Ретроспектива Fire Emblem. Обзор Mystery of the Emblem (1994)

Fire Emblem: Mystery of the Emblem game cover art logo wallpaper review

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System aka SNES) и можно делать игры на обновлённом железе. Более того, студия Intelligent Systems (те самые разработчики Fire Emblem) уже разрабатывала игры на SNES в 92-ом году, ибо даже на тот момент истории это была довольно большая компания, способная сразу работать над несколькими проектами. Только вот Fire Emblem Gaiden прошла мимо SNES и вышла на старом железе.

Как вы помните, первая игра серии FE страдала от ограничения консоли. Теперь же, когда разработчики поработали со следующим поколением, многие проблемы были решены, особенно связанные с памятью картриджа. Команда разработки всё это осознала и решила делать сиквел к первой Fire Emblem:

Обзор Fire Emblem: Mystery of the Emblem (1994)

Таймкоды видео:

  • 00:00 – Пара слов о разработке Mystery of the Emblem
  • 04:09 – Что нового в ремейке?
  • 10:23 – Сюжет Mystery of the Emblem. Зачем нужен был сиквел?
  • 12:52 – Как раскрывается лор
  • 16:15 – Как эта часть раскрывает саму Эмблему
  • 20:35 – Изменённая арена, система поддержки, Фина
  • 26:26 – Fire Emblem выходит за пределы игр
  • 28:36 – BS Fire Emblem Archanea Senki-hen

Приятного просмотра, берлога! Ниже текстовая версия обзора Fire Emblem: Mystery of the Emblem


Делать третьей игрой в серии сиквел первой игры – идея неоднозначная. Казалось бы, зачем? Неужели Fire Emblem: Shadow Dragon and the Blade of Light, эта игра с громоздким названием, нуждается в сиквеле? Она ориентирована больше на геймплей, чем на историю (которая там подаётся обрывочно). И даже если мы всё же сделаем вид, что в FE1 был акцент на истории, то что в этой истории продолжать? Главный герой (Марс) победил пробудившегося злого дракона и даже убил колдуна, который этому дракону помогал. Хотя последнее – спорно, ибо как я упоминал в разговоре о первой части, колдуна надо убивать особым заклинанием, которое можно упустить, и придётся с уровня убегать. Но злодейский дракон-то убит! Ну не будет же он пробуждаться каждую весну-осень или ещё в какой сезон?

Видимо, среди разработчиков тоже шли споры о предстоящей игре. В определённый момент разработку перевернули с ног на голову. Ибо к авторам пришла идея о том, что было бы неплохо помимо продолжения сделать и ремейк…

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-2

И тут мне кажется занятным такой момент. В разговоре о первой игре я не упомянул об интересном, невероятно ограниченном переиздании игры с Famicom для Switch. Nintendo выпустила коллекционную версию для фанатов, помимо этого, в цифровом магазине eShop появилась возможность купить первую FE, но только на время, после чего продажи цифровой версии прекратились.

Та самая коллекционка

По-хорошему, стоило рассказать об этом ещё в рамках первой игры, потому что это не просто официальный релиз на английском спустя 30 лет, но ещё и первый (и единственный, на данный момент) раз, когда выходившая только в Японии «Эмблема» появилась в продаже за рубежом. Занятным же мне кажется как раз тот факт, что третья «Эмблема», в отличие от первой, всё ещё японский эксклюзив. И именно третья часть кажется мне лучшим способом для игрока безболезненно познакомиться с серией.

Возвращаясь к разработке, отмечу, что решение делать ремейк вместе с продолжением дало свои минусы. В рамках создания только сиквела всё шло прекрасно и никаких ограничений не чувствовалось, но вот когда определились, что вместе с сиквелом будет ремейк, пришло время резать. Возможно, как раз во время процесса вырезания контента родилась ещё одна идея – сделать две игры. Отдельно выпустить ремейк первой FE и отдельно продолжение, двумя разными картриджами. Но в итоге от этого отказались в пользу выхода одной игры, в которой на выбор есть две «книги»: книга первая, война тьмы (ремейк), и книга вторая, война героев (продолжение).

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-4

Неизвестно, пришлось ли что-то вырезать из идей для продолжения, но вот то, что убрали из оригинальной игры – известно. Это шесть персонажей, среди которых уникальные бойцы с баллистой и боец класса «пират», а также не такие уж и уникальные клирик и рыцарь в тяжёлых доспехах. Вырезали пять глав, анимацию Марса при смене оружия (теперь она одна для любого меча кроме Фальшиона) и всё.

Остальные изменения связаны не с вырезанием, а либо с изменением уже существующего, либо с добавлением нового. Список этих изменений огромен. Тут и полное изменение анимации боя (уникальный фон в зависимости от местности и анимации при парировании атаки), при этом есть возможность отключить анимацию боёв (хотя она была и раньше, но окно боя всё равно появлялось, отключалась буквально анимация, то есть юниты стояли на месте). Во время хода теперь видна дальность, причём можно нажать на врага и посмотреть, как далеко может пройти он. Бойцы-наездники могут спешиться, вне зависимости от того, на коне они или на драконе (при этом меняется оружие, с копья на меч). Бронированные рыцари теперь могут стать продвинутым классом «генерал», а с повышением уровня у бойцов наконец-то растёт сопротивляемость к магии.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-5

Изменений уйма и все они далеки от того, что нам показывали в Gaiden. Если во второй Fire Emblem изменения создавались с помощью удаления, то, благодаря новому железу, в третьей части мы видим именно что улучшение идей, а не выкорчёвывание. Два наглядных примера:

  • в Gaiden проблему с инвентарём решили с помощью удаления, тогда как в ремейке механику переработали и дополнили, не просто сделав экран менеджмента перед миссией, но и добавив возможность через Марса иметь постоянный доступ к хранилищу
  • в Gaiden решено было отказаться от вора, тогда как в ремейке класс переработан в боеспособную единицу с высоким уклонением и возможностью пользоваться серебряным оружием. Да, вор проигрывает классу «наёмник» из-за того, что наёмник улучшается предметом, а вор перестаёт расти после 20-го уровня. Но всё же теперь вор не просто носитель отмычек (которые теперь не предмет, а способность класса), а ещё и ловкий боец.

Это не в упрёк Gaiden. Понятно дело, что во второй FE «резали» механики не от хорошей жизни, а из-за ограничений, и даже с таким подходом были здравые решения (как минимум, мировая карта смотрелась интересно). В итоге же в третьей части влияния Gaiden нет, если вдруг кто-то его ожидал.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-6

Перед тем как перейти непосредственно к игре, сразу подчеркну, что отдельно говорить о первой «книге» (то бишь ремейке первой игры) не вижу смысла, когда всё уже сказано в материале о первой FE. Да, теперь сюжет стал понятен и, что намного важнее, появились реплики у наших союзников, поэтому ты ими дорожишь не только из-за повышения уровня, но и из-за того, что они стали настоящими персонажами. Реплик этих не так много, но всё же больше, чем в оригинале, где мы за счёт класса персонажа понимали, что перед нами суровый наёмник или девушка-лекарь, а не из-за их манеры общения.

При этом основной сюжет тот же. В истории о том, как с помощью злого волшебника Гнарнефа пробудился не менее злой дракон, а сбежавший принц Марс собирает силы и побеждает их, ничего фундаментально не поменялось. Более того, локации хоть визуально и стали привлекательнее, по структуре своей они точь-в-точь копируют карты из первой игры, поэтому даже тактику боя менять не придётся. Исключение – «закрытые» карты, где бой проходит внутри замка или какого-то другого помещения, из-за чего наших наездников насильно ссаживают с коней и пегасов. В этом случае придётся действовать новыми методами.

Две одинаковые синеволосые дамы справа - как раз наездницы на пегасах/драконах

Структурно это всё тот же набор карт, сменяющих друг друга. Разве что текста между сменой карт стало больше. В этом тексте есть и общая информация о происходящем на фоне карты мира, и разговоры в отряде перед непосредственным началом боя. Выбор бойцов на старте миссии остался, а заканчивается миссия всё также лишь после того, как Марс займёт замок или трон. До этого момента можно зачистить всю карту и ходить по ней свободно. К счастью, больше не надо тратить десятки ходов на сортировку инвентаря, но вот в магазин сходить за пополнением оружия придётся.

Геймплейно что первая книга, что вторая – используют один и тот же движок, одни и те же возможности. Разница между ними лишь в бойцах: не все доступные в первой книге, будут доступны во второй. А те, что всё же будут доступны, подвергнутся изменениям. Например, конный рыцарь Каин появляется в сиквеле довольно поздно и, соответственно, его не получится прокачать в полную силу, хотя в первой книге он один из сильнейших воинов, в том числе и за счёт того, что дают нам его на старте.

А вот с девочкой-драконом Тики всё наоборот – в первой книге она появляется под самый конец и пользы от неё почти нет. Во второй книге её дают в первой половине игры, и она оказывается одним из самых сильных бойцов. Она использует особые камни и меняет форму в разные виды драконов (зависит от камня), и вот конкретно в форме божественного дракона она мне показалась вообще топ-1 бойцом.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-8

Возникает логичный вопрос: если какие-то бойцы есть и в первой, и во второй книге, значит, они наверняка сохраняют прокачку? Звучит разумно, ведь у нас одна игра, один картридж… но нет. Вне зависимости от успехов в первой книге, вторая начнётся с теми характеристиками, что выбрали за нас разработчики.

И ещё один вопрос, который может справедливо возникнуть и который я вскользь упомянул ранее – а что, собственно, продолжать? Марс победил, дракон повержен. Одно дело побочный сюжет в Gaiden с новыми героями, но в том же мире, но в этой-то истории что можно продолжить?..

Вы не поверите, но завязка реально такова, что колдун Гнарнеф выжил и всего через 2 года после счастливого финала оригинальной игры он вновь пробудил дракона Медея. Помимо этого, Гнарнефу удалось с помощью артефакта установить контроль над нашим союзником – Хардином. Этот парень в тюрбане из первой игры ныне возглавляет целую империю, ставшую империей зла. Собственно, первую половину игры мы не понимаем, почему Хардин против нас, а во второй уже боремся с ним.

И тут такой важный момент. В каком-то смысле игра (именно сиквел) нелинейная. Если упустить некоторых врагов или союзников, то концовка будет как бы не «истинная», потому что для настоящей концовки надо собрать 12 фрагментов волшебной сферы. Один из фрагментов у вражеского вора, которого надо успеть догнать и убить, чтобы забрать осколок, а ещё один фрагмент у союзника, который сидит в деревне на карте и ждёт, когда к нему придёт Марс.

Помимо осколков надо собрать 5 сфер, что сделать проще… за исключением одной сферы в 16-й главе, где вновь с ней убегает вор, и если не получится его догнать, то вновь получаем плохую концовку. Так вот, если не собрать какую-то детальку, то игра закончится гибелью Хардина, и этого будет достаточно для Марса. К нему выйдут друзья, которых он спас, и вроде как всё хорошо.

Но если собрать всё что нужно, то в этот же момент (когда появятся спасённые) эмблема среагирует и вскроет правду – никого Марс не спас, перед ним иллюзия Гнарнефа, а друзей собираются принести в жертву в рамках полномасштабного воскрешения дракона Медея. Он уже пробудился, но не в полную силу – восстанет он только после гибели четырёх невинных девушек-клириков.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-9-2

Сама эта история в сиквеле не особо впечатляет. Вообще кажется, что сюжетный поворот с воскрешением злодея через 2 года после победы над ним довольно глуп. Чего не раз в неделю по субботам его воскрешать? Но есть один момент, из-за которого закрываешь глаза на это решение, и дело в том, что сиквел отлично раскрывает как мир игры, так и мотивы Медея.

В том мире, где сейчас проживают герои игры, 10 тысяч лет назад жили драконы. Не просто летающие монстры, а мудрая и процветающая раса со своей цивилизацией (визуально – летающие монстры). Драконы были эдакой Римской империей – правили континентом, были на вершине мира, но в один момент всё пришло в упадок. Они деградировали, многие превратились в агрессивных диких зверей, уничтожающих всё вокруг, а самки драконов более не приносили потомства.

Среди многообразия драконов было племя Божественных, и те нашли способ спастись – заключить свою силу внутрь магического камня и стать чем-то похожим на человека. Лидер Божественных драконов по имени Нага предложила это своим сородичам, и ящеры разделились на два лагеря. Основными противниками этой идеи стали Земляные драконы.

Из-за своего высокомерия они нарочито отказывались запечатать силу, и в итоге племя почти выродилось, остатки его были побеждены Божественными драконами и запечатаны под землёй. Медей был среди выживших, и в конечном счёте он согласился запечатать силу в камень. Нага, в свою очередь, создала меч Фальшион из своего зуба, дабы в критическом случае было оружие, способное противостоять драконам, даже если случится так, что Божественных драконов больше не станет.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-10

С годами Медей стал свидетелем высокомерия уже среди людей. После того, как драконы запечатали свою силу, людская раса стала доминировать, и высокомерие их было сравнимо с Земляными драконами. Запечатанное драконье племя получило название Манакеты, и оно терпело унижения со стороны людей. Кому-то не нравился внешний вид манакетов, кому-то долголетие, а кто-то боялся того, что драконы вновь станут на вершине пищевой цепочки, ведь у них сохранялись камни с силой.

Медей собрал униженных и оскорблённых под свои знамёна. Они использовали камни и вновь обернулись в ящеров, после чего Медей захватил ряд стран, образовав собственную империю Доруа (на японскомドルーア, в англоязычных версия встречаются варианты Dolhr, Durhua, Doluna, Dolua). Медей вновь перевернул ситуацию и сделал угнетаемыми людей (оставляя при себе лояльных, таких как Гнарнеф), ну а спустя много-много лет начались приключения Марса.

Всю подноготную драконов мы слышим от старого мага Гото и от такого уникального персонажа, как Ксейн. Ксейн встречался в первой игре, и там было непонятно, кто же он такой: почему-то он умел изменять свой внешний вид под любого союзного бойца. В сиквеле он признаётся, что он из манакетов. И не просто манакет, а бывший Божественный дракон, полностью отказавшийся от сил. Ксейн выкинул драконий камень и стал человеком (только с возможностями доппельгангера).

Ксейн снизу

Помимо этой предыстории конфликта, радует ещё один сценарный момент – то, как по итогу была вписана сама огненная эмблема. Напомню, что в самой первой игре её нам выдаёт некая принцесса Нина (или Найна), и Марс после этого получает возможность открывать сундуки. Принцесса говорит, что это артефакт, и он в их семье наследуется поколениями, но на этом вся информация исчерпывается, а в игре эмблема себя никак не проявляет. Короче говоря, одно название.

Так вот, этот момент в итоге раскрыли в сиквеле. И через это раскрытие можно оправдать нелепую идею о том, что Медей вновь появился через два года. Истинная концовка сиквела появляется после сбора сфер и частиц, которые как раз вставляются внутрь эмблемы. Саму же эмблему также называют «Связующим щитом» (Binding Shield), и работает она в паре с Фальшионом, потому что также создана из зубов божественного дракона Наги. Щит помогал в битве с Земляными драконами. Уже после того, как драконов запечатали, щит своровал человек по имени Адра, и воровская натура подсказала ему выкрутить из щита сферы, выглядевшие как драгоценные камни. Щит он оставил себе и прозвал его «Огненная эмблема», камни продал, а на вырученные деньги нанял себе целую армию, что помогла ему основать королевство Аркения (Archanea).

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-12

Воровство отразилось проклятьем на будущем правителей Аркении. Это в своё время ощутил предок Марса – Анри, тот самый герой, что впервые запечатал Медея. Анри полюбил принцессу Артемиду, но любовь эта оказалась тяжёлой ношей для них. Анри был простолюдином, и Артемида не могла выйти за него, поэтому прожила короткую жизнь в браке с неким Картасом, голубых кровей. И такая же история случилась в сиквеле.

Принцесса Нина тоже пострадала от неудачной любви. Она влюбилась в того рыцаря, что спас её и передал на сохранение к Хардину, но он был из враждующей страны и чувствам не дано было расцвести. Но для блага страны всё же надо было выйти за какого-то правителя замуж. Выбирала она между Марсом и Хардином, но т.к. видела чувства Каэды (девушки, с которой Марс рос в изгнании), то решила методом исключения выбрать Хардина.

Вот бедолагу Хардина и поплавило, когда он получил злодейский артефакт, а вдобавок ему нашептали в ухо, что выбрали его как самого последнего в списке претендентов. Кстати, тот самый вояка, которого полюбила Нина, появляется в сиквеле как боец в маске.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-13

Короче говоря, неоднозначно с сюжетом. Следить именно за продолжением того, что было в первой части, не особо интересно, потому что завязка с пробуждением дракона, которого ты вчера побил – это слабый старт. При этом следить за тем, как авторы раскрывают мир игры и все происходящие в нём хитросплетения – вот это интересно, и очень приятно, что в полной мере раскрыли саму «Огненную эмблему».

Чисто субъективно — это раскрытие мира получилось настолько интересным, что под конец тебе уже без разницы, что ты побеждал Медея на той неделе, а он опять какого-то хрена вернулся. Зато ты узнал о прошлом и о его наследии, и в итоге получилось реализовать изначальную задумку первой игры – в отряде реально есть персонажи, которые ощущаются такими же полноценными героями, как и Марс, если не интереснее.

Чего стоит девочка-дракон Тики. Она – потомок тех самых манакетов, и не абы каких, а Божественных драконов (вот так вот получается, что целых два представителя редкой расы у нас в отряде). И это прекрасно объясняет её мощь в сиквеле. Она, конечно, не так много говорит, как Марс, но в сюжет вписана крепкими нитками как раз благодаря раскрытию истории о драконах.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-14

Самое же прекрасное – это то, насколько лучше стал геймплей. Визуальное отображение дальности хода, настройка скорости всего (от курсора на карте до прокрутки текста), обновлённые анимации атак (которые теперь не хочется пропускать) и новый экран атаки, где видно шанс попадания, критического удара и непосредственно урон (за счёт вычитания показателя защиты из показателя атаки).

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-15

В игре осталась арена – здание, где можно попытать счастье выиграть денег и прокачать бойца. Это всё такое же смертельное казино, хотя стало немного проще. Теперь поединки не тратят оружие, как это было в первой игре. Противники стали чуточку слабее, а значит стало меньше шансов отлететь прямо с порога арены. Раньше было так: чем выше уровень персонажа, тем сильнее противник, так что без серебряного оружия уже где-то на 12-13 уровне на арене делать нечего, ибо ты даже не пробьёшь защиту врага. Был лишь мелкий шанс того, что тебе, при сражении за воина, дадут в соперники мага и получится убить его раньше, чем он тебя.

Теперь же за класс наёмника или наездника на пегасе победить получается где-то 50/50, а кем-то кроме наездников на пегасах и наёмников вообще лучше не ходить на арену. Да и вообще, без магии эмулятора (то бишь сейвскамминга) тут слишком опасно…

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-16

Поначалу мне показалось, что арена стала казуальной. То есть смотрите: оружие не тратится, а значит с серебром в руке арена превратится в площадку для лёгкого набивания уровней. Мне подумалось: «Возьму бойца с серебряным копьём (а такие будут уже к пятой главе), поставлю рядом двух лекарей (и они к пятой главе будут), дабы лечить после драки… и всё, легчайшим образом получу продвинутый класс уже к шестой главе».

Но тут я заметил такой момент: во время анимации боя у меня в руках было такое оружие, которого и вовсе нет в инвентаре бойца. То есть хоть у моего конного воина и серебряное копьё, которым он унижал врагов вне арены, на арене у меня всё изымают, дают железную тыкалку, и мой вояка, казавшийся мне потенциальным паладином, стал потенциальным трупом. Нет, я, конечно, давно уже знаю, что Fire Emblem не гладит по головке, но всё же этот момент удивил.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-17

В остальном – всё по-старому, только отполировано. В игре всё ещё нет знаменитого «треугольника урона», но мечи, копья и топоры на месте. В сиквеле есть забавный момент – у нас в отряде под конец игры будет 41 боец, при этом нет ни одного персонажа, способного взять в руки серебряный топор, который несколько раз выпадет с сильных врагов.

Серебряные мечи много кто носит, копья тоже… а вот топоры выдают, но некому надеть. Поэтому работают они как предмет для продажи, дабы на вырученные средства купить заклинаний, копий или мечей.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-18

Ещё в игре появилась скрытая система поддержки. По факту, она появилась ещё в Gaiden, где статы Альма и Селики увеличивались, когда они стояли на соседних клетках. Но никто тебе об этом не говорил, да и Селика с Альмом в одном отряде были лишь в финальной миссии.

В Mystery of the Emblem тебе вновь никто не говорит, что такая система есть, но шансов случайно её активировать больше, потому что тут несколько таких пар. Шанс узнать об этом без гайдов – околонулевой. Повторюсь, сама игра это нигде не афиширует и никакого сигнала не подаст, если рядом встали поддерживающие друг друга герои.

Есть в сиквеле одно знаменательное новшество. Появился персонаж по имени Фина (Phina), и это первый в серии боец класса «танцор». Девушка очень слаба по показателю здоровья и уступает подавляющему большинству наших воинов, но она способна подойти вплотную к союзнику, станцевать перед ним, после чего союзник делает повторный ход. Это наш козырь, у врага такой возможности нет.

Иногда это помогает повторно использовать исцеление на союзнике, иногда добить босса, а в крайне рискованных случаях (когда нет лекаря, а перед тобой раненый союзник) можно позволить раненому бойцу уйти, оставив рядом с врагом Фину.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-19-2

В тандеме с Тики, превращённой в Божественного дракона, мы стабильно убиваем любого врага, а иногда и двух. А ещё тут есть уникальное заклинание, обновляющее ход у всех, кроме кастовавшего заклинание. Фина же может обновить ход у кастовавшего, после чего волшебник вновь даёт всем +ход, из-за чего Фина вновь может танцевать. У этого заклинания 3 заряда и больше оно не встретится, так что получится лишь сходить 4 раза подряд. Но и этого хватит, чтобы перевернуть с ног на голову ситуацию на поле боя. Или же веселья ради убить Медея за один ход.

Играть стало в разы приятнее по всем параметрам: от звука и графики до геймплейных элементов. Хотя полное прохождение двух книг может кому-то показаться затянутым. Хронометраж у обеих книг схож – примерно 30-40 часов. То есть убить 100 часов в оригинале на Super Famicom было вполне себе реально, в особенности если ты перезапускал миссию из-за того, что в битве погиб любимый персонаж. Пожалуй, не удивительно, что у такой масштабной игры оказалось светлое будущее.

Mystery of the Emblem ждал успех. Как и предыдущие две игры – это японский эксклюзив, но даже внутри всего одной страны, игра умудрилась продаться почти миллионным тиражом (776 тысяч копий, согласно отчёту 2002 года). И тут Nintendo понесло… Увидев двукратное увеличение интереса, компания подумала о расширении вселенной Fire Emblem за рамки игры.

Решено было выпускать аниме, для чего привлекли студию Fantasia. Среди шедевров от этой компании скрывается такое аниме, как «Айка R-16: Девственная миссия», «Дамское бельё», «Дыра» и другие, не менее прекрасные представители японской анимации. Но не спешите радоваться – Fantasia нарисовала вполне себе целомудренные две серии одноимённого аниме. К слову, эти серии с английскими субтитрами лежат в свободном доступе на YouTube.

Собственной художественной ценности у аниме немного. Разве что возможность увидеть полюбившихся персонажей на большом экране. Сюжетно тут лишь немного информации о том, что было до начала событий первой игры (буквально 5 минут первой серии), и пересказаны события трёх начальных миссий из первой игры.

А вот за информацией о персонажах и мире игры – добро пожаловать в артбук Fire Emblem The Complete. Конечно, как и игры, он вышел только в Японии и на японском, но, в том числе и благодаря нему, пополнились современные фанатские вики по Fire Emblem. Артбук огромен, содержит в себе информацию сразу по трём играм, так что можно узнать что-то новое и о Gaiden. Например, Альм (привычное всем имя главного героя второй игры), в оригинале читается как Аруму.

В этом же артбуке нашлось место для манги. Не зря же в создании участвовали мангака Юми Тамура (Yumi Tamura), известная по манге «Басара» и «7 семян», и дизайнер персонажей Катсуя Терада (Katsuya Terada), работавший над сериями The Legend of Zelda и Tekken.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-21

Финальной же точкой расширения стала вещь под названием BS Fire Emblem: Archanea Senki-hen (дословно можно перевести как «Военные хроники Аркении»). Можно было бы просто назвать это игрой, но, на мой взгляд, всё чуточку сложнее.

Во-первых, вышла эта штука аж в 1997 году, спустя 3 года после релиза игры.

Во-вторых, распространялась она через интернет. То есть желавший поиграть в эти «Военные хроники» должен был докупить для своей консоли Super Famicom отдельный девайс под названием Satellaview – это что-то вроде модема для консоли, дабы она могла подключиться к интернету и скачать файлы (естественно, ещё и игра должна быть куплена). Причём выпускались «Хроники» как серии аниме – раз в неделю.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-22

Внутри оказывались 4 миссии. Структура их будет знакома фанатам серии – это типичный «паралог», то есть побочная миссия, раскрывающая историю отдельного персонажа (или сразу нескольких) из нашего отряда. Так что перед нами родоначальник идеи о миссиях-паралогах. В «Хрониках» сначала у нас будет история о принцессе Нине и начале её неудачной любви, потом о Минерве и Хардине, после покажут знакомство наёмника Наварре и охотника Кастора с парой из клирика Лены и вора Рикарда. Финальная часть вновь возвращает нас к Нине и полностью раскрывает нам историю о том, что же за рыцарь в маске был во второй части.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-23

Оригинальные «Военные хроники Аркении» довольно трудно достать даже для эмуляции. Версию с фанатским переводом на английский мне удалось найти лишь частично – без одной миссии. Но есть необычный вариант поиграть в «Хроники» с помощью ром-хака для GBA. Умельцы перенесли все миссии из «Хроник» в ром-хак для The Sacred Stones (с переводом на английский, естественно). Да, геймплей пришлось изменить (всё же движок The Sacred Stones), а вот сюжетно выходит одно и то же, но в оригинале была важная деталь.

В 1992 году до разработчиков Fire Emblem дошли новости о том, что свет увидела Super Famicom (она же Super Nintendo Entertainment System) и можно делать игры на обновлённом железе.-24

В «Военных хрониках Аркении» впервые была озвучка, правде не во время игрового процесса. Пока игра загружалась, актёры озвучки выдавали что-то в духе японского радио-спектакля, после чего начиналась сама миссия. Миссии тут довольно короткие и простые – оставлять в живых всех бойцов нет смысла, так как в каждой истории свой набор героев. Но как первый опыт «паралога» и расширение игры спустя три года упомянуть стоит.

Глядя на то, как Nintendo вложилась конкретно в эту часть, появилось ощущение, что Fire Emblem будет дальше двигаться в рамках истории о Марсе. Вот мы вам ремейк+сиквел сделали, его хорошо покупают, мы расширили фан-базу с помощью аниме, манги и эдакого DLC про бойцов из отряда Марса. Можно и дальше продолжать в этом ключе.

Но Mystery of the Emblem делалась с расчётом воплощения тех идей, что хотел реализовать Сёдзо Кага в первой игре. Теперь же, когда он с помощью нового железа смог показать историю, куда сильнее приближенную к оригинальной задумке, он мог двигаться дальше и отпустить Марса вместе с бесконечно воскрешаемым драконом Медеем.

Mystery of the Emblem и правда прекрасный способ познакомиться с серией – играется она не хуже некоторых современных тактических игр. Но в рамках продолжения Fire Emblem, в рамках появления FE на усиленном железе, хочется увидеть нечто новое. К счастью, пока Nintendo продвигала Mystery of the Emblem, в Intelligent Systems как раз разрабатывали совершенно новую часть. С новыми идеями, в новом мире и с новыми персонажами.

Comments

No comments yet. Why don’t you start the discussion?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.