— Если бы ты хотел проучить малолеток, ты стал бы рубить им головы?
Роберт Хайнлайн “Звездный Десант“, 1959 г.
— Нет, сэр.
— Конечно, нет. Ты бы их отшлёпал. Точно так же бывают обстоятельства, когда глупо уничтожать вражеский город бомбой: это всё равно что отшлёпать мальчишку топором. Война — не простое насилие, убийство. Война — это контролируемое насилие, предполагающее определённую цель. А цель — это поддержка решения правительства силой. Нельзя убивать противника только для того, чтобы его убить. Главное — заставить его делать то, что ты хочешь. Не убийство… а контролируемое и целесообразное насилие. Однако цель определяется не тобой и не мной. Не солдатское дело — определять когда, где и как. Или почему. Солдат дерётся, а решают правительство и генералы. В правительстве решают, почему и каковы масштабы. Генералы говорят нам где, когда и как. Мы осуществляем насилие. Другие люди постарше и помудрее, как они сами утверждают, — осуществляют контроль. Так и должно быть. Это лучший ответ, который я могу вам дать. Если он покажется неудовлетворительным, могу направить желающих к более высокому командованию. Если и там вас не убедят — идите домой и оставайтесь гражданскими людьми! Потому что в этом случае вы вряд ли станете нормальными солдатами.
В марте 2018 года, всего несколько лет назад, именно с этой цитаты я начинал коротенький обзорный материал посвященный Звездному Десанту. Тогда, это был анонс к стриму по шутеру во вселенной Звездного Десанта, которыми я еще тогда промышлял. А что теперь?
А теперь, я пишу обзор на Starship Troopers: Terran Command, которая вышла в этому году. Пишу обзор на игру и веду вас по страницам одного из самых социально-политически острых романов двадцатого столетия, который со временем и вовсе не теряет своей актуальности. Роман, который следует вспомнить именно сейчас и никогда больше не забывать.
Оглавление:
- Роберт Хайнлайн и его Звездный десант
- Экранизации и Игроизации
- Обзор Starship Troopers: Terran Command
Роберт Хайнлайн и его Звездный десант
Писатель-фантаст, Великий Мастер фантастики, многократный лауреат премий “Хуго” и “Прометей“, неудавшийся политик, изобретатель, офицер морского флота США и путешественник. Его библиография насчитывает более чем полсотни произведений, от огромных романов до небольших рассказов. От фантастики до фэнтези для подростков и взрослых. От приключений к сатирической критике общества. От звания махрового фашиста, до идейного отца всех хиппи. Все это один человек – Роберт Хайнлайн.
Он начал свою карьеру писателя с повестей для молодежи, создав огромное количество произведений передающих его философию и взгляд на общество, обернув их в допустимую цензурой обертку. Да, ни для кого же не секрет, что в США тоже была цензура? Его романы приходилось переписывать, исправлять, обрезать и все это по требованию редакторов издательств, так как некоторые его идеи были недопустимы для того жанра и для той аудитории, в рамках которой он работал. Так, со временем Хайнлайн вышел за пределы допустимого и стал создавать романы для более взрослой аудитории, одним из которых стал Звездный десант.
Роман повествует об истории молодого человека – Джона Рико, который учится в старшей школе со своим другом Карлом и собирается идти в армию не особо понимая зачем, лишь из-за того, что туда решил пойти и его друг, за компанию. Конечно, главный герой колеблется и последней каплей к аргументам “за” становится то, что его школьная любовь тоже принимает решение отправиться в армию. Вот только армия – вовсе не место для любовной истории. Нельзя сказать, что это единственный мотив Рико. В первую очередь, решение идти на службу это своеобразный рубикон выпускника типичной школы в мире Звездного Десанта. Вот только служба не является обязанностью, а относится к привилегии и праву человека.
Высочайшая честь, о которой мужчина может только мечтать, – это возможность заслонить своим телом любимый дом от того опустошения, которое приносит война.
Роберт Хайнлайн “Звездный Десант“, 1959 г.
Политическое устройство государства, в котором служит Джон Рико, подразумевает достаточно интересную конструкцию. В первую очередь оно разделено на граждан (военных) и не граждан (штатских/гражданских). Граждане обладают политическими и некоторыми социальными и экономическими правами. Не граждане их лишены. Чем-то это похоже на уклад жизни в древней Спарте, граждане которой порабощали Илотов. Впрочем, на этом схожести и заканчиваются. У Хайнлайна, лица не имеющие всего набора прав, не являются рабами тех, у кого эти права есть, да и криптии там не проводят в отношении своих сограждан, подобно тому как это было в Спарте. Но как же получить все необходимые права? Вступай в армию – вот твой главный социальный лифт.
Хочешь попасть на службу? Сдай выпускной тест. Если ты плохо учился – ты не годен. Хочешь попасть на службу? Пройди медкомиссию. Хочешь попасть на службу? Помни, что тебе придется погибнуть защищая свою Родину. Это привилегия, которую нужно заслужить, и ответственность, которую нужно принять. Если ты не готов – тебе не место в армии. Хочешь попасть в армию? Тебе придется подчиняться и выполнять приказы, которые возможно тебе не понравятся, но право голоса нужно заслужить. Все еще хочешь попасть в армию? Статистика вещь упрямая. Из 2000 курсантов в армию не поступят и четверти. Остальные будут отсеяны в процессе прохождения обучения, не выдержат ответственности и сложностей.
Существует старинное предание, утверждающее, что самое дорогое в жизни — свобода. Это неправда. Абсолютная ложь. Трагическое заблуждение, приведшее к закату и гибели демократии в XX веке. Все пышные эксперименты провалились, потому что людей призывали верить: достаточно проголосовать за что-нибудь, и они это получат: Без страданий, пота и слез. Свобода сама по себе ничего не значит. Потому что за все надо платить. Даже возможность дыхания мы покупаем ценой усилий и боли первого вздоха.
Роберт Хайнлайн “Звездный Десант“, 1959 г.
Интересно, что в мире Хайнлайна правительство состоит из отставных ветеранов войн. Он подвел к этому крайне интересную историю, дескать военные устали воевать и пришли к выводу, что их демократическое правительство ведет общество к гибели и бесконечным войнам, после чего осуществили государственный переворот и свергли демократическое правление, установив военную диктатуру. Со временем она переродилась в нечто большее. В ней появились демократические элементы, но осуществлять политическую деятельность могли лишь те, кто был в армии, кто нес ответственность за себя и других, проливал кровь и видел ужасы войны, что бы у него не было желания развязывать новых войн без особых на то оснований.
Что есть обратная сторона власти? Мистер Рико?
– Ответственность, сэр.
– Аплодисменты! И практическая целесообразность, и математически подкрепляемые нравственные соображения подталкивают нас к выводу, что власть и ответственность должны быть равны. Иначе неизбежен дисбаланс, вроде разности потенциалов, которая заставляет электроны бежать между точками цепи. Допускать к власти людей безответственных – все равно что сеять ветер, а требовать ответственности от того, кто не располагает властью, – верх идиотизма. Неограниченные демократии оказались неустойчивы, потому что граждане не контролировали цели и способы применения своей суверенной власти… если только трагическая логика истории не принуждала их к такому контролю. Тот единственный «избирательный налог», который платим мы, в те времена был немыслим. Не предпринималось никаких попыток определить меру ответственности избирателя за власть, которой он обладал, власть в буквальном смысле неограниченную. Голосуя за нереальные решения, он получал вполне реальную катастрофу – и ответственность за нее волей‑неволей ложилась на его плечи и уничтожала как его самого, так и воздвигнутый им замок на песке.
Роберт Хайнлайн “Звездный Десант“, 1959 г.
Так, по мере прочтения романа, наш главный герой на своей шкуре начинал испытывать и осознавать все то, что было для него пустым звуком в школьные годы. Участвует в войне с Арахнидами и другими расами, которые действуют против Земной Федерации. Рико быстро меняется, этому помогает не только обстановка и обучения, но и события развязавшейся войны с псевдо-арахнидами, в результате которой штурм Клендату (планеты-столицы) провалился, а Земная Федерация пропустила удар по Терре и потеряла Буэнос-Айрес, где погибает мать Рико. Таков путь от наивного юноши, который пришел в армию за компанию, до офицера, четко понимающего свою роль.
Отдельно надо сказать, что военные действия в романе осуществляются без применения какой-либо бронетехники. Звездный десант – это группа бойцов в специальных боевых костюмах, подобно космическому десанту Империума из Warhammer 40K. Такой боевой скафандр снабжен всем необходимым для жизнеобеспечения солдата, разнообразным вооружением, прыжковым ранцем. Таким образом, специально экипированная пехота полностью заменила собой в военной доктрине Федерации всю планетарную бронетехнику. По этой причине в подразделения пехоты стали отбирать не только физически подготовленных людей, но и тех кто способен обучиться использовать и чинить сложное оборудование, то есть дуракам в звездной пехоте не место.
Подытожим. Роман “Звездный десант” – одно из самых сильных произведений Роберта Хайнлайна, повествующее не столько о жизни главного героя, а о его становлении как личности, принятия ответственности за общество которому он служит. Это книга-рассуждение о том, каким могло бы быть общество. О том, что за правом всегда следует ответственность и именно ее нужно воспитывать в себе. Кроме того, книга полна различных батальных сцен, где взвод солдат в специальных боевых костюмах уничтожает противников разными способами. Такая книга понравится тем, кто любит в литературе тонкий баланс между рассуждениями и экшеном.
Адаптации в кино, аниме и видеоиграх
Как и с Дюной Френка Герберта, о которой мы писали в обзоре игры DUNE: Spice Wars, “Звездному Десанту” не везло ни с экранизациями ни с игроадаптациями. Отличный сюжет, декорации и идеи книги выносили в новое пространство совершенно иными, нежели их задумывал автор. Тем не менее, новые попытки перенести роман на видеоэкраны или в видеоигры производится до сих пор. Сожаления вызывает лишь то, что все эти попытки очень далеки от оригинала и скорее копируют друг-друга, а не пытаются осмыслить сам роман.
Uchuu no Senshi (1988) OVA
Как так вышло, что проводником на большой экран истории Рико стало именно аниме – сложно и вообразить. Но похоже, что именно так оно и было, во всяком случае, мне не удалось найти более ранние попытки экранизации.
Режиссёром аниме стал Тэцуро Амино, который имел опыт работы над такими аниме-фильмами как: Mobile Suit Zeta Gundam, Dirty Pair, City Hunter. Дизайном силовой брони занимался Кадзутака Миятакэ, он же работал над ним при подготовке романа «Звездный десант» к выпуску в Японии.
В сериале в качестве основы выбрали ту часть сюжета книги, которая повествует о становлении Рико офицером, сделав акцент на его любовной истории с Карменситой Ибаньес, полностью отбросив философские и социально-политические рассуждения. Война с арахнидами, которые здесь представлены в форме каких-то розовых медуз, способных подобно Пауэр Рейнджерам собираться в технику и стрелять лазером или плазмой по солдатам в экзо-костюмах. Как ни странно, любовная линия тут занимает большую смысловую часть картины, нежели война с арахнидами и перемены в Рико.
Starship Troopers (1997)
Экранизация руки Пола Верховена и сценариста Эдварда Ньюмейера. Ранее они вместе создали первую часть фильма «Робокоп» и решили продолжить свой творческий тандем. Кровь, кишки и груди рядовой Флорес – всё это вместо смысла оригинала. В чан накидали еще и псевдо-пропагандистских передач на вроде тех, что крутят по современным СМИ. Сохранив общий сюжет картины похожим на тот, что был в романе Хайнлайна, экранизация Верховена жесточайшим образом перелопатила все остальное. Земная Федерация превратилась в оголтелое милитаристское государство, акцентирующееся на жестокости и унижении, а так же промывке мозгов своих граждан.
Забавно, что фильм содержит сцены, которые были в аниме, но которые отсутствуют в книге. Например, сцены игры в американский футбол или учений, при которых подразделение делится на команды. Претерпела изменения и вся концепция боевых действий. Теперь Земная Федерация забрасывает против арахнидов (которые стали действительно жуками) орды пехоты на больших десантных кораблях, словно это фантастический сиквел “38-й параллели“.
Верховен нахватавшись негативных отзывов на фильм потом оправдывался, говоря что это сатира на милитаризованное общество и своеобразный комментарий к книге, дескать, успокойтесь все так и было задумано. Позднее, уже без Верховена были сняты “Starship Troopers 2: Hero of the Federation” (хоррор-фильм в стиле “Нечто“) и боевичок про спасательную миссию с актером, сыгравшим в первом фильме Джона Рико, в главной роли – “Starship Troopers 3: Marauder”. Оба фильма были низкобюджетными, не шибко качественными и не оправдавших себя с финансовой стороны.
Roughnecks: The Starship Troopers Chronicles (1999-2000)
“Хроники Звездного Десанта” это CGI сериал о похождениях отряда головорезов Разчека, которые впоследствии стали головорезами Рико. Исполнительным продюсером мультсериала выступил, опять таки, Пол Верховен. Мультсериал позиционируется как боевая фантастика. Так что сюжет тут крутится вокруг конкретных боевых операций, в которых участвуют солдаты, и все это должен фиксировать военный корреспондент, приписанный к подразделению и постоянно влипающий в какие-то нелепые ситуации. Диалоги простые, персонажи частенько друг-друга подкалывают, а ученые при этом “умничают”. Экшен поставлен просто, но приятно. Собственно говоря, ни к фильму, ни к книге прямого отношения сериал не имеет. Жуки тут от Верховена, боевые скафандры от Хайнлайна – в общем это и все, что роднит его со “Звездным Десантом”.
Starship Troopers: Invasion (2012)
Возвращение японских аниматоров. На этот раз с CGI мультфильмом. Снова война с жуками, боевые скафандры и бессменные друзья Джона Рико. На этот раз отряд космопехоты на огромном корабле сражается с полчищами жуков, прерываясь на диалоги. Фильм наполнен бодрящим экшеном и неплохой графикой, но, опять таки, очень далек от оригинала. Позднее, уже в 2017 году, от руки того же Синдзи Арамаки, выйдет “Starship Troopers: Traitor of Mars” повествующий о нелегкой судьбе пониженного в звании Джона Рико и вторжении арахнидов на Марс.
Говоря о видеоиграх по “”Звездному Десанту”, надо начать с самой первой попытки обличить роман в игровую форму.
Klendathu (1982) для TRS-80
К игре идет хороший мануал, в котором рассказывается подробная предыстория происходящего. Если без деталей, то мы играем за солдата мобильной пехоты, который участвует в операции “BUGHOUSE”. При помощи специальных сканеров, нам нужно добраться до нор жуков и убить всех, кто там есть.
Starship Troopers: Battlespace (1998-2001)
Звездный десант, в котором нужно было управлять космическими флотами, можно играть, в том числе, и за жуков, да еще и в онлайне! Игрокам предоставляли на выбор 5 видов кораблей за каждую сторону. При этом в процессе боя нужно было пополнять запасы и ремонтироваться, так как смерть в игре обнуляла счет игрока, а значит вредила общему прогрессу команды. Были разнообразные режимы, в которых нужно было уничтожать корабли противника, захватывать планеты или выполнять иные задачи кампании. Позиционировалось это как своеобразный Top-Down Shooter.
Starship Troopers: Terran Ascendancy (2000)
Надо сказать, что изначально идея обзора была в том, что бы сравнить именно эту игру со Starship Troopers: Terran Command, однако поиграв в обе, я понял, что они различаются слишком сильно и сравнивать их будет примерно так же уместно как яйцо и силовую броню MK2.
Никаких зданий и производства юнитов. Только менеджмент, тактика и хардкор. Вам дают отряд бойцов с разными специальностями, склад с доступным вооружением, брифинг. Далее вы самостоятельно облачаете своих солдат в броню, экзоскелеты, снабжаете их оружием и расходниками. Что особенно интересно – боеприпасы у солдат в игре быстро заканчиваются и надо искать саплай-ящики, которые сбрасывает с неба командование.
Terran Ascendancy вышла благодаря Microprose, а эти ребята понимают не только в хороших стратегиях, но и в стратегиях с элементами симулятора. Эта игра именно такой и была.
По большому счету Terran Ascendancy это скорее симулятор управления отрядом с элементами тактики, чем классическая стратегия. У отрядов, помимо разнообразной экипировки, есть множество видов построения. А некоторые бойцы (например, ракетчики с ядерными боеголовками), не будут стрелять до тех пор, пока вы конкретно не укажите им цели. Построения играют важную роль и могут спасти жизнь вашим бойцам, создав дополнительную концентрацию огня на противнике или позволяя быстрее убежать. Подразделение не может быть больше 20 человек.
По результатам прохождения миссий, солдат ждет повышение, очки опыта и снабжения. За счет их использования можно будет прокачать солдат, их амуницию и оружие. Но если солдат погибнет в бою, значит вы потеряете все, что в него вложили. Кроме разнообразного оружия, солдаты могут носить 3 класса силовой брони, в зависимости от достигнутого звания. А еще есть 4 класса специальных солдат: медик, снайпер, экстрасенс и инженер. Медик может хилить солдат на поле боя и вызывать эвакуационный модуль для тех, кто получил тяжелые ранения. Экстрасенс может ставить щит, находить скрытых врагов и ульи, захватывать разум жуков. Снайпер может превратить стратегию в шутер, так как стрельба ведется игроком от первого лица. А инженер может чинить силовую броню и минировать площади. Вышедшая в нулевых, игра до сих пор кажется очень продуманной и интересной, но по мнению критиков различных журналов она оказалась совершенным проходняком и только журнал AG оценил ее на 97 баллов из 100.
Starship Troopers (2005)
В этот раз, мы поговорим о шутере с видом от первого лица 2005 года. В ней игроку предстоит взять на себя тяжелую роль Мародера. Кто это? Практически настоящий космодесантник со страниц романа Хайнлайна. Особый солдат, снабженный специальным боевым костюмом и вооружением, считающийся элитой мобильной пехоты. Ему предстоит пройти кучу весьма разных заданий – от разведки местности до обороны баз Федерации и эвакуации особо важных офицеров.
По настроению миссии тоже весьма разнообразны. Есть задачи, которые скорее похожи на хоррор в стиле Чужого, где присутствуете только вы и хтоническая опасность. А есть эпические сражения, в которых вам выпадает быть на передовой, в самой гуще событий.
Из интересного игра предлагает достаточно неплохую графику (хоть и угловатую), путешествие по событиям и локациям, напоминающих события и локации которые были в фильме Верховена.
Вам предстоит сражаться как в одиночку, так и при поддержке солдат из мобильной пехоты под управлением ИИ, которые будут помогать вам и героически погибать в противостоянии с полчищами жуков. И это один из психологически важных элементов игры – жуков в ней много. Более того, часты ситуации, когда жуки просто идут огромной волной и кажется, что ее не сдержать, но нечеловеческими усилиями мобильных пехотинцев это удается.
Кроме того, что жуков много, они еще и разнообразны. Есть полосатые жуки в броне, есть жуки-защитники улья, жуки стреляющие шипами, жуки стреляющие плазмой, жуки-танкеры, летающие жуки, жуки стреляющие тепловым излучением, которое варит игрока заживо в собственном скафандре и прочие. Конечно, Федерация снабдит вас подробным глоссарием по каждому виду жуков, с которыми придется столкнуться, так что не пренебрегайте этой информацией, но в недостатке разнообразия противников игру обвинить невозможно.
Для сражения со всей этой армией, нам представлен и соответствующий арсенал. От стандартной винтовки мародера с бесконечным боеприпасом до тяжелых ракетных установок и стационарных орудий с атомной начинкой. Лично я с удовольствием прошел эту игру трижды и возвращался к ней несколько лет назад на стримах, однако в годы выхода критики игру встретили не благодушно и поставили ей достаточно низкие оценки.
Обзор Starship Troopers: Terran Command (2022)
А «мир» – ситуация, когда ни одному гражданскому нет дела до военных потерь, если они не настолько велики, чтобы о них кричали газетные заголовки, или если в их число не попал близкий родственник этого гражданского. Правда, я так и не нашел в истории отрезка времени, когда «мир» царил повсюду.
Роберт Хайнлайн “Звездный Десант“, 1959 г.
К сожалению, фильмы и игры по мотивам романа достаточно сильно отошли от первоисточника. Образы, заложенные в фильме Пола Верховена, прочно ассоциируются со звездным десантом. На столько прочно, что до сих пор никто не смог отбросить их полностью и дать обновленное виденье и художественное изображение.
Вместо профессиональной армии в боевых скафандрах мы видим разношерстную толпу из солдатиков в пластиковой броне. Вместо тактики – зерг раш. Вместо цельного общества – диктатуру и обработку пропагандой. Starship Troopers: Terran Command не стала исключением и реализовала игру основываясь на образах фильма Верховена, впитав в себя то, что было уже разыграно в предыдущих играх.
Давайте разберемся что же нам предлагает новая стратегия во вселенной “Звездного десанта“.
Сюжет игры крутится вокруг кампании на одной из планет-колоний, которую “внезапно” атаковали жуки. Мы проходим путь от начала вторжения до, практически, полной утраты контроля над планетой, после чего триумфально и с большими потерями возвращаем её себе.
Нам предстоит пройти множество миссий, которые отличаются разнообразием задач. В одних надо оборонять базы от набегов арахнидов, в других зачищать местность от ульев, в которых постоянно появляются новые жуки. Часто приходится действовать небольшим отрядом без базы и подкрепления. Наших солдат будут кидать словно мясо для пушек на поле Аустрелиц. Отдавать жукам, словно лакомую наживку, но мы, в грамотных руках, будем успешно и вопреки командованию выживать и даже одерживать победу.
Следует сразу же оговориться. Если вы ожидаете от Terran Command классическую стратегию со строительством базы, то тут все немного не так. У нас будут аванпосты с зонами высадки, а-ля Ground Control, в которых есть слоты для строительства. Постройка различных зданий позволяет десантировать с орбиты новые виды подразделений, однако количество таких слотов на каждой базе ограничено, а на некоторых их нет и вовсе. Эти здания управляют технологическим развитием. Так что придется постоянно выбирать – какие войска производить, а от каких отказаться.
В игре есть 2 вида очков, которые тратятся на производство армии и сооружений. Очки инженерии (военные ресурсы) тратятся на строительство зданий, защитных сооружений и вызов “мародеров” или иных механизированных юнитов. Очки припасов тратятся на призыв различной пехоты.
На каждую миссию количество очков ограничено и оно меняется по мере прохождения миссии, выполнения задания, захвата аванпостов, подбора припасов на поле боя. Таким образом нас вынуждают действовать в условиях ограниченных ресурсов. Обычно у нас нет достаточного количества ресурсов, что бы построить все и сразу и обложиться большим количеством юнитов, поэтому приходится выбирать какую пехоту использовать, а про какую забыть. Нравится нам это или нет, ограниченность в ресурсах вынуждает нас сложнее адаптироваться к происходящему.
Дополнительный челлендж в игру вносит разнообразие модификаторов улья. Подобная механика ранее уже встречалась мне в Infested Planet. После выполнения одной из поставленных задач или захвата очередного аванпоста или уничтожения улья, улей получает рандомный (или не очень) модификатор усиления. Это может быть как некое технологическое изменение, выраженное в появлении нового вида юнитов, либо простое усиление натиска уже имеющихся жуков.
Самым неприятным на мой взгляд модификатором оказалась прокачка до жуков-скорпионов. Они стреляют лазерными лучами из своего хвоста и с равным успехом уничтожают как пехоту, так и технику. Если от жуков-танкеров и их файрболов можно успешно уклоняться перемещая отряды, пока выстрел жука заряжается, то скорпионы просто рассекают построение лазерным лучом насквозь.
Модификаторы вынуждают нас менять тактику и состав войск. Если вам выпали скорпионы, значит придется создать больше ракетчиков и в идеале синхронизировать их залп, что бы убивать скорпиона сразу, пока он не смог нанести значительный урон. Если увеличилась численность улья, то стоит подумать об усилении охраны для сдерживания натиска жуков.
Групп юнитов в игре множество как у людей так и у жуков, так что хитиновым всегда есть чем удивить. Есть ходячие арахниды, летающие, бронированные, танки, артиллерия и многие другие. Против них стоят пехотинцы из героической (нет) мобильной пехоты.
Грубо говоря доступные войска можно разделить на 2 группы. Основная пехота, которая включает в себя обычных солдат, солдат в экзоскелетах, гранатометчиков, парней с лазганами и прочих. И подразделения поддержки в лице различных офицеров, связистов и инженеров.
Связисты позволяют установить точку высадки пехоты прямо на поле боя, что усилит ваши боевые возможности за счет упрощения доставки новых отрядов на поле боя. Офицер флота может призывать корабль поддержки или вызывать бомбардировку. Офицер пехоты может увеличивать боевые возможности пехотинцев. А инженеры – это бравые герои, которые тащат на себе все. Помимо разрушительного для панцирей жуков огнемета, они могут возводить различные турели для обороны или поддержания атаки.
К слову сказать, все описанные способности откроются далеко не сразу. Если хотите, что бы ваши отряды раскрывались, то качайте им ветеранство. На третьем уровне у каждого отряда можно выбрать специальные способности, которые вполне себе могут повлиять на исход локального сражения.
Кроме того, в Terran Command добавили немного реализма, как своеобразную отсылку к предыдущей стратегии о звездном десанте. Теперь пехотинцы не могут стрелять в противника, если обзор им перекрывает другой отряд пехоты. В связи с этим, на поле боя приходится следить за расстановкой своих отрядов. Это добавляет в геймплей микро-менеджмент, но при этом игра щедра на миссии по зачистке различных узких шахт, где почти все время отряды пехоты не могут стрелять в полную силу. Приходится использовать самую простую тактику, которая почти всегда приносит успех: инженеры впереди, стрелки по флангам, ракетчики в тылу. Универсальная связка способная выбить практически любые жучиные укрепления.
Недавно, разработчики опубликовали дорожную карту на ближайший год (ха, они еще строят планы!).
Игра развивается, пусть и не всегда так, как нам хотелось бы. Помню, что ждал эту игру с беты и тогда самым интересным мне показался момент с поведением пехоты. В демо-версии Starship Troopers: Terran Command, которую показывали весной, перед переносом релиза игры, пехота умела самостоятельно отодвигаться от наступающего противника, когда он приближался на расстояние удара, при этом продолжая вести огонь. Сейчас этого сильно не хватает, да еще это было отличной отсылкой к фильму Пола Верховена.
В релизной версии, эту интересную штуку убрали (как и многое другое). Вообще, если посмотреть видеозаписи предрелизной версии, которые выпускали разработчики и после поиграть в саму игру, то можно легко заметить множество отличий. Вероятно, в ближайший год игра так же сильно изменится и будем надеяться, что только в лучшую сторону.
Разработчики обещают нам два DLC, изменение баланса юнитов (которое на мой взгляд просто необходимо), новые сценарии и особые хардкорные задания, инструментарий для создания сценариев и многое другое. Плюс сейчас в бета-стадии находится редактор миссий.
Кажется, пришло время подводить итоги обзора Starship Troopers: Terran Command
Обсуждая графику в игре, всегда попадаешь на поле грубой вкусовщины. Сложно оценить ее хоть сколько объективно, но мне показалось, что графика в игре подкачала. В общем и целом картинка неплохая, но внимание к деталям расстраивает. Однотипные анимации у разных юнитов, появляющиеся из неоткуда пехотинцы на стационарных орудиях при их постройке и в никуда исчезающие при их уничтожении.
6/10
Сюжет в игре есть и в нем (в основном) наше командование бросает пехоту на убой в разных глупых ситуациях, которых при должном планировании могло бы и не произойти. Возможно из-за этого сценарий не слишком увлекает. К 12-й миссии я уже подзабыл все, что можно было забыть. Игра не дает мне интересной истории как это было в играх серии C&C или той же Ground Control.
5/10
Звук в игре средний. Хорошая озвучка у диктора на пропагандистских роликах, однообразный и надоедающий саундтрек.
5/10
Геймплей классический, но местами скучноват. Миссии интересные. Доставляет разнообразие юнитов и то, как они различаются на поле боя. Модификаторы улья показывают себя хорошо, однако частенько можно достаточно точно рассчитать сколько юнитов нужно оставить на каком-то направлении и они успешно будут его защищать до появления нового модификатора. Как только в задании находится этот баланс, оно быстро становится скучным.
7/10
23 из 40. Троечка, хотя многим Starship Troopers: Terran Command понравилась. Спасибо за прочтение, берлога!