Эпоха игр про брутальных лысых мужиков давно подошла к концу. В её разгар на свет выходили десятки шутеров – один краше другого. Выделиться было тяжело, но Eat Lead: The Return of Matt Hazard попробовала, и сделала это необычно. Превратив всё в шутку.
А для тех, кто предпочитает читать обзоры, а не смотреть или слушать, то ниже текстовая версия.
Многие игровые жанры схожи с киношными: у нас есть боевики (как приключенческие, так и остросюжетные), триллеры, хорроры, вестерны, детективы… Но вот комедии среди игр не особо популярны. Шутейки, ирония так или иначе частенько встречаются даже в серьёзных играх, но полностью посвятить игру комедийному жанру решаются редко. На ум приходят старенькие квесты и некоторые современные инди-игры.
И, на первый взгляд, предмет сегодняшнего разговора вообще далёк от шуток – это шутер от третьего лица с брутальным лысым парнем в главной роли. Ну какая тут комедия? Однако брутальный лысый парень оказался видеоигровым персонажем. Нет, понятное дело, что это не реальный человек. Просто Мэтт Хэзард (так зовут главного героя) – это пародия на видеоигровых персонажей.
В собственной игровой вселенной Мэтт – легенда. Начинал ещё с сайд-скроллеров, но когда пришла эра экшенов, Мэтт эту эру олицетворял. Он участвовал везде: в шпионских боевиках, хоррор-экшенах, фантастических экшенах и даже в кооперативных экшенах, где ему придумали напарника. Но в один момент индустрия изменилась, и Хэзарда решили подстроить под эти изменения. Сначала участие в гонках для всей семьи, на манер Mario Kart, а затем боевик для всей семьи – Soak’Em, по аналогии с серией игр SOCOM. Только в Soak’Em использовались водяные пистолеты вместо огнестрелов. Короче, все эти заигрывания с рейтингом убили Мэтта. Не в прямом смысле, а как франшизу.
Новый владелец решает дать Мэтту шанс вернуться, и для него делают нуарный боевик. Но всё идёт не по плану. Игра меняется на ходу, и Мэтта пытается убить некий Стинг Снайперскоуп, и, скорее всего, героя бы убили, но вмешалась похожая на Кортану из Halo девушка, называющая себя QA. Более того, она рассказывает, что взломала код игры и нашла там плот-твист уровня Metal Gear Solid 2. Мэтт Хэзард упоминается лишь в первом уровне, позднее его должен был заменить Стинг, как Райден заменил Снейка в MGS 2. Теперь же мы как бы без палева продолжаем игру, будто бы ничего не произошло.
И игра вновь довольно резко меняется. Сначала внезапно врываются ковбои, потом появляется танцевальный клуб с казино, где Мэтт встречает девушку, с которой знаком по одной из прошлых игр. В это время окружение сменяется, и врываются злые русские солдаты, а из танц-клуба нас переносит уже в ракетную базу, где надо убить злого русского босса. Перестраивается всё буквально на бегу, игру переделывают на глазах.
В следующем уровне Мэтт встречает ещё больше своих старых знакомых: в качестве врагов тут бойцы из Soak’Em, и они жаждут убить волшебника Билла, с которым Мэтт участвовал в какой-то прошлой игре. Увы, водяные пушки теперь работают иначе и вполне себе способны убивать, поэтому прогулка оказывается не из лёгких. Вдобавок ко всему, в конце нас ждёт новая версия Стинга Снайперскоупа. Такая же бесполезная.
И здесь нам наконец-то рассказывают о том, что, чёрт побери, происходит. С Мэттом Хэзардом заключили пожизненный договор. Его невозможно уволить, он не может уйти. Единственный способ с ним покончить – убить в игре. Но Мэтт невероятно суров, и за более чем 25 лет это ни у кого не получалось. Новый генеральный директор компании, у которой права на Мэтта, был из тех, кому нравились гоночки с Мэттом, а не жестокие шутеры. Зовут этого парня Уоллес Уэсли, и он полный профан в играх – ему никогда не удавалось пройти игры про Хэзарда (кроме картинга), и он хочет уничтожить этого персонажа навсегда.
После повторного провала Снайперскоупа решено использовать Дэкстера, бывшего напарника Мэтта. QA изначально видит некую активность в сторону Дэкстера и думает, что ему что-то угрожает, поэтому Мэтт попадает в ловушку. Дэкстер чилит себе с девушками-андроидами и с их помощью пытается убить бывшего друга. Мэтт же андроидок побеждает и решает товарища, пусть теперь и бывшего, оставить в живых. Сам же направляется на следующий уровень.
Тут у нас корабль. И хоть он не космический, здесь обитают космодесантники и Мастер Чиф. Ну, точнее Мастер Шеф – тоже когда-то наш товарищ в одной из игр.
Сам уровень – ловушка Уоллеса. QA здесь начинает себя странно вести и красится в красный цвет, что немного намекало на подставу. На корабле нас должен был загасить кракен, но Мэтт уделывает и его, а перед этим настоящая QA выходит на связь, а самозванка проваливает. Точнее, мы тут как бы перед выбором: надо понять, кто же самозванец, но всё слишком очевидно.
Нас же ждёт уровень-сервер. Здесь хранятся предметы прошлых игр, например, капитан Карпентер. Ещё до того, как нам его покажут, Мэтт говорит, что он хоть и побеждал черепах, драконов и грибы, но пушку держать не умеет. А когда мы его видим воочию, то ожидаемо он оказывается пародией на Марио.
Ещё один мимолётный персонаж-отсылка – Альтос Тратус. Некая пародия на классические японские RPG, а может и конкретно на «финалку». Говорит персонаж исключительно облаками текста, а сражается исключительно выбором строчки в окне действий – прямо как в JRPG.
Кстати, перед Альтос нам ещё покажут последний тип врагов – двухмерные солдаты будто из Wolfenstein 3D. Вроде бы в них легко попасть, но они могут стать боком, превращаясь при этом в тонкую линию.
Победа над боссом ведёт в последний уровень задуманной для Снайперскоупа игры. Но так как играем теперь мы, то сквозь доки и очередную отсылку к Wolfenstein 3D проходим к боссу, которым оказывается сам Снайперскоуп. Ну и чтоб совсем добить отсылками, в финале ещё и пародия на Mortal Kombat. Но, несмотря на титры, это ещё не конец.
Уоллес Уэсли командует всем своим сотрудникам зайти в игру и убить Мэтта, так что начинается последний уровень, где нам надо подняться на башню к боссу, а башня будет забита врагами до отвала. Как вы понимаете, Мэтт в итоге побеждает. Правда, за счёт того, что его друг Дэкстер вернулся и помог. QA в реальности оказывается Квентином A Майерсом – ведущим программистом игр про Мэтта. Он боролся за выживание любимого героя, а после того как Уоллес Уэсли проиграл, Квентин купил себе контрольный пакет акций, и теперь будет бороться за возвращение классики на прилавки. Уэсли же теперь работает продавцом в магазине видеоигр и жутко бесится, когда выходит новая игра про возвращение Мэтта Хэзарда. Та самая, в которую мы играли.
Вы резонно спросите меня, а где, собственно, комедия? Ну, пародия – это часть комедии как жанра… И Eat Lead – это пародия. Причём сложно сказать, что игра пытается пародировать. Как пародия на шутеры тут прям плохо, потому что игра полностью являет собой, шутер. Геймплей нигде не предлагает ничего юморного. Единственный момент пародийный – битва с боссом Альтос Тратус.
В остальном игра в точности копирует среднестатистический шутан, но копирует его коряво. Смешинки бугагашки – это всё прекрасно, но когда игровой процесс при этом завязан на стрельбе, то она должна либо быть приятной, либо как-то соответствовать стилю. А Eat Lead соответствует… наверное, шутерам 2004 года, когда вышла kill switch. Тягаться же с шутерами 2009 года (а именно тогда вышла Eat Lead) ей невозможно.
Почти все составляющие игры проседают. Стрельба на уровне ниже среднего. Хитбоксы местами оставляют вопросы, враги (в плане физики) на попадания не реагируют, анимация стрельбы из укрытий печалит, а искусственный интеллект врагов больше «искусственный», чем «интеллект». И ни в коем случае не присматривайтесь к направлениям вражеских выстрелов – этого уже не развидеть.
Зато у нашего персонажа две спецатаки – ледяная и огненная. Огненная дополнительно наносит урон в секунду, а ледяная обездвиживает противников. Работают они с любым оружием – хоть водяным пистолетом, хоть дробовиком. Заполняются заряды атаки довольно быстро, и почти в каждой комнате врагов хватит, чтобы наполнить на разок полоску спецатаки.
Ещё QA периодически создаёт бонусы двух видов: временное бессмертие и временное повышение урона. На деле, правда, в гуще экшена забываешь высматривать эти плюшки, но сам их факт приятен и играет аркадной атмосфере лишь на пользу. Ещё тут есть атака ближнего боя, но там надо успеть три раза нажать удар, чтобы убить врага, а там длительности анимации трёх ударов хватит, чтобы враг успел вас убить.
Левелдизайн в половине уровней средний, а в половине придётся бегать по пустынным комнатам в поиске узенькой двери в следующую комнату, где на вас тупо кинут пачку врагов, после чего надо будет искать узенький проход в следующую комнату. Вершина геймдизайна – уровень с особняком Дэкстера, где надо пройти из конца уровня в начало, чтобы закончить его.
Хотя, возможно, это такая несмешная шутка от авторов. Как, например, лифты. Дважды в игре нам придётся зайти в лифт и ждать около минуты. Нет, это не загрузка – это именно авторский прикол, ну типа ирония, или пост-ирония, или ещё чёрт его знает что. Загрузки, как раз таки, в игре очень шустрые. Благо, там прогружать-то нечего.
Некоторые идеи будто не доведены до конца. Вот игра встречает нас QTE-битвой с боссом. И даже продолжает это со вторым боссом. Потом битвы с боссами разбавляют стрельбой, и QTE как бы финальная часть битвы со следующим боссом, но потом от механики отказываются. Видимо, перестало быть смешным.
Хотя игра очень пытается юморить. Тут тебе и ачивки за начало игры, и насмешки над обучением в играх, и крылатая фраза главного героя… И, на самом деле, как некий игрофильм без геймлея, как сериал от Нетфликс – подобное могло бы зайти. Потому что вот в теории стрельба из водного пистолета и водных УЗИ звучит забавно. На практике же авторы вообще с оружием не парились и ощущается любая пушка плюс-минус одинаково. Разница лишь в уроне и скорострельности, и то не всегда очевидна. Казалось бы, снайперская винтовка должна убивать если уж не с одного, то хотя бы с двух выстрелов? Но нет, она ваншотает только самых слабых мобов, которых ваншотает и выстрел в голову с любого оружия. Тут ещё убивает скромная вместимость Мэтта – всего две пушки. Для пародии на экшены это как-то странно, ведь драйвового мочилова не получается – частенько приходится бегать и менять свою опустевшую пушку на то, что там выронил враг.
И даже музыкальная часть игры хромает. Сами использованные треки хорошие. Но. Мелодия, сопровождающая игрока в походах между комнатами (то есть когда нет врагов), одна и та же вне зависимости от уровня и быстро задалбывает. И треки сменяются очень резко, а иногда и вовсе забывают сменяться, поэтому музыка глохнет.
Поэтому, когда сам проходишь сквозь этот геймплей, то уже как-то не так смешно. А ведь игру презентовали с помпой. Фейковые веб-сайты, где игрокам рассказывали о Мэтте Хэзарде, блоги о влиянии игр с Мэттом Хэзардом на индустрию и даже о фейковом разработчике из Marathon Software рассказывалось.
Но это всё мелочи. Главный козырь был в актёрах озвучки. Мэтта озвучивал канадский актёр Уилл Арнетт, звезда многих телесериалов и голос Коня БоДжека. Ну а Уоллеса Уэсли озвучил Барни Стинсон, то есть Нил Патрик Харрис. Поэтому на ныне почившем мероприятии Spike Video Game Awards игру даже номинировали на лучший актёрский состав.
Но в остальном игру нехило так раскритиковали. Были единицы довольных, например, Александр Кузьменко из «Игромании», но говорил он довольно спорные вещи. А некоторых этих вещей в игре и вовсе нет. Например, что в игре мы начинаем с убийства космодесантников, а потом они мутируют в зомби.
Eat Lead презентовалась дешёвым слоганом «от геймеров для геймеров», за счёт иронии над индустрией, которая понравится любому фанату видеоигр. И её начало, как минимум до конца первого уровня, даже способно держать интерес вместе с улыбкой на лице. И дальнейший концепт в духе «американских горок», эдакого аттракциона, тира с внезапно появляющимися зомби, ковбоями и космодесантниками. Но вся идея загублена игровой реализацией.
Забавно, что игра стебётся над ещё не вышедшей на момент релиза Duke Nukem Forever, хотя сама в итоге вышла не то чтобы лучше многострадального продолжения Дюка. Но, к моему удивлению, авторы из студии Vicious Cycle Software умудрились даже сделать продолжение – Matt Hazard: Blood Bath and Beyond.
Правда, это двухмерный аркадный кооперативный шутер, продававшийся только в Xbox Live Arcade и PlayStation Store, то есть выходивший лишь в цифровом виде. Это, как частенько случается, на самом деле приквел, рассказывающий о прошлом Мэтта. Геймплейно же абсолютно бездумная аркадка, в разы слабее Hard Corps: Uprising, Shoot Many Robots, Metal Slug или даже Rocketbirds.
Понятно было, что это не новая игра про Мэтта Хэзарда, а какой-то остаток идеи. Возможно, вырезанный контент из оригинальной игры. Будь в игре ротация уровней между 3D-шутером и 2D-сайд-скроллером, это даже было бы забавно. А так – всего лишь предсмертные конвульсии неудавшейся шутки, которой в итоге и оказалась Eat Lead.