присущей им. Особенно это заметно по количеству скриншотов, что я успел сделать за время ознакомления с игрой – около 500 штук. Поспособствовало этому ещё и наличие достаточно простенького, но выполняющего свою функцию фоторежима – всегда можно сделать более чем красивые скриншоты, что отлично передают настрой соответствующей сцены.

5RmJZ4ps0QdUofY0eL02QscTsmnq4g4GrMXaimbHi83GMKwJVhhG87xvo5fqQut4RhsYN8mxQXDPPo48ewMjBvFtPpbHE0FE5pURUEGflyc4IDvXNhJZ724VXuQWSVzcKb67RVdgo 0G3nkVJjcm7h8 game art logo

Геймплей3/5. Тут всё просто. Геймплея в привычном понимании в игре мало, а «челленджа» (испытания) в ней и вовсе нет. Всё что мы делаем – это перемещаемся по локациям пешком, да жмём кнопки. Откуда тогда аж 3 балла? Для начала, давайте вспомним, что The Invincible – симулятор ходьбы, а именно игра, которую запускают по одной причине – расслабиться от иных жанров и дать отдохнуть рукам и спинному мозгу. И вот для таких игроков разнообразия в The Invincible на самом деле хватает – то тебе надо поездить на машинке, то решить простенькую головоломку, то поиграть в мини-игру, а то и вовсе пострелять с использованием нескольких лазерных установок. Да, всё это сделано крайне просто, но игра и не заявлялась как сложная адвенчура с необходимостью использовать большое количество различных исследовательских устройств и исследовать планету. Для этого скорее созданы такие игры, как No Man’s Sky и Subnautica. Тут же сугубо сюжетное приключение, что уделяет куда больше внимания постановке нарратива, чем постановке геймплея.

yLD1YB FVGTNLKBoUkrDNZiOZm1W38iNrwhItI eFeyefp2CzV91tS0VLcLfY9w4uj91KXTty2y2PIjocJNkpueMhQAi HQ4jvNYlvAa2o0HBd I4Fu47SpTzdAnUuB4ncXEkJy09YhzFOcHWLfZVg game art logo

Аудиобез оценки. Оценку аудионаполнению я ставить не буду, ибо далеко не для всех оно также важно, как и другие аспекты игры. Однако, тут есть что похвалить – саундтрек выдался достаточно приятным миксом электронной синтезаторной музыки, что навевает нотки ностальгии, поддерживая общий ретрофутуристичный настрой игры, с редкими вкраплениями пианино. Тут вполне можно провести параллели – синтезаторы отражают отсутствие жизни на пустынной планете, а живое пианино – людей, что туда прибыли. Также почему-то некоторые композиции мне напомнили музыку американского электронного музыканта Lorn (он, кстати, работал над саундтреком к другой игре – Killzone: Shadow Fall) – синтезаторы в саундтреке The Invincible звучат также холодно и отчуждённо, как и в его работах.

game art logo

Итого – 8/10. Отличный результат, прекрасно демонстрирующий, что даже симулятор ходьбы может стать классной игрой, особенно имея за пазухой столько достоинств. Моя рекомендация к прохождению.


Уровень №2. Что не так с другими симуляторами ходьбы?

Итак, разобрались с идеалом, переходим к конкурентам. Однако, перед тем как разъяснить главное достоинство The Invincible, мне необходимо погрузить вас в контекст, окружающий жанр «симулятор ходьбы».

WPOotudkKcQbDPUibHj fNwrW8tul9jqWu x3xvDSDNgiXSdjaPGr1NB15oDPICeGhu23W2Bq3evVpDxgsXl6HAQkmNHNBy6jX sLa2GEtGKatBmpJX5xQQcMOIW756SaYWQiCZEWViI1fhy n8AVRA game art logo

Всего есть три основных подхода к созданию «симулятора ходьбы». Различаются они по тому, чем эти игры планируют оказывать влияние на игрока.

Игры первого подхода фокусируются в основном на визуальной составляющей, оставляя сюжет либо недосказанным, либо настолько простым, что заострять своё внимание на нём не хочется. Такие игры чаще всего не имеют чёткой структуры, и обладают слабой долей исследования. К такого рода проектам я отношу Gone Home, Dear Esther, а также целую отдельную ветку – игры с животным в качестве протагониста (The First Tree, Spirit of the North, Lost Ember).

Второй подход мне чуть ближе – эти игры, в свою очередь, фокусируются на рассказе истории и передаче нарратива. К таким проектам я отношу Call of the Sea, Firewatch, What Remains of Edith Finch и The Stanley Parable.

Третий же подход ставит себе одну цель – напугать игрока. Ему не важно – самая ли красивая в игре картинка, самая интересная ли в ней история – главное, чтобы игру боялись. К таким проектам я отношу серию Amnesia, Close to the Sun, Outlast, а также игры Bloober Team.

6eAh02Bs4qiA8BLVxMqjlOrMA6vm27i2Le0VsgFsL19uCfe F2DMl2x5vffp5oakItT1O5je96LxMk4pG3exEUc0RQsPk161SEI4I1HHr0jR dPhMDcUW6jtp7Fno 3bplV60iyY3PkM432HP5R2dsk game art logo

Однако, этим перечислением я не хотел сказать, что все эти игры удачно справляются со своей направленностью. То есть, например, хоть Gone Home и старается куда больше в визуальном плане, чем в сюжетном, однако и технически, и стилистически игра выглядит не то, чтобы хорошо. Также и с нарративно-направленными симуляторами ходьбы – например, с Firewatch. Тут для описания подойдёт отличная аналогия – вы обнаружили на дне моря заросший кораллами и затянутый илом старинный сундук. Вы потихоньку начинаете его очищать, обнаруживая то красивые вставки из металла, то гравированного «Весёлого Роджера» – и вот, в ожидании клада, вы распахиваете крышку сундука… и обнаруживаете лишь сгнившие тряпки, что в давние времена ещё могли иметь ценность, но отныне бесполезные. Также и с сюжетом – в начале он крайне многообещающ, но под конец сливается в не пойми что, попутно сливая все возможные ожидания в трубу.

K6oq5vIoiD8VzGA0TWJJtSolsYpoXhQzD4ONvYTXkCAr BdA B1YTooy4TscXwkEkGYp16FEt3SaK3jfZqQGvnVEUpGLCugVzEgOaG41OOcpcsMaH SLphyMceNKfPRAJVGN5HW9ouQXFlwDycq4DsY game art logo

The Invincible же я отношу к играм, следующим второму подходу – сюжет в ней выделяется ярче, чем визуал, однако выполнен на чуть более плохом уровне. Но в чём же главное преимущество сюжета The Invincible над многими другими «симуляторами ходьбы»? Во влиянии игрока на происходящее. Большая часть «симуляторов ходьбы» даёт в руки игрока безвольного наблюдателя, что практически никак не влияет на происходящее в сюжете игры – история существует вне его, лишь изредка сталкивая с последствиями принятых другими людьми решений.

В The Invincible же, пусть в полной мере и не отказываясь от ретроспективного подхода к передаче истории, главная героиня, Ясна, является основным действующим лицом – большая часть событий внутри истории происходят потому, что она ставит перед собой цели и формирует пути их достижения. Также именно от действий Ясны и её решений зависит и концовка игры.

WSC7WopXffBeC3lg8BSfIlsGCM1ZuftD1LKdCzTE ugEse4zxzOuqbWclGxqUCwGWPYMOTV3KLfMsC1ZGzgG4VghQ5KqyazjmZ2Fti1Nl84dk2x nTl game art logo

Однако, впрочем, я не хочу сказать, что такой подход делает игру автоматически лучше – без других достоинств The Invincible от такого подхода к рассказу истории не выиграла вовсе. В качестве примера приведу Blair Witch – большая часть истории там сфокусирована вокруг решений, что принимает главный герой, однако это оказывает мало влияния на итоговую оценку из-за того, что сам нарратив изначально прописан крайне поверхностно и сформирован не самым лучшим образом, формируя скорее лоскутное полотно, а не цельный кусок ткани.

KD 4at3 Bpcqf7JqvQGTzpQt game art logo

В общем, The Invincible обходит другие «симуляторы ходьбы» за счёт более внятной подачи истории, обладающей главным персонажем, что на протяжении игры даже успевает претерпеть личностный рост. Однако, без иных достоинств, которыми обладает игра, такое решение не сработало бы.


Уровень №3. Оценивая адаптацию

Ну, и под конец всё же проведу спойлерное сравнение The Invincible с её первоисточником.

JNq0MoLaRHnElpC2DPbD3DeJGPrj19DRiTueXslI05a71QbBY pXQblSA432XbvTksvB2823sJ1Y1N oyK2XgBsasOuvnpeyIazpQCiHSJLckJdFpLKCE6fYtLo QhHLHP24xdYbXzfsbVUDVt d9vQ game art logo

Для начала – проводить сравнения между конкретными фактами – глупо и бессмысленно, ибо большая часть из них никак не влияет на ту идею, что хотел донести автор. А именно в той идее и заключается авторское видение, которое адаптирующий должен либо ретранслировать, либо развить. При хорошем раскладе. А потому я не буду ставить игре в минус то, например, что в ней герои ходят в скафандрах, а не в специальной одежде с кислородными масками. И, например, за то, что в игре Регис III является луной газового гиганта, а не отдельной планетой. В конце концов, такие изменения лишь косметические, и служат они только на то, что бы создать более интересный с точки зрения арт-дизайна визуал.

fkNpo Gwog7peXB6SyPy8eKTPO0nceZhxzJzndGjk0SCzhTEroR0kjJdndPEtQwrHgMTHqVA0bcxxpij l9W3TrY8Kpvf5Q5UHeUEIdTm TI1BrhDReUH3wD4H game art logo

Что же хотел сказать Станислав Лем оригинальным произведением «Непобедимый»? Насколько можно судить, прочитав книгу и ознакомившись с дополнительными материалами, своим произведением он ставил под вопрос «непобедимость» человечества. Так, в противовес человеку, началу созидательному и исследовательскому, ставится рой мушек – огромное число летающих роботов, что появились в результате процесса некроэволюции, чьей основной задачей является выживание. И такая примитивная форма существования оказывалась куда более жизнеспособной, чем человек, обладающей безграничной возможностью к познанию.

И Лем считает, что, если такая «природная» сила, начнёт мешать человеку познавать – нет необходимости бороться с ней, ибо не всё человек обязан иметь право познать. Некоторые миры просто не созданы для человеческого разума – пусть он и может осознать причины их существования и пути их формирования, но существовать в них и извлекать из них пользу человек может и не быть способным.

game art logo

И игра, пользуясь тем, что она по большей части пересказывает сюжет книги, отлично передаёт эту идею, одновременно и восхищая «непобедимым» роем роботов, и пугая. Особенно это подчёркивает многообразие концовок, где данная идея прослеживается несмотря ни на, что – борясь с «природной силой» Ясна лишь обрекает себя на ужасный финал, принимая же её и отрицая возможность борьбы со стихией – дарует себе шансы на хорошее окончание пути. Тем самым The Invincible не извращает оригинальную идею автора, а лишь облекает её в новую форму.

MMz6c6Z9 xprx9drAWSYTgcDQ0Rb8MLw5oNjJ kAlJV9pwb253khhwL67wGl2q4UqsIbKMjeBXYzo game art logo

Также, воспользовавшись моим не на шутку разыгравшимся СПГС, приведу небольшую теорию, которая у меня сформировалась после прочтения оригинального произведения. Что если разработчики игры развивают идею Лема, но обнаруживают на неё иной ответ? Являясь приквелом к оригинальному произведению, The Invincible при всём при этом рассказывает практически ту же самую историю – что, если так было сделано специально, чтобы игрок осознал цикличность сложившейся ситуации? Чтобы донести до игрока мысль о том, что человек не готов остановиться даже, если осознаёт простую истину – «не всё и не всегда принадлежит нам»? Что, если игра хочет продемонстрировать, что человек не готов отступить до тех пор, пока либо он не сломается о непреодолимое препятствие, либо само препятствие не сломается от действий человека? Подумайте об этом.

lbsPcdzw1OiF8K70PnVqDAvF0xQ9GbtBAO kTYlmfo game art logo

В целом же, игра достаточно хорошо понимает и интерпретирует идеи Лема – то, с чем не справились или и вовсе не хотели справиться режиссёры кинопостановок. А потому адаптация, как мне кажется, удалась на славу.

***

Подводя итоги – The Invincible – хорошая игра, а как симулятор ходьбы – и вовсе отличная, а потому я её рекомендую вам к прохождению, тем более что игр в жанре классической научно фантастики выходит достаточно мало.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.