Говорить об Odin Sphere невозможно без упоминания Princess Crown. Я это понял, работая над текстом по Odin Sphere, и это вылилось в предыдущий материал об этом японском эксклюзиве. Это была бета-версия той игры, что выйдет спустя десять лет.
Так вот, сделаем вид, что вы уже знаете о Princess Crown и помните, что игра хоть и получилась хорошей, в продажах полностью провалилась, из-за чего развалилась студия-разработчик, а её руководитель, Джордж Камитани, оказался в тяжелом, во всех смыслах, положении.
Приятного просмотра, берлога:
Таймкоды:
- 00:00 – Разработка Odin Sphere
- 10:34 – Геймплей Odin Sphere (оригинальная версия)
- 15:58 – О чём была Odin Sphere? Гвендолин
- 20:45 – Обнуление прогресса. История Корнелиуса
- 26:04 – Сценарий Мерседес
- 28:51 – Освальд
- 31:08 – Велвет. Конец сюжета
- 38:27 – Успех Odin Sphere
- 40:46 – Ремейк. Odin Sphere Leifthrasir
Ниже текстовая версия обзора игры Odin Sphere для тех, кто любит читать, а не слушать\смотреть.
До 2001 Камитани не создавал игры и жил на грани бедности, питаясь (по его словам) буквально хлебными корками. Лишь один раз он представил издательству Atlus идею об игре Dragon’s Crown – сиквеле Princess Crown, для которой он уже нарисовал иллюстрации и сделал наброски сценария, но идею моментально отвергли, напомнив ему о том, сколько заработала «Корона Принцессы». В 2001 Джорджа приютила студия Enix (тогда ещё без Square), где он работал над ММО-РПГ Fantasy Earth: The Ring of Dominion. По словам самого Камитани, он даже переработал некоторые идеи из сиквела Princess Crown для мира этой ММО, но всё оказалось зря.
В 2003-ем студии Enix и Square объединились, и это объединение решило выгнать Камитани. Ему дали несколько месяцев на передачу дел новой команде, а сам Джордж вновь отправился восвояси, на этот раз даже не доделав игру. Но выгнали не только Джорджа. Камитани собрал несколько соратников (в том числе парочку работавших над Princess Crown) в небольшую студию Puraguru для работы над этой ММО, и всех их новообразованная Square Enix отправила в свободное плавание. Но даже в опыте работы на Square Enix оказались свои плюсы – Камитани познакомился с композиторами, работавшими со студией. Masaharu Iwata (Масахару Ивата), написавший музыку для Tactics Ogre и Hitoshi Sakimoto (Хитоси Сакимото), написавший саундтрек для Final Fantasy XII и FF: Tacticts станут композиторами для новой игры.
Потрёпанный жизнью Джордж не сдавался. Со своей командой он в 2004 году основывает с нуля студию и называет её Vanillaware. Название связано с ванильным мороженным – его Камитани считал неизменным идеалом качества и такого же он хотел достигнуть в играх своей новоиспечённой студии. В неё вошли люди, работавшие как над Princess Crown, так и только над ММО для Enix, плюс, сюда же вошли бывшие сотрудники Atlus. Звучит масштабно, но на деле это было всего десять человек, а на старте разработки новой игры их было всего пять. И осмелюсь назвать самым важным для студии программиста Kentaro Ohnishi (Ониси) – он не просто один из важнейших людей, ответственных за геймплей будущей игры. Кентаро ещё и со-основатель Vanillaware, а также человек, полюбивший разрабатываемую игру так же сильно, как и Джордж.
Вот только на Камитани всё ещё была эта «черная метка» финансовой неудачи Princess Crown. Хотя прошло целых семь лет, японские издатели всё равно не хотели финансировать очередную попытку Джорджа сделать 2D-RPG. А новая игра являлась именно двухмерной ролевой игрой. То есть переосмыслением идей Princess Crown. Вообще изначально были идеи всё же делать сиквел, но это было опасно. Издатели и так не шли на сотрудничество из-за ошибок прошлого, и если напомнить им об этой ошибке названием проекта – будет только хуже.
Потом была идея всё же перейти в 3D, так как на дворе была эпоха PlayStation 2, и трёхмерных игр было всё больше и больше. Но Камитани знал свои сильные стороны как дизайнер и понимал, что новое железо поможет сделать ещё лучше его двухмерные работы, а вот лезть в 3D было опасно. Плюс, в запасе были наработки из Princess Crown, которая слабо продалась, а за пределами Японии вообще не выходила, поэтому кто там обратит внимание на то, что один из мини-боссов – это переделанный гриб из Princess Crown? Да и вообще Vanillaware ещё не опытны с железом PS2, начинать надо было с малого, какое тут 3D.
Но даже с этим «малым» начались проблемы. Дело в том, что программисты не могли реализовать все задумки дизайнеров и пришлось чем-то жертвовать. Например, как рассказывает Камитани в интервью японскому изданию Famitsu, из трёх играбельных женских персонажей анимация груди досталась только одному. Но в том же интервью Кентаро Ониси говорит, что дело не только в конфликте желаний дизайнеров и умений программистов, а ещё и в аппаратном ограничении железа PS2.
А ещё 2D ограничивало размах режиссуры кат-сцен, но тут проблема была решаема. Ведь Камитани выступил и главным дизайнером, и главным сценаристом игры. Вдохновение Джорж черпал из западной культуры – Камитани с детства фанател по германо-скандинавским мифам и в целом был приверженцем западной культуры. В частности, ему очень нравились пьесы Шекспира и опера «Кольцо нибелунга». Изначально Камитани вновь планировал игру про героиню-девушку. Но дело в том, что этой героиней была валькирия, а Джордж не хотел сравнений с уже анонсированным сиквелом Valkyrie Profile.
Сюжет о валькирии Гвендолин уже был написан, и отказываться от него Камитани не планировал. Он сделал две вещи: во-первых, насмотрелся «Лебединого озера» и совместил образ валькирии с балериной; а во-вторых, дописал ещё 4 истории для дополнительных персонажей. Изначально это было переосмысление «Кольца нибелунга», но Джордж дополнил его обширным лором, куда вошли другие скандинавские мифы, а также образы из европейских сказок. Например, одна из героинь, Велвет, вдохновлена одновременно и «Красной Шапочкой», и образом восточной танцовщицы. А принц Корнелиус, страдающий от проклятия и ставший зверьком, стал собирательным образом из европейских сказок.
В отличие от Princess Crown, в новой игре планировалась озвучка. И вначале расчёт был на то, что диалоги займут полтора часа. Но когда Камитани дописал сюжет, вышло более пяти часов диалогов, которые требовалось озвучить. Джорджа и так пришлось останавливать, так как он планировал писать ещё одного героя, а также написать подробную историю для Одина. А то название игре дали Odin Sphere, а про Одина в игре маловато.
И вы логично спросите, а кто спонсирует столь масштабный проект? Издать новую игру Камитани вновь согласилась студия Atlus, помогло знакомство с Hideyuki Yokoyama (Хидеюки Ёкояма), который и протолкнул игру. Но теперь отношения стали прохладнее. Продюсером выступил новичок Atlus Акиясу Ямамото, а в самой студии не спешили с релизом. Vanillaware закончила разработку в 2006 году, и Odin Sphere была полностью готова к продаже в Японии. Кентаро Ониси в спешке удаляет последние баги, игру отдают Atlus, но там говорят ждать. В 2006 году в Японии вышла Shin Megami Tensei: Persona 3, и она отлично собирала деньги. Выпуск новой ролевой игры, пусть даже двухмерной, Atlus сочла неудачным финансовым решением, поэтому Odin Sphere отложили до 2007 года.
Для команды Vanillaware в этом были как плюсы, так и минусы. Минус очевиден – сидеть без денег и ждать, когда уже твою игру выпустят в продажу, проблематично, ведь на что-то надо жить. Да и Камитани с командой помнили опыт Princess Crown. Промедление всегда опасно, ведь в случае с Princess Crown получилось так, что консоль, на которую выпустили игру, стала неактуальной.
Хотя новое консольное поколение уже вышло, у PS2 оставалась огромная база игроков, ведь долгие годы она оставалась самой продаваемой консолью. Но кто знает, что будет в этом 2007-ом?
Плюс же заключался в том, что Atlus решила почти одновременно выпустить игру в США. Да, причём только в США – европейский релиз случится лишь в 2008 году. Но когда игру начали переводить, всплыли проблемы. Прежде всего, речь шла об озвучке. Огромное количество диалогов дублировать на английский вышло очень дорого, поэтому Atlus решили сэкономить и озвучку второстепенных персонажей отдали сотрудникам самой Atlus.
А ещё в Odin Sphere диалоги нельзя прокрутить вручную – они идут в заданном игрой темпе и визуально выполнены в виде облаков. Поэтому реплики необходимо уложить в тайминги, что вновь давало дополнительную работу. Всё это вылилось в снижение качества дубляжа, хоть на основные роли и взяли качественных актёров.
Ну и с текстом были проблемы, ибо оригинальные фразы на японском хорошо вмещались в облака диалогов, а вот уже перевод на английский вместить в тот же объём облака проблематично, ведь есть такие кандзи, которые вмещают в себя по два-три слова на английском, а в японском это всего лишь иероглиф. И знаете, что забавно? Европейский релиз (иронично – выпущенный под издательством Square Enix), состоявшийся почти через год, изменён в плане отображения диалогов. Вместо облака диалогов использовали нижнюю часть экрана как субтитры. То есть если бы не торопились с релизом в Америке, то проблем с текстом бы не возникло, ведь был вариант переделать. Ну а изначально Odin Sphere выходит в Японии и США в мае 2007 года. Эксклюзивно для PlayStation 2.
Геймплейно Odin Sphere я бы назвал Princess Crown «на максималках». Это всё тот же 2D-экшен с элементами RPG, но теперь очень сильно изменилась боевая система и появилось множество механик. И давайте сразу поясню – если вы играли в Odin Sphere Leifthrasir, ремейк оригинала для PS Vita, PS3 и PS4, то вы играли в другую игру. Которая 1 в 1 копирует сюжет, но геймплейно – речь о двух разных играх, пусть и в обеих можно бить врагов нажимая на квадрат.
Оригинальная Odin Sphere предлагает игроку две прокачки: прокачка Псайфера (вашего оружия) и прокачка здоровья персонажа посредством поедания всего съестного, что вам попадается. От уровня Псайфера зависит не только урон оружия, а ещё и его новые возможности и количество их применения. Это важно, потому что пройти Odin Sphere просто нажимая на атаку будет тяжело, даже если выбрать уровень сложности Easy. Помимо навыков для победы в бою нужно применять алхимию, а это вообще отдельный разговор. Тут целая наука: отдельно качаются ёмкости для зелий, в зависимости от уровня ёмкости будет меняться получаемое варево, а если мы говорим о двузначном уровне бутылки, то, сделав варево в ней, мы ещё получим Фозоны – это то, за счёт чего качается Псайфер, наше оружие.
И да, это напоминает Princess Crown, где тоже сложно было победить без использования магических кристаллов. В Odin Sphere атакующие зелья, по сути, и заменили магические кристаллы, а к этому добавили ещё и волшебные навыки оружия.
Осталась знакомая система выносливости. Персонаж может где-то 3 раза выполнить комбо, после чего дыхалка даёт о себе знать, и мы стоим, переводим дух. Поэтому динамика геймплея хоть и выше, чем в Princess Crown, но всё ещё ограничена злополучной полоской выносливости.
Никуда не делась и система выращивания еды. Однако теперь еда мало того что качает максимальный уровень здоровья, так ещё и её выращивание требует Фозоны. А именно за счёт фозонов становится сильнее наше оружие, поэтому после битвы фозоны летают вокруг, а мы вольны выбирать: посадить семена, чтобы за счёт фозонов вырастить еду, или же впитать их в себя, а семена потратить, например, на улучшение алхимических бутылок.
Экипировка тоже на месте. Надеть на персонажа также можно лишь одну вещь, но, в отличие от Princess Crown, с нас её не могут сбить, и никакие мерзкие гоблины её не своруют. Инвентарь также ограничен и необходимо искать (например, в магазине) новые сумки. Если в Princess Crown была лишь одна активная сумка, а к остальным можно получить доступ после битвы, то в Odin Sphere можно всегда использовать всё, что у тебя есть.
Может показаться, что игра стала легче, но всё же основной сложностью Princess Crown для меня был японский язык. Геймплейно же она довольно проста, нужно лишь освоиться. К Odin Sphere это тоже применимо, но осваиваться придётся намного дольше, потому что Vanillaware не просто придумали какие-то механики «чтобы было», а вписали их в геймплей, и их необходимо учитывать.
Драться без алхимии опрометчиво. Многие враги могут либо отравить, либо поджарить, а статус-эффект легко скидывается соответствующим зельем. Если же игнорировать то, что тебя отравили, то на ранних этапах можно отлететь в могилу за одну-две минуты чисто от яда, без дополнительного урона. При этом статус-эффект отравления или поджога суммируется и урон становится выше, поэтому надо либо быстро убивать отравляющего врага, либо всё же пить зелье, потому что накопленное отравление даже под конец игры, персонажу с тысячей ХП, будет неприятно.
Да что там – даже торговля стала самобытной механикой, где надо отсчитать торговцу монеты нужного номинала, а если их нет – то получить сдачу мелочью и потом муторно платить другому торговцу монетками с минимальной ценностью. Кстати, за деньги, и принеся с собой ингредиенты, можно поесть в кафешке, но кафе доступно лишь в определённых главах.
Игровой процесс Odin Sphere разделён на уровни, в отличие от открытого мира Princess Crown. Понять это можно, ведь какой открытый мир – PS2 и так теряла кадры в секунду, когда на экране было несколько врагов и они выпускали несколько снарядов, или если вокруг пылал огонь, а вы используете зрелищный навык своего Псайфера. А вот сами уровни напоминают карту времён Princess Crown. Только локации теперь зациклены – бегать слева направо или справа налево можно хоть до бесконечности. Выход отмечен отдельным сектором. Уровни в каком-то смысле нелинейны: можно стремглав мчаться к боссу, а можно идти окольными путями, найти все возможные сокровища и получить все фозоны на уровне.
Помимо всего геймплейного разнообразия, Odin Sphere увлекала сюжетом. Если в Princess Crown он был хорош (для игры 97 года), то в Odin Sphere он прекрасен. Сказывается чёткое понимание того, что хотел Камитани как сценарист и руководитель разработки. И начинается Odin Sphere так же, как и Princess Crown – девочка (уже сама, а не с помощью бабушки) читает книгу о приключениях другой девочки.
Первая книга, «Валькирия», рассказывает о Гвендолин, дочери Одина. В мире Odin Sphere (он, кстати, называется Erion) валькирии полноценные участницы битвы, а не дамочки, поднимающие павших вояк в Вальгаллу. Так вот, в этом мире постоянно идут войны. Не так давно королевство Одина воевало с королевством Валентайн. Причина вражды в артефакте под названием Котёл, и этот артефакт был целью Одина. Другое королевство, где правят феи, в решающий момент вступило в битву и захватило Котёл себе, из-за чего Один пошёл войной теперь уже на фей. Ценность Котла в том, что он может безгранично создавать фозоны.
Геймплейно, как я уже говорил, это то, что делает персонажа сильнее. Но вообще фозоны – это энергия всего живого в мире, поэтому когда кто-то погибает, в воздухе остаются фозоны, его энергия, и её можно направить как на выращивание растений, так и на усиление оружия персонажа. Гвендолин орудует Псайфером – особым оружием, способным поглощать фозоны. Чем и объясняется то, что столь хрупкая девушка сможет победить любого врага, стоящего у неё на пути. Один жаждет Котёл, чтобы использовать фозоны для деструктивных целей, а не созидательных. И пример такого деструктивного использования уже был – королевство Валентайн исчезло с лица земли из-за Котла, забрав с собой на тот свет всё в радиусе поражения, а горстка уцелевших оказалась проклята.
Гвендолин же не жаждет силы и уничтожения других народов. Она хочет почувствовать любовь от своего отца и думает, что после победы на поле боя отец наконец-то скажет ей тёплые слова. Но всё меняет появление девушки в красном капюшоне. Она крадёт кольцо Титрел, без которого Котёл не запустить, и отдаёт его дракону Вагнеру. Гвен хотела было разобраться с красной ведьмой, но её останавливает отец. Велвет, девушка в красном – дочь Одина от королевы Валентайн. И дабы сохранить секрет отца от войска, Гвен жертвует своей репутацией при дворе и, по сути, жизнью. Публично отпускает Велвет и убивает одного из генералов Одина.
И так как суровый Один не может оставить такое без последствий, он накладывает на Гвендолин сонное заклинание и отправляет её в заброшенный замок, где валькирия будет теперь жить. Но не просто жить – Один выдал её рыцарю Освальду из королевства фей. Это не просто такой средневековый брак, а многоходовочка: Один запросил за дочь убийство дракона Вагнера, и Освальд согласился. Один надеялся, что Освальд подарит Гвен кольцо, которое найдёт после смерти Вагнера, а дочь с кольцом Титрел вернётся в замок и отдаст его Одину.
Всё сработало чётко по плану, но побеждённые феи восстановились за это время и нанесли удар по замку Одина, попутно отобрав кольцо. Гвен же в это время ищет Освальда, который пошёл в огненное царство исполнять клятву. Дело в том, что изначально Гвен была разменной монетой для брака с Ониксом, королём огненных земель. Но Один провернул ещё одну многоходовочку, и Освальд решил задобрить Оникса, пообещав и ему убить очередного неудобного дракона. Освальд нарасхват из-за своего меча, Belderiver’а, и сделки с королевой мёртвых. Он наделён особой силой, но чем больше он её использует, тем скорее упадёт в объятия царицы смерти Одетты.
Гвен помогает Освальду убить дракона, потом возвращает кольцо и уже собирается просто отдать его отцу, как тут смерть забирает Освальда. Один знает путь в царство мёртвых и дочь требует открыть его, дабы она вернула себе Освальда, в которого за всё это время успела влюбиться. Гвен проходит огонь, воду и медные трубы, побеждает Одетту и на моральном подъёме решает перечить отцу. Понимая, что жажда власти отца грозит жизни на земле, она отказывает ему в добровольной сдаче кольца. Если Один так желает – пусть сначала собственноручно убьёт свою дочь. Он не очень рад такой своенравности дочери, но отпускает её жить вместе с Освальдом, даже оставляет им скрытый в лесу замок. И на этой положительной ноте книга «Валькирия» заканчивается.
А в игре наступает переломный для многих момент. По словам разработчиков, они получали отзывы от игроков, которые осилили только историю Гвен и остановились. Игра же только началась, но это спорное заявление. Ведь тут какое дело: впереди ещё четыре полноценные истории, размером с сюжетку Гвен, и отдельно выделенный эпилог на пару часов. Но в рамках игрового процесса мы будем каждый раз начинать заново за нового персонажа. То есть с первого уровня прокачки здоровья, урона, с пустым инвентарём, без дополнительных сумок, без алхимических зелий…
Компенсировать боль от утраты прогресса должен тот факт, что у нас новый играбельный герой, но кардинальных изменений в геймплее ждать не стоит, хотя два персонажа (Мерседес и Освальд) будут отличатся от геймплея за Гвен. Давайте по порядку.
Сначала нас ждёт принц Корнелиус и его история. Она проходит до начала истории Гвендолин, но в какой-то момент события пересекутся. Корнелиус влюблён в Велвет и планировал узаконить отношения с ней. Против был брат Велвет по имени Ингвей, а также отец Корнелиуса, король Титании Эдмунд. Но Корнелиус искренне любит Велвет, поэтому не может отступить. В итоге Ингвей наложил на Корнелиуса проклятие, забрал человеческий облик, и выбросил его в царство мёртвых.
Только Ингвей не знал, что в царстве мёртвых живёт король Галлон, дедушка Корнелиуса. Здесь Корнелиус получает волшебный меч, с помощью которого выбивает себе путь в мир живых. Как раз рядом с царством Одина. Но его путь лежит домой, в Титанию. Там Ингвей с помощью магии играет роль Корнелиуса. Звероподобный, но настоящий Корнелиус пытался поговорить с отцом 1 на 1, но тот лишь испугался меча Корнелиуса и позвал стражу. Поэтому Корнелиус убегает и преследует своего двойника. В битве с ним он узнаёт, что это Ингвей, что он наложил на него проклятие и что он – брат Велвет.
Принц боится в таком виде показаться на глаза возлюбленной и не знает, что делать, но один из магов Титании узнаёт его и советует пойти к мудрому дракону Хинделю за советом. Беда в том, что Хиндель убит, а на его месте ждёт яростный Вагнер, желающий отомстить убийце, но не брезгующий и подраться с кроликом, ведь у того в руках Псайфер, а Вагнер псайферы ненавидит – они способны убить дракона.
Как настоящий мужик, Вагнер после драки проникается к кролику уважением и рассказывает, что ему известно о проклятии Корнелиуса. Таких как он – целый посёлок. Как оказалось, ушастый народец это не просто зверолюди, а выжившие жители королевства Валентайн. Они объединились, дабы собрать все монеты королевства Валентайн, ведь якобы, когда они соберут их все, смогут исполнить желание, в том числе о снятии проклятия. Звучит как глупость, но всё проясняется, когда начинается война между Одином и феями. Корнелиус в этой битве шёл за Велвет, которая, в свою очередь, шла за кольцом Титрел, чтобы никто не смог запустить Котёл. Но из царства мёртвых пробрался дедушка Велвет, король Валентайна, погубивший свою страну.
Его мотивы раскрывает он сам, вместе с легендой о монетах королевства, которые исполняют желания. Король использовал котёл для богатства своих граждан. Он хотел стать правителем, который войдёт в историю как озолотивший свой народ, но когда он узнал, что его дочь зачала детей от Одина, сознание его поменялось, и всё вылилось в войну, начавшуюся с убийства королём собственной дочери. Монеты Валентайна всё ещё наделены силой, и если их уничтожить, то к ожившему трупу вернутся силы.
А ещё король застал дедушку Корнелиуса, вокруг личности которого завязан конец этой истории. Король Галон, дед Корнелиуса, использовал тёмные силы, чтобы получить невероятную мощь и стать зверем апокалипсиса. Сын Галона, Эдвард, использовал меч-псайфер и убил собственного отца, чтобы спасти королевство. Меч же отправился в царство мёртвых вместе с Галоном. Однако сейчас три мага, называющие себя «мудрецами», желают исполнить пророчество конца света и вызволить зверя из царства мёртвых. Один из этих мудрецов – маг из Титании, отправивший Корнелиуса к Вагнеру. Он знал, что Хиндель мёртв и Вагнер захочет крови, но не думал, что Корнелиус победит. Маг похитил Велвет, нашёптывает всякое королю Эдмунду, а в канализации Титании и вовсе держит дракона. После победы над этим драконом король признаёт сына, а Корнелиус признаётся Велвет, что мохнато-ушастое существо с мечом – это некогда статный принц. И, естественно, Велвет соглашается быть с ним несмотря на внешность, на чём история и заканчивается.
Далее по списку – фея Мерседес. Её псайфер выполнен в виде арбалета, поэтому геймплейно игра из бит-эм-апа превращается в шут-эм-ап. В оригинальной Odin Sphere Мерседес единственный персонаж, у которого нет выносливости. Вместо неё у феи полоска патронов в арбалете выполняющая, по сути, те же функции, то есть не даёт игроку жать на кнопку без конца. Но если выносливость восстанавливается постепенно, чем дольше стоит игрок, то для перезарядки арбалета надо остановиться и прождать анимацию.
Сюжетная линия Мерседес идейно вдохновлена Princess Crown. Маленькая девочка вынуждена возглавить королевство после смерти матери, которую в народе почитали как сильную правительницу. Мать Мерседес погибла, и власть попытался захватить Мэлвин, двоюродный брат королевы и опекун Освальда. Мерседес по его задумке должна была погибнуть от мага Бельдора, одного из «мудрецов», но всё испортила лягушка. Точнее, лягух.
Он спас Мерседес и попросил в ответ поцелуй, чтобы вернуть себе человеческий облик. Она как бы соглашается, но просит время на подготовку. За это время Мерседес отбила замок от Мэлвина и лояльных ему войск, а также вышла 1 на 1 с Вагнером. Тот пришёл в землю фей после смерти Хинделя, так как след Освальда, убившего дракона, вёл именно сюда. Мерседес попросила драку на горе драконов, а не земле фей, и там разрулила ситуацию дракой, как это любит дракон.
Ей осталось лишь отомстить Одину за гибель матери. Для этого ей надо попасть в царство мёртвых, где скрыт кузнец, создавший её арбалет. Проход откроет один из «мудрецов», и поможет нам снова лягух, превративший «мудреца» в кролика. Правда, лягух обессилел, и Мерседес пришлось всё же поцеловать его. Лягухой оказался Ингвей, и восстановив человеческий облик, он побрёл по своим делам, хотя Мерседес умоляла его остаться. Ингвей ушёл не столь из-за бессердечности, сколь из-за того, что Мерседес слишком полагалась на него, а ей необходимо стать единоличной правительницей, и народу фей не стоит видеть, как она постоянно опирается на принца погибшего королевства Валентайн.
Мерседес удаётся достать из царства мёртвых кузнеца, усилить арбалет и сразить Одина. Причём не просто сразить, а при собственном войске заставить поклясться отстать навсегда от земли фей и отдать собственноручно кольцо Титрел. На этом её становление как королевы завершилось, как и книга с её историей.
Освальд – четвёртый персонаж и снова герой с оригинальной механикой. Игравшие в ремейк наверняка считают его одним из сильнейший героев, но в оригинале его способность спорная. Он превращается в безумную тень с увеличенной силой и скоростью – как в оригинале, так и в ремейке. Но в оригинале способность работает за счёт шкалы выносливости, из-за чего действует она считанные секунды, после чего Освальд беззащитно стоит и отдыхает.
Большая часть его истории уже показана в других. По приказу своего приёмного отца он убивает дракона Хинделя, чтобы продемонстрировать мощь Псайфера королеве фей. Её это лишь повергло в ужас, и она отказывается от массового производства псайферов. Хиндель же даже оказал Освальду услугу – назвал имя настоящего отца, хотя мечнику это было неинтересно.
Затем он шпионит за Одином и заранее узнаёт о нападении, но сам опаздывает на битву, так как за ним охотятся прислужники королевы мёртвых. Приёмный папаша не сильно доверяет Освальду и пытается убить его аккурат после неудачного покушения на Мерседес, но и тут неудачно. Зато королева мёртвых получает себе ослабевшего мечника. Здесь его находит Один и предлагает сделку – убийство дракона в обмен на руку дочери, которую Освальд краем глаза видел, когда шпионил за замком Одина.
Ради неё он соглашается на это. Убивает дракона, сражается с одним из «мудрецов», что похитил Гвендолин, а затем сражается с королём Ониксом, правителем огненного царства. Ведь именно ему была обещана Гвендолин, но Один не сдержал своё слово. Освальд побеждает и предлагает сделку – он убъёт для Оникса дракона, а тот оставит ему Гвен. Причём Один говорил Освальду, что наложил на дочь заклятие, и она полюбит того, кого первым увидит проснувшись. Это ложь, он просто усыпил её. В дальнейшем она искренне полюбила Освальда, что было видно в истории Гвен. А книга Освальда закончилась на возвращении Гвен в заброшенный замок.
Последняя часть истории, ведущая к концовке, завязана на Велвет. Дитя, рождённое от любви Одина и принцессы королевства Валентайн, спаслось благодаря матери, ожидавшей смерть от рук собственного отца. Мама Велвет и Ингвея перед смертью смогла предупредить детей, дабы те скрылись, и дала с собой записку. В ней лишь часть информации, о чём не знали дети и думали, что собственная мать вручила им проклятие.
Велвет искала способ избавиться от проклятия и была единственной, кроме Освальда, кто застал Хинделя в живых. Но дракон не обрадовал её – смерти не избежать и апокалипсис грядёт, затронет он не только принца и принцессу Валентайн. Целиком поэма о конце света есть у короля Галона в царстве мёртвых, куда и идёт Велвет. Там Один спасает её от Одетты, Велвет после этого забирает кольцо Титрел у фей и выключает Котёл. Далее встреча с ушастым мечником, с Гвендолин и общение с Вагнером. Потом пленение воинами Одина, освобождение ценой свободы Гвен и судьбоносная встреча между Велвет, её дедом и Одином.
Дед узнаёт, что его дочь, мать Ингвея и Велвет, в предсмертной записке лишь выражала ему любовь и прощение. Как и своим детям. Он же считал её предательницей и не думал о том, что она любила Одина. Он думал лишь о том, что она не любит его. После этого Велвет знакомится с «мудрецами», узнаёт о проклятии Корнелиуса, и тут наступает развязка. Связана она с её братом. Тот, кто запустил Котёл и уничтожил королевство – это Ингвей. Велвет спаслась от проклятия с помощью силы Псайфера. Ингвей спасся, так как он и был тем, кто запустил Котёл. По его изначальной задумке он хотел смерти Одина, но перед запуском он узнал, что перед ним не просто чужеземный захватчик, а отец, из-за чего изменил действие Котла.
А вот сейчас он готов убить батю. Ингвей перед нападением на Одина заключает сделку с королевой мёртвых, обещая ей помощь в убийстве в обмен на полноценное вторжение мёртвых в королевство Одина. Велвет пытается его остановить, но это получается лишь на считанные мгновения, ибо начался апокалипсис.
Апокалипсис – последняя книга, доступная для прохождения. По геймплейной своей сути, это босс-раш, где нам нужно подряд убить пять боссов. Но есть один нюанс. Для хорошей концовки нужно вчитаться в пророчество о конце света и правильно выбрать играбельного персонажа под каждого босса. В противном случае, вы получаете плохую концовку, а конец света уничтожает всё и вся. Из плюсов – игра не стирает сохранение после неудачной попытки босс-раша, и всё, что вы потеряете, это лишь собственное время.
Что же произошло с миром? Ингвей подвергся влиянию проклятия Darkova. Это нечто схожее с той силой, что взял на себя король Галлон, дедушка Корнелиуса. Дед Ингвея и Велвет засунул в Котёл дракончика Левентана, дабы тот стал чудищем, уничтожившим мир. Силы мёртвых вторглись в мир живых под началом мёртвого короля Галлона и убили Одина, а огненное королевство правителя Оникса пошло в собственную атаку, дабы спалить дотла мир живых.
Нужно побить сначала Ингвея-Даркову, потом короля Галлона, следом короля Оникса, затем уничтожить Котёл и убить Левентана. Проклятие Дарковы может снять Корнелиус. Вернувшийся в человеческую форму Ингвей вспомнит о Мерседес, захочет увидеть её перед смертью, а сестре, оказавшейся рядом с Корнелиусом, расскажет о возможности повернуть силу Котла в обратную сторону. Апокалиптичный зверь Галлон по всей логике должен быть убит Корнелиусом – кем-то из королевского рода Титании. Вот только сирота Освальд оказывается двоюродным братом Корнелиуса – об этом он узнает лишь победив Галлона. Батя Освальда, Эдгар, сбежал с некой неназванной женщиной и отказался от королевского будущего.
Пожалуй, самая грустная судьба у юной и прекрасной Мерседес. В битве с королём Ониксом она получает смертельные ранения. В пророчестве о конце света сказано, что пламя остановит лишь мировое древо, и тут такое дело, что феи, когда погибают, называют свои истинные имена, связанные со скандинавской мифологией. Например, маму Мерседес звали Эльфария, но её истинное имя – Фимбульвинтер, великая зима, что придёт во время Рагнарёка. Истинное же имя Мерседес – Иггдрасиль, и после смерти она станет тем древом, что остановит пожар короля Оникса.
Велвет должна остановить Котёл, и у неё это получается. Но её дед успевает засунуть туда дракона Левентана, и за то время, что он там находился, он вырос в огромного змея. Нет, он не фея, поэтому его истинное имя не Ёрмунганд. Покончить с ним должна Гвендолин.
Если всё будет сделано в нужном порядке, то девочка, читающая книги на чердаке своего дома, закончит чтение, озвучив мысль, что конец у этой саги печальный, ведь весь вымышленный мир погиб. Однако она заметит монетку, похожу на иллюстрацию денежной единицы королевства Валентайн. В итоге, как только мама позовёт её есть торт, на чердаке появятся Корнелиус и Велвет в образе кроликов. Они заберут монетку и на её месте появится новая книга «Колесо Судьбы». Это эпилог с кат-сценами.
Согласно преданию о конце света, после гибели мира в живых останутся лишь два человека. Некие «лорды без короны». Это Освальд, наследник Титании, и Гвендолин, дочь Одина. Четыре оставшихся в живых героя встречаются в одном месте, рядом с Котлом, и Велвет закидывает Псайферы, которые всё это время впитывали жизненную силу, в Котёл, чтобы он вернул в мир жизнь. Это стоит ей человеческого обличия. Живых людей и впрямь остаётся лишь двое и, к их счастью, план Велвет срабатывает. Котёл вернул в уничтоженный Левентаном мир живую природу.
Вообще игра на этом заканчивается, но если пройти каждого босса за каждого играбельного персонажа, то появится дополнительная кат-сцена, где кролики Велвет и Корнелиус собрали все монеты и смогли вернуть себе человеческий облик. Это сделало их вновь смертными, но они как раз хотели прожить всю жизнь вместе и умереть в один день. Есть ещё сцена после титров, где нам говорят, что всё произошедшее – часть книги, записанной неким человеком за кадром. Книга так и называлась, Odin Sphere.
Вы наверняка заметили красочные скриншоты, явно не времён PS2. Да, у игры есть ремейк, и сделан он исходя из того факта, что оригинал получился финансово успешным. Вообще успех Odin Sphere не ограничивался продажами. В 2007 году издание IGN признало Odin Sphere ролевой игрой года. Всё же Mass Effect вышел в конце 2007-го и не вошёл в список номинантов. Но это одна из многих наград.
С продажами всё было прекрасно. В Японии игра держала топ-3 по продажам в течении нескольких недель. В США Odin Sphere вошла в топ-20 по продажам за месяц после релиза, при этом Odin Sphere оказалось единственной игрой в этом топе, не являющейся сиквелом или игрой по лицензии. Altus же напечатала ограниченный тираж и его быстро раскупили. По официальным данным, за год было продано 350 тысяч дисков с игрой, и только в 2011 году игра стала доступна в цифровом виде в PlayStation Network, где тоже продолжала продаваться хорошим тиражом.
Но всё это – лишь начало. С помощью Odin Sphere Vanillaware заработала себе имя. Пусть и не слишком громкое, но и это имя было слышно. Хотя это не способствовало продажам следующей игры студии, а если точнее – предыдущей, но это тема следующего ролика… Конкретно у Odin Sphere всё было хорошо. В США об игре говорили даже по ТВ. Было такое шоу – X-Play, в России его крутили по каналу Рамблер. И в одном из выпусков уделили внимание Odin Sphere.
Это не значит, что игра – шедевр без единого минуса. У PS2-версии были проблемы. В основном выделяют две: просадка кадров в секунду в масштабных битвах и очень долгие загрузки. Увы, эмуляция не способна передать эти загрузки, но в олдовых обзорах это наглядно видно. Но вы знаете, я отсмотрел где-то пять стареньких обзоров оригинальной Odin Sphere, и в них к этим косякам производительности относятся с пониманием. Дескать: «Ну вы видели, как круто прорисована эта игра? Да чёрт с ним, пусть слегка потормозит».
После успеха Odin Sphere у Vanillaware начался новый этап жизни. Джордж Камитани со временем перестал есть хлебные корки, и более того, появилась возможность сделать ремейк. В 2013 году Vanillaware совместно с Atlus решают вспомнить былое и ещё раз сделать ту самую игру, что стала первой в рамках сотрудничества Vanillaware и Atlus. План был скромный: освежить текстурки, где-то модельки может подрисовать и выпускать. Но Кентаро Ониси, возглавивший разработку ремейка, посмотрел на ресурсы у него на руках и сказал, что полностью переделает игру. Поэтому повторюсь, Odin Sphere и Odin Sphere Leifthrasir – разные игры с точки зрения геймплея. Кстати, в названии ремейка скрыта ещё одна отсылка к скандинавской мифологии. В мифах о Рагнарёке сказано, что когда Сколль, сын волка Фенрира, поглотит солнце, а море выйдет из берегов, в роще Ходдмимир укроются Лив и Ливтрасир, мужчина и женщина, что станут прародителями нового поколения людей.
Геймплейно изменилось примерно всё. Игра стала где-то в 10 раз динамичнее, по моей субъективной оценке. Больше никакой стамины – бей сколько влезет, да ещё и кнопку уклонения завезли. Прокачку персонажей сделали новую, с нуля. Еда осталась важной частью игры, и она всё ещё увеличивает здоровье, но, помимо этого, персонаж растёт в классическом понимании опыта. Поглощённые фозоны можно использовать для открытия новых активных и пассивных навыков. Ещё есть пассивки, открываемые за получаемый уровень, а не фозоны. В итоге получается около пятидесяти навыков, какие-то повторяются, но где-то половина уникальна для каждого героя.
Очки опыта дают как побеждённые враги, так и еда. В местах с магазинами на уровнях теперь появился повар, и приготовленная им еда намного сильнее повышает и опыт, и максимальный уровень здоровья. Ну и кафе из оригинальной Odin Sphere остались на месте, но теперь готовят только за валюту, нести им еду не надо. И да, валюты теперь тоже две. Одна для кафешек, а вторая только для магазинов.
Активных навыков аж два типа: первые используют полоску POW, аналогичную выносливости, только отвечающую за спецприёмы, а второй тип приёмов расходует внутренний запас фозонов персонажа. Второй тип приёмов невероятно разнообразен: помимо классических мощных атак по области, каких-то невероятно усиленных ударов, там ещё есть уникальные механики. Корнелиус, к примеру, способен превратиться в электрический импульс, перемещающийся по карте. А Мерседес может превратить овощи, которые используются для готовки, в восставшую армию по уничтожению врага. Не все такие механики реально работоспособны как некий полноценный билд, но все они работают и, как минимум, способны повеселить.
Алхимию также изменили. Она стала доступней и больше не было такого, что неправильное скрещивание бутылок могло дать склянку нулевого уровня. И зелий десятки: магические атакующие, временно повышающие атаку или защиту, увеличивающие количество получаемых денег с врагов и даже короткое бессмертие есть.
Кроме геймплея решено было избавиться от любительского дубляжа, выполненного силами англоязычных сотрудников Atlus.
Получилось нечто среднее между двумя «коронами». Princess Crown и Dragon’s Crown, к которой нам ещё предстоит дойти. Все удачные механики «короны принцессы» смешали с драйвовым экшеном «драконьей короны» и получилась одна из лучших 2D-игр. Leifthrasir разрабатывалась неспеша – у студии было время и ресурсы. После начала разработки в 2013-ом, об игре заявили публично лишь в 2015-ом, а уже в 16-ом Leifthrasir выпустили в релиз.
Leifthrasir в плане продаж побила рекорды оригинала. Что не так уж и удивительно, ведь количество играющих людей с каждым годом лишь растёт. Так вот, в Японии игра держалась в топ-1 по продажам на PS Vita, в топ-2 для PS4 и топ-10 для PS3. Во всём мире таких мощных результатов не было, но вот версия для PS Vita заняла вторую строчку в мировом чарте продаж PlayStation Network.
Но если мы вернёмся в 2007 год, к релизу оригинальной Odin Sphere, то там всё было не так радужно для Vanillaware, и конкретно для Джорджа Камитани. Разработка Odin Sphere съедала деньги, а заработка на момент релиза не было. Бонусом шло годовое ожидание до релиза из-за прихоти Atlus. Вроде бы было понимание, что студия разработала хорошую игру, но Princess Crown тоже была неплоха, однако денег не принесла. Поэтому Vanillaware просто не могли ждать релиза Odin Sphere целый год, нужно было как-то зарабатывать деньги. И это нужда денег привела к игре, которая вышла до релиза Odin Sphere.
Но о ней мы поговорим в следующий раз.