ВАНГЕРЫ отмечают своё 27-летие - авангард, технологии и культ!

вангеры vangers game cover art logo wallpaper poster

Настоящая отечественная классика игрового искусства!

Видеоигра Вангеры — проект в жанре приключенческого экшена с элементами песочницы и аркадных гонок, разработанный российской студией К-Д Лаб и изданный компанией Бука в 1998 году, 19 июня. С момента выхода она неоднократно переиздавалась, обновлялась и развивалась благодаря усилиям сообщества и новых издателей.

Создатель игры, Алексей KranK Кузьмин, описывал Вангеров как сочетание топ-вью экшена, боевых гонок и открытого мира, где игрок может свободно исследовать пространство. По мнению критиков и исследователей игр, уникальность проекта заключается в его сюрреалистичном сеттинге, глубоко проработанной литературной составляющей и оригинальном подходе к игровому дизайну. Игра часто упоминается как один из самых ярких примеров нетипичного мышления в российской игровой индустрии.


История создания и развития

Первой работой студии К-Д Лаб стала игра BiProlex (1995), которая послужила основой для технологических решений, использованных в Вангерах. Игра написана на языке C++ и работает на собственном движке A-R-T SURMAP, основанном на воксельной технологии рендеринга. Особенностью движка стало то, что весь игровой мир представлен одной большой текстурой с объёмными свойствами, без традиционных 3D-объектов. Все элементы — от локаций до интерфейса — вписаны в единую структуру.

Оригинальный релиз игры состоялся 19 июня 1998 года в России и странах СНГ. Позднее проект вышел в Европе и США под названием Vangers: One for the Road. Со временем вокруг игры сформировалось международное сообщество, активно обсуждающее тактику, управление и особенности игрового процесса.

Мультиплеер и мультиплатформенная поддержка стали возможны лишь в 2014 году после переиздания на Steam и GOG. Открытие исходного кода в 2016 году дало новый импульс развитию игры: сообщество переписало часть кода на язык Rust, добавило поддержку высоких разрешений и частот обновления экрана, а также исправило ошибки многопользовательского режима. Эти изменения были внедрены в официальные версии игры.

Интересные факты создания Вангеров можно послушать из подкаста "НАША ИГРА" от канала Булджать:


Возрождение интереса и новые форматы

Интерес к Вангерам возрос благодаря стриминговым площадкам, таким как Twitch и YouTube, где пользователи делились своими партиями. Это привлекло внимание итальянской студии GamePix, специализирующейся на онлайн-играх. В 2020 году вышла бесплатная браузерная версия игры, которая помогла расшифровать код редактора карт — полезный шаг как для новой версии, так и для фанатских модификаций.

В 2022 году состоялся релиз мобильной версии игры для Android. Она отличается наличием трёхмерного режима, обновлённым саундтреком, новыми моделями техники и предметов.


Мир и сюжет

Вселенная Вангеров, известная как Униванг, — это цепочка миров, соединённых через Коридоры. В конце XX века человечество, используя эзотерические знания, научилось путешествовать между ними. Однако одно из таких путешествий привело к конфликту с инопланетной расой криспо. После разрушения Коридора Земля оказалась в изоляции, населённая мутантами, объединёнными в биосы. Игрок берёт на себя роль вангера — странника, путешествующего между мирами на боевой машине (мехосе) и решающего судьбу Униванга.

Главный герой начинает игру без воспоминаний и должен узнать обо всём сам, взаимодействуя с Советниками — загадочными существами, дающими задания. Сюжет строится вокруг исследования шести основных и четырёх дополнительных миров, выполнения квестов и боя с противниками.


Геймплей

Центральная часть игрового процесса — это исследование открытого мира сверху, который реагирует на действия игрока. Мир живой: он включает водные преграды, ямы, препятствия, которые можно преодолевать или разрушать. Камера динамично перемещается, отражая движения игрока.

Игрок может управлять одним из 24 видов мехосов — боевых машин с различными характеристиками и возможностями вооружения. Машины способны плавать, переворачиваться, генерировать боеприпасы и сражаться с другими вангерами. Противники, управляемые искусственным интеллектом, демонстрируют непредсказуемое поведение, что делает каждый бой уникальным.


Эстетика и влияние

Визуальный стиль сочетает элементы психоделического сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. Некоторые локации напоминают работы художников А. Кифера, Г. Рихтера и З. Польке. Киберпанковская тематика дополняет атмосферу постапокалипсиса.

Саундтрек, созданный Александром Кузьминым (Krank) и Владимиром Краснокутским (Ruber), относится к жанру эмбиент. Он дважды выпускался отдельно: в 2007 году в интернете и в 2021 году ограниченным тиражом на аудиокассетах. Также в него вошли композиции группы Zonnup Kroofier.


Наследие

Вангеры оказали влияние на развитие других проектов студии К-Д Лаб, в частности, на стратегию в реальном времени Периметр (2004). Игровая вселенная продолжает жить благодаря усилиям сообщества, а также благодаря постоянному обновлению и адаптации под новые платформы.

В 2018 году к 20-летнему юбилею игры вышло печатное издание, содержащее все термины и тексты из игры. На 2023 год доступно уже пятое издание этого сборника.

К огромнейшему сожалению, 6 ноября 2022 года геймдизайнер и идеолог Вангеров Андрей "KranK" Кузьмин погиб в ДТП на Ленинском проспекте в Калининграде. Он пытался перейти дорогу, но его сбила машина и в результате жёсткого столкновения он скончался на месте. В июне 2023 года его посмертно внесли в Зал Славы видеоигровой индустрии России, а в декабре 2024 года было объявлено об установке памятника в его честь.


Не смотря ни на что, Вангеры остаются важным культурным и игровым явлением и по сей день, сочетающим художественную глубину, технологическое новаторство и дух авангарда.

Комментарии

Комментариев пока нет. Почему бы ’Вам не начать обсуждение?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.