В апреле 2022 года на просторах интернета появился новый ивент-проект, ориентированный на помощь и развитие отечественного геймдева, под названием Игропром.
Мы изучили полностью их сайт, творчески оформленный в советской эстетике, а также ряд профильных ресурсов, которые активно обсуждают этот проект по сей день, и решили самостоятельно выйти на связь с организаторами и пообщаться тет-а-тет на чистоту, выяснить детали и развеять мифы и догадки вокруг Игропрома.
Мы связались с ребятами из команды и вот, что у нас получилось из этого диалога. Сразу отметим, что публикуем полностью интервью как есть, без редактуры.
– Приветствуем от лица редакции BELONGPLAY, хотим в деталях пообщаться про ИГРОПРОМ. Давайте начнем беседу с того, что буквально в двух словах, без официальных пресс-релизов, расскажем нашим читателям что же такое Игропром на данный момент? Это конференция? Это выставка? Это конкурс? Это сообщество? Это «профсоюз»? Это агентство? Или пока это просто сабантуй?
- Здравствуйте!
Из всех предложенных определений нам больше всего подходит сообщество – живое, объединившее людей по интересам ради достижения общей цели – помочь отечественным пионерам-игростроителям не только начать, но и продолжить свой путь. И имя нам – ИГРОПРОМ.
Однозначно это не сабантуй!
– Как все начиналось и какие были трудности на пути становления?
- Давно идея вынашивалась и частично уже работала, а события в мире и стране стали толчком для действия. Март текущего года. Объединились с несколькими товарищами и решили попробовать запустить проект поддержки. У каждого был опыт в разных направлениях. Кто-то с издательствами работал, кто-то – с частными инвесторами. Кто-то там, кто-то сям.
Название давно было на уме, но не было уверенности, что стоит именно его брать, ведь в нашей индустрии бренд ИГРОПРОМ – это авторская передача Михаила Лисецкого. Но формат уже давно не поддерживался, как выяснилось позже, канал, на котором работал Михаил, прекратил поддержку проекта. Оставалась только группа ВК, которая занималась уже новостями из мира индустрии, от ИГРОПРОМа оставалось только название.
Однако, когда стали более детально интересоваться, оказалось, что под этим брендом, кроме десятка ООО, были еще производители игрушек, у которых были и домен, и права на товарный знак. Но они уже давно свернули свою деятельность, домен выставили на продажу за 75.000 рублей. Права на товарный знак были прекращены в 2018.
В общем, решились! Выкупили домен, подали заявку в РосПатент на товарный знак.
Кстати, как оказалось, мы были не единственными, кто положил глаз на это название. Спустя неделю после покупки домена нам написал человек и предложил его выкупить. Мы сразу сказали: если дело благое, то без проблем, никаких наценок и т.д. За сколько взяли, за столько и отдадим. Однако оставался вопрос товарного знака, который нам могли одобрить. Переговоры немного затянулись, а нам уже надо было публиковаться. Попросили представиться и поторопиться, ведь, если сайт проиндексируется, то потом передавать домен уже будет не совсем солидно.
Спустя день нам предложили встречу. Товарищ назначил в Москве, а мы сказали, что, к сожалению, сейчас нет возможности и предложили пообщаться по видеосвязи. Он пропал. Мы еще писали несколько писем, но в ответ – тишина.
Спустя несколько месяцев мы познакомились с человеком, чьи интересы представлял тот самый товарищ, который нам писал. Когда мы узнали, кто за этим стоит, были сильно удивлены. Тому, кто нам писал, достаточно было назвать фамилию, и мы бы не думая отдали домен и про товарный знак забыли, так как люди большое дело делают и у них возможности очень большие. Нам было бы приятно, что мы свой вклад внесли.
В итоге оказалось, что тот товарищ, который нам писал, был своего рода посредником. Жаль.
Мы, конечно, могли отдать домен и тогда но, во-первых, уже прошла индексация, притом весьма вирусная, во-вторых, нас бы уже не поняли те, кто к нам присоединяется. В итоге нам пожелали успехов и каждый пошел своей дорогой.
Изначально у нас было только направления по издателям и инвестициям. Чуть позже списались с Дмитрием Куценко, владельцем группы ВКонтакте «Работа в геймдеве», он тоже вносит большой вклад в индустрию, и так же, как и мы, на голом энтузиазме. Пообщались и нашли общий язык и интересы, в итоге запустили совместную рубрику “Отдел кадров”. Теперь у ребят есть две площадки для поиска работы. Примерно в то же время познакомились с ребятами из KeyGa.me и запустили ИГРОПРОМТОРГ. А спустя еще немного времени замахнулись на формат Фестиваля.
– Поговорим более детально о «Фестивале Игропром». Зачем он проводится? Сколько проектов ожидаете увидеть в списке заявок? Как будет проходить голосование и отбор призёров?
- Для поддержки разработчиков, конечно! Формат очень востребован, а после ухода ряда других организаторов ребята остались без подобных мероприятий. Мы общались с командами на интервью и слышали, что им не хватает внимания публики, фидбеков от экспертов, да иногда просто совета старших товарищей по цеху. Вот мы и решили – а почему бы и нет?
Уже видим под 100 заявок, но так как фестиваль первый, возьмем на борт только 50 проектов. И дополнительно в списке участников будет 5 проектов-идей, победителю поможем в доведении до MVP.
Голосование в двух видах: по номинациям техническим, в которых только эксперты, и общая номинация «Лучшая игра». Тут голосуют все, в том числе и представители компаний-партнеров.
Номинация «Лучшая идея» – наша, внутренняя. Тут только мы, команда ИГРОПРОМа, будем сами выбирать победителя.
– Сейчас на вашем сайте вывешен список «экспертов» – кто эти люди? Почему вы называете их экспертами, не освещая их профессиональный уровень и опыт? Как разработчики игр могут довериться мнению подобной «экспертизы»? И не менее важно – зачем им доверять этим «экспертам»?
- Это все люди, которые не отказали нам, несмотря ни на что, и за это мы им благодарны.
Все они имеют отношение к индустрии. Кто-то профессиональный художник и преподаватель, кто-то композитор, кто-то рассматривает игры с точки зрения искусства, кто-то работает геймдизайнером и т.д.
Это не только профильные эксперты, которые будут смотреть проекты в конкретных номинациях, среди них есть и представители компаний-партнеров, которые, например, будут голосовать исключительно за номинацию «Лучшая игра».
Мы не хотим никого выделять, мол глядите, вот эти трое из очень крупной компании, и у них за плечами 7 Ведьмаков и 3 Диаблы. А вот эти 5 скоромнее, тут только 3,5 Ведьмака и шашки. Для нас все ровны, вне зависимости от того, каков их опыт в той или иной области. Кстати, одна компания нам по этой причине отказала в партнерстве и участии в фестивале. Они готовы были выделить трех человек, но попросили подписать их. Мы сказали, что у нас только имя и фамилия, они отказались от участия.
Есть и те, кто еще вчера был на месте наших участников, мечтал делать игры, а теперь добился успеха и признания. Они тоже могут дать советы и рекомендации.
У нас как в СССР – все равны. И неважно, «с далекого ты села» или «со столицы».
Почему должны доверять? Никто не должен, особенно в наше время, даже тем, у кого на сайте громкие имена. Мы сами не раз сталкивались с тем, что громкое имя – лишь пыль в глаза, а не желание что-то сделать во благо.
Мы никого не заставляем и не принуждаем. Денег ни с кого не берем. Мы предоставили площадку, организовали, дали возможность. Кто-то идет за фидбеками, кто-то – засветиться, кто-то хочет призов. Если кто-то в сомнениях – всегда есть альтернатива, иногда платная, но с очень сильными экспертами, а есть и бесплатные варианты. Главное, что этот выбор есть, дальше каждый решает сам.
– Теперь давайте побеседуем немного о ваших темных лошадках. Почему некоторые ваши соратники предпочитают сохранить анонимность на этапе формирования проекта? Какую пользу вам сейчас приносит анонимность и не теряете ли вы расположение собеседников из-за выбранной позиции? Сейчас всё-таки медийная эпоха, когда люди, наоборот, стараются быть открытыми и «настоящими», особенно в профессиональных средах и сообществах. Какой у вас за плечами профессиональный опыт?
- Анонимность некоторых участников обоснованная. Например, один из наших товарищей до всех событий работал в компании, которая зарегистрирована за рубежом. Был тимлидом. После событий компания ушла с рынка и, насколько мы знаем, продолжает работать по сей день. Кто знает, возможно, компания еще вернется на рынок РФ или наш товарищ вернется в нее. Резонанс вокруг нас не маленький, и, если его имя сейчас озвучить, то сарафанка разнесет его очень быстро. Сейчас его имя = компания. Компания = его имя. В условиях текущей русофобии на той компании, точнее на ее работе, за столь патриотичный проект за пределами РФ можно будет поставить крест. Мы думаем, что оно того не стоит. Не такая уж он ключевая и значимая персона.
Про пользу сказать сложно, но скорее плюс, чем минус: неплохая реклама, с учетом того, что практически все мы не скрываем своих имен и лиц. Изначально мы даже представить не могли, что получим столь большой отклик, да еще и среди так называемой «элиты» индустрии. Сами того не ожидая, затралели крупных рыб, которые теперь стремительно несут нашу маленькую лодочку по волнам океана под названием Гемдев-ру.
Что же относительно того, как это сказывается на общении с теми, кого мы хотим привлечь и заинтересовать – никак не сказывается. Мы умеем находить общий язык с теми, кто нам интересен и кому можем быть интересны мы.
По поводу публикации всех нас на сайте – мы написали, что состав команды, так сказать, еще бурлит: кто-то присоединяется, а кто-то, поняв, что это не его путь, покидает наши ряды. И это не удивительно, ведь мы – не бизнес-проект. Мы работаем за идею и занимаемся тем, что нам нравится. То есть, сейчас нет смысла публиковать 5 фото и приписку: «Есть еще, но позже…» Как только у нас сформируется постоянное ядро, мы разместим на сайте доску почета, где вы увидите лица наших героев в красивых рамочках.
Про опыт. Среди нас нет товарищей с громкими именами, проекты не взрывали мировое сообщество. Каждый из нас так или иначе имеет отношение к игропрому, знает его не понаслышке. Кто-то разрабатывал игры и смог изучить все процессы, кто-то до сих пор продолжает этим заниматься на той или иной должности: среди нас есть и гейм-дизайнеры, и программисты, и художники, и люди других творческих профессий. Некоторые из нас развили в себе умение общаться с людьми, в том числе с представителями бизнеса. Кого-то природа наделила талантом к организации мероприятий, а кому-то дала иные способности, которые сейчас приходятся очень даже кстати. В целом, у нас хватает и опыта, и знакомств, чтобы помогать другим.
– Какую цель вы преследуете в создании и запуске Игропрома? На голом энтузиазме далеко не уехать, а трудозатраты на организацию, как-никак, огромные. С участников вы не просите взносов, со зрителей не просите приобретать билеты за просмотр. С одной стороны, всё это может походить на формат «сходки форума», да попытку «просто затусить» за неимением большего. С другой, вроде как, у вас есть некие инвесторы. Но тогда ведь им тоже придётся показать какой-то результат. Какой результат ожидают от вас инвесторы? Коммерческий потенциал в проекте есть, но не одним же потенциалом мотивироваться? Постарайтесь ответить честно, как есть, чтобы мы (и читатели) не строили никаких догадок и домыслов
- Цель одна – помощь! Безвозмездная!
Хотя мы неоднократно слышали о том, что нам ничего не удастся, и, наверное, им-то с “Кипра” виднее, но мы думаем, что, как минимум на нашем уровне, удастся.
У нас во всех смыслах слова голый энтузиазм во всех его проявлениях. Мы – не коммерческая организация. У нас даже нет юр. лица. Денежных дел нет, ни с кого ничего не берем и не просим. В фестивале все призы выдают сами партнеры, кроме Редрагона, там чуть проще.
Единственное, где мы столкнулись с проблемой по юр. лицу – это подача заявки на товарный знак в РосПатент. Там необходимо минимум ИП. Мы подумали, а если откажут в РосПатенте, и что дальше? Есть смысл нам сейчас ИП создавать?
Как раз в этом время у одного из наших коллег супруга прекратила заниматься торговой деятельностью и собиралась ликвидировать ИП. Мы решили подать заявку на ее ИП. Добавили необходимые коды ОКВЭД и подали в РосПатент. Если наши планы реализуются, то будем регистрироваться самостоятельно. Но пока еще не думали над формой регистрации.
По поводу инвесторов и ожидаемого результата.
Инвесторы у нас только для поиска проектов, а нас, площадку и организаторов, никто не спонсирует, от слова совсем!
С ними формат работы следующий. Мы не берем на себя ответственности и не оцениваем проекты, чтобы не подвести ребят. Мы обращаемся к товарищам из издательств, не официально, а напрямую. Чтобы исключить субъективность, общаемся с несколькими. И если видно, что у проекта есть потенциал, то или они сами заинтересовываются или несем его инвестору. Дальше уже инвестор и разработчики сами общаются. Мы не берем денег, мы не входим в доли и т.д. Максимум, что можем – посоветовать юристов, которые по договору помогут. Или иные советы, в которых компетентны.
Отвечая на вопрос. Они ожидают только проекты, других обязательств нет, так как нет общих дел.
– У вас прослеживаются амбиции на создание локальной профессиональной конференции для разработчиков. В геймдев мире уже есть профильные ивенты – это и DevGamm, и White Nights, и всевозможные европейские, американские и азиатские GDC, Digital Dragons, PAX. Их мероприятия ценны, в первую очередь, предложением настоящей опытной экспертизы разных граней геймдева, да еще и со всех краёв света. Сможете ли вы привлечь не менее ценных экспертов для развития индустрии от лица Игропрома? Что нового вы сможете предложить, чего нет у вышеперечисленных «коллег по цеху»?
- Хотите рассмешить Бога? Расскажите о своих планах!
У нас есть желание и отсутствует корыстный интерес. Все остальное покажет время!
Мы не замахиваемся на международный рынок. Мы – это локальная часть индустрии.
Еще неплохо бы понимать, кто мы. Мы не гонимся за большими командами или успехом, деньгами и т.д. Состоявшиеся и успешные уже не нуждаются в нас, как и мы в них. Мы стоим на пороге, входе, помогаем войти в индустрию или тем, кто уже вошел, но еще не сильно уверенно себя чувствует в ней. Мы НЕ берем на себя ответственности ставить оценку проекту и не учим создавать игры и т.д. Мы можем помочь в связях с издателями, помочь привлечь финансы, предоставить площадку, дать засвет, рассказав о них и о проекте. Стать товарищами и помогать всем, чем можем, когда это будет необходимо. Опять же, формат Фестиваля.
– Как думаете, почему люди в комментариях так бурно реагируют на выбранную стилистику оформления вашего сайта и соцсетей? Вроде бы игровая и развлекательная индустрия всегда относилась «нормально» к советским референсам – это и советские воины в ранних частях серий Call of Duty и Battleffield, и клюквенный Red Alert, и относительно свежие «Бесконечное лето» и «Пищеблок» с Буераком. Понятное дело, что сейчас есть определенная геополитическая и политическая риторика, в которой Советский Союз для многих стал как «красная тряпка» для быка, триггером ненависти и отрицания. Но неужели люди с достаточным опытом в играх и «насмотренностью» не выкупили выбранный вами стиль юмора, пусть и «кринжеватый»? Скажите честно, как вы относитесь к строю Советского Союза и коммунизму, если без иронии и сатиры?
- Выкупать нечего, мы на сайте ответили на вопрос, почему все в таком сеттинге.
Проект посвящен созданию игр. А в игре участникам всегда предлагается перенестись в какой-то другой мир. Мы решили, что было бы неплохо сейчас перенестись в то время, когда в нашей стране был общий эмоциональный подъем – люди сплотились в стремлении к великой цели построить светлое будущее. В нашем случае это светлое будущее отечественного игропрома. Плюс нам хотелось быть оригинальными.
Сейчас мы все стоим на пороге глобальных изменений. Какими будут эти изменения, зависит от каждого из нас. Нам выпал шанс одними из первых шагнуть на новый путь великих преобразований в сфере отечественного игропрома. Это и подтолкнуло нас на этот смелый шаг – создать партию единомышленников, разделяющих наши стремления.
С чем у вас ассоциируется слово ИГРОПРОМ? Или ИГРОПРОМТОРГ? Или ИГРОПРОМСТРОЙ? Нет никакого ряда, который очень напоминает то время?
Дальше идём. Начинающие разработчики – воодушевлены, бодры, готовы все и вся смести ради достижения цели и т.д. Не напоминают никого? Пионеры, начинание, стремление, уверенность в себе и т.д.
Мы относимся к тому времени адекватно. В любое время есть и темные стороны, и светлые. Мы взяли светлое. Это наша история, это наше время, время наших родителей, наших бабушек и дедушек. Как мы можем относиться к этому?
Опять же, периоды разные, мы не про 37-й год, и не про 53-й, есть поздние периоды, которые были скорее прекрасны, нежели страшны. А сколько было достижений? Открытий? Успехов?
Многие думают, что мы хотим сделать откат обратно. Нет, мы хотим только вперёд, но взять оттуда самое лучшее.
Мы уже говорили неоднократно, что прислушиваемся к мнению и не стесняемся признавать ошибки, которые обязательно будут, благодарим за советы и рекомендации. Даже среди хейта умеем отбирать зерна конструктива. Некоторые вещи уже убрали или заменили, точнее скорректировали. В процессе легкий ребрендинг.
Когда нас в интернете окрестили Партией, мы подумали, почему бы и нет, ведь мы в индустрии игр, а там всегда миры и роли. Давай и мы поиграем в ролевую игру. Некоторые хорошо принимают эту игру и пишут сразу: «Товарищи, приветствую! Готов копать от сюда и до обеда, на благо партии и общего дела» или «Даешь пятилетку за три дня на ассетах!» или «Поднимем целину отечественного геймдева». Много разных вариантов, ребята весьма креативно подходят. Мы даже думали создать на сайте рубрику «Нам пишут» и поместить туда вот такие интересные сообщения.
– Опять-таки, в комментариях ходят массы слухов и домыслов, что вас «спонсирует правительство», что вы «целитесь на гранты», что «все, кто попадут на ваш фестиваль, станут чуть ли не глашатаями «отечественной пропаганды» или что им «будет обрублен шанс выхода на западный рынок». Понятное дело, что вы можете утаить истину в своём ответе для нашей редакции, но постарайтесь убедить нас, что это всё слухи? Или всё-таки это не слухи?
- К государству и правительству не имеем никакого отношения, за грантами тоже не гонимся!
По поводу судеб тех, кто попадет на наш фестиваль, можем сказать одно: меньше обращайте внимание на токсичность и истерику. Это пройдет и все наладится.
А тем, кто все это делает: дай Бог здоровья, счастья и Мира!
– Наш блог стоял у истоков кубка инди-игр GTP c 2016 и продержался в списке партнеров вплоть до момента, как организаторы свернули всю свою деятельность в России в этом году. Большую часть списка игр на кубке составляли, как раз-таки, игры от российских инди-разработчиков. Но сейчас для них этот «рупор» закрыт, как и многие другие возможности найти для себя отклик, обратную связь, показать свои проекты, посоревноваться друг с другом в разных номинациях, попытать счастья в достижении тех или иных побед. Так вот, в 2016 году тот кубок начинался крайне схоже с Игропромом, когда всё делалось на энтузиазме, с горящими сердцами и искренними целями, и с «клавомышками» в призовом фонде. На старте ребята привлекли 70 проектов, а спустя 5 лет через кубок прошло более 1200 игр. Но у вас на старте ограничение в 55 проектов – почему? И скажите, удастся ли вам предложить достойную альтернативу кубку в лице вашего «Фестиваля»? И если да, то как? Или вы всё-таки идёте своим путём?
- Некоторые наши товарищи по партии знают организаторов лично. Ребята молодцы. Жаль, что все так получилось. Их поступок в отношение наших ребят останется на их совести, им с этим жить.
Что же касается сравнений их успехов и наших. Наверное, это сейчас не совсем уместно. Во-первых, они имели поддержку старших братьев, точнее сестренки. Мы не имеем. Во-вторых, это наш первый фестиваль, мы делаем первые шаги, нам ещё многое следует обкатать, чтобы довести до идеала. Мы считаем, что в каких-то моментах мы уже на голову выше. В-третьих, у нас немного формат иной. Про остальное можно поговорить через несколько лет, если все будет ОК. Как минимум после нашего первого офлайн фестиваля.
Надеемся, что и вы станете нашими партнерами, а мы постараемся сделать так, чтобы вы, как и остальные наши товарищи-партнеры, не остались разочарованы.
– Почему некоторые представители индустрии стали открыто хейтить вас в профильных сообществах? Многие дошли до того, что напрямую призывают не участвовать в вашем движении, иначе всем «сопричастным» не будут «жать руки» в индустрии. На сколько нам известно – основные претензии были к вашей «анонимности» и выбранному стилю (как оформления сайта, так и общения в соц.сетях). И если об анонимности и стилистике мы уже поговорили выше, то как быть с общением? Представители IT-сектора крайне чутки к любым «чихам не в ту сторону» и нередко, подобно флюгеру, меняют направление своего движения, сразу отрицая всё, что им не по пути. Вы стараетесь брать «на борт» только людей вашего «вайба», поэтому не так чутко заботитесь в подборе нужных слов? Не боитесь, что на борту останется крайне скудный «экипаж» и список гостей? Или это ваш вызов «элитам» индустрии?
- Ох, мы выходим на весьма тонкий лед.
Все началось в апреле, когда один товарищ, весьма известный в кругах индустрии, скинул в сеть нашу личную переписку и при этом оскорбил. Хотя повода не было, мы ему не грубили и не хамили. Многие подхватили, перемешав это с хейтом вокруг нашего сеттинга. Это можно считать отправной точкой.
Вообще об этом много можно говорить и приводить примеры, но стоит оно того? Мы уже привыкли, да и ничего плохого, если честно, в этом не видим. Мы стали ТОП 1 по упоминанию, затмив все, даже ситуацию в мире.
Приведем всего несколько примеров, самых ярких.
Есть те, кто хейтит из-за личной обиды, так как мы не преподнесли на блюдечке всю запрашиваемую информацию. В итоге нас сперва оскорбляет, а потом на глазах почти 3000 человек, большая часть из которых весьма уважаемые люди, под угрозой бана запрещает всем общаться с нами. А, все кто видел, молчат, тем самым позволяя подобное отношение «Барин и холопы» в свой адрес!
Есть те, кто пишут в лички, шантажируют сливом какой-то выдуманной информации, если мы не расскажем подробнее о нас, а потом также после неудачных попыток и указания ему на это переходят публично в агрессию, оскорбляют. Это, кстати, тоже весьма уважаемая личность в индустрии.
На днях и вовсе нас обвинили в том, что мы поставили под удар всю индустрию. Цитата: «…помимо всего прочего, есть госуха – а там очень не любят давать деньги клоунам. Между тем, игропромовская клоунада растягивается визуально на всю несбежавшую индустрию.»
На наш вопрос-уточнение, все ли присоединившиеся к нам получают клеймо клоуна и могут забыть теперь про гранты и не переоценивают ли нас, нам сказали: «…Ни фонды приличные, ни госуха на такую, как у вас, вывеску восторженно реагировать не будут…»
После нашего следующего вопроса-просьбы посмотреть наш сайт внимательно, чтобы выводы делать обоснованные, нам ответили: «Инфополя достаточно. Зачем еще смотреть?»
Мы, конечно, можем ошибаться, дел с государством не имели, но вроде они намного умнее, чем их хотят преподнести, и на токсичность или заголовки они точно не реагируют, уж тем более не принимают решений, связанных с финансированием. Все-таки они смотрят в корень и тщательнее подходят к вопросу.
А еще в ВК один товарищ, имеющий отношение к индустрии, посвятил нам целый пост. Весьма оскорбительного характера. Все бы ничего, если бы не одно «НО»: он обвиняет нас в том, что мы не делаем ничего полезного для индустрии. Но там отдельный случай. Так, для понимания. Он публиковал ранее видео на одну тему геймдева, где хейтит тех, кто хоть что-то делает для индустрии, и обещает в ближайшее время сам с командой делать лучше и много. Прошло несколько лет, до сих пор ни одного видео. И эти люди пытаются нас очернить? Это на самом деле весьма забавно.
По поводу страха быть причастными к нам есть один весьма наглядный пример.
Мы списались с командой среднего уровня. Неделя переговоров, в итоге они готовы идти с нами на фестиваль, скидывают лого для блока партнеров и выделяют товарища в эксперты, который, со слов представителя команды, сам согласился. Проходит несколько часов, мы видим, как в одной приватной, но весьма популярной группе в ФБ, где нам посвятили новость, этому человеку задают вопрос: «Как вы попали к нам в блок партнеров?» Представитель компании отвечает: «Наш сотрудник пошел в эксперты туда, попрошу убрать. Товарищу тоже передам.» Спустя несколько минут нам на почту приходит письмо с просьбой убрать логотип из блока партнеров, мол, партнеры попросили, сказали, что выход на рынок Запада будет проблемным и т.д. Однако о том, что он уже сообщил своему товарищу НЕ идти к нам в эксперты, не сказал, вместо этого разыграл недоумение, мол, сам не знает почему, предложил подождать ответа. Он не догадывался, что мы той группе тоже присутствуем.
Так или иначе, многие из тех, кто нас хейтит – это весьма уважаемые люди, которые внесли и продолжают вносить солидный вклад в индустрию. Объективно, их нельзя не уважать. А личное – это личное!
В общем, мы им благодарны за проделанную работу, без их помощи мы бы не были настолько на слуху. Еще больше радует, что все их попытки, как показывает практика, тщетны. У нас уже весьма солидная подборка скринов. Которые нам помогают в общение с теми, кто к нам идет, но при этом немного в сомнениях, оправдан ли хейт или высосан из пальца. Скриншоты – вместо тысячи слов, как говорится!
По поводу манеры общения:
А что с ней не так? Мы никого не оскорбляем, не грубим, ни на кого не бросаемся и не рычим, что не так с нашим общением?
Видят скрытую агрессию? Возможно, они хотят ее видеть из-за негатива, о котором говорили ранее. Запрограммировали себя ложно. Текстовое общение в целом весьма часто играет злую шутку, так как люди придают ложные эмоции, негатив, агрессию и т.д.
Мы со многими общаемся, разного уровня, как в текстах, так и в голосе, и с теми, кто не приписывает нам ложных и желанных ими вещей, вроде проблем не было еще.
Люди привыкли, что все представители компаний, от мала до велика, подобно девочкам из колл-центра должны перед ними стелиться. Им хамят, а они с уважением, улыбкой. Еще многие очень любят учить, как надо общаться, а как не надо. Спасибо им за беспокойство, но я думаю, мы сами решим.
По поводу скудного экипажа.
Один из товарищей, руководитель компании-партнера, нам задал вопрос: «Ребят, какова ваша конечная цель? Если вы всех объединить хотите, тогда вы обязаны прислушиваться ко всем.»
Нет, у нас нет такой цели! Мы не хотим объединять всех, это невозможно. Ну и как минимум выходит за рамки нашего формата. Для этого есть другие кандидаты, и у них это весьма неплохо получается. Пожелаем им успеха!
Какая бы кристальная репутация у вас не была, в наше время испортить ее при желании – дело нескольких дней. Примеров много. Как говорят: заголовки читают миллионы, содержимое – тысячи, опровержение – единицы.
Это не означает, что нужно не следить за репутацией, вовсе нет. Надо просто идти своим курсом и не заморачиваться с теми, кто пытается тебя очернить. Им нужнее, пусть развлекаются.
Мы благодарны всем, кто уже с нами на борту, но есть некоторые товарищи, которые открыто говорят: “Ребят, мы можем к вам присоединиться, но мы не уверены, вы еще ноунеймы”. На это мы отвечаем: “Вы правы, репутация – дело серьезное, и потом сложно будет доказать, что не было злых умыслов и хотели только помочь как партнеры. Вы постойте в сторонке, понаблюдайте за нами“. Нам есть, куда стремиться, заслужить доверие и уважение, чтобы в следующий раз люди сказали: “Да, это люди слова и дела, с ними можно в бой!“
Одни ребята после этого сразу поменяли мнение и написали: А, ну раз так, вполне солидно, тогдла мы свами!
– А что за история с заимствованными словами?
- Неужели вы думаете, что мы на самом деле заставляем всех называть тимлидов бригадирами, сеттинг – обстановкой, а туторы – учебниками? Это было бы весьма забавно.
Сами не ожидали, что все настолько подхватят и поверят, разнося и хейтя нас. Чувство юмора должно быть, товарищи!
– В спонсорах фестиваля числится новоиспеченный магазин видеоигр keyga.me. Они как-то обращались к нам за информационной поддержкой, но мы были вынуждены отказать им, сославшись на объективные причины. Скажите, как вы связаны с этим магазином (или как они представились – «сервисом продажи и продвижения игр»)? И как вы связаны со школой XYZ?
- Ребята из keyga.me молодцы, создали площадку и развивают ее, в то время, как многие только говорят и критикуют. Конечно, они не затмят никого из серьезных игроков на рынке, им попросту даже не дадут это сделать. Но на первых этажах они вполне могут существовать, не опасаясь ничего и будучи востребованными со стороны разработчиков и игроков.
Мы с ребятами в партнерских отношениях. Все, кто от нас пойдет к ним, не будут платить комиссию с продаж. Этим сотрудничество ограничивается.
Однако, забегая вперед, скажем, что уже ведем переговоры с ребятами, которые хотят создать иную площадку, там все серьезнее, но смогут ли, покажет время.
Что касаемо XYZ – это одни из немногих, кто не испугался пойти против течения и поддержал наше начинание по Фестивалю. Мы очень им благодарны. Не будет преувеличением сказать, что, если бы не их поддержка, наверное, мы бы и не решились идти дальше в этом направлении и не познакомились бы с остальными, кто нас поддержал и активно принял участие. Для нас будет честью и дальше сотрудничать с ними, если они, конечно, не откажут.
Однако не стоит забывать и про других ребят, которые нас поддержали. Они тоже не пошли на поводу у флешмоба под названием «Хейт по ИГРОПРОМу». Мы приложим все силы, что бы они не разочаровались в нас как партнерах и товарищах.
– Поговорим немного о настоящем и заглянем в будущее. Сейчас нашим соотечественникам крайне тяжело вести геймдев бизнес привычным путём, в условиях санкций, ограничений, блокировок и прямой дискриминации «по национальному признаку». Да даже нам, независимому игровому изданию, достаётся от этих ограничений – начиная с отключения нескольких рекламных партнёров, заканчивая всё чаще встречающимися заявлениями «Мы прекращаем\не будем с вами сотрудничать, потому что вы из России». Да что уж там, сами геймеры страдают от того, что «игроделы» поголовно отворачиваются от нашего рынка, ограничивая доступ к своим продуктам (это и отвалившиеся онлайн-магазины игр, и свернувшиеся сервисы и платформы). Да, у игроков еще осталась возможность покупать ключи от игр в некоторых онлайн-магазинах, заказывать или привозить диски, создавать турецкие аккаунты, рассчитываться через крипто-валюты и так далее. У разработчиков, находящихся в пределах нашей Родины, возможностей осталось в разы меньше. Сложно монетизировать свои проекты, не имея дополнительного юрлица за границей. Да и в целом, сложно их реализовывать от и до. Нехватки кадров, вроде как, не ощущается. Нехватки медийных ресурсов – тоже нет (блогеры, сайты, соц. сети, таргет, агентства – никуда не делись). Есть и ряд издателей, которые продолжают успешно работать и на внутреннем, и на внешнем рынке. Таким образом у соотечественников есть идеи, есть руки, есть какие-никакие инструменты, а дальше что? Как вы считаете, что кардинального сможет сделать Игропром для разработчиков и для геймеров в этой проблематике?
- Ситуация серьезная, но не катастрофичная, мы русские и нам не привыкать. Пережили 90-е, переживали 98, переживали 2008, переживем и это, вопрос времени. Сейчас просто все более избалованные, тяжело без айфона последней модели. Но ничего, Бог терпел и нам велел.
Мы не говорим, что всем надо консолидироваться в одно единое, достаточно каждому делать свое дело на благо и не мешать тем, кто параллельно делает то же самое, в итоге синергия сделает свое дело, и, даже не согласованная, даст свои плоды.
Что касаемо конкретно нас. Мы не прыгаем выше головы. Мы поддержим начинающих и тех, кто уже в лодке индустрии, но еще слишком слаб. Все, что дальше середины и больше – тут мы бессильны, не те объёмы и мощности, тут надежда на более старших братьев и коллег по цеху. И такие, к счастью, есть. Дай Бог им сил и здоровья, все получится.
– Как вы думаете, нужны ли в нашей стране реформы, направленные на развитие игровой индустрии? И если да, то какие? Особенно в условиях внешних санкций и ограничений?
- Нужны, и они всем известны, государство тоже знает, что делать. А если нужны будут советы, то есть те, кто их даст, но это будем не мы. Есть более компетентные товарищи.
– Если среди наших читателей будут те, кто захотят поучаствовать в помощи организации и проведения Игропрома, то как они это могут сделать? Понятное дело, что разработчики игр могут просто подать свой проект на фестиваль и ждать результатов, пару раз запостив это событие у себя на страничках. Но как еще можно посодействовать вашему проекту? Наверняка вы уже понимаете, где Игропром даёт слабину или «не дожимает» до нужных результатов? Что или кто вам нужен?
- Наш лозунг: «Поможем всем, чем сможем!» Безвозмездно!
Слабина в количестве рук. Нужны те, кто готов, не на словах, а на деле!
Думаем, что стоит идти по тому же пути, слегка корректируя его. И речь не только о формате Фестиваля. Если кто-то готов встать с нами в один ряд и помогать тем, кто нуждается – добро пожаловать! Если вы не разделяете наших взглядов, сомневаетесь или просто не доверяете – можете наблюдать за нами со стороны или закончить на этом наше знакомство. Если же считаете, что нам по пути – добро пожаловать на борт!
– И на финиш устроим «Блиц опрос». Можно коротко, можно развёрнуто – что и почему:
– Quake или Unreal?
- Выбор очевиден. До сих пор иногда поквакиваем.
– DTF или AG?
- DTF, без вариантов!
Там зам. глав. реда ест кошачьи корма всего за 500 лайков. Где еще вы такое увидите?
А ещё там есть Апанасик. Да и в целом к нам отношение весьма тёплое. В первые же дни наш аккаунт набрал 300 минусов. Ребята весьма приветливые.
– Торренты или StrongDC++?
- Все, что угодно, главное законы страны не нарушать и права людей. И над животными не издеваться.
– Dendy или NES\Famicom?
- Провокационный вопрос, Денди конечно, это наша история, наше детство. А жалкие китайские ее клоны нам не интересны :-)
– Боевые жабы или Черепахи?
- Мы не жалкие букашки,
Супер-ниндзя-черепашки,
Панцирь носим, как рубашки,
Юные таланты. Да-да!
– VK или Одноклассники?
- ВК, но в нашей команде есть и старожилы Одноклассников :-)
– Age of Empires или Казаки?
- Казаки
– Трисс или Йенифер?
- Снова провокационный вопрос. Кейра Мец.
– Jira или Trello?
- Не занимаемся пропагандой зарубежных сервисов.
– Lada Racing Club или Месть Боксёра?
- ……………………………
– WordPress или Битрикс?
- Битрикс
– Maddyson или Kuplinov?
- Куплинов нам отказал в сотрудничестве, даже на письмо не ответил. Дима, если ты это читаешь, мы пока не будем делать выбор в этом вопросе, время еще есть, пиши :-)
– Вангеры или Космические рейнджеры?
- У нас в команде нет консенсуса по этому вопросу.
– EGS или GOG?
- Не занимаемся пропагандой зарубежных сервисов
– Winamp или AIMP?
- Мы слишком стары, конечно же Winamp
– Unity или Unreal Engine?
- Unigine. Мы верим, точнее хотим верить, что они смогут предложить достойную альтернативу. Но они, кстати, тоже отказали нам. И вот тут мы все в недоумении. Казалось бы, кто как не они должны и могут поддержать такое событие, но…
– Смута или Cyberpunk 2077?
- Смута, конечно. Ребята, успехов вам и сил!
– Петька и ВИЧ или Братья Пилоты?
- Петька.
– Warcraft 3 Reforged или GTA The Trilogy Definitive edition?
- Варкрафт
– Фестиваль Сыра или Metal Over Russia?
- А вот покушать мы все любим, хватит игр, пора и о еде подумать.
– Большое спасибо за столь развернутые и интересные ответы! Желаем вам удачи и надеемся, что мы внесли свою лепту в формирование Игропрома таким, каким он будет!
Спасибо всем, кто дочитал это интервью до конца. Если оно вам понравилось – поделитесь, пожалуйста, им с коллегами и друзьями в соцсетях.
Ждём результатов Фестиваля и желаем всем участникам успеха!
- Начало приема заявок: 23.07.22
- Окончание приема заявок: 31.08.22
- Просмотр и оценка проектов товарищам-экспертам: 1.09.22 – 30.09.22
- Расписание эфиров товарищей-стримеров: (объявится дополнительно)
- Объявление победителей и церемония награждения: 05.10.22
Все подробности читайте на официальном сайте Игропрома.