2016 год. Прошло 12 лет с момента выхода второй игры по «Берсерку», и за это время не так много изменилось для франшизы. Вышло всего 10 томов манги и три аниме-адаптации. Точнее адаптация одна, единая, но в виде трёх полнометражных анимационных фильмов, и все они – по арке «Золотой век». Зато в это время родилась серия Dark Souls со своими берсерко-отсылками и даже успела закончиться. Третья часть вышла аккурат в 2016 году. Совпадение? Не думаю.
Погружайтесь в детальный обзор Berserk and the Band of the Hawk, жмите кнопку плэй и приятного вам просмотра, берлога:
А для тех, кто предпочитает читать обзоры, а не смотреть – ниже текстовая версия.
Внезапно издательство Koei Tecmo на E3 2016 показывает тизер новой игры по «Берсерку». Тизер специфический, местами эротический, если не знать контекста и просто смотреть на тентакли и оголённую Каску. Насторожить в тизере мог лишь последний кадр, где крупными буквами показан разработчик игры – студия Omega Force.
Нет, это не плохая студия, не «трешоделы». Даже наоборот, они как человек из цитаты Брюса Ли. Брюс говорил: «Я не боюсь того, кто изучает 10,000 различных ударов. Я боюсь того, кто изучает один удар 10,000 раз». И вот Omega Force не делали 10 000 разных игр. Они 10 000 раз делали мусоу, то есть Dynasty Warriors… В этом нет ничего плохо, ведь Гатс со своим здоровым мечом вполне вписывается в концепт Dynasty Warriors, где герой разваливает сотнями мобов. А арка «Золотой век» с захватами замков и вовсе кажется идеальным кандидатом. Так что вполне возможно, что перед нами незаслуженно забытая игра по «Берсерку». Одна из лучших, как минимум в топ-3. Давайте разбираться.
Berserk and the Band of the Hawk – удивительная игра, отличающаяся от предыдущих попыток «игронизировать» Берсерка. Это невероятно огромная игра. Сюжет охватывает пару сотен глав манги: с 4-го тома по 32-ой. Для понимания, на данный момент заканчивается 42-ой том, то есть игра охватывает большую часть манги.
Но вы же понимаете, что есть нюанс? Нюанс тут в том, что половина игры делалась не как игра по манге, а как игра по трилогии анимационных фильмов «Берсерк: Золотой Век». И как только сюжетная арка «Золотого Века» заканчивается, начинается пересказ манги. На словах можно подумать, что игрок и не заметит подвоха, но игрок заметит, так как первую половину игры в качестве заставок используются вставки из аниме. Местами используются чрезмерно. Так, в знаковом сюжетном эпизоде «Затмение» придётся около получаса наблюдать кадры из анимы, а непосредственно геймплея ждёт минут десять.
После этого кадры из аниме кончаются, и повествование ускоряется. Авторы попытались захватить почти все вышедшие на момент релиза эпизоды манги, но теперь сюжет подаётся озвученными текстовыми вставками и редкими анимированными кат-сценами. Текстовые вставки тоже как бы анимированы, но ключевое слово «как бы»…
По итогу мы получаем две сюжетные половины. Первая – дословный пересказ (хотя скорее даже «перепоказ») анимационной трилогии, которая пересказывает мангу. Вторая – ускоренный пересказ всего остального. В ускоренной перемотке теряется часть второстепенных персонажей и произошедших событий. Если вы читали мангу, и вам казалось, что императора Ганишку слишком быстро слили, то тут от момента его появления до слива проходят считанные минуты, а подноготная Кушанской империи затронута ещё меньше.
И всё это наводит на вопрос. Зачем этот перепоказ и пересказ в виде игры нужен? Если вы не знакомы с первоисточником в виде манги, то вы вряд ли будете вообще играть в Berserk and the Band of the Hawk. Наверняка такие люди есть, но их единицы. А если первоисточник знаком, то никакой самостоятельной сюжетной ценности игра вам не предложит. Разве что на любимых персонажей в 3D посмотрите, что уже неплохо.
С ценностью геймплейной тут всё ещё сложнее. Berserk and the Band of the Hawk – это мусоу, то есть Dynasty Warriors по «Берсерку». Разработчики из Omega Force других игр не делают, там профессионально делают Dynasty Warriors из любой франшизы. Есть Dynasty Warriors по «Персоне», «Зельде», «Кулаку Полярной Звезды», «One Piece», «Fire Emblem» и даже в нишевой вселенной романа «Сказание об Арслане».
«Берсерк» исключением не стал. Бегаем и валим врагов десятками тысяч. В игре 46 миссий, и в большинстве из них придётся убить около тысячи врагов, а где-то и больше. Как жаль, что нет обобщённой статистики, где можно было бы посмотреть точное количество зачищенных мобов. Убийства врагов осуществляются четырьмя кнопками. Слабой атакой, сильной атакой, ультимативной и использованием предметов, когда они откроются по сюжету. Слабая и сильная атака комбинируются в комбо, но комбух всего 5-6, и различие лишь в том, после какого по счёту слабого удара вы нанесёте сильный удар. Ультимативная способность заполняется соответствующей шкалой, даже двумя. Сначала заполняется шкала ярости (временное состояние повышенного урона), а уже при заполненной ярости заполняется удар.
Всё геймплейное разнообразие вы ощутите за миссий десять, может чуть больше. После этого только трудный путь до финала. Ну, на самом деле не такой уж и трудный. Единственную трудность представляют миссии с босс-файтами, по той причине, что там не на ком нафармить ярость, чтобы забить босса ультимативными ударами. Да ещё и камера на босс-файтах ведёт себя иногда очень неадекватно. В остальном же все миссии сводятся к утилизации противника сотнями и беготнёй по карте. Причём в начале всё гармонично смотрится, для мусоу – захватываем замки, убиваем вражеских командиров. Но после «Затмения» начинается банальная резня монстров сотнями из миссии в миссию с перерывом раз в 7-8 миссий на босса, при том бить боссов хуже, чем зачищать вилкой мобов сотнями.
Есть некое подобие прокачки. Сам персонаж поднимает свой уровень автоматически при уничтожении очередной тысячи-другой мобов, а уровень просто поднимает статы Гатса: атаку, защиту, количество ХП и некую технику. Согласно описанию из мануала, техника отвечает за шанс крита, скорость передвижения, скорость перезарядки вспомогательного оружия, плюс Гатс быстрее скачет на лошади. Да, тут можно кататься верхом и даже драться с коня. На коне бегать с точки на точку куда быстрее, а вот мобов крошить с коня дольше, чем пешком. Поэтому конь – это не роскошь, а средство передвижения.
Если вдруг ваш Гатс слабоват – можно подкачаться, перепройдя уровни или зайдя в режим бесконечного затмения. Скажу честно, бесконечное затмение я не осилил, так как там надо подряд, за одну игровую сессию, пройти 100 уровней. Они короче игровых миссий, но не интереснее их в плане прохождения. Там какие-то скины на Гатса открываются, и можно открыть картинки в галерее, но я решил, что переживу без этого. Задерживаться в игре дольше, чем занимает основной сюжет, желания не было.
У Гатса есть предметы. 4 слота активных предметов в духе аптечек и временных увеличений защиты или атаки, плюс 3 слота прям экипировки. В свою очередь, у экипировки есть 4 своих слота. Помимо того, что сама экипировка повышает те самые 4 характеристики Гатса, в эквипе есть слоты для собственных пассивных навыков на увеличение урона от конкретно сильного или слабого удара, урона в режиме ярости и других пассивных апгрейдов. На крайняк, можно просто ещё сильнее улучшить те самые атаку, защиту, технику и ХП.
Предметы качаются либо поглощением других предметов, либо улучшением камнями в магазине. Улучшение поглощением работает так: берём кольцо с 10 уровнем навыка атаки, поглощаем тряпку с 5 уровнем атаки, на выходе получаем кольцо с 15 уровнем атаки. Вместо атаки подставляем любой другой навык – алгоритм остаётся прежним. Камни же просто увеличивают определённые навыки. Условно, красные камни увеличивают навыки атакующие, жёлтые – защитные и т.д. При этом предметы ломать не надо. Отмечу, что даже вкачав некоторые предметы на максимальный уровень, сильных изменений в уроне Гатса я не заметил. Но решил, что раз уж фармлю мобов, то и уровень шмотки прокачаю.
Для тех, кого игра зацепит, тут есть несколько персонажей. В основной сюжетке есть парочка миссий, где можно зачищать мобов за Каску, Гриффита и Джудо, и ещё пара миссий в конце, где открыты Серпико и Ширке. Также откроется Носферату Зодд, но только для режима свободной игры или бесконечного затмения. Кроме Ширке, особых отличий в персонажах нет, а вот у юной ведьмы атаки ощущаются совсем иначе, и есть всякие заклинания на урон по области. Но доступна она реально в парочке миссий, и смысла отвлекаться на нового, непривычного персонажа нет.
В принципе, если вам нравится фармить и нравится «Берсерк», то игра зайдёт. Как мусоу – это не лучший представитель жанра, в серии Dynasty Warriors были варианты поинтересней. Как пересказ «Берсерка» – не знаю. Мне непонятно, зачем подобный пересказ нужен, а вот этот разрыв в игре, когда кончается аниме, и тебе начинают на скорости пересказывать всё остальное, выглядит неловко. Суть этой игры в своё время описал портал Destructoid в своей рецензии, где сказано, что «фанатам-энтузиастам, чтобы купить игру, хватит того факта, что здесь продолжается история после «Золотого века». И правда, вот тут твои любимые герои, Гатс машет мечом, нечисть кладёт пачками, ну вот что ещё надо? Хотя негативных оценок у игры хватает, учитывая ещё и слабый ПК-порт. Игра вышла неоптимизированной, без поддержки управления с клавомыши. Но мы тут говорим об игре, которая и на PS Vita вышла, так что снижаем ожидания.
Вообще вышло иронично. Ведь именно в 2016-ом году вышел новый аниме-сериал по «Берсерку», как раз продолжающий сюжет трёх полнометражных фильмов. И авторы могли бы вставить кадров оттуда, выпусти они игру попозже. Как раз у этого сериала оценки схожи с игрой, и они бы прекрасно дополнили друг друга. Но, к сожалению для авторов игры, заранее им кадров не дали, поэтому вышло как-то так.
Над играми по «Берсерку» будто клеймо жертвы, как на самом Гатсе. На мой взгляд, каждая из них хорошая по-своему, но ни одна так и не стала мало-мальски успешной.
Первая игра с Dreamcast была неплохой пробой пера, аркадным слэшером со своей уникальной историей. Время игру не пощадило, как и большинство трёхмерных проектов того времени, но интерес прикоснуться к ней сохраняется из-за истории и самого факта, что это первая игра по «Берсерку».
Вторая игра для меня искренне стала «хидден гемом», и очень жаль, что авторы не решились выпустить её где-то кроме Японии. Из-за этого к игре трудно добраться, что отсеивает потенциальную аудиторию, хотя проект выдался интересный.
И вот третья игра. Неплохая, своего фаната найдёт, но не более того. Однообразность геймплея мусоу вместе с неровным повествованием из-за перехода после конца аниме-вставок – это те минусы, на которые придётся закрывать глаза. Но речь уже не идёт об эпохе Dreamcast или PS2, речь о 2016-ом и об игре, которую на западе продавали за ценник в 60 долларов или 60 евро. Ну а как иначе, там авторы 28 томов манги пересказали, такое денег стоит.
Берсерк стал культовым, в том числе для игровой индустрии. Отсылки к нему есть не только в серии Souls и других играх From Software. Йоко Таро вдохновлялся Гатсом, создавая Каима для первой Drakengard, кто-то видит Гатса в Вельвет из Tales of Berseria, Клауд из Final Fantasy VII со своим огромным мечом напоминает Гатса, и тут уже Сефирот начинает напоминать Гриффита, а красные камни душ из Devil May Cry – это ж бехелиты из «Берсерка». Жаль только, что игры с отсылками к «Берсерку» получаются куда лучше игр по лицензии.
Спасибо за просмотр и прочтение обзора, если вам понравилось – поддержите, пожалуйста, лайком, берлога!