29.04.2024
Kumatanchi game cover art logo wallpaper くまたんち Kuma-tan Zoo

Обзор Kumatanchi: медведи, тамагочи, хабанеро. Самый спорный проект Vanillaware?

Ну что, пришло время той самой игры, что разделила историю студии Vanillaware на «до» и «после». Да, это вновь японский эксклюзив, то есть игра даже без перевода на английский и вот, казалось бы, куда хуже? Но она ещё и вышла эксклюзивно для Nintendo DS. Kumatanchi (くまたんち) – самый спорный проект Vanillaware, и это первая игра студии, где разработкой руководил не Джордж Камитани. Итак, давайте по порядку, как же Vanillaware пришла в голову идея разработать эту игру и что это вообще за игра:

Обзор игры くまたんち (Kumatanchi) 

Ниже, по традиции, текстовая версия обзора Kumatanchi.

В 2007 году студия Vanillaware дебютировала сразу с двумя проектами: консольной стратегией GrimGrimoire и двухмерным ролевым экшеном Odin Sphere. Основатель студии, Джордж Камитани, человек, постоянно мыслящий о следующем шаге, ещё во время разработки Odin Sphere задумывал очередной ролевой 2D-экшен. И он, вместе с частью команды, работал в этом ключе. Уже тогда Камитани думал о том, что неплохо бы, чтобы и другие участники студии могли возглавить дальнейшие проекты, ведь Джордж всё же прирождённый художник, а вот лидерские качества ему не свойственны. В одном из интервью программист студии, Кентаро Ониси, рассказывает, что Джордж даёт полную свободу сотрудникам и лишь говорит им о том, что за игра должна получиться. Он не лезет в процесс и обычно занят своей дизайнерской работой.

И вот появился первый шанс отдать кому-то бразды руководства. Среди сотрудников, работавших в Vanillaware с самого основания, был и остаётся художник под псевдонимом Shigetake. Он совмещал работу в Vanillaware с работой в небольшой компании Ashinaga Oji-san, плюс он автор маскота Хабанеро-тян — это буквально символ острой лапши быстрого приготовления от японской компании Tohato. Более того, работая в Ashinaga Oji-san, ещё в 2005 году Shigetake разработал небольшую игру Habanero Tan house, где игрок смотрит, как по дому бегает та самая Хабанеро-тян, и с ней можно взаимодействовать в духе «погладить или дать щелбан». 

4GQBmgoXxD1Tu lZSnH6o ElZtEJq35lwxzGfAKnAds NnVqERO7yREihpTsPKG1FhjKJnLq PCPkpm0 HXxBvqG7s5GO1FrDuRQXp5UIROPiY SVJzKXN7iKhiMXV9StRLtdTQm7K7cBYVsvWiUwk game art logo

Хотя, возможно, всё затевалось ради сцен мытья в душе… Небольшой интересный факт – довольно известная ви-тюберша Nyanners 9 лет назад в поисках себя озвучивала фанатские комиксы про Хабанеро-тян.

Habanero Tan house стала прототипом Kumatanchi (くまたんち). Shigetake, под эгидой Ashinaga Oji-san и Vanillaware, разрабатывает игру, ключевым персонажем в которой будет девочка в стиле Хабанеро-тян. Кто-то подумает: «Что за чушь, ни один адекватный издатель не согласится финансировать такую идею», но токийская компания Dimple Entertainment согласилась издать подобную игру для Nintendo DS. Dimple – сугубо японская студия разработчик. Также они издали за свою историю 7 игр, среди которых как раз Kumatanchi.

Есть финансирование, есть руководитель разработки… И на этом всё. Основные силы Vanillaware, студии, в которой на тот момент работало всего 16 человек, были брошены на новый ролевой экшн. Shigetake был невероятно ограничен в ресурсах, и ему приходилось делать для игры очень многое, совмещая несколько должностей сразу. В каком-то смысле, опыт разработки Kumatanchi стал для художника травмирующим, потому что после релиза он пообещал самому себе, что больше никогда не станет руководить разработкой, и он всё ещё верен своему слову.

A4IyiQMkFhROIAlQFNn b82Opd2hV3IVJZx0Q7bZk13Msb2bCH1qDav94T9x Ll5KHkB8s8E1AiI vuoYJpBcVn4xQ17TX2dYVjwBxjbC flHhayqzmzRvWPf3qUvQRIi4n 0wZ5u Q9V ptRiCodM game art logo

Kumatanchi задумывалась как некий симулятор жизни, игра для всей семьи, где игроку нужно на две недели взять под опеку медведя в зоопарке. А так как дизайн вдохновлён Хабанеро-тян, то медведь не простой, а… как бы это сказать… «лоляшный» что ли. Она, конечно, ест мёд и живёт в зоопарке, но в остальном Кума-тян скорее похожа на человека, на маленькую милую девочку со звериными ушками. Для западных издателей игра, несмотря на то что в ней нет никакого 18+ контента, стала табу. По крайней мере, Джордж Камитани говорит, что, когда студия пыталась договориться о локализации и издании за рубежом, отказ мотивировали тем, что для западного рынка медведь слишком похож на маленькую девочку, и такой дизайн персонажа недопустим.

А вот знакомые композиторы не отказали в сотрудничестве. Японская компания Basiscape, основанная композитором Хитоси Сакимото, уже в третий раз написала саундтрек для игры от Vanillaware. Пусть даже и такой необычной игры… Кстати, у Kumatanchi есть свой опенинг. Вдохновлён он опенингом из аниме Pani Poni Dash!, местами буквально цитирует его. Игра, как и GrimGrimoire, разрабатывалась всего несколько месяцев. Вышла она в сентябре 2008 года, ценой перегорания одного художника.

Wn1Mj7KZD1OsabAcZhiBjGV8nBZsk0l9E4AHDEb1NoHTsvr0 5OI7ttzc5Jo YR33jmW8S76BWs0Tj5JC0PC3iUoSm LXoz6pzpXXd Nd WZJhf3b bwJ4IbfDnRLVZNyr2dIL8bO4LNZwLvcw1w6qk game art logo

Kumatanchi – это некст-ген тамагочи. Кто-то может уже не знает такого слова, ведь сейчас это артефакт истории, поэтому краткий экскурс: тамагочи в 1996 году выпустила японская компания Bandai. Да, та, что и игры разрабатывает. Это такая штука в форме яйца, где живёт виртуальный питомец, которого надо кормить, следить за здоровьем и убирать за ним, а иногда цифровая животина ещё и вырастала, изменяя при этом внешний вид. Штуковина жила сама по себе, и в неё не надо было пырить сутками напролёт. Достаточно зайти пару раз, проверить чё там оно как, покормить и идти дальше играть во дворе.

Вот и с Kumatanchi такая же история. Нам дают из соседнего зоопарка на две недели медведя, пока там делают ремонт. Надо о девочке позаботиться, кормить её, иногда гладить по голове и заставлять её развлекать людей, чтобы они кидали в нас деньгами. Потому что деньги нужны на улучшение жилищных условий медведя и кормёжку. Это вот буквально всё. Из геймплея тут только функция фотоаппарата: можно снимать, как медведица ест, спит, делает какие-то иные действия, и продавать в магазине. Причём нужно ловить прям редкие кадры, какие-то уникальные анимации, чтобы хорошенько заработать. Иначе это будет жёсткая рутина, ведь банальные снимки приносят мало денег, а плёнка для фотика вообще-то не бесплатная.

Ug clBzTQHDGao7GGH Ohs8MNot3PiB1dnpdSFgZ8tTbnALuAyqDV3sT m Vum72 nBpy7zh ggO8 DCsHb19vCsWmuvH3GgnpBVvHsG9s7cSHL1 EPmYjRFsg3crKddQhGpvK6A6W0MzLYI3377QYU game art logo

На фотки ещё влияет что-то в духе композиции кадра. Кума-тян должна быть идеально в центре, чтобы за это доплатили. Результат получившегося снимка можно оценить сразу же, но это лишь рейтинг фотки, а вот сколько дадут денег – это можно узнать только непосредственно при продаже.

Все действия Кума-тян делает сама. Автоматически она только есть пойдёт, а в остальном вы никак не заставите её пойти тренироваться, чтобы лучше развлекать людей, или встать на стенд для фоток, чтобы вы могли поснимать её и заработать денег ей на еду. Где-то раз в 10-20 минут Кума-тян пойдёт потренироваться с экипировкой, которую вы сами для неё выбрали, для последующих выступлений. Если она всё делает правильно – её надо погладить, а если берёт в руки губную гармошку и трясёт её с лицом лица, то надо щёлкнуть её по уху, чтобы больше такой фигнёй не занималась.

Щелбаны или поглаживания на выбор её действий никак не повлияют – вам всё равно не заставить её делать то, что вы от неё захотите.

l nq4T6VWtVIXwyvDf7HjKtavMz8grKFBBD2IIc7IqdaZHT0X7eGmvaqOPV HDVgZT 6jIzSgEiMlmm8Ou2illjU1LkgxTj4Mt7O9qzCcGaGZe4wlJhLKMu Q3 VPjX8LdYqz4A2kQeUc8EE3M yATc game art logo

На успех тренировки влияет дом, где живёт Кума-тян. В начале её заселяют в разваливающуюся хибару, но можно постепенно покупать новую мебель и делать ремонт – это даёт очки к характеристикам силы или таланта, и, соответственно, чем больше очков силы, тем медведь будет успешнее в спортивных выступлениях, а если в комнате много вещей влияющих на талант – то Кума-тян будет успешнее петь или играть на инструментах. Правда, вычислять эти характеристики надо самому, когда ремонтируешь дом. На дисплее с характеристиками Кумы-тян их нет, там показывают лишь состояние голода, настроение медведя и её отношение к игроку. Если не лупить Куму щелбанами просто так и заходить в игру хотя бы два раза в день, чтобы покормить её, то все три показателя всегда будут в норме.

То есть вся суть игры заключается в том, что вы две недели проверяете, чё там с Кумой, кормите и при желании улучшаете ей жилищные условия, а из геймплея у вас – фотографирование на четырёх локациях, где половина – это комнаты медвежьей хаты. Не уверен, что можно прям проиграть, но, если не заходить два дня и более, Кума вас возненавидит. И если по окончании двух недель её отношение к вам таким и останется, то вы откроете игру и узнаете, что она вернулась в родной зоопарк к тем, кто будет за ней следить, и вам напоследок даже ничего не сказала. Правда, игра всё равно даст вам шанс отмотать на недельку время и попробовать ещё.

Ах да, ещё тут есть другие животные. Три девочки – корова, тигр и кролик, гуляющий сам по себе кот (а может даже кошка, тут не всё так однозначно) и обезьяна. Да, почему-то именно обезьяна не похожа на маленькую девочку, да и на человека вовсе.

MUG mZI cr7 eXc2if U4FCSm1pN7AkYOQzqtK74TJysz nHCZiyro7hVVQ2W kLsqAJZUr6dtnNJCtqeLFC0vqCto9ObS rkAUS v6 game art logo

Иногда, вместо тренировок для выступления, Кума-тян будет общаться с ними. Кажется мелочью, но в японском сегменте интернета есть огромные гайды о том, как увидеть все встречи с другими животными, хотя там диалоги в духе: «Блин, в этом зоопарке так круто, и кормят хорошо… Вот бы ещё рагу из кролика». Ну то есть нет в них какого-то жёсткого лора, сюжета – просто забавные короткие зарисовки. А искать их все очень сложно, потому что для каждой встречи надо чтобы были соблюдены нужные уровни параметров Кумы-тян, и ещё в придачу к ним надо чтобы соответствовал рейтинг популярности, а он растёт только от успеха в выступлениях перед людьми, где от вас вообще ничего не зависит, и Кума может тупануть даже в топовом настроении, сытая и натренированная до третьего, максимального, уровня владения предметом.

Kumatanchi – очень странное развлечение. Видно, что этот некст-ген тамагочи делался с любовью, и уверен, что как нечто такое, во что ты заходишь в перерыве между игрой в крупные проекты на Nintendo DS это было неплохой затеей. На Ютубе даже есть обзор на японском с несколькими сотнями тысяч просмотров, и там есть тёплые ностальгические комментарии от игроков. Сейчас же Kumatanchi воспринимать сложно, в особенности в формате эмуляции. Никакого особенного игрового опыта тут нет, да и в целом об ИГРОВОМ опыте в рамках такого проекта говорить я не могу.

vfliPMYC4aKvmywP0n21R0N mc2WfcLxgT 6 LYArQSsaLLZB90xRs995ed3cY50YWagSyJLl5qm7rNqONNdXDxex1vpfxe cXmoIhX9cBNsxGs8bR6GbSTPFhrnPLdSz3ldMwtF ueks2YhS9RiAA game art logo

Критики об игре отзывались прохладно. Японское издание Famitsu хвалило визуальный стиль, детально проработанные анимации и их разнообразие во взаимодействии Кумы-тян и окружения. А медведица всегда по-новому реагирует на каждый обновлённый элемент дома, что впечатляет. Но вот отсутствие сюжета и геймплея как таковых никого не обрадовало. В англоязычной прессе о Kumatanchi мало кто говорил, в основном это лишь парочка авторов-энтузиастов со знанием японского. И даже они отмечали, что игра получилась странной и явно не тем, что ждёшь от Vanillaware. А позднее некоторые авторы и вовсе с долей иронии вспоминали о Kumatanchi. Дескать, вот каждая игра Vanillaware бьёт наповал своим невероятным художественным дизайном. Ну, не считая Kumatanchi.

Да, это был странный эксперимент. Я не насмехался и не иронизировал, говоря в начале о том, что эта игра разделила историю студии Vanillaware на «до» и «после». Для художника Shigetake это был важный опыт, пусть и не совсем удачный. Для самой Vanillaware Kumatanchi стала последней игрой, которая разрабатывалась параллельно с каким-то другим проектом. В студии со второго раза осознали, что когда разрабатывается две игры, одна из них всё же пострадает от ограниченности ресурсов. Так было с более удачливой GrimGrimoire, а по Kumatanchi это ударило сильнее. Хотя Кума-тян даже заняла своё место на коленках у Гвендолин в юбилейном арте, приуроченном к двадцатилетию студии.

HSkeahFkPZUSx 6AdDxwfPwKHIqYdRpfDPPMF1Teur6Sv game art logo

Но нет худа без добра. Пока Shigetake экспериментировал с разработкой для DS и переодевал девочек в зверей, Джордж Камитани с бОльшей частью сотрудников работал над проектом с кодовым названием «Princess Crown III». Второй «Короной принцессы» Джордж называет Odin Sphere. Vanillaware всё ещё находилась на грани банкротства после релиза GrimGrimoire, при этом часть сил всё же была отдана для работы над くまたんち, но оставались средства на ещё один проект, на новый ролевой экшен, о котором мы поговорим в следующий раз. 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.