29.03.2024
Shenmue III обзор игры

Обзор игры Shenmue III – этого ли мы ждали 18 лет?

Продолжение культовой дилогии геймдизайнера Ю Судзуки… 69.320 бэкеров собрали на Кикстартере $6,333,295 (из $2 млн, которые хотел собрать разработчик)…

Шенму. Что простите? Шенму! Слышалось отовсюду. Ждали 18 лет. Шедевр того времени! И вот, как человек интересующийся играми, я решил узнать, что же такого интересного в этой серии игр и приобрел по скидке в PS Store сборник Shenmue I & II.

Записи моего прохождения первой части Shenmue I

Я с большим удовольствием погрузился в мир первой части Shenmue, которая начиналась как кунг-фу боевик, а продолжилась уже как детективный триллер, чему не в последний черед постоянно способствовал качественный саундтрек. Боевая система сперва казалась странной, но ровно до того момента пока в моей голове не включились инстинкты бывалого игрока в Virua Fighter и тут уж пальцы сами начали находить нужные кнопки, нахлынули приятные чувства ностальгии. В тот момент я осознал, что Shenmue это очень глубокая игра. И это ощущение крепло и крепло во мне по мере прохождения.

В игре присутствует как четкое внимание к деталям окружения, так и маленькие штрихи, оживляющие мир Шенму. Например – котенок, который жил в коробке у храма и которого можно было кормить разной едой из магазина и смотреть как он крепнет и растет. У котенка умерла мама в день когда Рё (главный герой игры) потерял отца и я размышлял о том, что у них есть что-то общее, а в какой-то момент Рё и сам говорит об этом. Время в игре играет большую роль, поэтому я научился составлять себе расписание и пытаться следовать ему следя за часами.

К примеру, если утром я шел по делам – иногда мог зайти проведать котёнка, а уже после шел в город и расспрашивал людей, вел расследование о событиях того дня, когда убили отца моего героя. Заходил в магазин, чтоб прикупить еды для котенка и покормить его на обратном пути. Иногда шел в игровые автоматы, чтоб скоротать время дожидаясь прихода того или иного человека, здоровался со знакомыми. И, конечно же, приходил в цветочный магазин, чтоб увидеть Нозоми, ведь я чувствовал, что она “та самая”, а совсем не та девушка, что иногда являлась мне ночами во снах. Вечером я шел обратно домой, кормил котёнка и старался приходить чуть раньше 9-ти, чтобы Ине-Сан не волновалась.

Еще больше помогали погружению детали из реального мира. Было чертовски приятно попить японской виноградной газировки из автомата, ведь я и правда люблю этот напиток! Я действительно обрадовался, когда вытащил фигурку Соника из капсульного автомата у магазинчика в соседней деревушке, ну а уж когда я увидел плакаты Street Fighter – это пробудило во мне наилучшие чувства к Shenmue.

Пройдя первую часть до конца я остался под ярким и эмоциональным впечатлением. Если бы эта игра появилась у меня тогда, в 1999\2000-м году, я бы и сам удостоил ее наивысшей оценки, но даже сейчас спустя 20 лет с релиза, я смог оценить ее очень высоко благодаря заложенным в неё идеям. И тут стоит упомянуть, что я играл в пару игр серии Yakuza, в которой Sega развила многие идеи Shenmue – в чем-то упростив игру, а в чем-то сделав ее еще глубже и детальнее. Например игровые автоматы и всё что с этим связано – гораздо лучше работает именно в серии Yakuza, но это не удивительно, ведь там можно поиграть в более свежие игры от Sega. А побочные миссии в Yakuza Kiwami были просто великолепны – то пробивая на смех, то заставляя задуматься. Что я никогда не пойму – это почему в первой части Shenmue нельзя есть еду, но есть диалоги, где тебя приглашают сесть за стол. Я люблю есть красивую еду в играх, а если она еще воздействует на статы, то это вообще замечательно. И с этой мелочью Yakuza справляется на ура, в отличие от Shenmue.

Завершив первую часть Shenmue я взялся за вторую, но увы больше не всегда значит лучше. Вторая часть произвела на меня уже не столь положительное впечатление, как первая. Я играл в ремастер комплект Shenmue I & II для PS4 и если первая часть полностью устраивала меня визуально, то во второй я долго пытался крутить ползунки настроек в надежде уменьшить контраст в тенях, но настройки работали крайне странно и почти не влияли на картинку. Первая часть с первой же небольшой локации производила впечатление скрупулезно проработанной игры, а вот вторая пыталась уже показать нам огромный город, добавить новых механик и сделать из триллера детектива экшн-боевик с элементами комедии. Проще говоря, игра пытается вести себя как типичный сиквел нашумевшего фильма своего времени.

Во второй части из-за большого количества NPC и большего размера локаций проработка упала в качестве. Новые механики, которые появились в игре – были криво исполнены. Если раньше для разговора надо было жать только “крестик”, а на “квадратик” открывался журнал, то теперь диалоги связанные с торговлей стали выскакивать на кнопке “квадратика”. Получались ситуации когда подходишь к NPC – жмешь кнопку, а триггер взаимодействия с персонажем не срабатывает, вместо этого открывается журнал, что приводило к большому количеству ошибок ввода при игре. То ты хочешь открыть журнал и начинаешь разговор о сделке, то наоборот хочешь что-то купить или во что-то сыграть, а вместо этого вылезает журнал и та же ситуация вышла с “треугольником”, который тоже отвечает за 2 действия в Shenmue II.

Помимо этого в сиквеле появилась жесткая система заработка. Если в первой части половину повествования Ине-Сан выдавала вам карманные деньги и особых трат можно было не делать, а во второй половине игры вы работаете на погрузчике – тратить деньги не нужно, чтобы накопить на билет. В сиквеле вам нужно зарабатывать деньги в гораздо большем объеме, что превращается в гринд. В общем впечатления от второй части у меня остались смешанные. С одной стороны мне понравилось, что продолжилась тема встреч с разными мастерами и обучения новым приёмам через диалог, а с другой стороны всё выше перечисленное не давало в полной мере насладиться второй игрой, а тут еще вышел Death Stranding и я переключился на него.

Запись стрима прохождения Shenmue II

Пока я проходил DS, мне поступило предложение написать обзор на Shenmue III и не смог отказаться, ведь уже был знаком с историей и мне хотелось увидеть как она разовьется дальше. Конечно, я слышал, что частей у игры было запланировано очень много и даже не ждал, что в этой части мы настигнем Лан Ди – главного злодея в серии, убийцу отца Рё, но было интересно как продолжит свою историю Ю Сузуки…

Я запустил квадратную иконку игры на PS4 PRO и после запуска… меня встречает интерфейс меню как в старой игре. “Окей”, думаю, “это наверно отсылка такая. 2D облака в игре… хм как-то странно, не думаю что фанаты скучали по 2D облакам, ну да ладно”. Лица персонажей словно обтянуты не кожей, а диванной обивкой «под кожу», а второстепенные персонажи выглядят еще хуже, создается впечатление, что это какие-то куклы. Даже классическая куртка на Рё сидит как-то не так, так что я ее заменил на другую во время игры, чтоб меня не раздражало это несоответствие.

Далее я столкнулся с постоянными загрузками через черный или белый экран в местах, где они логически не уместны. И как получилось что система сохранений выполнена как в ремастере с PS3, а не как в современном проекте для PS4?

По механикам в Shenmue III добавили элемент выживания и жизни теперь расходуются не только, когда вы получаете урон в драках, но и просто убывают каждую секунду, а чтобы восстановить их необходимо питаться. В игре есть кафе и в них готовят еду на ваших глазах, но увы поесть эту еду нельзя, как и раньше. Зато вы можете купить овощей в лавке – но вот незадача, выгоднее всего покупать и есть черный чеснок, который восстанавливает за раз 300 HP и стоит относительно не дорого. Но в чем смысл этого? Вся эта затея не то что не добавляет реализма, а скорее наоборот заставляет возмутиться своей абсурдности. При изучении первой локации мы начинаем натыкаться на невидимые стены.

Но если в первой части в такие моменты герой говорил, например, «Если я тут еще покручусь, то могу найти информацию» и это звучало вполне логично, и такие места были не посреди тропинки, а на выходе на шоссе и ты вполне понимал его мотивацию не двигаться тут. В третьей части он говорит что-то вроде «я должен поговорить с бОльшим количеством людей тут», но почему? Логически не понятно почему люди в пяти шагах от главного героя не могут принять участия в разговоре и зачем он так странно ограничил свою зону опроса людей. И не будем забывать, что между играми прошло 20 лет, но в Shenmue I все это работает логичнее, чем в третьей части.

m2AICBzZvNE game art logo
Ограничение игровой локации в первой части
IP3jQrHtT5c game art logo
Ограничение игровой локации в третьей части

Для меня весь шарм Шенму строился на мелочах и вариативности, но новая часть окончательно превратилась в недалёкий блокбастер. В первой части игры был момент, где надо проникнуть на склад – там можно найти ящик и подставить его под окно, но если этого не сделать, то на следующий день вам помогут хулиганы, которых до этого вам удалось победить в поединке, они попросту отвлекут охранника. Или давайте сравним погони с QTE (когда надо нажимать определенные кнопки, появляющиеся на экране за определенный отрезок времени): в первой части в некоторых моментах в погоне был выбор за кем бежать и в зависимости от того куда свернуть можно было сэкономить время и догнать бандита, но в третьей части нет никаких вариантов, ты просто должен нажать то, что требует игра. Кроме того, если раньше было тяжело нажать вовремя, то сейчас это стало еще сложнее – такое ощущение, что разработчики хотели, чтоб игроки посмотрели большинство анимаций за раз. В итоге вместо игры на реакцию это начинает больше походить на тренировку памяти.

Погоня с QTE в третьей части

Но самое страшное со мной произошло, когда дело дошло до первой схватки. Мои пальцы привычно легли на джойстик, я ввёл несколько команд одну за другой и тонкая золотая нить соединявшая меня с героем звонко разорвалась и лопнула оставив меня в темноте. Я как слепец пытался вновь нащупать тактику, но Рё больше не двигался так как я хочу. Система Virtua Fighter покинула мир игры Шенму забрав с собой всё остальное наследие компании Sega включая фигурки Соника в капсульных автоматах и ретро аркадные игры. Мне нужна была информация, чтоб продвинуться дальше по сюжету, но человек, у которого она была, настаивал на поединке. Я проиграл поединок, следом еще один. У меня закончилась почти вся еда и деньги и я понял, что мне сейчас придется идти фармить. И это в самом начале игры – я в припадке ярости выключил Шенму 3.

Плейлист полного прохождения Shenmue III
Y vWlwkSWuE game art logo
Лишь надпись на стене напоминает о былом…

Я еще 5 дней после этого не мог заставить себя вернуться в игру, но в итоге ради вас я решил взять удар на себя, ведь в душе я Виртуальный Боец. Пускай система поменялась, но ведь я могу ее освоить. Что я и сделал, но забегая вперед подытожу, что она мне не понравилась. Дело в том, что теперь надо тратить довольно много времени на прокачку своего персонажа, причем повышение уровня просто необходимо чтобы продвинуться по сюжету. Для этого можно заниматься на станках или оттачивать удары в спарринге, повышая их уровень, а вместе с тем и уровень кунг фу.

tK pKPmAPE game art logo
Прокачка уровня Rooster Step

Ну а для того, чтобы уровень кунг фу нормально прокачивался – необходимо питаться, ведь во время тренировок жизни расходуются интенсивнее. А для этого необходимо работать, много работать. Можно рубить дрова, собирать травы и играть в азартные игры, но в начале игры обменять выигранные фишки на деньги не получиться. Также в геймплей добавили бутылочки «Змеиной силы», которые можно использовать во время боя (Привет, Якудза), но стоят они довольно дорого и использовать их можно не в каждом бою.

В первой части тоже можно было оттачивать удары, прокачивая их уровень, но это было не обязательно и в любом случае было ощущение, что главное – это скилл бойца. Не было бутылочек, но жизни со временем восстанавливались, поэтому в боях была тактика. С одной стороны надо признать, что теперь система прокачки работает лучше, но с другой стороны теперь нет ощущения, что ты сам становишься лучше, а огромная задержка (инпут лаг) во время ввода каждого приема ничуть не улучшает и без того не очень приятную систему боя, разрывая связь игрока с фигуркой на экране.

Теперь поговорим немного о сюжете. Вы знаете что такое филлеры? Когда, например, делают новое аниме по манге, то сначала серии идут по сюжету автора манги, но бывает, что аниме начинает обгонять сюжет манги и тогда авторы не знают как продолжить произведение и поэтому они начинают писать серии сами, чтоб потянуть время, пока автор манги не выдаст новый материал. Так вот у меня сложилось впечатление, что сюжет Shenmue III на 80 процентов состоит из филлеров. Тебя постоянно заставляют фармить. Герои практически никак не раскрываются за время игры. Из примерно 25-30 часов геймплея – где-то половина времени ушла на фарм средств, чтобы продвинуть сюжет и я еще использовал тактику сохранений, чтобы не потерять слишком много на ставках.

Однажды утром, в полудрёме, я почувствовал, что отлежал руку и представлял, что я Рё из Shenmue XVII, отдыхаю в креокапсуле потому, что отбил руку на тренировках и теперь нано-машины её восстанавливают…=)

Люди в первой части – не просто какие-то статисты. Они ощущаться как реальные люди со своими желаниями и потребностями. В то время, как в третьей части это просто болванчики, которые будут твердить тебе одно и тоже целый день. Я помню китайца, который работает в доставке лапши, потому что у него не было мелочи и я купил ему попить в автомате. Я помню продавца хот-догов, деда байкера, приятеля, который обожал свой мотоцикл и не задумываясь дал его мне, когда я пришел к нему поздно ночью за помощью и еще много других персонажей, каждый из которых по своему уникален. Первая Шенму тонко играла на струнах души, в то время как третья часть просто футболит тебя от точки к точке, пытаясь хоть как-то убить время. Конечно, и тут есть несколько хороших персонажей, но они не особо интересны и мы мало о них узнаём.

Моя эмоциональная привязанность к котёнку из первой части выше, чем к немалозначимой Шенуа из третьей части. Стоит отметить, что персонаж Нозоми через телефонные звонки раскрывается лучше, за что я действительно благодарен новой игре. Во второй части история с «девушкой из цветочного магазина» никак не продвинулась, а ведь для меня она была краеугольным камнем повествования. Вспоминается сцена на мотоцикле из первой части, где ты под музыку мчишься по ночным улицам Японии, чтобы спасти свою возлюбленную из рук злодеев, а потом везешь ее обратно, как настоящий мужчина. Этот эпизод смотрелся немного наивно, но по своему прекрасно и конечно в стиле старого кино.

Сцена спасения Нозоми в Shenmue I

Техническая составляющая игры в этот раз всё же подкачала. Особенно это ощущается во второй локации, где во время бега не видно NPC и части декораций. Создатели попытались это решить в стиле God of War, то есть тебе дают “коридор”, по которому ты должен пройти пока грузиться локация, но в GoW это было великолепно исполнено и применялось не везде, а только когда нужно было куда-то быстро переместиться. В Shenmue III про слово «быстро» лучше сразу забыть – после прохода через коридор люди и объекты всё равно будут появляться из воздуха перед вами.

Система с двумя действиями на одну кнопку из второй части так же осталась на месте, а поскольку NPC по прежнему прогружаются не сразу, а их триггер еще медленнее, то часто в игре происходит не то, что ты на самом деле хотел сделать. На протяжении всей игры фреймрейт постоянно проседает, а во время тренировок “Однодюймового Удара” игра часто пропускает несколько кадров. Дальность прорисовки плохая, многие текстуры мыльные. Игра производит стойкое впечатление плохого ремастера с PS3, а не современного проекта, хотя использует движок Unreal Engine 4.

Пример визуальной составляющей Shenmue III

Музыка в игре неплохая, но ее мало и она слишком навязчивая, может запросто застрять в голове на пару дней. Со мной так и произошло. Больше запомнились фоновые композиции, чем музыка в катсценах игры. Еще я немного узнал о ловле рыбы с бакланами, но в самой игре это не сильно раскрыто, хотя и есть персонаж у которого есть эти птицы.

iDsgYrRHtR8 game art logo
Интересный способ выловить себе ужин

С какой стороны ни посмотри сейчас на Shenmue – это уже не та игра мечты, которой она когда-то была. Заслуживает ли она вашего внимания или нет – решайте сами. Если вы фанат, то я рад за вас, ведь вы получили хоть какое-то продолжение очень неплохого сюжета, а если вы новичок и вам интересно что такое Shenmue, то лучше поиграть в первую часть, она действительно хороша.

Shenmue III заставляет тебя желать большего от жанра приключенческих ролевых игр файтингов. Я же продолжу мечтать об игре, в которой систему из Virtua Fighter доработали, а мы познаем Кунг Фу из разговоров с Мудрецами, а не запоминая кнопки мелькающие на экране. И где-то там меня ждёт девушка в белом свитере, фотография которой лежит в кармане моего потертого бомбера. На этом всё. Жму лапу всем кто осилил обзор Shenmue III, берлога!

Приобрести игру можно в PS Store (например со скидкой в Buka Shop) или на ПК в Epic Games Store (релиз в Steam состоится в ноябре 2020).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.