Жизнь лишь череда картинок в мозгу, среди которых нет разницы между теми, которые рождены реальностью и теми, которые рождены внутри сновидений, и нет причин ценить одно над другим.
Эпиграф к рассказу “Серебряный ключ“
Transient – идейное и в некотором смысле сюжетное продолжение Conarium. Триллер от Iceberg Interactive и Stormling Studios, который одновременно отправляет нас в неизведанный мир будущей Земли, на другие планеты, в другие миры и тела, внутрь собственного сознания и подсознания. Transient – не просто игра с линейным сюжетом, это путь ищущего духа, проникающего сквозь ткани времени и пространства, идущий от одного места к другому, от одной точки повествования к следующей. Кажется, что Transient – это путешествие, в основу которого лег сценарий, но на него пролили кофе и забыли заменить испорченные листы. Возможно в этом и был особый замысел проекта, смешавшего образы киберпанка и произведений Лавкрафта.
Меташаманы
Наш главный герой, Рэндольф Картер, видит странный сон. Ему вообще, часто сняться странные сны. Прием определенных трав способствует их запоминанию, что не может не радовать, ведь сны – это ключ ко всему. Из записей Картера мы и узнаем, сколь важными для него стали сны, что с помощью них он раздвигает грани реальности еще шире и глубже проникает в ткань пространства. Но, к сожалению, у других союзников Картера такой сильной способностей к снохождению нет. Вместе они образуют группу ODIN. Меташаманы. Хакеры, обладающие способностью к нейронному взлому, превращающему людей и андроидов в марионеток. Такие возможности открылись некоторым из хакеров за счет глубокой медитации, использования смесей специальных трав, магии, геомантии и особых устройств ОВИ (обостряющий восприятие имплантат), внедренных непосредственно в мозг. Все эти условия превратили Меташаманов в неуловимых борцов с системой. Все вокруг, весь город, а может быть и другие города, всё киберпространство принадлежит корпорации «Хепра». Она основала и построила этот город по наставлению своих руководителей. Огромный город из башен без окон, в котором поселились люди, выжившие после катаклизма, уничтожившего часть населения земли и превратившего планету в безжизненное и ядовитое место.
Взамен потерянного мира, люди получили его суррогат – киберпространство. Оно включает в себя многоуровневую систему, к которой подключаются жители города, и стало неотъемлемой частью жизни. Войти в него можно с помощью специальных терминалов. Они поддерживают состояние пользователя, однако, более дешевые модели либо лишены этой функции, либо работают некорректно, что негативно влияет на человека. Одни киберпространства становятся частными и ограниченными, другие же носят публичный характер. Но то, как глубоко пользователь может в него погрузиться, зависит лишь от него. Меташаманы научились расширять возможности своего сознания, поэтому им доступна возможность находиться на третьем уровне кибер-реальности, где они и занимались планированием своей деятельности, прямо под носом у корпорации.
Однако их планам не суждено было сбыться. Что-то пошло не так, и очередная операция против корпорации сорвалась, у всех её участников была частично стерта память и теперь герою придется разобраться в том, кто это сделал, что случилось с его командой и почему операция провалилась. Путешествуя по крупицам воспоминаний, по осколкам снов, по мирам виртуальной реальности, Картер пытается найти ответы на свои вопросы.
За пределами чувственного мира
Следует отметить, что повествование в игре строго линейное. В конце концов, как может еще быть в “симуляторе ходьбы”? Вы идете из точки А в точку Б, по дороге решаете парочку головоломок, находите небольшие секреты, собираете информацию на разбросанных по миру планшетах и компьютерах, либо зашифрованных объектах в сети, которые вам приходится взламывать. Однако, при таком прямолинейном повествовании находится множество странностей, встречающихся нашему герою. В целом сюжет игры пытается расширить и углубить происходящее на столько, на сколько это вообще возможно. Мы путешествуем по снам, другим мирам, иным планетам. Мы меняем тела, исследуем киберпространство, переживаем собственные воспоминания и насланным на нас видениям. На первых этапах это постепенно раскрывает нам сюжет, но в какой-то момент эти же картины снова уносят в водоворот неизвестности. Очередной поворот, новое место, новый вопрос и это происходит снова и снова и снова, до тех пор пока игра не окончится.
Стоит быть готовым к тому, что ответы в этой игре каждый должен находить для себя сам и они будут разными для каждого игрока, вероятно в этом и была основная идея игры. Transient – это своеобразный игровой арт-хаус. Все выстроено таким образом, чтобы предложить игроку вариации, идеи и образы, натолкнуть его на какие-то размышления, но при этом не дать однозначных ответов.
Некоторые из персонажей, погруженные в виртуальность и скитающиеся в VR шлемах по дому, в котором живет наш герой, говорят фразы, общее значение которых примерно сводится к одному. Если ты потерял разницу между реальной жизнью и сном, то нет смысла держаться за одно из них. Эта интересная концепция, которая отсылает нас к “Циклу снов” Говарда Лавкрафта.
“Цикл снов” рассказывает об особенном мире по которому путешествуют сновидцы, его называют – «Страна Снов». Например, в одном из основных произведений «Цикла снов» – «Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата», Лавкрафт повествовал о путешествиях Рэндольфа Картера, пустившегося в неведомый путь по Стране снов. Мы встретим еще множество других ссылок на работы Лавкрафта. Нам предстоит опробовать путешествия во всем многообразии пространств и тел, встретить насекомых – предвестников Нъярлатхотепа. Увидеть стройное и зловещее существо подобного человеку, увенчанное золотым венцом, от которого исходит сияние. Мы познакомимся с упоминаниями о великой расе Йит и «летающих полипах», встретим прямые ссылки на персонажей историй Лавкрафта, сможем заполучить в свое распоряжение некоторые вещи напрямую связанную с его вселенными, и даже великий и ужасный «Некрономикон» окажется в наших руках.
Для чего же в игре так много отсылок? Разработчики говорили, что мир игры вдохновлен произведениями Говарда Лавкрафта. Когда читаешь такое заявление, ожидаешь какой-то интерпретации первоисточников, некоей игры фантазии по мотивам книг и в нашем случае, как мне кажется, разработчики зашли в этом достаточно далеко. На мой взгляд, в игре нет ни одной отсылки. Все происходящее в мирах Говарда Лавкрафта, так тонко связанное между собой от книги к книге, всегда происходило в пространстве, которое было своего рода альтернативной реальностью. Мир снов – это зеркало, выставленное напротив зеркала. Оно включает в себя бесчисленное количество миров и его обитателей. А наш главный герой, оказался в одной из проекций этого зеркала. Transient не просто вдохновлен мирами Лавкрафта, это и есть один из миров Лавкрафта, а может быть это очередной рассказ Рендольфа Картера. Да, возможно разработчики взяли на себя большую ответственность перед аудиторией писателя, однако и попытка эта крайне интересная. Конечно, мы видели уже множество игр так или иначе вдохновленных мирами Лавкрафта и отсылающих к ним, но собрать столь много историй, персонажей, событий и существ, обитающих в мирах, вышедших из-под пера Говарда, сплести их в один сюжет, в одну историю, плавно вытекающие друг из друга, сможет не каждый, а авторам Transient это удалось. История, которая у них получилась, весьма интересная и психоделичная, хотя ей не хватает законченности. Кажется, что между частями истории есть провалы, да и сам сюжет несколько обрывист, но разве не такими мы видим свои сны?
Плато Ленг
Говоря о геймплейной составляющей Transient, как мы уже упоминали, это “симулятор ходьбы” с элементами квеста. Игрок исследует и познаёт большую часть лора мира, в котором существует его персонаж из записей, разбросанных по миру.
Бесконечную ходьбу и изучение информации о мире, аккуратно разбавляют мини-игры. Они в меру просты, но разнообразны. Сперва вам предложат открыть замок уробороса, заставив всех змей одновременно укусить себя за хвост. После вам предложат найти ключ от подземных тоннелей и активировать его, прослушав запись с диктофона содержащую легенду о ключе и расположить в соответствии с историей символы в верной последовательности. А дальше взломы сетевых узлов, поиск спрятанных элементов памяти. Эдакое прохождение своеобразных аналогов Alone in the Dark и System Shock, осмотр трупов и мест где их нашли в стиле CSI: Майами и многое другое. При этом, все это разнообразие встречается постепенно и вносит ощутимое разнообразие в прохождение.
Баланс между чтением информационных писем, путешествием и решением загадок не позволяет игре надоедать. С другой стороны она достаточно коротка. В моем случае на прохождение ушло примерно 3 часа, при этом я старался заглянуть в каждый потаенный закуток, внимательнее рассмотреть все элементы окружающего мира.
Разработчики вложили в Steam версию ачивку за прохождение игры в срок равный 90 минут. Можете попытаться поставить этот рекорд, но в таком темпе на чтение записей и изучение окрестностей времени не будет, да и в игре есть на что посмотреть.
Звуковое сопровождение нельзя отметить как нечто особенное и выдающееся, музыка сменяется так же стремительно, как меняются локации, в которых мы находимся, сочетая в себе различные элементы эмбиента и синтвейва. Музыка нагнетает обстановку, пытается внушить благоговение и восхищение окружающим пространством, что помогает несколько глубже проникнуться происходящим.
Мир игры составлен с вниманием к деталям. Пусть и не обладает высокой интерактивностью, да и самих деталей не так уж и много, еще и игрок почти всегда заперт строго в рамках пути, который уготовили нам разработчики. При всем этом стоит посмотреть на весьма неплохие виды и дизайн иных планет и миров, интересно составленные киберпространства и их потерянных обитателей, на диковинные статуи, бесчисленное количество мотыльков, наскальные рисунки, городскую живопись и многое другое. Безусловно у игры есть недостатки, в том числе и графические, я несколько раз проваливался в текстуры пола или иных объектов, но это не создавало проблем в прохождении, а было небольшим, косметическим недостатком.
Нельзя сказать, что главный герой (чем-то, кстати, напоминающий мне музыканта Perturabor) и другие персонажи отличались особенной эстетической красотой и качественным графическим исполнением. Исключение составит, пожалуй, главный антагонист. Но элементы пейзажа, здания и помещения в целом выглядят достаточно неплохо, а игра света порой восхищает. Конечно, на моей 1050Ti при максимальных настройках графики FPS не поднимался выше 40. Но так ли это важно в симуляторе ходьбы?
Подводим итоги обзора игры Transient
- Сюжет: 7/10
Авторам удалось написать интересную историю со множеством символов и характеров, отсылающих нас к оригинальным циклам рассказов Говарда Лавкрафта. Однако, если вы не знакомы с его работами, вряд ли вы ей заинтересуетесь стол глубоко, впрочем, может быть верно и обратное, именно эта игра вынудит вас прочитать, например, «Цикл Снов».
- Графика: 8/10.
Присутствуют приятные виды, отличное художественное оформление и разнообразие, полнота образов отсылающих нас к событиям книг Лавкрафта и в целом психоделичность происходящего исполнена на хорошем уровне.
- Звук: 6/10
Звучание приятно и мелодично дополняет происходящее. Музыка играет от уровня к уровню весьма разная и она не успевает надоедать. При этом звук в игре достаточно посредственный.
- Геймплей: 7/10
Трехмерный квест или симулятор ходьбы с видом от первого лица. Собираете вещи, разгадываете загадки, проходите мини-игры на протяжении пары часов к ряду и достигаете концовки. Ничего особенного и инновационного, хотя мини-игры Элдридж и Эрикс вызывают приятную ностальгию.
В итоге Transient показывает средненький результат: 28 / 40.
Однако, знатокам историй Говарда Лафкрафта – строго рекомендуется!
Линк: Transient
Спасибо, берлога, за прочтение, пишите в комментариях что вы думаете об этой игре.