24 мая 2018 в Steam состоялся релиз игры Catmaze от отечественной студии Redblack Spade (соло-разработчика и автора Reflection of Mine, Славы Гриса). Мы знакомили наших читателей с проектом игры весной 2017 года, с того момента “Кошачий лабиринт” успел с успехом пройти Greenlight, обрасти массой нового контента и доработок, и добраться до релиза финальной версии в Стиме.
Превью впечатления от Стим-версии из 2018 года
Catmaze – это чудесный платформер-метроидвания, где мы в роли молодой волшебницы Алесты будем в поисках исцеления для мамы изучать большой мир, в котором полно разных созданий – дружелюбных и не очень. Используя свои навыки и любознательность, вы будете преодолевать различных монстров, решать головоломки, сражаться с боссами и становиться могущественной, но доброй колдуньей. В качестве оружия в игре выступают призываемые духи, которых придётся ловить по мере прохождения, благо изначально они не очень хотят помогать Алесте.
Все знают, что у котов 9 жизней, а у людей – всего одна. Что стоит кошачьему богу сделать исключение и поменять баланс хотя бы один раз – для матери юной волшебницы по имени Алеста? Не случайно же к ней попал клубок одного из кошачьих богов. Алеста будет учиться колдовству среди лесных чащ, встретит добрых волхвов и даст отпор злым навьям. Будет блуждать среди лесов и болот, окутанных сказаньями о леших, домовых и гоблинах. Используя дар призывателя, Алеста вступит в бой с нечистью не сама: в ее распоряжении всегда будут слуги из потусторонних миров – фамильяры. Они помогут исследовать мир, сплетенный в большой лабиринт и переполненный секретами.
Catmaze выполнена в очень приятном пиксель-арт стиле с хорошей анимацией, чем цепляет буквально с первых минут. Фантазия художника и геймдизайнера будет подкидывать множество интересных локаций и запоминающихся персонажей (как добрых, так и злых). Сюжет игры частично основан на славянских мифах и подаётся через веселые диалоги персонажей. Особенно интересным выглядит смешение стилистик, присущих аниме и японской анимации, с древними мотивами славян.
В игре представлен замечательный атмосферный саундтрек за авторством Expecte Amour.
По мере прохождения сюжета вас ждёт планомерное наращивание сложности. Стоит отметить, что многим аспектам игры вы обучитесь на лету, а некоторым по наитию. Игра не держит вас за глупенького нуба, а позволяет самостоятельно разобраться во всех тонкостях, принципах и механизмах. Те, кто знаком с жанром, в Catmaze будут чувствовать себя комфортно. Особенно порадуются те, кто любит в играх разные секретики и пасхалки.
Для остальных, к слову, игра не поставит перед собой каких-то непреодолимых задач, условий или ситуаций. Игра обладает умеренной сложностью, и плавно держит в небольшом напряжении от игрового процесса от старта и до финиша в каждой локации.
За месяц с релиза игра собрала большой фидбэк от игроков, и обросла несколькими патчами, исправившими ряд как существенных, так и малозначимых багов, так что сейчас самое время окунуться в её волшебный мир!
Стоимость игры в Стиме составляет 249 рублей. В ней есть коллекционные карточки и ачивки. Полная поддержка контроллеров и возможность сохранять игровой процесс в облаке.
Апдейт спустя 4 года – Обзор Switch версии
9 сентября 2022 года игра наконец-то вышла на консолях PlayStation 4 и 5, Microsoft Xbox One, Xbox Series X/S и Nintendo Switch.
Спустя 4 года нам на полный обзор досталась копия игры для Switch‘а. На связи Игорь aka Hulio Baklanos и погружаем вас в обзор Catmaze после полного прохождения.
На удивление интересным оказался продукт с таким незамысловатым названием, игра от питерского разработчика Славы Гриса, который сейчас выпускает книгу: “Сделай видеоигру один и не свихнись» на которую уже доступен предзаказ.
До этого я не был знаком с творчеством Славы и в целом сеттинг игры не сказать чтоб прямо сильно меня заинтересовал по трейлерам, но дав игре шанс я был приятно удивлён. С первого же погружения в игру начали складываться исключительно положительные ощущения. Передо мной постепенно раскрывалась полноценная и добротно слаженная метроидвания.
Если вы уже давно следите за нашим блогом, то наверняка уже читали мои обзоры других игр схожего жанра, например расхайпленная Ори, первую часть которой назвать метроидванией можно пожалуй лишь с большой натяжкой совы на глобус. Что же касается Catmaze, то тут мы обойдемся без ночных пернатых – игра полностью подпадает под классификацию жанра. Тут тебе и постепенно открывающиеся способности, и геймплей переплетенный с сюжетом, и бэктрекинг, и прокачка, и даже побочные квесты, которые могут изменить концовку игры.
Играем мы за начинающую волшебницу Алесту, которой предстоит помочь своей матери выпутаться из очень опасной ситуации в которую она попала, когда Алеста была еще совсем маленькой. Помимо этого нам предстоит решать проблемы и других обитателей этого сказочного мира, среди которых Боровик, Болотник, Кикимора и другие.
Надо сказать, что поначалу я не очень понял назначение значков вопроса на карте и поэтому в начале игры довольно сильно запутался в них и не знал как пройти дальше. Когда же до меня дошло как пользоваться картой – круг поисков сузился и игра пошла как по маслу.
Загадки в Catmaze попадаются порой крайне непростые, но они всегда имеют логическое решение. А вопросики на карте, конечно, не так элегантно ведут тебя по сюжету, как геймдизайнерские решения в том же Metroid Dread, но они ближе к классическому подходу в жанре.
В процессе прохождения мы постепенно получаем слуг-фамильяров, которые заменяют собой ближнее и дальнее оружие. Их довольно много, порой они не сильно отличаются друг от друга, но однозначно позволяют разнообразить геймплей и пробовать разные подходы. С трудом пройдя впервые локацию с начальным фамильяром, потом приятно вернуться туда и пройти ее заново, но уже с легкостью, подобно ножу сквозь масло, и используя новые способности.
Есть в игре еще и амулеты, которые можно прокачивать в деревне у деда, но его сперва надо найти в лесу, впрочем как и сами амулеты. Также порадовала миссия в игре, где вам дают полетать на метле, как в игре Cotton 100% (на которую я должен был написать обзор, но в моей версии игры был только японский язык, так что я заленился. :P).
Хочется отдельно похвалить автора музыки – так много замечательных композиций под разные локации, которые хорошо обыгрывают атмосферу и практически не успевают надоесть за прохождение. Вот и сейчас саундтрек играет у меня фоновой музыкой, пока я дописываю этот обзор.
Полное прохождение Catmaze заняло у меня чуть больше 10 часов + я выполнил дополнительные квесты, которые позволили мне открыть хорошую концовку. Похвально, что в игре созданной всего одним разработчиком, больше вариативности прохождения, чем в недавно пройденных мной Medium или A Plague Tale. После прохождения осталось приятное послевкусие и я бы сыграл бы в продолжение или DLC, но пока что этого нет. Новые уровни для полетов не метле в паст гейме, например, были бы очень кстати.
По технической составляющей Catmaze был полностью пройден мною на Свитче на момент выхода в версии 1.0.0. Порой встречались баги. Например в одном месте гриб воспарил ко мне навстречу по воздуху. А в челлендже с магами, где может сильно пригодиться лечение, можно случайно включить телепорт к месту сохранения, если закончились хилки. А противники-тени постоянно появляются у вас прямо из под ног, что может также вызвать раздражение. Однако с новыми апдейтами бОльшая часть багов оказалась уже убрана.
Я остался очень доволен игрой и таким разработчикам, как Слава Грис – почёт и уважение! Если у вас есть возможность приобрести Catmaze, то я рекомендую это сделать, поддержав тем самым годный продукт в не чуждом нам славянском сеттинге. Берлога всем благодарочка, кто дочитал обзор и знает, что и один в поле – воин!
PS: А еще можно поддержать автора игры, заказав его книгу “Сделай видеоигру один и не свихнись!“