Серия игр Valis (она же Valis: The Fantasm Soldier или Mugen Senshi Valis) прожила не так долго, зато очень насыщенно. Когда-то первая игра серии покорила японский рынок, её рекламный ролик режиссировал автор “Евангелиона“. Но успех продлился недолго – серия пыталась обосноваться на NES, SEGA, MSX, Super Nintendo, а также попробовать себя на англоязычном рынке.
Обо всех этих этапах серии Valis я вам расскажу сегодня в этой ретроспективе:
Таймкоды:
- 00:00 – Приветути
- 01:26 – Стык поколений консолей, японские ПК и тайная разработка первой Valis
- 05:41 – Первый и последний релиз Valis на NES
- 07:36 – Почему первая Valis стала успешной?
- 08:31 – Valis II. Почему сиквел ждали так долго?
- 11:45 – Разница в версиях Valis II
- 16:30 – Valis III. Новые герои и новая платформа от SEGA
- 22:35 – Ремейк Valis. До того, как это стало мейнстримом
- 23:45 – Valis IV. Те же яйца, только в профиль
- 29:28 – Valis SD, Syd of Valis, Super Valis IV и повторный ремейк Valis.
- 32:29 – “Подарок” на совершеннолетие. Конец Valis
Понравился видос? Поставь на YouTube под ним лайкос!
А для тех, кто хочет всё таки “почитать” историю VALIS – ниже текстовая версия.
Когда-то давным-давно моей первой приставкой (кто ж тогда знал, что правильно их называть консолями) была Sega Mega Drive 2. Сейчас трудно вспомнить, сколько стоили картриджи для неё, но все немногочисленные деньги, что мне давали на мороженое или прочие мелкие карманные расходы, я спускал в киоске с играми для Сеги. И вот, когда уже десяток-другой игр был скуплен и пройден, а жажда поиграть во что-то новое не проходила, я приметил игру под названием Valis III и обменял мятые десятирублёвые купюры на очередной картридж. Не буду сейчас забегать вперёд и разглагольствовать о самой игре. Скажу лишь, что спустя десяток-другой лет, меня все ещё удивляет, что об игре почти никто не знает, и даже в статье «50 недооценённых шедевров с Сеги» Valis не найти. Ну что ж, будем это исправлять, и хотя бы для вас, моей немногочисленной и любимой аудитории, поведаю об этой серии игр.
Valis – серия на стыке поколений консолей
Игровой период конца восьмидесятых ознаменовался сменой консольных поколений. Nintendo Entertainment System, известная нам с вами как «Денди», сменялась на Super-версию, а помимо этого подросли конкуренты – Sega со своей Genesis и PC Engine, также известная как TurboGrafx. Но студия Wolf Team, подконтрольная японскому медиа-гиганту Telenet Japan, делает ход конём и разрабатывает игру для персональных компьютеров. Стоит пояснить, что понятие компьютера в то время очень отличалось от привычного многим сейчас. То есть дело вот в чём: если сейчас мы говорим о том, что игра выходит на ПК, значит она, то бишь игра, по умолчанию запускается на любом ПК с соответствующим системным требованиям железом.
В конце же восьмидесятых всё было куда сложнее. Valis выходила на компьютерах от Fujitsu, Sharp, Microsoft и компании Nippon Electric. И каждый такой компьютер требует свою версию. Чем-то напоминает современную разработку отдельно под Windows, Linux и iOS, только тут дело не только в операционке, но и в железе тоже, поэтому в зависимости от версий появлялись крошечные изменения музыки, визуала и геймплея. Для современного геймера эти версии вполне могут показаться полностью идентичными.
Кстати, Wolf Team в 2003 году стала известна под названием Namco Tales Studio, что отражало всю суть – компания разрабатывала игры серии «Tales of» для издателя Namco. Но в 2011 студию распустили, и остатки вошли в Bandai Namco Studios, которую вы уж точно знаете если не по серии Tekken, то хотя бы по Пак-Мену.
Но в 86 году не было Теккена, а Пак-Мена уже создали другие авторы, зато была та самая Wolf Team и команда авторов, желающих создать игру в духе популярной на то время манги о Sukeban Deka. Sukeban Deka обманчиво именуется жанром «Сёдзё» – то есть мангой для юных леди, но не ведитесь на это, тут есть на что посмотреть и парням.
Экшен, шпионы, заговоры и девочка-школьница в роли главной героини. Возможно, то же самое и хотели изобразить Wolf Team в игре Shoujo Furyou Densetsu, но это не точно. Проект разрабатывался в тайне от издателя и дошёл до участия в конкурсе от японского журнала LOGiN. Но когда Telenet Japan увидела игру, в выпуске ей отказали. Один из авторов проекта, Osamu Ikegame, не выдержал такой критики и покинул студию. Но оставшаяся компашка не расстроилась и решила попробовать сделать так, чтобы начальству игра зашла.
Основной претензией стал визуал, который улучшили как могли, оставили главную героиню в виде школьницы, концепт которой уже был готов, плюс – добавили историю. И получилась Valis. Сценарист Hiroki Hayashi как раз писал небольшой личный роман, который решил переиначить для сюжета игры. Правда, сюжет, как это водилось во многих играх того времени, хранился в мануале игры, а внутри самой Valis была разве что начальная сцена с завязкой: играем за школьницу Юко, у нас есть однокласница Рейко, и она говорит с нами какими-то намёками, потом нападают монстры, а для нас с небес падает меч, чтобы их рубить. Кстати, на домашних компьютерах Sharp X1 и NEC PC-8800 завязка была, а вот на MSX (компьютере от Microsoft) такого счастья не было, и игрока просто кидало в бой.
Команде понадобилось около шести месяцев, чтобы довести игру до релиза. Valis для большинства японских ПК того времени вышла в конце 1986 года и порадовала разработчиков и издателей. Издателей – проданными копиями, а разработчиков – оценками и похвалой, которая выдалась в новогодний отпуск на Гавайи. По крайней мере, об этом тепло вспоминает программист игры, Masayasu Yamamoto.
Сейчас Valis для MSX выглядит как нечто хаотичное. Героиня бегает туда-сюда, уничтожая всё на своём пути, стрелочка в углу экрана направляет её к боссу, после босса появляется надпись, что ты получил некий драгоценный камень, и так до титров. В MSX-версии нет никакой концовки вообще, но на других компьютерах были и сцены встречи с Рейко, и прощание после битвы с ней и, конечно же, концовка, где наша школьница возвращается к мирной жизни. Без экстремальной дозы ностальгии пройти её будет нелегко, хотя сомневаться в том, что для 1986 года это был хит, не приходится.
Разные версии одной игры – фишка Valis
Ведь разработчики вышли из отпуска и сделали новую версию для NES в 1987 году. Именно для этой версии Хидэаки Анно рисовал рекламный ролик. Игра разительно изменилась и превратилась чуть ли не в RPG, с инвентарём и чем-то похожим на открытый мир, который на деле оказывался лабиринтом, где очень не хватает стрелочки из прошлых версий. С сюжетом лучше не стало – без мануала можно лишь понять, что играем мы за школьницу по имени Юко, которая нашла некий волшебный меч и принялась бороться с откуда-то взявшейся нечистью.
Юко находит путь в сказочный мир, где ей говорят, что раз она нашла меч, то надо бы спасти королеву сказочного мира – Валию, которую схватил злодей Роглес. Делать нечего, девушка молча соглашается и идет к цели. В отличие от MSX-версии, на NES улучшения для меча, благодаря которым он стреляет то волнами, то снарядами в три стороны, не разбросаны по уровню – их выдают NPC, запрятанные в разбросанных по уровню строениях. Эти же NPC иногда дают подсказки, куда идти дальше, но сугубо текстовые.
Правда NPC в полной мере я бы местные иконки с текстом не назвал. Единственный реальный персонаж – это девушка по имени Рейко, которую завербовал злодей Роглес на тёмную сторону обещаниями силы. Проблема в том, что в NES-версии нам Рейко в первый и последний раз показывают во время битвы, и это немного странно. Неудивительно, что Юко убивает и Рейко, и даже Роглеса, спасает Валию, и все счастливы. Кстати, почему-то последним боссом в NES-версии является сама Валия.
Вроде бы пресса называла игру запутанной и фрустрирующей, но она всё ещё хорошо продавалась. Yukito Ohayashi, геймдизайнер серии, считает, что успеху послужили две причины. Первая – девушка-протагонист. Девушка в типичной игре конца 80-х начала 90-х всегда была в беде, и спасал её то принц, а то и вовсе водопроводчик. Valis же давала возможность поиграть за школьницу, способную постоять за себя, ещё и мир спасти. И аудитория оказалась вовсе не против.
Вторая причина – повествование, то, как оно подавалось в игре. Кат-сцены с диалогами и нарисованными героями, которые прошли мимо MSX-версии, были в новинку и придавали восприятию сюжета дополнительные эмоции. Всё это способствовало продажам, так что сиквел казался не за горами. На удивление, продолжения пришлось ждать три года. Причина кроется в трёх важных моментах.
Момент первый – Telenet Japan исследовала новую консоль от Nippon Electric Corporation (это те же ребята, что выпускали компьютеры под названием NEC PC). В 1987 году в Японии, а в 89 году и в США стартовали продажи PC Engine, известной в Европе как TurboGrafx.
Консоль была передовой – графика уделывала как ПК того времени, так и первую консоль от Nintendo. Из-за этого игры для PC Engine занимали больше места, поэтому выпускались на новых носителях – CD-дисках. На японском рынке PC Engine продавался лучше, чем Famicom, которая NES, которая «Денди». Игнорировать потенциального лидера невозможно, так что Telenet Japan основывает внутреннее подразделение Laser Soft. Название намекало на то, что игры эта студия будет делать исключительно для CD-носителей, так как CD-дисковод считывал информацию посредством лазера, тут как бы небольшой намёк. На деле же есть как минимум одна игра, которую Laser Soft сделали для картриджей.
Valis II. Шаг вперёд для серии и индустрии
Дебютом Laser Soft становится Valis II. Часть разработчиков ушла из Telenet Japan со времён первой части, но те, что остались, занимались версиями для ПК. Первой же вышла версия для PC Engine.
Она разительно отличается от дебютной игры, и видно это прямо с запуска. И тут мы переходим ко второму моменту, из-за которого игра разрабатывалась чуть дольше. Появилась озвучка персонажей, чему поспособствовал успех PC Engine. В игровую индустрию потянулись представители аниме-индустрии, чтобы урвать лакомый кусочек с продаж игр, ну или просто приобщиться к будущему. Помимо сейю, то бишь японских актёров озвучки, к работе над игрой присоединились аниматоры. Если для первой части рекламу режиссировал Хидэаки Анно, то в Valis II аниматором работал Томокадзу Токоро – режиссёр аниме «Союз Серокрылых» и Hellsing Ultimate. Но, как и в случае с автором «Евангелиона», во времена разработки Valis Томокадзу известности не имел и мало чем отличался от любого другого работника аниме-индустрии.
Третья причина – PC Engine-версия, ставшая основной, долгое время разрабатывалась «на автопилоте», без руководителя. Им стал новый для студии сотрудник Yukito Ohayashi, и, по его словам, когда он пришёл в команду, там был лишь хаос из набросков. Но сотрудники уверяли его, что «ща мы быстренько за шесть недель сварганим, нормально будет». Yukito осознал масштаб возможного бедствия, подготовил для начальства презентацию и уговорил издателя дать им дополнительные шесть недель и несколько сотрудников для доработки. Позднее, после работы над Valis III, его навыки оценит компания Namco, куда он перейдёт и станет специалистом отдела обеспечения качества.
Valis II же частично пошла по стопам первой игры. У неё есть две версии: PC Engine и остальные (Sharp, NEC-PC, MSX). PC Engine-версия могла похвастаться озвучкой, лучшей картинкой и саундтреком. Плюс, в плане геймплея она напоминала Castlevania именно того времени, до появления жанра «метроидваний», то есть мы идём по уровням, а не исследуем мир и получаем новые силы для открытия недоступных путей.
ПК-версии же озвучены не были, графика была тем хуже, чем старее ПК, зато был экран экипировки, где можно было взглянуть на модельку героини. В PC Engine-версии менять можно было только снаряды, и работало это примерно как в Contra – подбираете предмет с одной иконкой и стреляете в две-три линии. Подбираете другую иконку – стреляете самонаводящимися патронами. Плюс, в игре были особые навыки, что-то типа магии, подбирались также в виде иконок. В ПК-версиях их можно было менять в инвентаре, что удобно, но это чуть ли не единственное преимущество над версией для PC Engine.
Кому-то может ещё больше понравятся кат-сцены в ПК-версиях из-за того, что они выглядят жёстче, чем в консольной версии. Местами там вполне себе 18+.
И штука в том, что даже сюжеты игр получились разные, хотя действующие лица и общий замес, по сути, одинаковы. Но акценты расставлены на разных вещах. В обеих версиях начинается всё с того, что Юко видит во сне Рейко, и та предупреждает нас о том, что собираются армии тьмы под руководством некого Мегаса. В консольной версии внимание акцентируется на его личности, и Мегас там выглядит далеко не самым жутким злодеем.
Он – брат Роглеса, антагониста первой части, и сын тёмного императора Кайзы. Отец невзлюбил Мегаса и натравил Роглеса на братишку, чтобы тот его порезал. Роглес так и сделал, но Мегас выжил, только заменил часть плоти на механизмы. Когда батя об этом узнал, он отправил Мегаса в бездну, где тот успешно жил до гибели брата от наших рук. И вот, озлобленный на весь мир Мегас хочет захватить землю и заодно разрушить Валис, то есть наш меч, которым был убит Роглес.
По пути мы узнаём, что всё это время были дочерью некой неземной женщины Валии. Неземная она, потому что живёт где-то в другом измерении под названием Ванити, а не на земле, а вот Юко почему-то закинула на землю. Сама же мамка осталась жить в Ванити с Вальной – нашей сестрой. Мотивы неизвестны, но Юко крайне рада, что обрела ещё одну семью. Мы с вами не видели её земную мамку, поэтому для нас это вообще не проблема, примем как родную. Но есть один нюанс – мамка погибает. В консольной версии это происходит лайтово: она погибла где-то за кадром, и поди пойми точную причину. То ли Мегас виноват, то ли что угодно.
В ПК-версиях всё жёстче. Мегас там жестоко пытается с нами расправиться чужими руками и ещё угрожает матери, чтобы она не смела нам помогать. Но когда Валия видит страдания дочери, то уходит из безопасного замка и попадается Мегасу. Мы, по сути, уже идём не просто побеждать злодея, но ещё и спасать маман. Мегас показывает нам избитую мать, заставляет раздеться и сложить оружие, чтобы мама осталась цела. Но как только мы всё это делаем, он разрывает Валию голыми руками и принимается за нас. Каким-то чудом нас спасает материализованный дух Рейко, он же даёт нам какую-то лунную призму, лунная призма даёт нам сил, чтобы убить кровавого тирана. Насколько это возможно – получается хеппи-энд.
Ну а на консоли мы просто убиваем обиженку из бездны, который даже не факт, что убивал Валию. В последней сцене его даже немного жалко, настолько он тут другой.
Valis II получилась прям совсем другой игрой. Здесь уже появилось видение серии и отличительные черты. Более того, через год после японского релиза, Valis II для PC Engine выйдет в Америке. Первая же часть на тот момент всё ещё остаётся внутрияпонской историей, но оно и понятно – американский релиз сиквела бешеных денег не принёс, и решено было продолжить опираться на внутренний рынок страны.
Valis III – первая игра на SEGA
Заканчиваются восьмидесятые, начинаются девяностые, а вместе с ними активно развивается франшиза Valis. Началось всё с третьей части для PC Engine. Разрабатывала её всё та же Laser Soft, ничего не поменялось. Однако начиная с третьей части, разработку для японских персональных компьютеров полностью свернули. Вместо двух дополнительных версий у нас тут два дополнительных персонажа.
Да, в Valis III цифра в названии это не только номер части серии, но и количество играбельных персонажей. То есть у нас тут прежняя формула: двухмерный сюжетный платформер, где мы ходим от одного уровня до другого и в конце каждого встречаем босса и убиваем его. Но теперь, помимо Юко, стреляющей из меча снарядами, появилась Чам – типичный персонаж из Castlevania, с кнутом, и Вальна – наша сестра, по совместительству маг со стреляющим посохом.
Каждая героиня предлагает свой тип геймплея. Юко теперь не может менять снаряды меча и стреляет только волной. Чам бьёт кнутом и наносит им чуть больше урона, чем Юко. А Вальна обладает меньшим базовым уроном, при этом от врагов она получает больше всего входящего урона. Компенсируется это магией – на уровнях разбросаны элементы огня, льда и молнии, каждый даёт свой тип заклинания. Это, конечно, всё субъективно и зависит от вашего стиля игры, но чисто теоретически заклинания Вальны сильнее, чем у Юко и Чам.
В остальном игра не особо отличается от второй части. Типы снарядов сменились на отдельных героинь. Если умирает одна – уровень начинается заново, продолжить оставшимися нельзя. А ещё во время битвы с боссами смена персонажа заблокирована, а сам босс перед битвой выдаёт уникальные реплики для каждой героини, что забавно.
Сюжет же вновь выдирает школьницу Юко из повседневной жизни. Хотя, учитывая, что эту повседневную жизнь мы не видели, возможно она уже и вовсе не школьница давно. Хорошо хоть сутулиться перестала, а то страшно было за её осанку во второй части. Короче, суть в том, что мир в Valis разделён на человеческий мир, мир грёз и тёмный мир. Обстоятельства непреодолимой силы сделали так, что тёмный мир накрывает бездна, и всем жителям срочно надо либо принять судьбу и помереть, либо куда-то слинять. Король этого мира по имени Глеймс решает не просто свалить, а захватить другие миры в такой печальный для собственного мира момент. Вот только есть у него оппозиция, среди которой некий чел по имени Рада. Как мудрый правитель, Глеймс убивает оппозицию, но Рада успевает передать сообщение дочери, чтоб она бежала на землю и искала меч Валис. У Глеймса, как оказалось, есть меч Литус, и когда-то два мега-воина сражались этими мечами за своё существование, на которое посягали боги.
Чам, не особо думая, валит на землю и ночью ворует меч у Юко, пока та спит. Юко, увы, проснулась и догнала Чам, вернула себе меч и даже защитила воровку от посланника Глеймса. Завязалась своеобразная дружба, Чам рассказала о том, что Глеймс идёт нападать с армией и уже обезглавил оппозицию в тёмном мире. Девушки идут в мир грёз за Вальной, сестрой Юко, но узнают, что туда уже напали армии Глеймса, и, чтобы победить их, нужно пробудить всю силу Валиса. Для этого нужно найти какого-то деда по имени Низетти, в мире под названием Сазерленд.
Глеймс меж тем достаёт из могилы Роглеса, антагониста первой части, и даёт ему шанс ещё раз подраться с Юко. Неудивительно, что Юко побеждает. Удивило героинь лишь то, что, пока они искали Глеймса в тёмном мире, он свалил на землю. С другой стороны – нахрена они искали его в тёмном мире, если завязка была в том, что этот мир рушится, и они всей толпой собирались найти новое место проживания?
В общем, пока девки там настались, Глеймс отгрохал себе башню на земле, и, как любой нормальный злодей, он ждёт нас на вершине для последней битвы. Побеждаем его и наблюдаем, как Юко с двумя мечами вознеслась на небо, а Чам и Вальна остаются наводить порядки. Такой вот хеппи-энд, на этот раз без жестокости и оголённостей. В конце нам прямо говорят, что приключения Юко закончились.
Частично это правда, но частично Юко ещё помотает. Да, Valis III закончила историю Юко хронологически. Теперь появляется новая консоль под названием Sega Genesis, она же Mega Drive, и она захватывает мировой рынок похлеще, чем PC Engine, она же TurboGrafx.
Telenet Japan, естественно, очень хочет и тут урвать кусочек, но выдумывать что-то особого желания нет. Поэтому, после выхода третьей части Valis на TurboGrafx часть сотрудников переносят её же на консоль от Sega в марте 1991 года. С этой версии и началось моё собственное знакомство с серией в далёких девяностых, и продолжится оно только с появлением ПК, затем познания эмуляторов и широкополосного интернета, ибо лет десять я был уверен, что есть только Valis III. Других картриджей я в продаже не находил, да и если мне попадались книжки с чит-кодами, там было упоминание только Valis III, а к другой информации доступа у меня не было. Значит, думалось мне, выпустил кто-то игру с названием, в котором цифра три – почему бы и нет?
И частично так и было, ведь хронологически Valis III – первая Valis на Sega. Только после неё Telenet Japan решает сделать ремейк и полностью переделывает первую часть для Сеги к декабрю того же 91 года. Получается что-то среднее между второй и третьей частями. То есть играем мы за одну Юко, подбираем разные типы снарядов как в Contra и используем магию, которую даже можно выбирать, и каждое заклинание стоит определённое количество маны. Сюжетно никаких изменений с оригиналом не было: всё та же Юко внезапно получает меч, сражается с Рейко и грустит из-за того, что пришлось её убить, и мстит Роглесу, который злодейский злодей и подчинил себе несчастную Рейко.
Ремейк встретили крайне прохладно. На фоне Streets of Rage, Sonic the Hedgehog, Final Fantasy IV, Super Castlevania IV, The Legend of Zelda: A Link to the Past, Battletoads и других хитов 91 года ремейк Valis смотрелся проигрышно. И если в Японии Valis стала нишевой франшизой с собственной мангой (которую я не смог найти, только обложку), то в америках-европах и без этого вашего Валиса неплохо жилось.
Видимо, Telenet Japan подозревали, что интервенция на американский рынок, равно как и попытка выйти со своей франшизой на Sega, может увенчаться провалом. По крайней мере, четвертая часть выглядит как некий запасной аэродром – игра вышла в том же 91 году, но только в Японии и только для PC Engine. В конце концов, Laser Soft должны чем-то заниматься?
Valis IV – последняя номерная часть серии
И они занялись Valis IV. Идеально описать игру можно фразой «те же яйца только в профиль». Почему? Да потому что третья Valis уже предлагала трёх героев, сюжет о злодейском злодее, внезапно решившем завоевать мир людей и мир грёз, а также три уникальных варианта магии для каждого из героев. В четвёртой же части магический удар лишь один на персонажа, а всё остальное идентично. А, стоп, забыл кое-что. У нас тут вообще-то уникальные особенности у каждого героя! Один персонаж умеет делать подкат, который мало того, что помогает пробираться в заниженных местах, так ещё и работает как кувырок в Dark Souls. Второй персонаж делает двойной прыжок, то есть способен уклоняться от размашистых атак здоровенных боссов. А третий… Ну, там в конце игры будут уровни с всякими технологическими штуками и вот там этот чувак не получает урона от лазеров, потому что он машина. До этого момента он просто огромный неповоротливый чел, который и уклониться не может, и прыжок у него слабый.
Сюжетно же Valis IV – это почти что новая история, только идёт она по уже знакомым рельсам. У нас снова появился злодей, и снова он связан с миром тьмы. Знаете, как говорят? Не учатся ничему некоторые, и учиться не хотят… Все проблемы от этого мира тьмы, ну каждый раз блин.
Так вот, там ещё сотни лет назад был паренёк по имени Галгир, и как-то вот так получилось, что он унаследовал от бати, по имени Асфал, некое кольцо, от которого сошёл с ума и стал адским диктатором. Но его тормознули боги и заключили в кристалл прямо под водой. Вот только то ли глобальное потепление, то ли просто срок годности истёк – кристалл не выдержал, и Галгир вылез назад, прямо после событий Valis III. Галгир атакует миры людей и грёз, похищает Вальну, а Юко, как мы знаем из концовки Valis III, улетела куда-то ввысь. Поэтому сопротивление Галгиру возглавляет Чам, а подчиняются ей сёстры Бранде – не путать с Брандо, который Дио. Лена – наша новая протагонистка, а Аму – её сестра и, соответственно, второй доступный персонаж. Чам посылает их вызволять Вальну, сама остаётся держать оборону и защищать кодоев.
И у героинь даже получается, пока они не столкнутся с Галгиром. Вот прям в начале игры. И тут мы вспоминаем, что я говорил о трёх героях, а назвал пока только двух. Так вот, стычка с Галгиром оказалась бы смертельна, если бы нас не спас Асфал. Он сумел телепортировать девушек в безопасное место и пояснить им, что может помочь усмирить сына. Но вообще победить его можно только мечом Валис, а он исчез вместе с Юко. Оказывается, Юко вознеслась в Вальгаллу. Нет, она не пирует с викингами и асами. Вальгалла в Валисе – это один из уровней, и там обитает Юко. Видимо, ожидая преемника.
Троица направляется в Вальгаллу – казалось бы, идеальная завязка для Lost Vikings. Но у нас тут две аниме-девочки и здоровенный то ли робот, то ли кто вообще… В вальгалле их встречает Юко и заставляет пройти уровень-испытание, а в конце ещё и подраться с ней. Лена проходит все испытания (и да, уровень-испытание можно пройти только Леной, смена героя заблокирована) и Юко отдаёт ей меч Валис и новую силу. Сама же Юко остаётся дальше чилить в Вальгалле. Теперь, судя по всему, без особой причины.
Лена с компашкой же делают «спасение Вальны дубль два». После долгого пути и множества сражений герои добираются до Галгира и Вальны. Тут сцена в духе второй части – злодей почти убил ту, ради которой мы шли всё это время, но нет. На куски руками больше никого не разрывают, однако смертельную рану получает Аму и умирает на руках сестры.
И казалось бы, что мешает закончить всё здесь и сейчас? Но Галгир говорит, что он пошёл в своё логово, где раньше жил его батя, то бишь Асфал. И начинается, пожалуй, самая муторная часть из всей серии Valis. Мало того, что финальный уровень сам по себе не из лёгких, так тут ещё с Галгиром нужно сразиться 3 раза. Сначала мы обязательно идём к нему за Асфала, так как в последнем уровне нужны его навыки иммунитета к лазерам и прочему техногену. Потом Асфал теряет силы, и мы повторяем всё за Лену, и, по канонам классических японских игр, босс врубает вторую форму – нужно убить две руки и летающую голову. И боже ж ты мой, сколько же у этой тупорылой башки ХП! Это единственный босс, где вы можете заметить таймер в углу экрана, потому что есть шанс, что время на уровень закончится, пока вы его бьёте.
После эпической схватки сына умирает на руках отца, Лена хоронит Аму, ну а последняя номерная часть серии Valis заканчивается, как и 91-й год.
Ремейк ремейка и чиби-Valis. Конец серии Valis
Дату и причину смерти франшизы мы найдём в следующем, 1992 году. В период с февраля по март вышло аж три старых-новых игры серии Valis. Вы могли заметить, что на Сеге вышло лишь две номерные части – ремейк первой и третья. В феврале 92-го на Mega Drive/Genesis недоразумение было исправлено, и вышла-таки Valis II. Вот только в очень… своеобразном виде.
Игра даже называется не Valis II, а SD Valis. SD – сокращение от Super deformed, так иногда называют стиль «чиби», когда персонаж выглядит как ребёнок с огромной головой.
Самое забавное случилось с версией на экспорт – из-за трудностей перевода она получила название Syd of Valis, а главная героиня Юко теперь именовалась Сидом.
Останавливаться на этой игре не хотелось бы, так как это довольно лениво сделанный экшен-платформер, на мой взгляд, с самым кривым геймплеем, где у врагов невероятно низкий искусственный интеллект, а сюжет выглядит насмешкой по сравнению со «взрослой» версией сиквела. И, как вы понимаете, если третья и первая части не смогли удивить игроков на Sega, то с «этим» лучше вообще туда было не соваться.
Финальными же для Valis стали две игры, выпущенные в марте 92-го. Сначала вновь вышел ремейк первой части – теперь на PC Engine. Если вы хотите лично потрогать серию, то перед вами лучшая версия для этого. Платформинг работает как надо, сюжет оригинальной игры почти не тронут, зато добавили кат-сцен и пригласили сейю на озвучку.
Ну и добавили анимации панцушотов на прыжок и подкат, что автоматически добавляет очков. Но это, скорее, дань уважения консоли, на которой Valis достигла успеха. Начиная с 93 года производство TurboGrafx/PC Engine сворачивается, а в 94 году полностью останавливается. И в том же 94 году началась новая консольная эра. TurboGrafx c CD-приводом уходит с рынка, PlayStation с дисковым приводом приходит.
Но вернёмся в март 92-го. В этот же месяц Laser Soft всё-таки выпускают игру не на диске, а на картридже – Valis IV выходит на Super Nintendo под названием Super Valis. Для того, чтобы адаптировать игру под картридж, пришлось вырезать все озвученные кат-сцены, убрать несколько уровней (хотя для SNES разработали пару новых взамен), убрать всех героев кроме Лены и заменить магию на подбираемые предметы, в духе Castlevania.
Если первая Valis предлагала индустрии что-то новое, а сиквел сделал так, что аниме-индустрия влилась в игровую (как минимум в Японии), то к закату Valis уже ничего нового не предлагала и просто выживала как могла. Но релиз Super Valis стал последним для серии.
В 2006 году серия праздновала 20-летие. В 2022 году в Японии слегка изменили возраст совершеннолетия – теперь это 18 лет, но ранее совершеннолетними считались юноши и девушки, достигшие 20-летнего возраста. Telenet Japan к совершеннолетию Valis решает выпустить визуальную новеллу 18+…
Увы, мои познания японского не позволяют сыграть в неё – очень уж не хочется системный язык менять на японский, чтобы адекватно изображался текст, а английской версии нет. Но, возможно оно и к лучшему. Valis X – это своеобразное переосмысление событий игры, где собраны все антагонисты, но вместо сражений тут тентакли и прочие извращения. Ну и мозаичная цензура того, чего в Японии даже после совершеннолетия лучше не видеть. Тут аж пять разных глав с разными героинями – можно и Юко голой увидеть, и Рэйко, и Вальну, и даже Чам. А в пятой главе всех вместе.
Почему-то фанатов серии это не обрадовало, и Valis X предана анафеме. В приличном обществе она каноном не считается, и не просто из-за того, что всё скатили в хентай, а вроде бы из-за того, что как хентайная новелла игра получилась никакущая. Хотя на англоязычном агрегаторе визуальных новелл кто-то даже десятку ей поставил… Как бы то ни было, в 2007 году Telenet Japan, основанная в 1983 году, закрылась, а права на серию Valis купила японская студия Edia.
В 2021 году, в честь 35-летия серии, Edia не стала насиловать героинь тентаклями. Вместо этого трилогию Valis переиздали для Switch, и даже лимитированные издания на английском вышли. Вся трилогия представлена в виде версия для PC Engine, но для любителей специфических развлечений есть ещё переиздание четвёртой части для Switch, куда накинули Valis SD, оригинальную Valis с MSX и ремейк для Сеги. А вот новые игры серии мы вряд ли увидим.
Valis оставила свой след в сердцах многих игроков. Мне известно о минимум двух инди-играх, которые должны выйти в этом году, и они вдохновлены приключениями Юко. Brave Earth: Prologue – игра от автора I Wanna Be the Guy, она больше про восьмибитную эпоху. А Violet Wisteria выглядит прямо как инди-версия Valis от одного-двух разработчиков.
И пусть не в огромных масштабах, но память об игре живёт. И этим материалом я хотел сказать авторам игры «спасибо» и, насколько могу, распространить память об игре.
Вот такая история, берлога.