Привет, берлога, сегодня я принес вам рассказ о весёлой, стёбной и очень даже крутой игре, которая какими-то нереальными темпами набирает обороты, бешено обгоняя в суммарном суточном онлайне в Steam таких мастодонтов, как GTA5, Apex Legends, Warzone и Rainbow Six Siege. Речь пойдете о сиквеле Helldivers, вышедшем 8 февраля 2024 на ПК и PS5.
Демократия на экспорт
Начнём с общего. Ставшая, теперь уже, серией игра под названием Helldivers имеет свой собственный, пусть и крайне поверхностный, лор. Тезисно: у нас есть Супер-Земля и ее правительство, которые защищают свои интересы на глобальной карте вселенной, прикрываясь идеями о защите угнетаемых и распространения демократии. Супер-земляне отмечают День Свободы – день когда демократический совет установил порядок и была введена управляемая демократия. В остальное время они заняты изнуряющим трудом во имя человечества, военными действиями в рядах адских десантников и других подразделениях, наблюдают за казнями и занимаются прочими развлечениями, свойственными свободным демократическим обществам.
Лор Helldivers лежит где-то между “Звездным десантом” Пола Верховена, “Вархаммером 40к” и книгой “America’s Deadliest Export: Democracy. The Truth About US Foreign Policy and Everything Else” Уильяма Блума.
Helldivers – гиперболизированная сатира на современные политические воззрения западных демократий, сделанная в стиле Верховенского “Звездного десанта“. (К слову, о различиях “Звёздного десанта” Хайнлайна и Верховена, то есть книги от фильма, мы уже говорили в обзоре игры Starship Troopers: Terran Command).
Если первая часть аккуратно пользовалась отсылками к вдохновителю, то Helldivers 2 подняли на новый уровень пропагандистскую сатиру Верховена, дополнив ее тезисами о демократии, свободе и воинственном героизме, что достаточно открыто нас отсылает к упомянутой выше книге Блума.
Что же происходит в мире Helldivers II? Следует начать с того, что правительство Супер-Земли вело экспансивную войну против трех рас: смертельно-опасных жукоподобных терминидов, гротескных киборгов и загадочных Просветленных. Завершив галактическую войну собственной победой и захватив домашние миры этих рас, правительство Супер-Земли приобрело множество полезных открытий, одним из которых стали технологии путешествий на сверхсветовых скоростях (FTL). Эта технология построена на важном ресурсе – Э-710, который можно добывать в промышленных масштабах из тел жуков, чем человечество и занялось ускоренными темпами.
Образовав множество колоний, человечество стало разводить терминидов и добывать из них эту “новую нефть”. Стартовал золотой век человечества, в котором оно стало нести свободу и демократию за пределы собственного ореола обитания. Этот период назывался “великая демократизация”. Впрочем, теперь он прерван. Адские десантники снова должны встать на защиту отечества. Терминиды вырвались на свободу и уже поглотили несколько колоний.
Они снова начали заполонять собой галактику, а на дальних рубежах обнаружено присутствие нового врага – автоматонов, солдат-терминаторов из металла с теми же знаменами, под которыми когда-то воевали киборги. Пришло время снова взять оружие в руки и явить миру весь “арсенал демократии”.
Адские ныряльщики
Первая игра серии представляла собой изометрический кооперативный шутер, вышедший аж в 2015 году. Ко-оп рассчитан на 4 игроков, которые совместными усилиями должны были выполнять различные задания на карте, а после успешно эвакуироваться (сбежать) путём вызова шаттла. Кроме основного задания, на карте всегда было множество побочных и разнообразных точек интереса, некоторые из которых могли предоставить игрокам определенную поддержку в дальнейшем прохождении. Например, отключение систем ПВО позволяло сбрасывать десантные капсулы в зоне её покрытия, а значит для возвращения в бой павших товарищей не нужно убегать через половину карты.
Первая Helldivers приобрела особую популярность после массовой раздачи игры в PS Plus на PlayStation 4, чем авторы создали вокруг проекта большое сообщество фанатов.
В геймплейном аспекте в наше распоряжение был предоставлен внушительный арсенал вооружения и возможность его прокачки. От простейшего пистолета до дуговой пушки. Всё оружие открывается по мере развития игрока, повышения уровней и фарма кредитов, ну и конечно… доната. Покупая DLС с различными скинами, оружием и техникой, мы раскрывали потенциал игры, а где-то с его помощью проходили то, что без доната пройти было бы очень и очень проблемно.
Еще одним важным элементом игры стали стратегемы – это специальные устройства, позволяющие вызвать поддержку флота. По вашему запросу с неба на вас сбросят турель, мины, оружие или боеприпасы. А в случае необходимости, нанесут орбитальный удар или отправят на помощь суборбитальную авиацию. На мой взгляд именно стратегемы, возможность их вариативно применять и их разнообразие создает столько приятных впечатлений при прохождении игры.
Правильно подобранные стратегемы – залог успеха. Но успеха не будет, если 4 десантника не найдут общий язык, ведь в игре есть дружественный огонь. Турели стреляют во врага даже если десантник стоит на линии огня, неосторожное обращение с оружием приводит к гибели союзников, да чего уж там, вас может раздавить свой же шаттл при посадке. Из-за элементов реализма, игра требует внимания и слаженной команды.
Все то же самое мы видим и в Helldivers 2, однако на этот раз геймплей происходит с видом от третьего лица с возможностью иногда переключаться на стрельбу от первого лица.
Вы начинаете игру с обучения, которое в пафосной манере проведёт вас по всем азам игры – на этом моменте мы задерживаться не будем. После обучения вам предложат назвать свою ударную боевую баржу красивым и внушающим страх названием. Добро пожаловать на “МОЛОТ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ”, берлога!
Время ознакомиться с тем, что предлагает нам человеческий флот. Фактически, корабль представляет собой два связанных помещения: мостик и грузовой док.
В грузовом доке у левой стены находится группа мониторов, над которыми висит телевизор с пропагандистскими роликами. С данной консоли “управления кораблем” вы сможете приобрести различные улучшения для своего корабля и новые стратегемы. Улучшения для корабля требуют специфических ресурсов, которые можно добыть лишь на поле боя. Всего существует три вида ресурсов. Биологические образцы мы начнём добывать практически с первой игры, а вот остальные вы будете получать с ростом уровня сложности миссий.
Стратегемы разделены на несколько видов. Центр патриотизма спускает нам различное вооружение. Есть групповые автопушки и демократический аналог СПГ, пулеметы, крупнокалиберные винтовки, гранатометы и всякое по мелочи.
Орбитальные пушки позволяют наносить различные виды ударов непосредственно с вашего боевого судна. Вызывайте орбитальную артиллерию или сжигайте противника высокоточными лазерами – любое блюдо на ваш вкус.
Ангар позволяет вызывать “Орла”, самолет-штурмовик с различными бомбами. У него есть даже бомба в 500 кг. Удобен Орёл тем, что его вылет можно вызвать несколько раз, до того, как стратегема уйдет на перезарядку. В некоторых ситуациях это действительно спасает.
Мостик позволяет вызвать ЭМИ, газовый удар, дымовую завесу или стационарную пулеметную установку. Все это крайне опциональные, но очень полезные в некоторых случаях возможности. Дым спасёт вас от огня стрелков (на вылазках против киборгов в вас непременно будут стрелять и активно накрывать минометами), ЭМИ вызывает отключение юнитов (плюс, это срабатывает на некоторые биологические единицы) и так далее.
Инженерный отсек позволяет получить саппорт в виде мин, защитного робота, рюкзака с боеприпасами, пары интересных пушек и баллистического щита. Роботехнический цех обеспечит вас разными видами стационарных турелей, которые неоднократно спасут вас в бою, даже не сомневайтесь.
Улучшения каждого из отсеков повлияет на эффективность предоставляемых им стратегем.
Движемся ближе к мостику и слева видим арсенал. Здесь можно сменить основное оружие, экипировку и посмотреть свою статистику игры. Напротив него находится еще одна консоль, которая на момент написания обзора не активна.
И, наконец, перед нами открывается галактическая карта, посредством которой мы можем присоединяться к другим игрокам, выбрать миссию и отправиться на задания. Заданий в игре много. Это и эвакуация гражданских, и захват аванпостов, и уничтожение важных противников, и так далее. Помимо основных, на карте всегда есть побочные задания, которыми можно развлечься.
И теперь самая важная часть прогресса – “донатный магазин”, он же центр приобретений. Надо отметить, что донатный магазин включает в себя возможность приобретения не только за премиальную валюты, но и валюты, приобретаемой игровым путем.
По мере прохождения миссий, вам будут выдавать внутриигровую валюту, которую можно обменять в магазине на что-то полезное или красивое, или даже прикупить немножко донатной валюты, обменяв на неё внутриигровую. Во многом прогресс сделан по типичной форме “боевого пропуска” (БП).
Бесплатный БП требует затратить на этапе какую-то сумму внутриигровой валюты, чтобы открыть покупки на следующем этапе. Платный, же, БП необходимо открыть за донат-валюту и тратить в нем игровую валюту. Судя по всему, крутые пушки лежат именно в премиальном БП, ну а цены на прем-валюту вы можете посмотреть сами в ролике ниже.
Для уменьшения объёмов гринда рекомендую вам обращать внимание на приказы. Командование выдаёт приказы для всех и лично для вас, за их выполнение вы получаете солидную сумму в ресурсах.
Helldivers 2 требует от игрока неумолимого задротства, если вы хотите хоть сколько бы то ни было “быстрого прогресса”. Но SONY обеспечат вам его упрощение. За ваши деньги, конечно. Уже сейчас в магазине есть вкладка бустеров, а значит стоит ждать неизбежного.
Отдельным вопросом остается бронетехника. В первой Helldivers у нас были бронетранспортеры и экзоскелеты с различным тяжелым вооружением, именно вокруг них строилась тактика игры на высоком уровне сложности и там проблема с донатом была очевидна. Бесплатный дредноут был слабее вооружен, чем его платные собратья, поэтому купить их было просто необходимо. На секундочку, у первой Helldivers 14 платных дополнений прямо влияющих на геймплей, ценой от 3 баксов каждое.
Что стоит ожидать в этом смысле от Helldivers 2? Даже страшно представить. Но не будем о грустном, поговорим о геймплее сиквела.
Первое, что нужно уяснить. Helldivers 2 – это всё же тактический шутер, хоть и в аркадной обертке. Поначалу это совершенно не ощущается. Вплоть до 5-6 уровня, играя на легком и среднем уровне сложности, вы как бравый космодесантник идёте и заливаете свинцом все, что шевелится, а ваш винрейт стремится к 100%. Но эта обманчивая легкость сменится по мере повышения уровня. Всего в игре их 9 ступеней.
На видео выше представлен бой на “непростой” (4-й) сложности. Как вы видите, победа далась нелегко, да и победой это точно не назовёшь – мы едва унесли ноги и потратили все свои запасы поддержки. По мере повышения уровня вам в обязательном порядке предстоит быть аккуратнее, скрываться от дозоров, экономить боеприпасы и максимизировать свою эффективность в бою. Это будет совсем не простая прогулка. Готовьтесь к тому, что вам придется подбирать оружие под противника, а не играть лишь с тем, что понравилось. Используйте разные стратегемы, меняйте тактику, не бойтесь отступать и обходить места, в которых заведомо не сможете пробиться. Карта достаточно большая и не всегда стоит переть напролом. Как я уже говорил, Helldivers 2 вынуждает играть скоординировано и осторожно.
В общем и целом геймплей строится на десантировании, перестрелках, выполнении локальных задач и эвакуации. Среди этих задач это, чаще остальных встречаются зачистка лагерей (пещеры, заводы) и включение/отключение устройств (например, отключение глушилок, которые не позволяют использовать стратегемы, или вывод из строя минометов, которые просто мешают жить), реже это миссии защиты или атаки.
Миссии защиты подразумевают обеспечение безопасности гражданского персонала, пока противник наступает несметными ордами. А миссии нападения требуют от вас ликвидровать какое-то количество противников и после этого эвакуироваться.
Важно обратить внимание на то, как филигранно Helldivers 2 комбинирует нагрузку на нашу нервную систему. Во время активного боестолкновения, когда во главе всего стоит выживание, движение и простая моторика нажимания на спусковой крючок, для выполнения миссии или вызова поддержки вам внезапно нужно остановиться. Далее понять последовательность требуемого шифра и нажать клавиши движения в нужной последовательности, как будто вы делаете фаталити поверженному противнику. Но делать это необходимо “здесь и сейчас”, когда по вам стреляют киборги или пытаются сожрать жуки. Тут ощутимо и неизбежно происходит какой-то сильный тупняк, потому что переключится от одной деятельности к другой сразу сложновато. Это “торможение” погубит не одну вашу миссию, но со временем вы привыкните.
Приятно, что кроме “развлечения со стрелочками”, само выполнение миссий весьма разнообразно и разноэтапно. Для запуска передачи иногда достаточно просто нажать последовательность на терминале, а в другой раз придётся побегать и в ручную покрутить антенну и тут от вас обязательно потребуется координация между игроками, выполняющими действие и наблюдающими за терминалом. Таких примеров множество. Конечно, разнообразие этих задачек не бесконечное, но приятно, что оно есть.
Игра предоставляет огромные возможности использования различного вооружения. Хотя на релизе его не так уже и много, да и то что есть требует длительной прокачки. Но уже очевидно, что SONY будут расширять количество и качество вооружений через свои бесконечные БП (а как иначе вытягивать из игроков деньги в премиальной игре?). Вопрос лишь в том, как скоро они упрутся в стену необходимости ребаланса игры и вооружений (в том числе донатных).
Сейчас уверенно можно сказать, что мы увидим множество удивительных и интересных вооружений и снаряжений, которые несомненно разнообразят геймплей. И уже скоро, я надеюсь, нам покажут бронетехнику.
Кроме внушительного арсенала орудий уничтожения недемократических рас, в первой Helldivers прилагался обширный набор различных модификаций, влияющих на характеристики. А принимая во внимание, что во вторую часть Helldivers постарались перенести максимум механик из первой, стоит ожидать развития и в эту сторону. А ниже для вас список и цена имеющегося в игре на сегодняшний день оружия.
Важные советы, которые я могу вам дать по результатам 8 часов игры:
- Избегайте противостояния с противником, если есть такая возможность. Если нужно уничтожить их базу, то старайтесь оставаться незамеченными как можно дольше.
- Контролируйте обстановку вокруг.
- Экономьте время, так как за быстрое прохождение миссии дают больше ресурсов.
- Не бойтесь делиться на пары и выполнять миссии в разных концах карты (если вы играете хорошо и в сыгранной пачке).
- Если противник слишком силен – бегите. Рано или поздно они отстанут.
- Для уничтожения завода киборгов нужно забросить гранату в одно из двух вентиляционных отверстий над основной дверью (или вызвать орбитальный удар)
- Нажатием и удержанием кнопки R вы можете поменять некоторые особенности используемого оружия. Например у пулемета можно изменить скорость стрельбы.
Важно пройтись и по технической составляющей. Как вы уже поняли, я играю в Helldivers II на ПК. SONY обещали нам достаточно оптимизированную игру, если судить по системным требованиям. На моей 3070 с уже достаточно устаревшим i5-9600KF игра идет со стабильным FPS выше 60 (если не вести запись игры, конечно) на высоких настройках графики. Впрочем, играю я в 1080р.
Helldivers 2 открывает перед нами достаточно просторные локации, на которых одновременно может находиться множество противников. На все это накладываются различные красочные спецэффекты и растительность (отрисовка которой крайне затратна), мелкие частицы, детализированная модель повреждений противников и различные анимации. С художественной точки зрения, несмотря на множество погрешностей в виде проваливающихся друг в друга текстур, придираться к игре не хочется.
Но есть действительно несколько технических недостатков, о которых нельзя умолчать. На старте игры, да и сейчас, онлайн-соединение между игроками крайне нестабильно. Мой худший результат: на 20 попыток подключится к кому-либо в онлайне – лишь одна удачная. И это после патча.
Еще один занятный баг случается, когда вы загружаетесь на чужой корабль (те есть присоединяетесь к чужой игре) – проигрывается анимация того, как вас достают из крио-капсулы. Выглядит она, конечно же, эффектно, но не в момент когда вы подсоединяетесь к игре с другими игроками. В лучшем случае, вы будете вылезать из капсулы друг в друге, текстура в текстуре. В худшем – словите “блокер” и останетесь в пространстве капсулы или в механизме её подачи. Выйти оттуда нельзя никак и такое у меня случалось на рандоме дважды. Помогает лишь выход из лобби.
Второй неприятной “фичей” является то, что если вы закрыли игру через “Alt+F4”, античит система не пускает вас обратно около получаса. Проверил на себе четыре раза. Впрочем, кто-то не мог попасть в игру из за этого вплоть до первого патча. Остаётся лишь надеяться, что эти проблемы будут решены в кротчайшие сроки.
Также разочаровывающей частью Helldivers 2 для меня стало музыкальное сопровождение. Оно очень однообразно. Такое впечатление, что в игре всего несколько музыкальных дорожек и играют они по кругу. Да, в пылу боя на это не обращаешь внимание, но в моменты затишья этот недостаток бросается в глаза.
Ну а самой ужасающей частью всего этого “коленкора”, стала недоступность игры в Steam для аккаунтов из РФ. SONY не уйдя официально с российского рынка, продолжая торговать консолями, дисками и прочим стафом, приняла двуличное решение отказаться от онлайн-рынка игр в РФ. Если бы Helldivers 2 не была кооперативным онлайновым шутаном, я просто предложил бы вам ее “купить в зеленом магазине”, но к сожалению, это не тот случай.
Итоги
Перед нам отличный, бодрый, сложный кооперативный шутер от третьего лица с различными тактическими возможностями. Занимайте высоты, прячьтесь в складках местности избегайте вражеских дозорных, развивайтесь, учитесь, преодолевайте.
Именно в ко-опе со своими друзьяшками, а не с рандомами, игра раскроется максимально. Стратегемы обеспечивают достаточно тактической вариативности. Хотите уничтожить гнездо жуков? Киньте в него гранату или обрушьте огненный ад прямиком с орбиты.
Побочные задания и постоянное присутствие противника генерируют интересные ситуации. Оружие позволяет реализовать весь доступный экшен по-максимуму. Пулеметы, автопушки, лазганы, огнеметы, снайперские винтовки. Разнообразие орудий демократии достаточное. Пушки приятно ощущаются, ведут себя различным образом и действительно смертоносны для окружающих. Анимации для различных вооружений индивидуальны и продуманы. А что самое приятное – не все пушки одинаково полезны и вы можете подобрать оружие под свой стиль игры. Помните, что на эффективность стрельбы влияют и стойка и повреждение конечностей и то, находитесь ли вы в движении или нет. Поливать противника с тяжелого пулемета лучше в позе лёжа.
Броня десантников различается по характеристикам и влияет на получаемый урон и скорость передвижения. В зависимости от того, идете ли вы по снегу или по асфальту, скорость вашего передвижения разнится. Погода влияет на скорость перегрева различного оборудования и так далее.
В Helldivers II множество мелких приятных деталей за которые игру можно и нужно похвалить и вот они:
- Хороший визуальный стиль, разнообразные анимации и проработка деталей
- Бодрый и сложный тактический кооперативный геймплей
- Разнообразие вооружения и система стратегем
- Продуманное взаимодействие с миром
- Веселье, трэш и угар
Но есть за что и поругать:
- Однообразное музыкальное оформление
- Серьезные проблемы с подключением между игроками и античитом
- Донат влияющий на эффективность в игре
- Медленная прокачка
- Официально невозможно купить в России
Рекомендуем к покупке! В случае необходимости приобретения STEAM ключа Helldivers II в РУ-регионе (при помощи любой обычной российской банковской карты), обратите внимание на ключи в магазине Бука.
P.S. Осуждаю двуличную реакционную политику SONY как в части их прогибов под экстремистское ЛГБТ, так и в части отказа от продажи игр на российском рынке.