25.04.2024
Expeditions: Rome art wallpaper logo review обзор

Большой обзор новой Expeditions: Rome – мастхэв для фанатов серии

Если вы уже знакомы с серией игр Expeditions, то вы знаете, что ожидать от Expeditions: Rome. По большому счёту это всё та же Expeditions: Viking, но в новом сеттинге, с новыми механиками, сюжетом и обновлённой графикой. Но если об Expeditions вы слышите впервые, то в двух словах об игре не расскажешь, поэтому добро пожаловать за подробностями.

Expeditions: Rome – партийная RPG с пошаговой боевой системой. В роли созданного вами персонажа вы станете легатом Рима, создадите собственный легион и сразитесь в трёх военных кампаниях – Греческой, Египетской и Галлийской. Сюжет основан на реальной истории, так что вы даже встретите существовавший людей того времени, но слепого следования истории не ждите. В игре есть место авторским выдумкам, ибо тут в отличие от реальной истории, несколько концовок.

Всё внимание в обзор Павла Печёнкина:

Обзор Expeditions: Rome

А если лень смотреть, и хочется читать обзор на Expeditions: Rome, то пожалуйста, мы продолжаем.


Так как игра о Древнем Риме, то попутно ожидайте интриг, ударов в спину и эпических моментов – от восстания гладиаторов в поместье врага, до гражданской войны в соседнем государстве. По большей части Expeditions: Rome линейна – важные, судьбоносные моменты изменить не получится и без прямых спойлеров это не объяснить, но приведу пример. Как-то я зацепился за фразу сопартийца: «приди мы раньше, то смогли бы спасти одного сюжетного персонажа». Что ж, я перезагрузился, пришёл раньше и персонажа просто раньше убили. Кстати, сопартиец всё ещё говорил о том, что «приди мы раньше, вот тогда!..».

Но всё же в игре есть несколько концовок, это раз, и два – в мелочах здесь скрывается вариативность. Выбранная строчка диалога или отклик на побочное задание могут окончиться приобретением нового врага или союзника, а могут ничего не изменить. Если же изменение будет, то чаще всего оно покажет себя в последующих актах и в финале игры. Концовка сделана в стиле старых Fallout, где нам покажут к чему привели как мелкие, так и масштабные решения.

И раз уж я затронул тему о сопартийцев. Изначально нам выдадут парочку соратников, позднее их наберётся на полноценный отряд (это шесть человек) плюс выдадут возможность покупать центурионов-наёмников. Но если с соратниками можно общаться, выполнять их квесты и даже романсить (пусть и просто выбрав диалоговую строчку с сердечком), то вот наёмники – это обезличенные болванчики. Квесты соратников максимально простые и состоят из двух заданий – первое будет между первым и вторым сюжетным актом и второе между вторым и третьим соответственно. После выполнения квеста напарник получает особую пассивную способность, а кого-то можно сделать своим мужем или женой.

Вернёмся к наёмным бойцам. У этих ребят две функции. Первая – как непосредственно вашей боевой единицы. Например, вам не нравится, что по сюжету у вас всего один соратник с луком и вы хотите больше бойцов дальнего боя. Переучить воинов пользоваться луком в игре нельзя, зато можно нанять лучников и взять их с собой на миссии, оставляя в лагере своих сюжетных корешей. Однако где-то в половине (может чуть меньше) сценарных миссий, нужна конкретно ваша сюжетная партия и это надо учитывать, особенно на сложности выше средней, чтобы не страдать с непривычным вам отрядом с неотработанной тактикой.

Вторая функция наёмных бойцов – командование вашим легионом. Тут есть глобальная карта, на которой перемещаетесь вы, то есть непосредственно игровая партия и ваш легион. С вашей партией всё просто – вы ходите между миссиями, останавливаетесь в определённых местах чтобы подобрать ресурсы и восполнить запас воды, останавливаетесь на базе, чтобы вылечить раненых и закупить нужное, а ещё частенько попадаете на случайные встречи. А вот тут уж сравнение с первыми частями Fallout неуместно. Местные случайные встречи выглядят как диалоговое окно, где вы иногда даже ни на что не влияете, и которое может закончиться множеством вариантов. Бывает вы найдёте остатки погибших и проверяете, есть ли там ценности, иногда встречаете стаю крыс, а может придётся пробираться через скользкие камни, ну и всё в таком духе. Итогом будет либо минус одобрение ваших воинов из-за грабежа мертвых, либо минус еда из-за крыс, либо минус нога если вы поскользнулись. Логика примерно такая. Поначалу механика кажется забавной, но позднее станет рутиной и связано это с вашим легионом, ибо пока легион действует – вы подвержены случайным встречам.

Что за действия легиона? Всё просто: легион нужен, чтобы постоянно что-то захватывать. Либо форпосты для расширения территорий, либо фермы и рудники для улучшения форпоста. Улучшения работают на все дальнейшие форпосты, что удобно. Захват выглядит не как глобальная стратегия, а как авто-баттлер. Выбираете одно из трёх действий, смотрите как квадратики дерутся, снова выбираете действие и так до победы или поражения. Всё зависит количества бойцов в легионе, боевого духа и командира, которого вы выбрали в начале битвы. То есть если у вас по итогу оказалось больше циферок, то вы победили, если нет – проиграли. Ну и рандом выпада трёх действий тоже иногда решает – из-за некоторых вы можете потерять командира и придётся идти в лагерь нанимать нового.

Поначалу эти глобальные бои могут показаться интересными, но вы довольно быстро поймёте, что тут просто надо выбирать то, что выделено зелёным. Игроки в Хартстоун освоятся в первые минуты.

Захват форпоста не равен захвату земли – после этого окажется, что в районе орудуют разбойники или секта, или несогласные с римским правлением и надо будет прийти на место и раскидать там всех. В таких миссиях даже пытаются дать разнообразие – раз в десяток миссий надо не просто убить всех на карте, а, к примеру, захватить флаг и выйти живым. И вот уже после выполнения такой миссии легион можно отправлять на задания легиона. Звучит эпично, но это просто один клик мышкой, чтобы армия собрала налоги, пайки, лекарства или рабов.

Это четыре ресурса, которые нужны для функционирования армии. Пайки тратятся во время путешествий, рабы во время захвата легионом земель, а лекарства во время исцеления либо бойцов вашей основной партии, либо легионеров. На самом деле, уже после первого акта ресурсов будет в достатке, и вы о них забудете. Максимум будет нужда в деньгах, чтобы нанять новых легионеров в армию. Для этого в лагере будет торговец, у которого можно один ресурс обменять на другой.

Ну и самое важное – боевая система. Тут всё просто: есть поле боя, поделенное на гексы, есть ваши бойцы, есть враги. Иногда будут союзники, которыми управляет ИИ и нейтралы, которые бегают и создают панику.

У бойцов есть дальность хода, поделённая на два поля. Зеленое поле – дальность хода, в пределах которой можно выбрать любое действие. Жёлтое – дальность хода, после которой можно использовать специальные навыки, слабее основных. Например, воин может увеличить силу своего щита и выдержать больше урона, боец с кинжалами сделать слабый удар заточкой, лучник может подготовится к следующей атаке, чтобы нанести больше урона, а боец поддержки может снять статус-эффект.

Нюансов в боевой системе много: от высоты позиции лучника и до тех самых статус-эффектов, коих тут десятки. Причём как негативных, таких как отравление, поджог, слабость, оглушение и прочее, так и положительных, среди которых невосприимчивость к негативным эффектам, плюс всякие бафы в духе возможности пройти мимо врага и не получить в лицо атаку по возможности.

Драться придётся навыками. Их два типа: личные навыки персонажа, которые вы сами выбираете, получая опыт и новый, а также навыки оружия. Навыки оружия, например, копья, поучает боец, экипировавший оружие. Неважно, воин, ассассин или боец поддержки экипировал копьё – любой из них будет атаковать навыками копья. Простой кнопки «атака» нет вообще, даже с голыми кулаками будут навыки рукопашного боя. Вдобавок, некоторые оружия формируют комбо. Например, воин может экипировать определённый меч и щит и получит комбуху – удар врагу в лицо щитом с шансом свалить с ног. Свалил успешно – он ещё и пройдётся по врагу ногами.

Скучнее всего лучникам – у них плюс/минус одинаковые навыки. Некоторые луки стреляют отравленными стрелами, некоторые дают возможность прострелить ногу и уменьшить вражеский ход, некоторые стреляют горящими стрелами, etc. Зато лучники могут принять позу и стрелять в каждого, кто ударит союзника в ближнем бою в течении вражеского хода. Или же выбрать одну цель и выпустить в неё все возможные стрелы с небольшим штрафом к точности.

Не подумайте, что всё это разнообразие навыков доступно – оружейных навыков можно выбрать лишь три, при этом самые мощные тратят заряды. Три раза ударил мега-крутым ударом меча, и всё – навык больше недоступен, воюй чем-то ещё. К примеру, тактическими предметы. Это метательные копья, факелы, греческий огонь, лечебные бинты и другие штуки, которые можно создавать на базе или найти на месте битвы. Их можно использовать ограниченное количество раз, после чего они исчезают. Зато не надо тратить на них очки действий!


Хоть я провёл свои 40+ часов в игре не без удовольствия, я был бы рад, если Expeditions: Rome оказалась покороче. Не в плане сюжета – он-то отличный и вписывается примерно часов в 10-15. Речь о том, что между сюжетными заданиями приходится завоёвывать карту нашим легионом и вы таскаетесь туда-сюда и смотрите (или прокликиваете) автобитвы, которые мне совсем не понравились. А ещё враги могут захватить обратно форпост, пока ваш легион в другом месте и за этим надо следить, и отправляться на защиту. Хуже всего – получить критическое ранение сюжетного персонажа во время случайной встречи, по пути к сюжетной миссии. В итоге задание не начнётся, пока вы не сходите на базу и не отправите бойца в лазарет. Вам же придётся ждать на глобальной карте, пока он вылечится.

Подобные ограничения «завоюй десять районов в рутинной мини-игре и потом посмотришь сюжет дальше», мне напоминают злополучные вышки из игр с открытым миром. Они высасывают время и из-за них теряется интерес. Да, бытность римского легата скорее всего содержала в себе рутину, но её игровое исполнение могло быть чуть интереснее.

При этом есть масштабные и многоэтапные сюжетные миссии с захватом городов, где нужно всех героев расставлять по разным позициям – от авангарда до разведки. И таких миссий всего по одной на акт! Лучше бы вместо «захвата вышек» добавили ещё по одной подобной миссии.


Expeditions: Rome – неплохая тактическая RPG. Must have для немногочисленных фанатов серии Expeditions, работа со времён Expeditions: Conquistador проделана колоссальная. Но хардкорным фанатам пошаговых РПГ или тактических стратегий может не зайти. Боевая система не удивит людей, знакомых с Fire Emblem, Gears Tactics, Disgaiea, Divinity Original Sin или X-COM. На этот случай в Steam есть бесплатная демка игры, после которой вы сами можете сделать выводы.

Линк: Expeditions: Rome

Я свой вывод за 40 часов в игре сделал и буду ждать новую игру серии Expeditions, возможно на этот раз славянском сеттинге почему бы и нет?

Хотите узнать о серии игр Expiditions больше? Вступаййте в крупнейшее сообщество в ВК, где вы сможете пообщаться с единомышленниками и узнавать новости от игроков.

Приятной игры, берлога!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.