27.04.2024
Onechanbara: Bikini Samurai Squad game cover art logo wallpaper

Обзор Onechanbara: Bikini Samurai Squad – грайндхаус от мира видеоигр

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я вряд ли смогу объяснить вам, чем хороша игра Onechanbara: Bikini Samurai Squad. Потому что с Onechanbara работает тот же принцип, что и с трэшовым кино – это так плохо, что даже хорошо. Только игре приходится сложнее, ведь трэш, угар и содомию нужно не просто показать, но и сделать играбельными. И Bikini Samurai Squad, на мой взгляд, это удалось:

Обзор Onechanbara: Bikini Samurai Squad – грайндхаус от мира видеоигр

Приятного просмотра, берлога! Для тех, кто любит обзоры читать – ниже текстовая версия.


Но начать придётся с первой игры серии, хотя упоминать её мне не хочется. Серия Onechanbara зародилась в рамках линейки игр Simple 2000 от японского издательства D3 Publisher. Суть этой линейки отражена в названии – простота разработки проекта, который потом будет продаваться за 2 тысячи японских йен. Большинство игр из этой серии остались японскими нишевыми продуктами: обычно это было по причине их безыдейности. Лишь единицы проектов из каталога Simple 2000 оказались безумно причудливыми и оригинальными, поэтому смогли запомниться и стать игровыми франшизами. Для примера, одной такой единицей, помимо Onechanbar’ы, была Earth Defence Force.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-2

Почему же я не хочу говорить о первой игре серии Onechanbara? Просто считаю её плохой. Не «настолько плохо, что хорошо», а просто плохо. Это очень медленный, однокнопочный слэшер с неудобным управлением. Героиня по несколько минут бегает из одной точки карты в другую, чтобы побить зомби, найти ключ, найти что этот ключ открывает, побить там зомби – и так до конца уровня.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-3

Если дерётся героиня ещё бодро, то ходит еле-еле, а ходить надо очень много. Динамика проседает, становится очень скучно и, несмотря на то, что проходится игра за полтора часа, продержаться это время тяжело. Но в этой игре зародились основные фишки серии, поэтому не упомянуть о старте я попросту не могу. Героиня, которую зовут Aийа, рубит зомбаков катаной, на которой скапливается кровь, из-за чего меч тяжелеет: замедляются комбо, а если вообще забить на чистку меча, то он становится небоеспособен. Так что периодически кровь надо стряхивать отдельной кнопкой, которую можно нажать прямо во время комбо. Правда, в этом случае с меча смахнётся лишь часть крови, но и скорость этой анимации в разы короче, чем полная очистка катаны. С зомбей иногда выпадают усилители атаки и скорости героини, а также хилки. Усилители скорости крайне полезны, учитывая, что девушка еле идёт, но хотелось бы, чтобы такая скорость движения была изначально.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-4

А ещё Аийу охватывает безумие с каждым убитым зомби. Рост полоски безумия сам по себе, в отличие от крови на катане, не страшен. Но если полоска заполнится полностью, то наша героиня станет берсерком: наносимый урон и скорость увеличатся, вот только здоровье с каждой секундой уменьшается. Остановить процесс можно предметом «статуэтка богини», выпадающим с зомби, а ещё иногда на уровне есть божественный алтарь – около него Аийа успокаивается.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-5

Здесь же (то есть в первой части игры) зародилась прокачка через выпадающие из врагов сферы, а не напрямую через убийство врага. То есть убили парочку зомбарей, сразу же ушли в другую сторону к следующей куче зомби, и пока дрались с новыми, сферы со старых могут исчезнуть, а вы останетесь без опыта. Ну и в первой же части появился режим «выживание», где можно подкачать персонажа или повыбивать с врагов хилки и усилялки.

Но все эти приколдесы лично мне не помогли – реально ощущаю физическую боль от игрового процесса первой Onechanbar’ы из-за медленной ходьбы героини. В сленговом английском есть такая фраза «boner-killer». И если в данном случае «boner» перевести как «игровой интерес», то вот эта медленная беготня – самый настоящий boner-killer, даже частичная нагота главной героини не спасает.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-6

Совсем иначе обстоят дела с сиквелом игры: героини активно двигаются, динамика не проседает, и вообще бегать и убивать зомби приятно. Но есть нюанс. Первая игра официально вышла в Европе в 2005 году (правда под названием Zombie Zone, а не «Сестричка-мечница»). Изначально же игра вышла в Японии в 2004 году, эксклюзивно на PlayStation 2. Вторая часть тоже вышла в Японии на PS2, в 2005 году. И никогда за пределами страны официально не продавалась, поэтому есть трудности перевода. Сюжет, это, конечно, не самая сильная сторона серии, но даже хрен бы с ним. Проблема в том, что в сиквеле тоже надо подбирать всякие ключи, чтобы пройти дальше, а что ты подобрал – понять достаточно тяжело. Даже если наводить камеру смартфона с переводчиком.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-7

А уж о том, почему Сэлти из аниме Дюрарара дерётся с зомби, после чего мы вновь играем за Аийу из первой части, у которой теперь появилась сестра, лучше вообще не думать. Но вот геймплейно сиквел – это очень близко к Onechanbara: Bikini Samurai Squad, что важно зафиксировать.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-8

Ровно через год после сиквела, выходит Onechanbara: Bikini Samurai Squad. На этот раз эксклюзивно на Xbox 360, но всё же – вновь только для японского рынка. Спустя 3 года, в 2009 году, состоялся релиз за пределами Японии, причём как в Европе, где серия уже выходила под названием Zombie Zone, так и в США, где об Onechanbar’е не знали вовсе.

И если в 2006 в Японии игра получила от издания Famitsu неплохие оценки, то вот в 2009 западная пресса игру разнесла. Я прочёл парочку рецензий и отмечу Джима Стерлинга, который в то время ещё считал себя мужчиной, а не каким-то другим гендером, и работал в издании Destructoid. Он пишет, что в игре есть враг, которого можно убить только особым комбо из четырёх ударов с особым таймингом, пишет, что режим «ярости» очень хардкорен и не хватает предметов, чтобы ярость снизить, а также употребляет во множественном числе «уровни на мотоцикле». Всё это полная чушь: есть лишь один тип врага с особым таймингом, и он спрятан на уровнях в качестве секрета, некоторые уровни легко проходятся, даже если от начала и до конца в них находиться в режиме ярости, а убогий мотоциклетный уровень, к счастью, всего один.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-9

При этом игру есть за что ненавидеть, и я могу понять любые оценки, но их можно было бы поставить без вранья.

Onechanbara: Bikini Samurai Squad – одна из самых лёгких игр, в которые я играл. Но при этом в игре есть двойное дно, которое скрывает невероятный хардкор, одну из самых сложных игр, в которую я когда-либо играл.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-10

Как и первая игра серии, Bikini Samurai Squad однокнопочна. Да, есть кнопка дальней атаки, есть удар ногой, но только катана наносит реальный урон. Нет медленной и сильной атаки – забудьте, вам нужна только одна кнопка X на геймпаде. Все фишки из первой части на месте: катана всё также тяжелеет от крови врагов, опыт героиня получает от сфер, безумие на месте, а с зомбей всё также падают хилки и прочие приятности. Героинь теперь две (но так было и в японском сиквеле). Если сюжетно они вместе – то и геймплейно можно меняться в любой момент по нажатию кнопки. Причём всего будет 3 героини. К Аийе и её младшей сестре Саки добавится Анна – дамочка с огнестрелами.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-11

Если Саки – это плюс/минус Аийя, только с другими комбо-атаками, то вот Анну я не понял. Огнестрелы не предполагают внезапной смены камеры за плечо и каких-то кардинальных изменений геймплея. У нас просто персонаж вместо нормальной атаки стреляет вперёд перед собой. Можно сфокусироваться на одной цели (причём это можно и за сестричек-мечниц) и в этом режиме стрелять, а кувырком отходить от врага на безопасное расстояние. Очень странно ощущается, но зато Анне проще всего выживать. Другое дело, что выбор персонажа в каждой миссии свой, а чтобы выбирать кого душе угодно, нужно сначала пройти миссию в сюжетном режиме – тогда открывается свободный режим, где можно играть кем хочешь.

Учитывая, что геймплей однокнопочный, может показаться логичным, что в игре нет обучения. Вот прям совсем нет – после озвученной начальной завязки и короткой кат-сцены с намёком на оголённости нас просто кидают в бой без объяснения чего-либо. Но это тот редкий случай, когда обучение просто необходимо, а его нет ни внутри игры, ни в буклете, что идёт вместе с диском. «Совсем эти консольщики отупели, им ещё и обучение для нажатия икса надо», – подумает кто-то. Но всё чуточку сложнее.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-12

В Bikini Samurai Squad есть несколько критически важных механик, о которых можно узнать только из pdf-файла на сайте разработчиков. Такое чувство, что игру спешили отдать в печать, а потом вспомнили, что не объяснили игрокам кучу всего, и решили хоть как-то исправить. Одна из этих механик связана с тем, что некоторых монстров невозможно убить обычным ударом. Нужно либо бить их в режиме ярости, либо специальной атакой из сочетания кнопки удара и кнопки пинка, либо тем самым комбо из 4 ударов с особым таймингом, о котором писал в своей рецензии Джим Стерлинг.

Это не значит, что без PDF-файла, вы не поймёте, как их убить, ведь с каждым ударом наполняется полоска ярости, а в этом режиме вы в любом случае убьёте монстра. И как раз удар по монстру с иммунитетом к обычной атаке наполняет шкалу ярости быстрее всего. Теоретически, игру можно полностью пройти, каждый раз набивая режим берсерка на монстрах с иммунитетом к обычным атакам, но интереснее вникать в игру.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-13

А чтобы вникнуть в Bikini Samurai Squad, нужно чувствовать ритм. Ну, и читать PDF-файл.

В игре есть два типа уникальных комбо со своим таймингом: manual combo и cool combo. Manual – это быстрые и размашистые удары, для которых нужно сделать паузу в полсекунды после третьего удара в комбинации. Cool – самый сложный тип комбо-ударов, ради которого нужно попадать в сумасшедше-короткий тайминг. Выглядит cool-combo так же, как и обычное, но если вы попали в тайминг, то геймпад при ударе завибрирует, а на месте удара появится вспышка.

Каждый последующий удар в cool-combo становится сильнее, но продолжать попадать в эти тайминги всё сложнее. Более того, с каждым ударом на мече скапливается кровь, из-за которой он тяжелеет, а тайминг попадания слегка увеличивается.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-14

И тут у нас возникает нечто, называемое в современной игровой науке «диссонансом Онечанбары». Под видом трэшового экшена про зомби с оголённой девушкой в главной роли у нас оказывается невероятно… сложная… нет… как бы это сказать? «Задротская», что ли, игра. Другое слово не описывает в полной мере процесс заучивания таймингов комбо, ибо если вы от природы не наделены чувством ритма, то потребуется терпение буддистского монаха. У меня кул-комбо вызывает те же чувства, что концовка D в Drakengard 3, когда ты вслепую пытаешься попасть в такт, а потом музыка затихает, начинается диалог, и ты, оказывается, ещё раз должен был нажать на кнопку… Хотя нет, cool-combo всё же проще.

Причём игра опционально задротская, потому что Bikini Samurai Squad без особых проблем проходится без понимания мануал-кул-комбо и без скачивания PDF-файлов. Сложности могут возникнуть на боссах, но даже они решаемы.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-15

Если не хватает силушки богатырской, или зельев лечения, то можно сходить в режим «выживание», чтобы подкачать там персонажа и пополнить хилки. Качаются в игре 4 характеристики: скилл, жизнь, урон и дальность. Жизнь и урон понятны, дальность влияет на ширину и длину хитбокса атаки, а скилл увеличивает максимальное количество комбо-ударов, на пару милисекунд увеличивает тайминг для кул-комбо (к сожалению, даже максимально прокачав скилл, Cool Combo всё равно требует идеального чувства ритма) и влияет на скорость заполнения шкалы «экстаза».

Шкала экстаза заполняется по мере безостановочных атак. То есть стоит прекратить убивать зомбарей, и она резко начинает сдуваться. А если же её удастся заполнить, то можно провести супер-приём, который у каждой героини свой. Приём этот не убивает монстров с иммунитетом и нужен, разве что, для боссов. В идеале, если удастся набить шкалу экстаза на боссе в режиме ярости и сделать приём, то боссу хана.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-16

Звучит всё это мудрёно и реально вызывает диссонанс. Заучивать тайминги вроде прикольно, но сложно. Ты думаешь, что заучил, а потом вспоминаешь, что есть механика утяжеления меча, и чем дольше бьёшь зомби, тем тяжелее меч от крови, отчего тайминги комбо немного изменяются, ведь меч двигается медленнее.

При этом, чем больше сражаешься, тем скорее войдёшь в режим ярости и начнёшь терять здоровье, но наносить больше урона. И в этом режиме тайминги тоже слегка изменяются! Кстати, я говорил, что все тайминги можно протестировать в режиме обучения, где показана полоска для cool-комбо? А ещё, только за счёт этого комбо можно убить кровавых монстров, из которых выпадают браслеты с улучшением характеристик или всяческими бонусами для героинь.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-17

Ах да, героинь несколько и у каждой своё комбо, свои тайминги, приёмы… У Анны комбо нет, как нет и катаны, но она стреляет из пистолетов, узи и дробовика. Да, выглядит своеобразно, но в качестве разнообразия – почему нет? Играть в одной миссии можно лишь за двух героинь из трёх, при этом каждая тянка прокачивается отдельно. То есть кто-то может отставать по уровню. Но так как прокачка своеобразна, ведь зависит от подбора желтых сфер, что выпадают с зомбаков, то можно нашинковать зомби, сменить персонажа и подобрать сферы опыта новой тянкой. Убивший зомбарей персонаж ничего при этом не получит.

И добавьте ко всему этому кооперативный режим. Это, конечно в случае, если вы где-то найдёте такого же ценителя прекрасного. Тогда Bikini Samurai Squad ещё и вдвоём пройти можно на разделённом экране.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-18

Для кого-то вся эта глубина станет минусом. И сразу графика покажется плохой, дизайн уровней слабоват… Не, я с этим не спорю, просто речь всё ещё о довольно бюджетной игре, третьей в серии, что выходила ежегодно.

Bikini Samurai Squad – трэш. Но в хорошем смысле слова. Здесь разработчики, студия Tamsoft, создала диалоги, которые позднее использует в серии Senran Kagura, с анимированными и озвученными персонажами, стоящими напротив друг друга. Диалоги эти не уровня Тарантино, конечно, но полностью озвучены, а в главной роли выступила Юко Кайда – именитая сейю, постоянно озвучивающая в Японии Мэри Джейн Уотсон из «Человека-Паук», Клэр Рэдфилд из Resident Evil и ещё сотню-другую ролей в играх и аниме. Остальные сейю, увы, не так имениты.

Да и понятно же, что старались больше не над историей и персонажами, а над отражением в режиме просмотра персонажей, где можно залезть под юбку кому угодно. Главным героиням и необязательно заглядывать, потому что есть режим гардероба, где девушек можно раздеть, сохранить это как костюм и выполнять в таком виде миссии. И, судя по всему, аудитории, в отличие от критиков, такой фан-сервис зашёл.

Если вы никогда не получали удовольствия от фильмов Роберта Родригеса, некоторых картин Тарантино, японского режиссёра Такаси Миикэ, не смотрели «Комнату» 2003 года, «Нападение помидоров-убийц», то я-19

OneChanbara: Bikini Samurai Squad не стала для студии провалом. Наоборот – OneChanbara стала мультимедийной трэш-франшизой, когда в 2008 году новая часть вышла на Nintendo Wii, а на экраны японских киноэкранов вышел фильм Onechanbara: The Movie. У фильма было продолжение, продолжались и игры, а не так давно вышел даже ремейк первых двух частей.

Bikini Samurai Squad же остаётся эксклюзивом Xbox’а. На фоне новых игр серии она, конечно, смотрится уже слабее, но, в отличие от многих проходных игр того времени, у неё есть свой шарм и проработанная боевая система. Правда, слишком замудрённая, и объяснения к которой надо искать отдельным файлом в интернете, что работает как дополнительный барьер. Удобно ли перелазить через такие барьеры ради экшена про зомби с оголённой девочкой на обложке? Ды нет, конечно же.

Вот эти барьеры и есть настоящая проблема Bikini Samurai Squad. Но тех, кто умеет получать своеобразное удовольствие, игра вознаградит за их преодоление.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.