4 апреля 2024 на витринах VK Play на ПК вышла игра от отечественной студии Cyberia Nova — СМУТА. Приключение с видом от третьего лица, которое отправляет игроков в 1612 год, в эпоху смутного времени.
Страна разорена голодом и войнами. На трон рвутся самозванцы. В Кремле засел польский гарнизон. Казалось, надежды нет. Но в это тяжелейшее время всем Московским царством ценой огромных усилий собирались народные Ополчения. Войско Второго Ополчения, под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина, выдвинулось из Нижнего Новгорода на Москву. Мы последуем за ним вместе с молодым боярином Юрием Милославским. @xewrtm7
Игра еще до своего релиза наделала много шума в среде медиа, блогеров и геймеров. Волны критики и хейта, волны разного рода движухи, но важно одно — СМУТА расшевелила отечественный геймдев не на шутку. В чём-то она стала олицетворением кринжа, в чём-то крутизны (каждый волен определить вектор самостоятельно). На деле же игроки получили в свою коллекцию кто-то проходной, а кто-то интересный и самодостаточный проект с историческим контекстом.
Вместе с этим авторы выпустили отдельно бесплатную версию игры под названием «Смутное время». Она представляет собой образовательный режим основной игры. В нём игроки могут, например, вместе с главным героем посетить Москву XVII века, посмотреть на быт того времени и благодаря помощи историка Клима Жукова узнать, чем жила столица Русского царства, а в конце путешествия проверить свои знания.
После релиза, как и ожидалось, пошла череда хотфиксов, патчей и апдейтов:
- 22 апреля 2024 — вышел патч версии 1.0.1
- 30 апреля — 1.0.4
- 15 мая — 1.0.5
- 29 мая — 1.0.6
- 12 июня — 1.0.7
- 26 июня — 1.0.8
- 17 июля — 1.0.9
- 24 июля — 1.0.10
- 7 августа — 1.0.11
- 21 августа — 1.0.12
- 4 сентября — 1.0.13
- 7 сентября — 1.0.14
- 18 сентября — 1.0.15
- 2 октября — 1.0.16

4 ноября 2024 игра преобразилась полностью, представ в версии 2.0.0. В ней были переработаны кат-сцены, существенно доработан геймдизайн и визуальная составляющая, переработан звук, добавлены новые механики, изменена система сейвов.
Это тот самый пример, когда собранная критика, фидбэк и хэйт превратился в локомотив работы, который вылился в плодотворный труд над формирование из сырого билда 1.0, вышедшего в апреле 2024, настоящей «игры мечты», к которой стремились Cyberia Nova.
И самое крутое, что на версии 2.0.0 авторы не остановились и продолжили работу над СМУТОЙ.
Сегодня, 18 февраля 2025, для игры вышел очередной биг-апдейт 2.1.0. И патч-ноут но 400+ фиксов:
«Этот патч стал итогом нашей работы по доработке игры, которую мы вели почти год, с момента релиза. Патч получился масштабным: здесь собрано воедино все, о чем мы говорили с ноября. Переозвучены абсолютно все персонажи (а их, на минуточку, 168!). Переработаны сами диалоги, они станут более динамичными; усовершенствованы и диалоговые анимации. Радикально расширена и улучшена квестовая составляющая (более ста квестов!), более эффектными станут катсцены. Проработаны игровые механики. Разумеется, капитально поработали над исправлением багов.»

21 февраля 2025, в годовщину избрания на престол российский Михаила Федоровича Романова, мы сообщаем вам о начале работы над новым проектом — дополнением к «Смуте» под названием «Земский собор». Главным героем нового дополнения станет хорошо вам известный соратник Юрия Милославского казак Кирша.
Вашему вниманию будет представлена игра в жанре Adventure, повествующая о событиях последних месяцев Смутного времени. А в центре событий окажется простой, на первый взгляд, казак.
Повествование начинается с момента окончания основного сюжета «Смуты» и концентрируется на проведении и итогах Земского собора 1613. Кирша оказывается втянут в сложные интриги борьбы за российский престол.
«Земский собор, на котором к власти пришла династия Романовых, проходил 21 февраля 1613 года. Именно эти события легли в основу сюжета дополнения, над которым мы работаем с лета 2024 года… Это принципиально новый продукт, с новыми механиками движений, анимации действий, атаки и защиты в бою, а логика некоторых игровых реакций определяется искусственным интеллектом» — рассказал креативный директор студии «Сайберия Нова», Сергей Русских. @xewrtm7