Рыцари, древняя магия и разноцветные драконы – классический набор, для любого фэнтезийного произведения, к которым тяготит зритель, ищущий возможность вырваться за пределы серой реальности. Сегодня к нам на обзор попал еще один представитель фентезийных миров. Игра – легенда, игра – история. King’s Bounty 2.
Я блуждаю всю жизнь в лабиринте дорог.
История серии King’s Bounty (KB) началась в далеких 90-х, когда Джон Ван Канегем и студия New World Computing (авторы бессмертной серии Might and Magic), начали немного экспериментировать со своими играми. Так, появилась на свет King’s Bounty, RPG-приключение с возможностью выбора персонажа одного из четырех классов. Менять персонажей в процессе игры было нельзя, нанимать новых тоже. Вся игра проходилась одной армией, все диалоги вел один герой и ему же доставались все лавры и тумаки, за происходящее. Никаких замков, распределения ресурсов, строительства и прочего. В то же время, при всем изобилии ролевой составляющей, бои в игре стали очень похожими на игру в шахматы. Продолжений у King’s Bounty не было, все ее наработки, нашли свое отражения в играх серии Heroes of Might & Magic (HoMM), где тактическая составляющая медленно, но верно брала верх над RPG элементами.
Долго ли, коротко ли, но студия New World Computing не выдержала штормов игрового рынка и пошла на дно, полностью потеряв все права на название King’s Bounty. Тем временем силами отечественной студии Katauri Interactive шла разработка игры, духовного наследника KB, не имевшего с ним, формально, никаких связей. Она носила название Легенда о Рыцаре. К моменту релиза права на наименование King’s Bounty у создателей оригинальной игры утратили свою силу и отчего название можно было свободно использовать. Чем и воспользовались Katauri, добавив к своему тайтлу новую приставку King’s Bounty: Легенда о Рыцаре.
Легенда о рыцаре была принята у нас достаточно тепло. Это была действительно неплохая игра. Простой сюжет, колоритные персонажи, стёбные диалоги (фирменный почерк Katauri), возможность выбрать то или иное действие и множество других приятных фишек. При этом игра сохранила тот самый классический геймплей King’s Bounty. Для Легенды о рыцаре вышло множество дополнений, в том числе и фанатских, при поддержке издательства 1С. Однако, примерно с 2014 года об игре ничего не было слышно, вплоть до момента анонса King’s Bounty II, который, наконец-то, добрался до релиза на актуальных платформах в 2021 году.
Не обманешь судьбу и не купишь любовь…
Как и положено, игра начинается с выбора персонажа: воин, маг или паладин. Каждый из них человек со своим характером и историей.
Айвар – прожжённый воин, отвергнутый своим отечеством и выбравшим жизнь наёмника, до того момента как его призвали к трону. Он ориентируется на личную силу и выучку своих солдат. Этот герой, рекомендуем для первого прохождения, так как в основном все положительные эффекты связанные с ним, положительно отражаются и на его армии.
Эльза – хрупкая девушка, напоминающая Самозванку из игры Мор.Утопия, во время нападения бандитов, внезапно открыла в себе способности к манипуляции магией. Ее сильные стороны – личный пример и доброта, приправленные магическими силами. Паладин – персонаж более всего ориентирующийся на собственные навыки лидера, а значит быстрее остальных может собрать многочисленную армию.
Наконец, мое любимое. Катарина – сильная, дерзкая и с огромным чувством собственной важности. Типичная ведьма, а еще наследница известного рода. В разговоре она не забывает показать свой напор, упомянуть о своем высокородном происхождении и указать собеседнику на его место. В бою она опирается на силу магии и немногочисленную армию сторонников. Именно за Катарину, которая очень напоминает Йенефер, мне и довелось играть в King’s Bounty II.
Все три персонажа в игре связаны. На сколько мне удалось понять из огромного количества прочитанных записок, книг и дневников, все они явились на Вселенский собор, каждый со своей целью. Наша Катарина хотела угомонить своего братца, отнявшего у нее власть, Эльза хотела просить поддержки короны для очищения земель Нострии, а Айвар прибыл по приглашению. Однако, все пошло не по плану. На собор явился эльфоподобный маг и словно Медив из Warcraft 3 объявил о таинственной и ужасной угрозе, надвигающейся на Нострию, помочь устранить которую может лишь избранный. После чего Король падает замертво, а наследник короны отправляет нашего героя за решетку.
Отдохнув немного в “пятизвездочной” гостинице “Каземат”, Катарина получает письмо от Принца с требованием явиться к нему и исполнить срочное поручение именем короны. Конечно, это письмо она получает не лично, а через руководство стражи, осуществляющей охрану тюрьмы. В добавок ко всему, нам дадут золото, оружие, небольшой отряд и коня. С этим нехитрым набором, мы отправляемся колесить по землям Нострии и искать себе приключений.
Первое, что бросается в глаза, так это смена перспективы. В мир King’s Bounty II мы смотрим не через изометрию, и даже не сверху. Это самое настоящее 3D от третьего лица. Честно говоря, меня это очень порадовало. За разработкой игры я не следил, по этому знакомство с KB2 происходило сразу в процессе, в отличии от Легенды о рыцаре, за которой в своё время я пристально наблюдал и ждал релиза.
Для многим “олдов” решение о смене “ракурса” игры может показаться спорным, но, поверьте, изменение вида камеры не слишком сильно влияет на основной RPG геймплей. Он остался тем же, что и раньше. Мы ходим по миру, собираем и выполняем квесты, принимаем решения и сражаемся.
Дополнительно, меня это решение порадовало еще и отправив к далеким воспоминаниям. Когда-то, полтора десятка лет назад, я играл в игру от студии Cypron Studios из Словении, а называлась она – Gods: lands of infinity (2007). Так вот в ней сочетался вид от первого лица в режиме исследований, RPG элементы и классический пошаговый бой.
Она была ужасно забагованной, но там было так много всего! Алхимия, магия, опции решений, пошаговые элементы и 3D – всего уже не упомнить, но этой игре я отдал очень много времени, хотя так и не смог пройти полностью из-за критического бага. KB2 оживила эти воспоминания и дополнила их новыми впечатлениями.
Ни за жизнь, ни за смерть, ни за горсть серебра…
Возвращаясь к King’s Bounty II, следует отметить, что нас достаточно быстро познакомят с основными механиками игры, но заранее скажу, игра ориентирована на исследования и бои тут – скорее приправа к основному блюду. К этому выводу меня привела одна из главных деталей в игре – экономика. С нее, собственно, и начнем.
В игре есть 2 ресурса. Золото, за которое вы приобретаете войска, вещи, продвигаетесь по некоторым квестам. Мана – ресурс, необходимый для исследований. И как мне показалось, ресурсов всегда будет не хватать. Изначально, вам дается некоторая сумма подъемных, а дальше предлагается зарабатывать самому. На квестах, в боях и на сборе лута из всевозможных ящичков и тайников. Именно дефицит золота и маны, создает необходимость исследовать окрестности мира Нострии. Он мягко, но уверенно побуждает вас к этому, если вы хотите играть комфортно.
Бои в игре достаточно сложные и почти всегда несут за собой потери в ваших отрядах. А чтобы их восполнить, приходится выкладывать на бочку свои кровно заработанные. Обычно бои приносят сумму достаточную, что бы восполнить потери и остаться в плюсе на пол тысячи золота, но если вам не повезло и вы потеряли целый отряд, то вы абсолютно точно уйдете в минус.
Математика проста. Копейщик стоит, например, 120 золотых. В отряде их 10-12. Таким образом за покупку нового отряда вы отдадите не менее 1200 золота. А если за бой взяли чистыми не более 1000? Неумелый полководец – сплошные убытки!
В игре сложно жить на широкую ногу, как минимум из-за достаточно жесткой экономики, а покупка самой простой армии встанет вам примерно в 20.000 золота – огромные денжищи! Впрочем, это не так страшно, ведь бои занимают далеко не все игровое время и не всегда приводят к фатальным потерям.
Однако, если вы потратите свое время на поиски, то наверняка не разочаруетесь. Вы можете найти квест, который принесет вам пару сотен монет, клад, тайник, ящик, а в них добрую кучу золота, какой-нибудь хлам для продажи или нужную вещь. Например, в лагере бандитов в одном из ящиков мне удалось найти легендарную броню с хорошими характеристиками для мага. Но даже если найденное золото вас не обрадует, а вместо легендарной брони вы найдете лишь чугунную сковороду, то скорее всего вам стоит оглянуться и обнаружить, что вы находитесь в одном из красивейших мест этого мира.
Игра всячески поощряет исследования и это влияет на ее темп. За 20 часов прохождения я не слишком сильно продвинулся по основному сюжету игру. Зато успел выполнить несколько десятков побочных квестов, начиная от организации поставок хлеба в лагерь беженцев, заканчивая воскрешением древнего некроманта с последующим разбиванием его “огромной армии”, которую он хотел вести на столицу, чтобы совершить месть.
Квесты, которые дает нам игра – весьма разнообразны. Да, большинство из них связаны с задачами формата “подай-принеси” или необходимостью с кем-то поговорит, но есть и особенные задачи. Например, мне очень понравился квест, где необходимо было перебить разбойников в их лагере. Для этого нужно было переодеться в разбойника, а дальше прийти и решить свою проблему с главарем банды. Впрочем, я предпочел разбудить духи умерших, так как оказалось, что банда обосновалась в разграбленных склепах. Эти создания помогали мне в бою, пусть и не очень эффективно.
От мира Нострии остается впечатление, ни много ни мало, как от мира Скайрима. Кажется, что он огромный и несмотря на то, что в игре ограниченный открытый мир, пройти вы можете из локации в локацию, лишь по мере прохождения сюжетных сражений. А в рамках локации нас ограничивают невидимыми стенами, что создает ощущение некоторой коридорности, но эти стены то и дело дают нам небольшие проходы, откуда можно лицезреть красоты мира Нострии.
Говоря о квестах, следует отметить, что их очень-очень много. Это словно World of Warcraft, в котором в каждой локации или ее части есть с десяток квестов и еще столько же по дороге. Однако эти квесты хорошо скомпонованы. Таким образом, часть квестов не потребует от вас ехать на другой конец мира, а будет решаться примерно в одном месте с другими. Это очень удобно. Квесты всегда будут приводить вас в интересные места, где можно и поискать тайники, и почитать свитки.
Следует отметить, что основной повествователь в игре, это не наш персонаж и даже не другие главные герои, которые по иронии судьбы сами не очень то ориентируются в происходящем. Главные источники истории тут это роли второго плана. Крестьяне рассуждают о голоде, о войнах. Квестгиверы рассказывают о сути задачи, не забывая обронить интересные подробности об обстоятельствах и деталях, а когда вы прибудете на место, то воочию увидите последствия описываемых событий, прочитаете записки оставшиеся от их участников. Иногда, это действительно трогательные истории.
Например, мне запомнился квест, где мы приходим в руины небольшого здания и находим там медальон, который я планировал сторговать за кругленькую сумму, но когда Катарина забирает его, ей путь преграждает скелет. После короткого диалога, эта бесстрашная женщина, совершенно стоически переносящая все неожиданные разговоры с нежитью, выясняет, что скелет этот детский и он хочет вернуть медальон принадлежавший его матери, после чего мы можем либо вернуть его сразу, либо провести маленькое расследование и узнать страшную тайну о произошедшем. И, говоря откровенно, вся игра построена на подобных расследованиях. Мы начинаем прохождение квеста с минимумом информации и по ходу дела, узнаем все больше и больше. King’s Bounty 2 всячески старается нам показать, что у медали две стороны, что очевидные решения не всегда хороши, а зло не всегда зло.
И холодная сталь ляжет под ноги вновь…
Задания в KB2 обычно, включают в себя несколько этапов. Усредненно это выглядит так: получаем квест, идем на место, понимаем, что все немного не так как было изначально, принимаем решение, выполняем квест и получаем какие-то последствия. Вся система с принятием решений завязана на очках сил. Всего в игре есть 4 противоборствующих силы, отражающиеся в характере персонажа и в мире в целом. Анархия и Порядок, Сила и Искусность. Глобально почти всё в игре подчинено этим началам. Способности нашего героя, решения в квестах, войска, так или иначе завязаны с этими силами. Чем больше герой инвестирует очков опыта в ту или иную силу, а так же в зависимости от принятых решений, влияет на развитие его способностей. Чем больше очков было отдано одной из сил, тем более интересные пассивные способности приобретет наш герой.
На войска эта система влияет еще сложнее. Все юниты относятся к тому или иному началу. Например, всякого рода элементали и прочие порождения магии относятся к искусности, мертвецы и бандиты относятся к анархии, войны и рыцари из Нострийской армии относятся к порядку, а разные звери и дворфы относятся к силе. Таким образом комбинирование этих войск в одной армии накладывает штрафы на мораль, в связи с нахождением в армии юнитов подчиненных разным началам. Уменьшенная мораль повышает вероятность того, что отряд откажется ходить, что может быть фатально. В то же время высокая мораль, может создать возможность осуществить отряду повторный ход. Таким образом не стоит комбинировать зомби и рыцарей, такое соседство не нравится ни одним ни другим, и негативно скажется на морали обоих отрядов.
Как уже говорилось, наша армия ограничена лимитом очков лидерства. Это влияет на то, как много бойцов мы можем держать в одном отряде и, соответственно, влияет на его эффективность, так как урон отряда – это сумма урона каждого его бойца. При этом каждый боец имеет множество различных характеристик, уже хорошо знакомых тем, кто начинал играть в пошаговые стратегии еще с HoMM. Но для тех, кто не знаком с системой, мы оставим небольшие разъяснения.
На скриншоте мы обратим ваше внимание на самые важные характеристики юнитов, которые помогут вам разобраться с игрой.
Под наименованием юнита вы видите цифру 1 с золотыми крылышками. На сколько я смог понять, это своеобразный технический уровень. Юниты первого уровня – достаточно слабые. Юниты самого высокого уровня, которые мне встречались – 5-го и победить их ой как не просто.
Далее вы видите ранг. Это опытность юнита, которую он (или она, или оно) поднимает в процессе сражения. Повышение ранга положительно влияет на характеристики юнита, а внешний вид солдат несколько меняется. Так же с ростом ранга могут открываться новые умения.
Следом вы видите количество юнитов в отряде и сколько нужно на каждого солдата лидерства.
Урон ближнего и дальнего боя, сопротивление урону физическому и магическому, далее шанс критического урона и здоровье каждого солдата и, наконец, параметры скорости и инициативы.
Инициатива – параметр, определяющий то, когда ваш отряд сможет сделать ход. Чем выше уровень инициативы, тем раньше этот отряд будет ходить. Знать параметр инициативы необходимо, что бы понимать, какие отряды когда будут ходить на поле боя и от этого знания строить свою тактику. При равных параметрах инициативы ходит первым тот отряд, у которого выше ранг. Еще один повод повышать выживаемость отрядов-ветеранов.
Следующий параметр – скорость. Он отвечает за то, на сколько клеток может сдвинуться отряд. Очень важный параметр, знание которого ни раз спасало меня. Например, в одном из боев, у меня оставался лишь один отряд послушников (стрелки с магическим уроном и 4-мя ходами), а у противника 3 огромных гиганта! И мне удалось победить лишь за счет того, что мои юниты ходили на две клетки дальше и могли наносить урон удаленно.
Еще важно знать особенности своих солдат. Некоторые имеют точки контроля, что позволяет атоковать противника, если он пройдет в одном гексе от них, при этом не получив контратаки. Некоторые юниты, такие как грифоны, всегда контратакуют, в то время как у остальных юнитов есть лишь одна контратака за ход. Гиганты увеличивают свою броню, когда в отряде есть другие гиганты и так далее. В общем, залог любого сражения – знание всей важной информации о своем противнике.
В заключение об умениях. Они являются очень важной частью сражения, грамотное их применение может решить исход боя. Некоторые умения ограничены в применении. Например, на скриншоте выше, под пиктограмой умения копейщиков фигурирует одна точка. Она означает, что применить такое умение можно лишь один раз за бой. Если таких точек нет, значит умение можно применять бесконечно по окончанию его срока восстановления.
О боях в игре можно говорить бесконечно, но остановимся я, пожалуй, остановлюсь лишь на еще одной важной детали – поле боя. Кроме обладания знаниями о своем сопернике, необходимо знать и поле боя, на котором ты с ним встретишься. В King’s Bounty II вы сражаетесь с противником именно там, где встретите его. Все поля боя точно отражают реальный ландшафт, на котором вы находитесь. Таким образом, если вы видите возвышенности, преграды и иные элементы на поле боя невооруженным взглядом, то и в бою вы их увидите тоже. Особенно стоит отметить, что поля боя теперь многоуровневые, с перепадами высот.
Если в тех же Героях (HoMM) высота была формальным описанием гекса, которое отражалось на эффективности находящегося на нем стрелка, то теперь параметр высоты влияет и на то, сможет ли вообще стрелок вести свой огонь. Не все бойцы смогут выстрелить в противника, вставшего под балконом, на котором они находятся, но в то же время удачно занятая высота позволит стрелкам достать цели за укрытиями. Это достаточно неплохо реализованная боевая механика, однако в процессе игры, мне было не всегда понятно, почему стрелки не могут достать то или иное подразделение. Иногда им мешал совсем небольшой перепад высот или незначительная преграда.
Не поймешь, где – искусство, а где – ремесло…
Если вы предпочитаете играть так же как и я за Мага, то вам следует знать и несколько особенностей применения заклинаний. В первую очередь, знайте, что мана, которая является мировым ресурсом, может быть получена только за счет прохождения квестов и исследований мира. Ищите стеллы с огромными парящими кристаллами маны и поглощайте их, наращивайте свою мощь. Мана нужна вам для исследования новых заклинаний и улучшение старых. Её потребуется очень много. Не забывайте развивать Тайную силу, она нужна для обучения новым заклинаниям и улучшения старых. Например, заклинание призыва химеры доступно к изучению после достижения уровня Тайной силы равной 180, а химеры – одни из самых сильных юнитов в игре.
Заклинания в игре представлены несколькими школами. Всего их четыре: Смерть и Тьма, Ветер и огонь, Жизнь и Свет, Земля и Лёд. Это основные школы заклинаний, которые вы сможете применять на поле боя. Некоторые свитки заклинаний вы приобретете за счет прохождения квестов, некоторые сможете купить у торговцев магическими предметами. После получения свитка с заклинанием, за энное количество маны, его можно будет изучить и добавить в книгу, а сами свитки одноразовые. Увеличить свои характеристики вы можете, в том числе, и за счет нахождения обелисков в игровом мире. Таких обелисков несколько видов и каждый из них немного повышает одну из ваших характеристик.
King’s Bounty 2 – очень красивая игра, даже несмотря на ее коридорные локации, периодически проваливающиеся сквозь текстуры объекты (в предрелизной версии) и множество других технических недостатков. Игра создана на движке Unreal Engine 4, что позволило ей быть достаточно привлекательной внешне, генерировать прекрасные пейзажи и локации. В то же время игра несет в себе ряд извечных недостатков движка. Играл я на высоких настройках графики со своей, постоянно дорожающей в современных реалиях, 1050 TI, при этом получал стабильные 40 фпс, практически, на протяжении всего прохождения. Но в некоторых локациях, насыщенных деталями и мелкими объектами, наблюдались незначительные просадки частоты кадров, что, в прочем, на моем игровом опыте негативно не сказалось. Думаю в ближайших же патчах после релиза большая часть этих проблем будет устранена.
Были и небольшие косметические проблемы. Например, в игре представлены хорошие возможности для кастомизации персонажа путем подбора ему амуниции и одежды, однако частенько одна вещь может проглядывать сквозь другую, как на нашем герое, так и на других персонажах. Провалиться рукой в забор, в морду лошади и другие текстуры можно без особого труда, что порой выглядит весьма забавно. В виду того, что прыжков в игре нет, будьте готовы к тому, что маленький камень может превратиться в непреодолимую преграду.
Но все эти мелкие, на мой взгляд, недостатки ни сколько не портят впечатления от KB2. Игра не болеет багами, не страдает сколь либо значительными нелогичностями сюжета и прочими неприятными болезнями. Сейчас King’s Bounty 2 выглядит как очень достойный и играбельный проект, отличное продолжение классической серии и просто интересная игра. Да это, не та Легенда о рыцаре, которую мы могли ожидать. Это совершенно иная игра, более серьезная и взрослая, местами, гораздо более жестокая. Игра о людях, средневековых королевствах и магии, без розовых очков.
Итоговые оценки в завершение обзора игры King’s Bounty II.
- Сюжет 8/10 (предварительно)
Сложно ставить оценку сюжету, когда не вся игра пройдена, поэтому тут оценка предварительная. Мне очень понравилось переплетение основного сюжета и раскрытие его деталей, через дополнительные квесты. Раскрытие истории мира и даже личности самого персонажа. Да, местами сюжет выглядит предсказуемо и наивно, иногда встречаются странные пробелы, но общее впечатление весьма приятное.
- Графика 8/10
Весьма неплохая графика из того, что может выдать UE4, не загоняя в космос требования к железу. Картинка цветная, сочная и полна красивых пейзажей, впрочем есть и множество графических багов, кривых анимаций, с которыми предстоит справиться.
- Звук 8/10
Звук в игре отличный. Приятный и спокойный саундтрек, хорошая озвучка, отлично сделаны различные звуки, в том числе и звуки шагов на различных поверхностях, правда сами композиции совершенно не запомнились.
- Геймплей 8/10
Игровой процесс сохранил классические элементы в новой обертке. Простые задачки, интересные квесты и классные бои. Игра дарит приятные ощущения и это не может не радовать.
- Общий итог 32 балла из 40 возможных.
Триумфального возвращения все еще не случилось, на момент написания данного обзора, до выхода игры оставалось несколько дней и мы с трепетом наблюдаем за реакцией игроков и на возвращение к жизни, этой прекрасной серии. Искренне надеюсь, что игра вам понравится, так же как понравилась и мне. У нас в руках есть отличная игра и достойный продолжатель серии. Возможно, она требует еще доработок, улучшения баланса, изменения экономики на более щадящую, но тем не менее уже сейчас King’s Bounty II – классный проект, который найдет своего зрителя.
Купить игру на ПК, PS4 / PS5, Xbox One / Xbox Series X или Nintendo Switch можно со скидкой в магазине Буки. Используйте промокод WELOVEBUKA.
Спасибо, берлога, за прочтение!