Директор и сценарист AI: The Somnium Files – Котаро Утикоси, в индустрии уже давно. Но его имя не то чтобы сильно популярно в среде фанатов японской игровой индустрии. Для нашего среднестатистического игрока будет забавным фактом то, что он работал над 3D-моделями для игры Pepsiman 1999-го года. Но хватит фактов – что там с игрой?
Перед нами визуальная новелла с элементами детектива. Мы берем на себя роль сыщика Канамэ Датэ и его «напарницы» Аибы – ИИ в виде миловидной киберпанковой блондинки, живущей в искусственном глазу Датэ. Канамэ и Айба работают в особом отделе под началом весьма специфичной женщины-босса и расследуют дела экспериментальным методом – проникая в подсознание подозреваемых и свидетелей, так называемый Сомниум (Somnium).
Игровой процесс AI: The Somnium Files строится на трёх частях. Первая – расследование на месте преступления, опрос свидетелей и подозреваемых с выбором опций диалогов. Вторая – проникновение в сон свидетеля или подозреваемого с поиском улик или доказательств. Третья – экшен-элементы, завязанные на QTE.
Первая часть относительно привычная вещь для подобных игр – игрок по возможности должен проверить все варианты диалогов, посмотреть все доступные места и предметы на локации и покинуть место преступления. Игра поощряет повторное прощелкивание диалоговых опций. За некоторыми исключениями: если у персонажей остается один вариант диалога, то они будут давать новые ответы, превращая все в комедию или рассказывая о самих себе и окружающем мире.
В рамках второй части игры появляются сюжетные развилки. Суть действий игрока и персонажей во «сне» – нахождение ключевых зацепок, применение к ним каких-либо действий для выяснения деталей и переход к разгадке следующего «ментального замка».
В некоторых из «снов» есть различные варианты решения загадок. Самый простой пример – в первом (после обучающего) Somnium’а, у героев есть выбор: открыть воспоминание прошлого свидетеля, связанное с шариками, или же открыть «замок» воспоминания, связанного с разорванным семейным фото.
В зависимости от выбора, игрок выйдет на один из сюжетных рутов, который может привести как к спасению других персонажей, так и к их гибели, а в редких случаях – и смерти самих героев. Время «во сне» ограничено шестью минутами, и каждый выбор действия отнимает определённое количество секунд, а значит игроку придется четко рассчитывать тайминги и выбирать действия с умом. Плюс ко всему, каждый «сон» – уникален. Они не успевают наскучить за счет ограничения по времени.
Важно учесть, что каждый рут ведет в свою сторону и далеко не все они пересекаются. Как следствие: до истинной концовки игрок получит почти все другие возможные. Более того, в какой-то момент прогресс на одних сюжетных ветках будет блокироваться до тех пор, пока игрок не пройдет другие.
Третья часть игры самая простая – она требует скорости нажатия определенных кнопок и прицеливания в определённые точки за отведённое время. Классическое QTE.
Стоит отдельного упоминания то, что в сюжете AI: The Somnium Files много отсылок и игры слов. Например: AI (искусственный интеллект) – Eye (глаз), Aiba – Eye-ball (глазное яблоко). Канамэ Датэ, одноглазый детектив – отсылка на одноглазого самурая Датэ Масамунэ. Одна из главных героинь – Айрис – связана с цветком iris, и так далее. Немало игры слов и в диалогах.
Обилие отсылок к культурным и медийным вещам тоже не дает передохнуть. К «Ронпе» в том числе. Сам Датэ – извращенец, добрая половина его диалогов и мыслей – это пошлые шутки и разные аллегории на Японскую индустрию для взрослых.
Динамика отношений Айбы и Датэ, умные диалоги, отношения всех остальных персонажей влюбляют в себя с самого начала, и уже после первой пары часов ты проникаешься ко всем действующим лицам. Да, многие из них – типичные образы для японских произведений такого жанра, но прописаны их истории и характеры достаточно подробно, чтобы не вызывать ощущения «я уже такого персонажа видел сотню раз».
Сюжет держит в напряжении, подкидывает вопросы, и заставляет усомниться в понимании происходящего. С другой стороны, не стоит думать, что детективная составляющая игры невероятная. Вовсе нет. Один из основных «твистов» читается уже в первых двух рутах. Но даже разгадав эту загадку заранее, вы не факт, что поймете, в чем основная задумка и что произошло на самом деле, пока не пройдете до последних сюжетных рутов.
Но где минусы, спросите вы?
Из явных разве что относительно слабое музыкальное сопровождение. Запоминается лишь пара треков и основная сюжетная тема.
Ещё один минус AI: The Somnium Files – неочевидность того, что перепрохождение некоторых «снов» может открыть другие руты. Да и на последних этапах требуется очень четкое следование таймингам и умелое сокращение времени на те или иные действия, что кажется любопытным, но не сильно нужным в эмоциональном и держащем в напряжении финале.
Но эти минусы настолько незначительны, что могут быть без проблем проигнорированы.
Автор обзора AI: The Somnium Files – Ruslan Amanzholov • JRPG WIKI