Игра Psychonauts - это классический экшен-платформер от известной студии Double Fine Productions, созданный под чутким руководством известного разработчика Тима Шаферa, который поведает вам историю о ментально одаренном ребенке по имени Разпутин.
Действие происходит в вымышленном летнем лагере экстрасенсов "Шепчущая скала", отдаленном учебном заведении правительства США под видом детского летнего лагеря. Столетия назад в этот район упал метеорит, сделанный из пситания (вымышленного минерала, который может наделять психическими способностями или усиливать существующие), образовав огромный кратер. Пситаниум воздействовал на местную дикую природу, наделяя их ограниченными психическими способностями, такими как медведи, способные атаковать с помощью телекинетических когтей, пумы с пирокинезом и крысы с дезориентирующим газом. Коренные американцы, живущие в этом районе, называли пситаниум "шепчущим камнем", который они использовали для изготовления наконечников стрел.
Когда поселенцы начали заселять этот регион, психоактивные свойства метеорита постепенно свели их с ума. Для размещения страждущих был построен приют под названием "Дом для душевнобольных в Торни Тауэрс", но через пятнадцать лет в приюте проживало больше людей, чем в городе, а основатель Хьюстон Торни покончил с собой, выбросившись из башни приюта. Правительство переселило оставшихся жителей и затопило кратер, чтобы предотвратить дальнейшее заселение, в результате чего образовалось озеро Облонгата. Лечебница все еще стоит, но пришла в упадок.
Правительство воспользовалось залежами пситаниума, чтобы создать тренировочный лагерь для психонавтов - группы агентов, наделенных экстрасенсорными способностями, которые помогали побеждать злодеев. Тренировочная площадка замаскирована под летний лагерь для маленьких детей, но на самом деле помогает детям оттачивать свои способности и готовить их к тому, чтобы они сами стали психонавтами. В связи с этим в лагерь допускаются только те, кто был завербован психонавтами.
Главным героем и игровым персонажем игры является Разпутин Аквато (или сокращенно Раз) (его озвучивает актер Ричард Хорвиц), сын семьи циркачей, который убегает из цирка, чтобы стать психонавтом, вопреки желанию своего отца Августа. Его семья проклята на смерть в воде, и водная рука, называемая Рукой Галочио, пытается погрузить Раза под воду всякий раз, когда он приближается к какой-либо достаточно глубокой воде.
Оригинальная Psychonauts вышла в 2005 году на ПК и консолях Xbox и PlayStation 2. В 21011 году она добралась в Steam. В сентябре 2017 игра поучаствовала в раздаче ключей на Humble Bundle.
История создания Psychonauts
Psychonauts — это дебютная игра студии Double Fine Productions, основанной Тимом Шафером после его ухода из LucasArts, когда компания решила отказаться от создания приключенческих игр в стиле «укажи и щелкни». Именно в эти годы Шафер собрал вокруг себя небольшую команду, включая бывших коллег по проекту Grim Fandango (1998), чтобы создать что-то новое и необычное.
На формирование его видения повлияли такие игры, как Super Mario 64 (1996), вдохновившая управлением персонажем в трёхмерном пространстве, Final Fantasy VII (1997) и The Legend of Zelda: The Ocarina of Time (1998), где повествование и головоломки были органично вплетены в игровой процесс. В этот момент Шафер понял, что хочет перейти от создания традиционных приключенческих игр к более динамичным, ориентированным на персонажей проектам, в которых осталось бы место истории, но с акцентом на экшен и прямое взаимодействие.
Идея проникать в сознание других людей появилась у Шафера ещё во времена разработки Full Throttle, где он задумал эпизод с психоделическим видением, вызванным пейотлем. Эта сцена не вошла в финальную версию игры из-за её неподходящего для семейной аудитории характера, но тема подсознания и снов оставалась в его мыслях. Позже, работая в LucasArts, он разрабатывал концепцию шпионской игры, в которой главный герой решал головоломки, проникая в своё подсознание. Один из коллег неправильно понял его задумку и решил, что речь идёт о вторжении в чужое сознание — и Шаферу эта идея понравилась.
На формирование концепции Psychonauts повлияли и другие произведения. Например, фильм «Видение» (1984), где главный герой вторгается в сны других людей, и сон ребенка, в котором отец изображён в преувеличенной, почти карикатурной форме — как и отец Разпутина в Psychonauts. Также вдохновляли романы Харуки Мураками — «Страна Чудес без тормозов и Конец Света» (1985), в которых описываются сказочные миры, скрытые внутри человеческого сознания.
Фильмы с Джетом Ли, такие как «Легенда о Красном драконе» (1994) и «Тайный агент» (1995), вдохновили его на создание образа юного Раза — храброго и зрелого для своего возраста ребёнка.
Также на проект повлиял фильм «Муха 2» (1989), в котором дети с психическими способностями находятся в исследовательском центре — это дало толчок к идее летнего лагеря, где тренируются психически одарённые дети.
Визуальный стиль игры, особенно уровень «Чёрный бархат», был вдохновлён «Кошмаром перед Рождеством» (1993). Команда хотела воссоздать стоп-кадровую анимацию, но ограничения технического характера не позволили этого сделать. Художник Джо Соррен вдохновлял команду своими работами, полными необычных пропорций и цветовой палитры.
Также влияние оказал игровой проект Skies of Arcadia (2000), в котором система поиска скрытых предметов и вибрации контроллера вдохновила создателей на реализацию подсказок в виде «фрагментов».
Имя главного героя — Разпутин — появилось благодаря прозвищу аниматора LucasArts Размига Мавляна, но чтобы избежать путаницы между ним и персонажем, юрист студии предложил изменить написание на Razputin, что и стало официальным именем.
Сценарий игры был написан самим Тимом Шафером и Эриком Уолпоу. Чтобы лучше понять персонажей, Шафер даже написал их профили в стиле соцсети Friendster, в которую он тогда частенько залипал. Это помогло создать более живые образы, а также дало материал для случайных диалогов, которые могли меняться и звучать естественно, благодаря встроенным паузам и фонетическим нюансам.
Особое внимание было уделено уровням, представляющим собой сознание персонажей. Каждый мир был уникален, и его дизайн строился вокруг личности героя. Например, уровень «Заговор молочника» — один из самых запоминающихся — был вдохновлён идеей о том, как выглядит сознание человека, одержимого теориями заговора. Идея появилась после случайной фразы за ужином: «Я молочник, у меня вкусное молоко». Образ Бойда, персонажа, живущего в искажённом пригороде 1950-х, был частично основан на реальном бездомном, помогавшем команде. Уровень стал лабиринтом с изменяющейся гравитацией, где Раз должен был давать персонажам нужные предметы, как в классических квестах.
Художественную составляющую игры создавали Питер Чан и Скотт Кэмпбелл. А озвучку главного героя, Раза, исполнил Ричард Стивен Хорвиц, известный по роли Зима в мультсериале «Пришелец ЗИМ». Первоначально Шафер хотел, чтобы Раз был страусом, страдающим раздвоением личности, но отказался от идеи, поняв, что это не соответствует его представлению о том, что игры должны воплощать желания игроков.
Процесс разработки был насыщен экспериментами. Были созданы специальные инструменты, такие как RASM (Raz Action Status Meeting) — встреча каждые две недели, на которой анализировались движения Раза, чтобы они выглядели естественно и соответствовали игровому стилю. Также использовался язык Lua, а для отладки была разработана внутренняя система Dougie, названная в честь знакомого бездомного.
Команда разработчиков столкнулась с огромным количеством задач: от написания сотен роликов до сложного уровня дизайна. Для упрощения процесса был создан внутренний редактор роликов, позволяющий сценаристам работать с моделями напрямую. Было нанято восемь программистов и сформирована команда тестировщиков, которая помогала отслеживать ошибки и обеспечивать стабильность игры.
Psychonauts стала результатом кропотливой работы, вдохновения и любви к необычному игровому повествованию. Это не просто платформер, а целое путешествие в сознание, наполненное юмором, психологической глубиной и уникальной эстетикой.

