Об ELEX II можно говорить долго. Это масштабная игра со своими нюансами, поэтому тут есть о чём поговорить. Точно можно сказать, что если вам понравилась первая часть ELEX, то сиквел не разочарует. А вот если вас терзают сомнения — надеюсь развеять или подтвердить их обзором.
Жми кнопку плэй:
А для тех, кто не хочет смотреть видео, а хочет почитать обзор ELEX 2, то ниже прилагаем текстовую версию. Приятного погружения, берлога:
Миром игры всё ещё является Магалан. И он всё так же сочетает в себе пост-апокалипсис, фэнтези и научную фантастику. Если вы не знакомы с первой частью – причина такой мешанины как раз элекс. Так называется неизведанное вещество, прилетевшее на Магалан вместе с кометой. Кто-то использует элекс для развития науки и техники, кто-то потребляет в себя, а кто-то извлекает из него магические силы.
В первой части было несколько концовок, но у сиквела есть канон. За основу берётся финал, где Джакс, главный герой ELEX, убивает Гибрида, главного антагониста первой части. Экспорта сохранений не завезли. Тут система в духе «Ведьмака 2», когда вы могли всей душой любить Шани, но потом просыпаетесь в постели с Трисс. За кадром происходят важные для мира игры события: Магалан и фракции, что на нём обитают, изменились. Кто-то потерял былое величие, кто-то укрепился, ну и не обошлось без новичков.
Важнее геополитики, на мой взгляд, тот момент, что Джакс, между первой и второй частью, стал отцом. Он и Кайа, одна из возможных напарниц в оригинальной игре, познали радость быть родителями, и радость оказалась настолько огромной, что Джакс нашёл себе домик на отшибе, где живёт один, и изредка навещает ребёнка. И вот, как-то выйдя из дома и совершив ошибку, Джакс своими глазами видит нападение агрессивно настроенных пришельцев – сиандов.
Уютное гнёздышко Джакса разрушено, а его самого сианды покусали за руку, заразив неизвестной болезнью, которая скинула все его навыки из первой части. Теперь мы вновь начинаем с нуля. Придётся каким-то способом объединить разрозненное человечество для битвы с инопланетной угрозой.
Если вы думаете, что для этого придётся вступить в одну из фракций и подниматься там по карьерной лестнице, то это не так. Такой вариант возможен, но в ELEX II есть и другой путь – собрать свою группировку и отказаться от вступления в доступные фракции. Увы, у этого пути есть очень большой минус. Он связан с прокачкой героя, поэтому вернёмся к нему чуть позже. Пять фракций и своя собственная — уже дают безумную вариативность, но надо понимать, что вряд ли в возможной ELEX 3 нам внезапно дадут перенос сохранений, так что наслаждайтесь миром игры здесь и сейчас. Отмечу, что хоть в ELEX II есть вариант без вступления в чей-то лагерь, это не означает, что другие фракции можно взять и уничтожить (как это было в третьей «Готике»). Важные для сюжета персонажи просто теряют сознание, хотя опыт за их вырубание вы всё же получите.
Помимо фракций вам нужно будет обзавестись братьями по оружию. Тут знакомые по первой части Фальк, Кайа, Бестия и парочка новых лиц. Особенно хочется выделить товарища с именем Чморила (в оригинале просто Bully). У каждого компаньона своя побочная сюжетная линия, позволяющая сблизиться с ним. Для кого-то надо будет вечно таскаться по карте и убивать монстров, но есть квесты интереснее — где кому-то нужно помочь с самоопределением или же открыть глаза на то, как им пользуются окружающие.
Романтические отношения из первой части тоже никуда не делись. Хоть у Джакса с Кайей ребёнок, это не значит, что они муж и жена. Решите с ней ваше будущее и ищите себе новую пассию, если есть желание. Если нет, то можно и с ней остаться, а можно и мрачным титаном одиночества пройти игру.
Большинство выборов так или иначе отразятся на прохождении. Что-то покажет себя лишь в финальной заставке, что-то покажут здесь и сейчас. Например, помогли вору в одной из фракций, и через день ходите по улице и слышите, как местные обсуждают, что как-то небезопасно деньги под матрасом хранить стало. Или помогли шпиону выбраться из вражеской местности, а он трясётся – боится идти назад с пустыми руками, начальство порешает же. Уговорили его вернуться, дескать, не будет ему ничего, и видите потом его труп в канаве.
Все подобные моменты отыскать сложно, я даже не уверен, что нашёл всех напарников. Где-то десять часов я ходил с уверенностью, что из девушек-напарниц есть лишь Кайя и Бестия, а оказалось, что я не прав. Пропустил один уголок, где поджидала новая дамочка.
Это неудивительно — мир игры огромен, в нём полно контента и он порадует любителей открытых миров от Piranha Bytes. Нет никаких вышек, что отмечены у тебя на карте и говорят, что надо бы там что-то нажать и кого-то убить. Есть вручную созданный мир, где ты натыкаешься на условный маяк, обыскиваешь его, потому что тебе интересно. С маяка видишь островок, где может быть что-то спрятано, и двигаешь туда, а уже с островка видишь монстров, которые явно что-то охраняют. В итоге даже без квестов тебя увлекает с головой в исследование Магалана, ведь тебя не сдерживают такие вещи, как автолевелинг.
Не хватает лишь радио на манер Fallout. В локациях встречаются стационарные радио-передатчики, откуда ведёт вещание ди-джей и крутит там музыку. Даже Billy Idol имеется! Но вот во время путешествия мы слышим лишь фоновый эмбиент, который на этот раз написал сам Бьорн Панкрац. Ну и ещё напарники иногда что-то комментируют, но за десятки часов исследования мира они начинают повторяться.
Построение мира тут всё такое же, каким оно было в «Готике». Да, есть места где ходить в начале игры опасно, но это не потому, что враг 30-го уровня, а ты 15-го, а потому что ты новичок, а там здоровенный тролль. Найти безопасный обход или абуз механики, позволяющий убить тролля в начале игры, никто не запретит. Наградой может стать мощное оружие, которое позволит уже на старте игры ходить и чувствовать себя имбовым. Главное, чтобы статов для ношения хватило.
Конечно же, мир не безграничен. Магического барьера нет, но и без него Джаксу прилетает смертельный урон, если он зайдёт за невидимый край карты. Но того пространства, что есть, хватает с головой. Как и в первой части, помогает в исследовании ракетный ранец. Тут вроде и по скалам можно карабкаться (как минимум – герой цепляется за уступы и умеет подтягиваться), но зачем, когда есть джетпак? Его роль расширили — у него своя ветка прокачки теперь, а ещё он важен для боя.
Боевая система осталась почти один в один как в первой ELEX. Драться можно в ближнем бою – одноручным или двуручным оружием, можно использовать щит, но вот два клинка брать в руки нельзя. В сиквеле сильнее чувствуется упор на стрельбе, ибо тут множество оружия дальнего боя. Энергопушки, ракетницы, гранатомёты, луки, арбалеты и дробовики. Да, есть ещё магия, но она привязана к определённым фракциям. Заклинаний маловато, ещё и почему-то стрелять огненными шарами, летая на джетпаке, нельзя. Короче, опираться только на волшебство я не рекомендую.
Ближний бой взял кое-что от Sekiro: Shadows Die Twice. Если не играли, то поясню. В «Секиро» у противника сбивается стамина, после чего игрок наносит мощнейший критический удар, чаще всего смертельный. В ближнем бою ELEX II тоже важно сбить выносливость врага, чтобы нанести ему мощный удар. Увы, не смертельный, а лишь раза в 3-4 сильнее обычного.
Стамину сбивают не только ваши удары, но и парирование. Парируются все атаки ближнего боя кроме атак по области особо крупных монстров. Причём щит не обязателен – можно репостить мечом атаку монстра в ближнем бою. Комбо-атак или новых анимаций по мере прокачки мною замечено не было. То есть атаки сами по себе идут комбинацией, но от того, что вы вкачаете навык ближнего боя, комбуха не станет лучше. Только урон больше.
Вишенка на торте ближнего боя – ближний бой в небе. Описать его словами сложно, тут лучше один раз увидеть. Паря на джетпаке в небесах, можно подлететь и ударить, нажав кнопку атаки, вот только это выглядит как полный хаос, да и управляется так же. С другой стороны, спасибо, что не надо стоя на земле ожидать, когда парящий враг соизволит приземлиться на секунду, чтобы хоть разок ему вмазать. Но если вас прям скукоживает от таких небесных битв, то можно и пострелять.
Со стрельбой всё понятно. Нажал, выстрелил, радуешься жизни. Пушки ведут себя примерно одинаково, разница в том, что стрелы и арбалетные болты заряжаются по одному, а вот у энерговинтовок перезаряжается сразу обойма. Нивелируется это тем, что топовая энергопушка проиграет по урону за 1 выстрел топовому луку, по крайней мере, по собственному опыту могу это сказать, может просто не нашёл ультра-супер-пупер винтовки. У меня же реально был в инвентаре обычный лук, выигрывающий по урону у уникальной винтовки.
Патроны и стрелы ведут себя вроде бы одинаково, не считая врагов-монстров. Их плевки слегка замедленны, если сравнивать их с вашими выстрелами, так что можно просто отступить в сторону пока в вас летит снаряд. Гуманоидные противники стреляют примерно как вы, так что уклониться простым шагом уже не выйдет. Но если отойти от них на максимально возможное расстояние, то они подтупливают и не представляют особой угрозы.
Ракеты и гранаты тоже ведут себя схоже — наносят отбрасывающий урон по области в точке выстрела. И ещё есть дробь — чем больше её попадёт во врага, тем мощнее урон. Дробовик вблизи способен уделать другие пушки по урону, но стрельба на расстоянии вытянутой руки – занятие на любителя.
Стрельба в воздухе выглядит не так ужасающе, как ближний бой. Если у врага нет возможности переключиться с ближнего боя на дальний и стрелять в ответ, то ваш взлёт вводит его в полное недоумение, и он становится безобидным, бегая туда-сюда.
Но дальний бой – это для богатеев, ибо патроны стоят денег. Боец ближнего боя взял палку и дерётся, пока не найдёт палку мощнее. Палка не ломается, поэтому не надо бегать в магазин за новой или чинить старую. А что дальняк? Закончились патроны и летит на своём джетпаке в магазин. Всё из-за того, что амуниция с врагов почти не падает. Причём пушку враг с оружием дальнего боя роняет, а вот патроны нет. Учитывая, что у лука, дробовика, лазерной винтовки, арбалета и плазменной пушки свои патроны, это напряжно.
И это я молчу о прокачке! Одноручная у тебя палка или двуручная – всё зависит от одного параметра. А вот дробь, стрелы, тяжелые пушки или энергетические – у каждой свой отдельный навык. Но есть один нюанс – пушки не зависят от выносливости, а вот бойцу ближнего боя надо будет и объём выносливости подкачать, и её восстановление. А там и здоровье с регеном хп было бы круто подтянуть. Соваться в ближний бой с не прокачанной выносливостью будет огромной ошибкой. Удара 4-5, и Джакс уже выдохся, а если укроетесь за щитом, то одна атака осушит руку. Кстати, щиты, как и в серии Souls, обладают степенью защиты. Начальные срезают определённый процент урона, но в конце игры будут и те, что защищают полностью. У щитов своей ветки прокачки нет, но можно подкачать уровень общей защиты, чтобы выдерживать побольше ударов.
Кстати, о прокачке. С каждым уровнем Джакс получает одно очко способностей и 10 очков характеристик (сила, стойкость, ловкость, интеллект и хитрость). Сила увеличивает урон в ближнем бою и нужна для прокачки боевых навыков, стойкость влияет на уровень здоровья и нужна в прокачке боевых и некоторых ремесленных навыков, ловкость – урон в дальнем бою и навыки стрельбы и воровства, интеллект – магия и различные общие навыки, а хитрость вроде как увеличивает критический урон, но я этого не особо заметил. Хитрость также нужна для прокачки общих навыков.
Навыки, они же способности – бой, выживание, ремёсла, характер и навыки ранца и фракций. Всё кроме ранца, по канонам «Готики», прокачивается у учителей за отдельную плату (ранец прокачивается у станка). Бой и выживание я уже затронул. Ремёсла – это алхимия и крафт оружия и патронов. Крафт – самая важная вещь для манчкинов, желающих прокачать всё и вся. С помощью алхимии можно создавать зелья, увеличивающие конкретные навыки, плюс зелья дающие очки характеристик и навыков. Только не стоит подобные зелья пить сразу, потому что стоимость прокачки растёт. К примеру, чтобы вкачать одно очко силы, когда у вас её уже 60, вам понадобится 5 очков характеристик. И тут уже куда дешевле будет выпить зелье.
Навыки характера – это дополнительные очки опыта при повышении уровня, снижение цен у торговцев и снижение требований для диалогов с проверкой навыка. Ну, знаете, где вам предлагают запугать врага, если у вас 50 единиц силы. Шанса у таких диалогов нет, как это было в Fallout. Либо у вас хватает навыка и проканывает запугать, либо вы в пролёте. Навыки ранца – это возможность ускориться, биться в воздухе, увеличить объём бака и вставить тормозные ракеты. Тормозные ракеты – это ваша жизнь, в случае, если вы увлеклись, забыли про топливо и падаете. Топливо сначала качается навыком, а потом надо будет искать и вставлять баки в ранец. Один такой бак не сильно влияет, а вот разницу между одним и пятьюдесятью вы заметите.
А теперь к тому самому минусу отказа от фракций, что я упоминал в начале. У каждого лагеря своя ветка прокачки и отказ от вступления — отказ от этих навыков. Если вы решите идти своей дорогой, то вы не познаете магию альбов и берсерков, мимо вас пройдут кровавые ритуалы новой фракции морконов, и вы не получите навыки от клириков и изгоев.
Бронёй без фракций тоже разжиться тяжело. За вступление вам выдадут хоть что-то, а вот если будете сами по себе, то и одёжку как-то сами там ищите. Помимо предметов для защиты головы, тела и ног есть ещё два разъёма модификаторов. Туда втыкаются предметы для усиления характеристик или навыков. То есть можно экипировать штуковину на +10 силы и ещё для бонуса к навыку воровства или боевого умения.
Броню, к сожалению, усилить нельзя. А вот оружие – можно. Вообще всё оружие, которое вы будете находить с противников, окажется повреждённым, и если вы соберёте три таких пушки (или меча), то сможете собрать их в одну нормальную, с усиленным уроном за те же требования к навыкам. Парочка орудий плюс дополнительная руда и навык кузнеца – и вы можете создать более мощную, улучшенную версию оружия. Мечи и прочее мелишное оружие при этом получают слот для усиляющих камней. Ну, знаете, такие гемы, способные усилить урон или добавить восстановление ХП при ударе. На стрелковое оружие гемы, увы, не налезут.
Если вы любите исследовать, то найдёте легендарные пушки, ну, или мечи. Легендарное оружие никак не улучшается, потому что само по себе обладает мощными характеристиками. Так как в Elex нет автолевелинга, то можно хоть на старте раздобыть подобное оружие, вкачать нужные для него характеристики и ходить-вырезать живность на Магалане. Но вообще, такого оружия, чтоб ходить с ним и ваншотать здоровых троллей, я не нашёл. И если брать стрелковое, то там вообще обычный большой лук, никакой не легендарный, уделывает почти всё по урону.
А вот рассказывать столько же о графике игры я не смогу. ELEX 2 выглядит устаревшей визуально. Где-то неплохо показана работа со светом, найти удачные кадры, шатаясь по Магалану, можно. Но всё же графика, как и боевая система, со времён первой части далеко не ушла. Разве что интерфейс сделал шаг вперёд – занимает теперь малую часть экрана и не бросается в глаза. Кнопки предметов быстрого доступа убрали в отдельное меню, вызываемое по кнопке. А вот мини-карта с эффектом замыливания кажется мне странным решением. И она не информативна. На ней показываются лишь враги, с которыми вы уже вступили в бой, тела побеждённых врагов, которых вы ещё не залутали, и уже посещённые торговцы и учителя.
Интерфейс глобальной карты вопросов не вызывает. Отдельное спасибо за возможности ставить метки. Увидели сундук, который пока не хватает навыка открыть, или монстра, с которым хотели бы разобраться позднее – всё можно отметить и вернуться. Меток много, и они реально выручают. Увидели вот башню, на которую залезть не получается, так как топлива в ракетном ранце не хватает. Прокачали бак, вернулись и нашли на вершине топовое оружие. Приятно.
Неприятными же были баги. Хотя вру — встречались забавные. Прогрузки текстур и дикая физика местами реально заставляли смеяться, а вот от вылетов было не до смеха. Сколь часто они будут в релизной версии — я не знаю, однако в опциях Piranha Bytes добавили возможность вручную настроить время, через которое игра будет автосохраняться. Вылеты — единственные критичные баги, с которыми я столкнулся за 50+ часов игры. Все квесты, как основных, так и побочные (их я прошёл несколько сотен) были проходимы.
Резюмируя — мы получили классическую игру от «Пираний». Тех «Пираний», что не особо что-то меняют со времён Risen 2. разве что систему выносливости добавили. Это всё было бы даже хорошо, если бы не техническая составляющая игры — хотелось бы, чтобы Piranha Bytes чуть больше времени уделяли полировке своих проектов.
Понятно, что в жанре масштабный Action/RPG все именитые проекты (Kingdom Come: Deliverance, Cyberpunk 2077, Fallout New Vegas) выходят с багами, да и выходят подобные игры редко. Фанаты жанра и, тем более, фанаты игр от «Пираний» простят авторам многое. Ведь в ELEX безумно хочется вернуться. Во время прохождения я чувствовал себя школьником, когда я делал уроки, а сам думал о возвращении в игру или засыпал и думал встать пораньше, чтобы попробовать в игре что-то новое. Тех, кто помнит подобное чувство ELEX 2 — не разочарует.
Приятной игры, берлога!
«Только не стоит подобные зелья пить сразу, потому что стоимость прокачки растёт. К примеру, чтобы вкачать одно очко силы, когда у вас её уже 60, вам понадобится 5 очков характеристик. И тут уже куда дешевле будет выпить зелье.»
для elex 2 это чушь так как разработчики сделали удорожание поднятия навыка от базовой стоимости навыка и если выпить зелье то у Вас будет характеристика и ниже надпись базовая столько то, что теперь дает не беречь зелья для эндгейма, а сразу их пить!
«Бронёй без фракций тоже разжиться тяжело. За вступление вам выдадут хоть что-то, а вот если будете сами по себе, то и одёжку как-то сами там ищите» броню фракцию дают только начальную, без фракции броня доступна броня повстанца, которая чуточку хуже по броне чем фракционная. Хотя как я понял можно и у бродячих торговцев найти фракционную броню.
А так совет проверять то что переписываете )
Спасибо за замечания, только наш обзор не «переписан», а написан с ноля за 4 дня до релиза игры в Steam.
Вполне возможно что механики могли быть доработаны после релиза
Спасибо, за ответ, просто уже не в первом гайде встречаю старую информацию, поэтому подумал, что переписали, про не пить зелья как можно дольше, сам даже сначала по помня первую часть думал отложить, но в один момент не хватало одного стата и решил выпить и заметил что разработчики это учли )