20.04.2024
Quake III Arena game cover art logo wallpaper

Как настроить Quake III Arena из Steam: разрешение экрана, FOV, графика, FPS

Игра Quake III: Arena – это классический представитель жанра шутеров от первого лица, разработанный студией id Software на собственном движке id Tech 3 и изданный компанией Activision в 1999 году. Он стал третьей частью серии игр Quake, и отличается, в первую очередь, своей PvP направленностью – в ней игроки сражаются друг против друга в различных многопользовательских режимах.

Геймплей Quake 3 сосредоточен на быстрых и динамичных сражениях. Игроки должны перемещаться по карте, собирать оружие и боеприпасы, аптечки и броню, следить за таймингами респаунов айтемов, контроллировать точки и метко стрелять. Среди режимов есть Free For All (Deathmatch, каждый сам за себя), Team Deathmatch (сражения команд за фраги), Capture the Flag (Захват флагов, командный). Главный режим, который ценится и по сей день – Tournament (Дуэль “1 на 1”).

Дуэль Полосатого против Keep3r на pro-q3tourney4 в рамках PTS Cup. Minsk, Belarus в 2002 году

Среди представленного оружия имеются: пила (наносит мощный дамаг в ближнем бою), автомат-пулемёт, дробовик, лайтнинг-ган (или шафт, стреляющий потоком электричества), плазма-ган (стреляющий сгустками плазмы), рэйлган (“рельса”), рокет лаунчер (ракетница), гранатомёт и гроза всех квейков – БФГ (в этой части она стреляет так же сгустками разрушительной мощной энергии).

Помимо мультиплеера в игре предусмотрен и одиночный режим, который проводит игрока по всем картам, знакомит с основными игровыми механиками, с оружием и паверапами, а так же тренирует игрока к PvP режимам.

В 1999 и в нулевых игра продавалась исключительно на CD. 19 августа 2005 года id Software опубликовала исходные коды движка игры (версия 1.32) под лицензией GNU General Public License, как это было с движками Wolfenstein 3D, Doom, Quake и Quake II. В 2007 году игра была опубликована в Steam, где версия 1.32 доступна для покупки и по сей день.


Как же сыграть в эту легендарную игру, в Quake III: Arena из Steam (или GOG), но с поддержкой широкоформатных экранов, современного Windows 10/11, и прочих технических требований? Рассказываем.

Как настроить разрешение Full HD, 2K, 4K в Quake 3?

  • Откройте папку с установленной игрой. Если у вас Steam версия и вы не знаете в какой папке игра установлена, то нажмите на ней правой мышкой в библиотеке игр. Далее выберите пункт “Свойства” и в открывшемся окошке выберите слева пункт “Локальные файлы“, а затем справа кнопку “Обзор” – откроется папка с игрой на вашем жестком диске в Windows Quake III Arena“. Стандартно эта папка находится в C:\Program Files (x86)\Steam\steamapps\common\Quake 3 Arena
  • Идём в папку \q3base и находим в ней текстовый конфигурационный файл q3config.cfg. Откройте его при помощи Блокнота (я использую, кстати, лучший и бесплатный Notepad++, который не портит вёрстку и кодировку любых файлов и с ним удобно редактировать любые конфиги, не говоря уж о различных html, php, css, и другие прогерских файлах).
  • Через поиск по документу (нажмите Ctrl+F) ищем такие строки и вставляем туда свои значения разрешения (в моём случае – это 2К монитор 2560х1440):
    • seta r_customheight “1440” (высота)
    • seta r_customwidth “2560” (ширина экрана)
    • seta r_mode “-1”
  • Жмём сохранить файл, запускаем игру, и видим, что всё ок.
image game art logo

Как настроить FOV в Quake 3?

В том же файле q3config.cfg ищем строку и прописываем нужное значение. У меня 120:

  • seta cg_fov “120”

Жмём сохранить файл.


Как настроить ограничение кадров FPS (frames per second) в Quake 3?

В том же файле q3config.cfg ищем строку и прописываем нужное значение. У меня 164 (как герцовка на мониторе):

  • seta com_maxfps “164”

Если установить значение “0” – то кадры будут работать без ограничения. Жмём сохранить файл.


Стоит отметить, что все эти команды можно сразу вносить в игре через консоль. Запускаете Quake III: Arena. В главном меню нажимаете на клавиатуре значок тильды ~ (`), как правило, он размещается слева от цифры 1. И вводите команды через слэш:

  • \r_customheight 1440
  • \r_customwidth 2560
  • \r_mode -1
  • \cg_fov 110
  • \com_maxfps 164

Чтобы не вводить всю фразу полностью, можно ввести только её начало, например \r_ и нажать кнопку TAB – консоль предложит варианты продолжения команды и вы можете выбрать нужный, чтобы не вписывать её вручную.


Как настроить дизайн выстрелов шафта и рейлгана:

Запускаете Quake III: Arena. В главном меню нажимаете на клавиатуре значок тильды ~ (`), как правило, он размещается слева от цифры 1. И вводите команды через слэш

  • \cg_trueLightning 1: эта команда “сглаживает” ось шафта. При активации true lightning ось всегда совпадает с перекрестием, что исключает прерывистый луч при перемещении мыши с настройками по умолчанию.
  • \cg_oldRail 0: это команда для получения классической направляющей рэйла (с цветными кольцами, окружающими основной луч). Два цвета можно изменить с помощью параметров \color1 # и \color2 # (где # – целое число от 1 до 8).
  • \cg_oldRocket 0: сменить стиль ракеты

Если вы накосячили с настройками Quake III: Arena и хотите всё сбросить – просто зайдите снова в папку игры \Steam\steamapps\common\Quake 3 Arena\q3base и удалите q3config.cfg.

После этого запустите игру снова и конфигурация сброситься на дефолтную, создав стандартный q3config.cfg в папке \q3base.


Также рекомендую сохранить свой q3config.cfg в папку \q3base отдельным файлом, назвав его удобным названием, например belongplay.cfg и в случае, если у вас что-то где-то слетит из за внутренних настроек, через саму игру, то вы сможете открыть консоль в игре (~) и ввести \exec belongplay.cfg, чем загрузите свой отдельный конфиг со всеми его настройками.

В нулевых мы обязательно сохраняли свои конфиги в папке под своими никами, так как иногда приходилось передавать комп своим друзьям, братьям и так далее, а у каждого игрока были свои настройки управления, чувствительности мышки, никнейма, модельки персонажа, и настроек графики. Так через команду \exec *.cfg в консоли можно было моментально подгрузить своё и не терять время.


Где скачать и как установить OSP на Quake 3?

OSP (Orange Smoothie Tourney) – это одна из самых популярных модификаций для игры, которая берет свое начало еще с Quake II и широко используется для проведения чемпионатов и по сей день. Этот мод позволяет быстро и легко настраивать и оптимизировать игровые серверы. Он также поддерживает множество новых консольных команд и функций, включая судейские. Это мечта для тех, кто занимается созданием конфигураций.

Матч Agent против Quad3r на карте ZTN3Tourney1 в Quake 3 OSP (28/02/2011)

После каждого матча, пользователю предоставляется полная статистика, включая информацию о точности стрельбы из различного оружия и общий нанесенный урон. В дополнение к этому, пакет включает в себя небольшое, но полезное приложение под названием OSP Config Generator, которое позволяет создавать конфигурации для различных модов в кратчайшие сроки. Все, что вам нужно сделать, это разместить флажки, выбрать переменные, и вы получите готовый конфиг.

Скачать мод OSP можно с официального сайта.

  • Жмём на сайте “Download version 1.03a of OSP Tourney for Q3A” и качаем архив osp-Quake3-1.03a_full.zip – это архив со всеми файлами конфигурации и картами
  • Открываем архив через 7zip или Winrar, видим внутри папку “osp” – распаковываем его в корень установленной игры (в \Steam\steamapps\common\Quake 3 Arena\)

Этот мод OSP добавляет в оригинальную игру Quake3 много функций:

  • Улучшенный режим игры в матче, использующий “готовность игрока” (через команду \ready) для принудительной синхронизации матчей (все режимы игры).
  • Дополнительный режим игры: “Клановая арена”, который во многом похож на популярный мод RocketArena для Quake.
  • Настройки игры “Challenge Pro Mode” (CPM) для ускорения игрового процесса. Этот набор функций доступен во всех типах игр.
  • Легко настраиваемые модификации на стороне клиента, которые позволяют манипулировать HUD, улучшенную аутентификацию клиента, автоматическую запись демо и скриншотов и т.д.
  • Многопользовательское наблюдение. OSP позволяет зрителям одновременно просматривать экраны нескольких игроков! Звук включен =)
  • Дополнительный режим просмотра: ViewCam. Этот режим позволяет просматривать игру в более кинематографичной манере, чтобы лучше прочувствовать действие.
  • Обширная внутриигровая статистика игроков и матчей, уникальная для каждого режима игры (FFA, 1 на 1, Team DM, CTF и ClanArena).
  • Определяемые на стороне сервера “отличительные знаки”, которые можно размещать по всему уровню, на основе каждой карты. На каждой карте можно разместить до 16 пользовательских графических элементов и всего 32 отличительных знака.
  • Множество улучшений от превосходного мода Q3Comp.
  • Дополнительные зрители-“тренеры”, которые могут разговаривать с членами команды, отдавать команды от их имени и просматривать всех членов команды, что позволяет проводить матчи в истинно тренерском стиле.
  • Гибкий механизм “фильтрации”, позволяющий администраторам отказывать игроку в доступе на основе имени, IP-адреса или пароля. Также позволяет осуществлять “резервирование” игроков (имя/адрес /пароль).
  • Высокоразвитая и настраиваемая система голосования.
  • Надежная система создания динамических списков карт, которая учитывает количество игроков и позволяет изменять любые настройки сервера при загрузке новой карты.
  • Окно статистики игрока для быстрого просмотра эффективности игрока.
  • Голосование в режиме конфигурации, где игроки могут голосовать в новых режимах сервера, поддерживаемых их собственными конфигурациями сервера.
  • Возможности удаленного администрирования с множеством доступных команд.
  • Возможности капитана команды для управления командой и ее игроками.
  • Поддержка цвета кожи для головы, туловища и ног. Все три могут быть разными! Доступно 10 цветов для каждой секции.
  • Возможность команд “блокировать” зрителей, чтобы предотвратить выдачу стратегии и возможности обмана с помощью механизмов голосовой связи через интернет.
  • Возможность следить только за красной или синей командой.
  • Автоматические общедоступные переменные сервера, которые обновляются в зависимости от игрового процесса. Текущую информацию о матче, такую как оставшееся время, результаты команд (если доступно) и т.д., можно увидеть в окне информации о сервере с помощью таких утилит, как GameSpy, когда сервер “обновляется”.
  • Очень гибкие возможности режима овертайма.
  • Серверные “тайм-ауты” для игры в матче, позволяющие сделать паузу в действии (вызываемую капитанами команд или судьями).
  • Доступен настраиваемый (опционально) крюк для захвата.
  • Полный запрет на использование предметов / усилений (не зависит от карты).
  • Возможность замены предметов (независимо от карты).
  • Дополнительная настройка режима “skunk” для матчей 1 на 1. Эта настройка позволяет сделать достойный ремейк RocketArena 1 на 1.
  • Исправление на сервере для командных игр q3tourney3.
  • Настраиваемая поддержка MOTD для конкретного сервера, отображаемая клиентам.
  • Настраиваемая серверная графика для отображения клиентам.
  • Опциональное удаление элементов для TDM/CTF.
  • Опциональная система брони Q2.
  • Настраиваемая клиентом настройка lightning gun для лучшего “ощущения” ее использования в условиях задержки.
  • Возможность выдавать оружие / боеприпасы игрокам при каждом возрождении.
  • Возможность указать стартовое оружие для игрока.
  • Дополнительная информативная регистрация.
  • Исправлено множество ошибок в игре с идентификатором по умолчанию (включая пропущенные звуки).

Как установить русский язык (русификатор) для Quake III: Arena

Архив с русификатором можно скачать с любого из ниже представленных облачных дисков:

В архиве будет два пака zzpak_russian.pk3 и zzpak2_russian.pk3. Распаковываем содержимое в каталог игры по пути …\Steam\SteamApps\common\Quake 3 Arena. Вот и всё, теперь текст и звук на русском языке. Не знаю зачем оно вам надо, конечно, оригинальная озвучка и так великолепна (и легендарна), а тексты можно разобрать и без словарика. Если вы хотите сохранить оригинальную озвучку – удалите zzpak2_russian.pk3 из Quake 3 Arena\q3base, у вас останутся переведенными на русский только тексты.


Мод движка с текстурами повышенного разрешения и улучшенным качеством звука – ioQuake3

ioquake3 – это обновленный движок для запуска Quake III (и его модов), позволяющий отображать улучшенные текстуры. Работает с другими модами.

Геймплей ioquake3 в 4К и 60 кадров в секунду (2018)
  • Загрузите архив ioquake3 с официального сайта.
  • Распакуйте архив release-mingw64-x86_64.zip с помощью WinRAR или 7zip в вашу базовую папку установки Quake 3 Steam (обычно C:\Program Files (x86)\Steam\steamapps\common\Quake 3 Arena).
  • Для установки новых файлов PK3 убедитесь, что вы нажали “Да”, чтобы заменить уже существующие файлы.
  • Теперь переименуйте в папке с игрой файл “quake3.exe” в “quake3_original.exe”, а “ioquake3.x86_64.exe” в “quake3.exe”.
  • Таким образом запуск игры из Steam будет сразу запускать игру на движке ioquake3.

Качество для 2К – отличное!

2 thoughts on “Как настроить Quake III Arena из Steam: разрешение экрана, FOV, графика, FPS

  1. Я не понял как забрать игру, на акк зашёл, на трансляцию зашёл, а где игру достать? нужно скачивать их лаунчер? (обязательно?) ибо с самого сайта если зайти на страницу игры, она там стоит шекели, нет плашки “бесплатно”. В истории транзакций игры не появилось

    1. Нужно скачивать “их лаунчер” и в нем в разделе “Все игры” выбрать Quake

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.