Есть такой жанр аркадных стрелялок - shooting gallery или по-русски "тир". У игрока есть статичный или динамично скролящийся экран, на котором появляются разнообразные мишени, а задача играющего - наводить на них прицел или курсор (геймпадом или мышкой) и метко стрелять. В этом жанре выходили игры и на аркадных автоматах, и на 8-ми, 16-ти и на 32-битных консолях, и на ПК, и на более современных поколениях игровых платформ (ShootOut, Operation Wolf, House of the Dead, Time Crisis - список игр довольно внушительный).
В какой-то период этот жанр стал очень популярным среди флэш-игр, на фоне чего пара немецких разработчиков Инго Месше (Ingo Mesche) и Фрэнк Землински (Frank Ziemlinski) в начале 1998 года, в рамках работы над проектом рекламы виски Johnnie Walker для агентства Art Department в студии Witan Studios, состряпали простенькую игру. Её прототип был представлен летом 1998 года разработчиками на голландской демосессии Bizarre '98 в категории "PC Demo" под рабочим названием KippenSchieten.

В октябре 1998 года она вышла в релиз под вывеской Moorhuhn в ограниченном формате и устанавливалась на ноутбуках в некоторых барах, где промоутеры одевались как охотники на птиц и предлагали посетителям сыграть. Игра не предназначалась для дальнейшего распространения, но она была по-тихому и незаконно скопирована и опубликована в сеть для скачивания на частных веб-сайтах. Первоначальное недовольство издателя по этому поводу утихло после того, как игра начала получать массу положительных отзывов в популярных СМИ и спрос на неё вырос в геометрической прогрессии.
Эта стрелялка имела супер-простой геймплей. Игроку даётся 90 секунд и неограниченное количество патронов. Его задача - набрать как можно больше очков, стреляя по летающим "безумным курицам". Чем дальше они находятся, тем больше дают очков. Особый шарм игре придавал реалистично отрисованный задник, изображающий сельскую местность где-то в Шотландии, а также забавные модели куриц и интерактивных моделей.
Название было придумано от совмещения двух немецких слов: «moor» (переводится как «болото») и «huhn» («курица»). То есть "болотная курица". А главным персонажем игры является цыплёнок по имени Морхухн Джонс.
К началу 1999 года проект игры была официально выпущен для скачивания от лица Art Department и издательства Phenomedia. Сперва он сыскал популярность в немецкоязычной Европе. Доходило до того, что СМИ стали называть игру угрозой для прибыли компаний из-за того, что сотрудники тратили на неё избыточно много времени из-за доступности и лёгкости распространения (размер оригинального файла игры составлял всего около 2 МБ, что позволяло отправлять её даже по электронной почте). 23 декабря 1999 года из игры убрали брендинг и она вышла в коммерческий релиз, получив международное название The Original Crazy Chicken Hunt или Moorhen - Chicken Chase.

В России игру тиражировали на разных сборниках "Мини-игр" на дисках, а также раздавали во всяких ICQ, mIRC, Strong DC++, форумах и сайтах. Наверняка вы тоже играли в "МУРХАХН" или "МОРХУХН".
"Наш первый "трюк". Эта безобидная игра привела к тому, что все закрутилось. И все же начало было таким невинным. Чтобы прорекламировать бренд спиртного, несколько молодых людей вооружились ноутбуками и отправили ничего не подозревающих посетителей пабов на специально разработанную охоту на куропаток. Сотни поклонников игры быстро превратились в несколько миллионов благодаря Интернету. В первой игре серии было все самое необходимое. Резюмировать несложно: охотник перед экраном должен подстрелить как можно больше куропаток за 90 секунд. За это начисляются очки. Вот и все. Просто, но эффективно!"
Описание The Original Crazy Chicken Hunt (1999) на официальном сайте игры
В 2000 году выходит продолжение - Crazy Chicken 2 (Moorhuhn 2). В ней были сохранены геймплейные механики оригинала, но была изменена локация и появилась возможность стрелять по различным скрытым объектам для получения дополнительных очков, что сопровождалось весёлыми анимациями и радостью от их нахождения. Это нововведение позволило авторам создать целое сообщество, которое боролось за получение максимального количества очков, путём нахождения и выбивания всех секретов и отстрела всех самых сложных болотных курочек.

Эта тенденция позже перешла и в Crazy Chicken 3 (Moorhuhn 3), где игроки вели охоту в живописных пейзажах у моря. И в Crazy Chicken Wanted с её Диким Западом. И в Crazy Chicken Pirates с её пиратским вайбом. И в других частях серии Moorhuhn, которые придерживались рамок жанра тира. В более поздних версиях также появились такие элементы, как более широкий ассортимент врагов (целей), бонусные игры после успешного раунда, несколько уровней и прочие нововведения.

Но популярность Безумной Курочки не давала покоя Phenomedia, как и то, что они не хотели держаться в рамках одного жанра, выпуская раз в год рескины оригинальной игры. Они начали работать в других жанрах, так в серии появились 2D-платформеры серии Crazy Chicken Jump'n Run, пойнт-и-клик адвенчуры серии Crazy Chicken Adventure.

Отдельного упоминания достойно ответвление серии Crazy Chicken Kart (Moorhuhn Kart).
Первая часть в ней вышла в 2002 году на ПК и первой PlayStation и по своей сути представляла собой аркадные 3D-гонки в стиле Mario Kart. Игроки могли выбрать одного из пяти персонажей серии оригинального шутера Moorhuhn и гонять на картах (микролитражных гоночных автомобильчиках с двухтактным мотоциклетным двигателем без кузова), используя десять вариаций подбираемых бонусов, на пяти разных трассах, расположенных в разных точках мира.
"Пришло время для полномасштабных гонок в трёх режимах. В Moorhuhn Kart можно не только отправлять рекорды в онлайн-таблицу, но и обмениваться с соперниками своим заездом при помощи фантомов."

В игре были представлены режимы Гран-при, Time Trial, Режим с разделённым экраном и Гонки с призраками.
В 2003 году выходит расширенная версия Moorhuhn Kart Extra c 5 новыми трассами. А в 2004 полноценное продолжение Moorhuhn Kart 2 на ПК. В нём участвуют те же персонажи, что и в Kart Extra, плюс два новых гонщика, используется совершенно новый движок с более выразительной графикой, добавлено восемь новых трасс и предметов, а также полностью переработан выбор режима.

В 2007 году Phenomedia выпускают на ПК Moorhuhn Kart 3. В этой части добавлены восемь новых трасс, посвящённых путешествиям во времени. Существенно переработан список персонажей и транспортных средств, а также добавлены новые режимы (в том числе многопользовательский онлайн) и препятствия на трассах. Количество гонщиков в матче уменьшено с шести до пяти.

"Уроки истории с изюминкой. Безумный Цыплёнок мчится по страницам мировой истории на своём карте: от каменного века до далёкого будущего. Конечно, его друзья тоже участвуют в гонке, соревнуясь друг с другом на 8 новых сложных трассах. Гоночная игра, которая войдёт в историю!"
Из описания на официальном сайте
И действительно игра вошла в историю. На столько, что прямое продолжение мы увидели лишь спустя 18 лет! Да, в серии еще выходили Moorhuhn Kart Thunder на ПК и Moorhuhn Star Karts на Nintendo DS в 2008, но на этом и всё - долгое долгое затишье.
13 марта 2025 года оно прерывается, ведь на ПК в Steam, а также на консолях Nintendo Switch и PlayStation 4/5 состоялся релиз Moorhuhn Kart 4. За разработку долгожданного продолжения взялась студия Korion Games (авторы Sven – Completely Screwed, Crazy Chicken Xtreme, Alien Escape, My Life – Riding Stables 3 и многих других проектов), а издателем выступили компания старожил индустрии Markt+Technik.
Четвёртую часть игры создавали с ноля, с абсолютно новыми визуальными эффектами, игровой механикой и кроссплатформенным мультиплеером.
Moorhuhn Kart 4 - это не столько возвращение на уже знакомый гоночный трек, сколько совершенно новое приключение. Сложные продуманные трассы, яркие персонажи и множество сюрпризов — это не ремейк старой классики, а совершенно новый опыт как для фанатов Moorhuhn, так и для любителей картинговых гонок.
Каждая трасса полна уникальных испытаний, скрытых коротких путей и ярких деталей. От троп в джунглях до ледяных склонов и луга Свена Бомвеллена - каждая трасса была спроектирована таким образом, чтобы показать все лучшее, что есть в современном картинге.
Настройте свой карт, его колёса, кузов и двигатель, чтобы добиться наилучших характеристик, а также максимально эффективно использовать вовремя подобранные бонусы и продуманные маневры. Moorhuhn Kart 4 с разнообразными режимами для одиночных заездов и безумной многопользовательской игры обещает увлекательный и быстрый экшен для всех.
Благодаря совершенно новому игровому процессу и визуалу Moorhuhn Kart 4 — больше, чем просто ностальгический образ. Это совершенно новое гоночное приключение.
Захватывающий гоночный опыт с множеством новых функций и режимов: онлайн-гонки на 8 игроков, локальный ко-оп с разделённым экраном для 4 человек, одиночные режимы или Гран-при с ИИ, 12 сложных трасс по знаковым местам Морхухна, 12 уникальных подбираемых бонусов — от классических, вроде «Гири в 16 тонн», до новых, и 8 персонажей, включая летучую мышь Миднайт.
Новую игру серии оценят и поклонники ретро, которые не могут устоять перед очарованием обновленной классики; и ветераны Moorhuhn, которые никогда не устают наблюдать за своими любимыми пернатыми друзьями в действии; и любители картинга, стремящиеся к идеальному дрифту; и ваши друзья, которым нравится в шутку бросать друг в друга всякие забавные предметы; и семьи, которым хочется посмеяться в диванном кооперативе; и, конечно же, новые фанаты, готовые погрузиться в хаотичный мир Болотной Курицы.
играл в мурхахн, у нас на болванке пацаны приносили в школе, давали друг другу))