Привет, берлога! На связи Senior Hulio. Около года назад в свет вышла новая игра серии Metro – Exodus или Исход, которую как оказалось многие ждали, но я был не из этих людей, ведь первые две части франшизы прошли мимо меня. Помню, когда учился в институте, одногруппники обсуждали и книги Глуховского, и игры 4A Games, но книги мне казались бульварным чтивом, а игра попыткой подражания одной из моих самых любимых серий игр Half-Life, которая и сейчас актуальна как никогда, ведь в скором времени должна выйти надежда VR индустрии в лице Half-Life Alyx. И тут на Nintendo Switch вышел сборник Metro Redux (впрочем именно сборником он вышел только на картриджах, а в Eshop можно приобрести каждую игру отдельно), который включает в себя две первые части трилогии Metro 2033 и Metro: Last Light, ну чем не повод познакомиться с серией?
Metro 2033
Первая часть серии начинается с монолога главного героя, который кратко вводит нас в курс дела. Была ядерная война, большинство жителей земли погибло, а остатки влачат жалкое существование под землей в тоннелях московского метрополитена. Поверхность же не пригодна для жизни и по ней снуют полчища мутантов. Игра начинается с последней миссии, где нам предстоит добраться до Останкинской Башни, но прерывается на середине замеса со стаей мутантов и отсылает нас к самому началу (довольно избитый прием даже для 2010-го). Игроку нужно проделать свой путь от станции ВДНХ к Полису (не все станции соответствуют названиям станций московского метрополитена) и предупредить всех о надвигающейся угрозе.
В Metro 2033 много мелких деталей создающих и подчеркивающих русский/советский колорит, но сами станции и районы на поверхности лишь отдаленно напоминают свои прототипы. Мне понравилась гнетущая атмосфера тоннелей и эпизоды с мистикой, но необходимость часто использовать противогаз на поверхности и искать для него фильтры больше подбешивала, чем добавляла антуража и не давала в полной мере насладиться исследованием локаций. Воспоминания о прерывистом дыхании и кашле Артема до сих пор заставляет меня сморщиться. В итоге главным противником в игре для меня стал пресловутый противогаз.
Вся игра сплошь и рядом выстроена на корридорных скриптах, поэтому шаг влево, шаг вправо и ты уже труп, снова ждешь загрузки с чекпоинта, а автосейвы иногда происходят в момент, когда у тебя уже почти закончился фильтр. Иногда практически приходилось спидранить игру и хоть мне и показалось, что я провел в ней часов 8, но упрямая статистика на консоли утверждает, что всё прохождение заняло у меня чуть более 5 часов (cудя по данным сайта «how long to beat» среднее время прохождения составляет около 9 часов). На фоне проблем с дыханием сложность самой игры в разных режимах ощущается меньше и сам выбор сложности в игре показался мне неоднозначным т.к. состоит из двух отдельных пунктов, что может привести игрока в замешательство.
Режим стелс тоже не произвел особого впечатления, реализовано все довольно примитивно и хоть я и вырубал порой противников по тихому, но ставить себе это целью я бы не стал, и тем меня больше удивило, что на прохождение по стелсу завязана, так называемая, «хорошая концовка». Впрочем «плохая концовка» является каноничной и если вы собираетесь проходить потом вторую часть, то именно она вам и нужна, а хорошую не составит труда найти на YouTube, проходить ради этого игру во второй раз явно не стоит.
Metro Last Light
Вторая часть серии является прямым продолжением сюжета первой части (если вы проходили на «плохую»/каноничную концовку) и следует всем заветам типичного сиквела: больше экшена, больше взрывов, больше сюжета.
Вообще к главным достоинствам как первой, так и второй части игры стоит, конечно же, отнести сюжет, так как мир метро и правда захватывает своей загадочностью. Но, к сожалению, благодаря появлению большего количества экшена, гнетущая атмосфера первой части была отчасти утеряна, и если первую часть можно считать боевиком с элементами хоррора (ужастика), то вторая часть смещает упор в пользу стелс экшна.
В стремлении нарастить “обороты” разработчики зашли довольно далеко и добавили в игру женскую грудь, причем даже не одну, но к моему сожалению в версии для Nintendo Switch все груди были закрыты лифчиками! Насколько мне известно, версия для Switch – это единственная версия игры, которая подверглась цензуре. Мне не до конца понятно такое решение, ведь, например, третий Ведьмак чувствует себя отлично на Switch и безо всякой цензуры, а Метро и без пары коричневых пикселей довольно жестокая, взрослая игра.
Помимо этого разработчики вновь решили сделать хорошую и плохую концовку, только на этот раз всё усугубляется еще и тем, что именно хорошая концовка ведет к сиквелу Metro Exodus, а чтоб ее получить – вам нельзя убивать врагов и придется проходить игру по большей части по стелсу! Так же в Last Light появляется новый персонаж – Анна, которая впоследствии станет ключевым героем Metro Exodus. Но в этой части персонаж прописан крайне плохо и в самом начале игры вызывает даже некоторое отвращение, что не очень вяжется с ее поведением в дальнейшем. Как итог – Metro Last Light понравился мне чуть меньше, чем Metro 2033. Стоит еще отметить, что я играл в обе части и на Switch, и на Switch Lite. Когда игра только вышла в релиз – на Lite версии консоли не работало моушн прицеливание. Однако прямо перед тем как я уже закончил вторую часть вышел патч, который, как оказалось, исправил этот недостаток и теперь прицеливание работает нормально на любой версии приставки (специально запустил и проверил первую часть тоже).
Итог по Metro Redux
До этого момента я постарался обойтись без сильных спойлеров, но подводя итоги мне всё-таки придется чуток спойлернуть, так что если вы еще не играли в эти игры, то может быть вам стоит пропустить следующий абзац, впрочем я лишь слегка коснусь сюжета.
В Metro присутствует то ли раса пришельцев, то ли мутантов, которых называют черными и именно они судят поступки главного героя, но проходя Last Light я старался действовать в основном положительно, пощадил своих главных врагов, когда у меня был выбор, и убивал тоже далеко не всех – маленький черный сказал мне, что он это запомнит, но судя по концовке он так ничего и не запомнил… =) Когда я решил посмотреть другую концовку на YouTube, я наткнулся на множество комментариев, где люди жаловались, что даже пройдя игру полностью по стелсу, они получали плохую концовку, а некоторые советовали например поиграть на гитаре в первой локации и послушать определенные разговоры незначительных для истории персонажей игры до конца, чтоб получить хорошую концовку, так что с концовками в этой серии игр – беда.
Помимо этого если сравнивать Metro с Half-Life, которой явно вдохновлялась студия 4A Games, то лично у меня не возникает никаких вопросов в превосходстве творчества Valve. В Metro Redux стоит сыграть ради сюжета и после прохождения Redux я приобрел Metro Exodus для PS4, чтобы узнать конец истории.
К техническому исполнению на Switch у меня нет особых претензий, всё таки оригинальная игра вышла 10 лет назад, сиквел в 2013-м году. Редакс версии посетили все платформы – и ПК (Steam) и Playstation c Xbox в 2014-м. Движок настолько за это время “обкатан”, что выдает стабильный фпс, особых фризов и багов на Nintendo я не обнаружил. Вполне достойно своей стоимости!
Спасибо за прочтение, берлога, играйте в хорошие игры!