Уже более 10 лет игры от студии From Software крепко ассоциируются с одной конкретной серией. Серией Souls, куда многие также причисляют и Bloodborne, и Sekiro, и даже ещё не вышедший Elden Ring. Из-за этого «Фромов» обвиняют в однообразности и самокопировании. Конечно, когда последние 6-7 выпущенных игр выглядят плюс-минус схоже, сложно поверить, что разработчики выпускали разнообразные игры со смелыми идеями – а ведь это было, вот только эти игры и близко не подошли к успеху серии Souls.
Сегодня речь пойдёт об одной из самых безумных игр от From Software, где есть место карточной игре со сбором колоды, изометрическому экшену, где нужно вовремя использовать секунду анимации бессмертия, коллекционированию и эволюции своих карт, будто это покемоны. Всё это – Lost Kingdoms, эксклюзив консоли Nintendo GameCube, известный в Японии как Rune. Вышла игра в 2002 году, издавалась в Японии силами самих From Software, а за пределами страны – Activision.
Приятного просмотра, берлога:
Если вам лень смотреть видео-обзор и хотите почитать, то пожалуйста, приятного чтения:
История Lost Kingdoms рассказывает о королевстве Аргвилл. Принцесса по имени Катя (хотя имя вы можете ввести сами) долгое время ждёт своего отца-короля. Он лично повёл армию бороться с чёрным туманом – магической субстанцией, что способна уничтожить всё живое. Кате же приказано в случае атаки бежать из замка и сохранить рунический камень. Как вы понимаете, атака всё же случилась и Катя коснулась рунического камня. Тот дал Катерине силу – теперь она с помощью карт способна призывать различных монстров и демонов, чьи души в этих самых картах и заточены.
Прикосновение Катерины к руническому камню пробудило некую силу, которая всё это время была внутри неё, и на это событие среагировала таинственная старушка по имени Гурд. Она поясняет, что рунический камень выбрал Катю, и теперь лишь она способна победить чёрный туман. Конечно, Гурд надеялась, что сила пробудится в каком-то мощном воине, а не милой принцессе, но приходится работать с тем, что имеешь.
Гурд успешно обучает Кэтрин, и та отправляется в путешествие. Ей предстоит найти отца, узнать о соседнем королевстве и постигнуть прошлое как собственного королевства, так и всего человечества.
Сила From Software (на мой скромный взгляд) – в геймплее. Рука людей, что через несколько лет создадут Demon’s Souls, чувствуется, и я даже не об интерфейсе игры. Его узнают все фанаты «темнодушья». Героиня хоть и не может сражаться сама, но должна уметь выживать. В этом помогает временное бессмертие при единственном доступном Кате действии – броске карты. И нет, это не баг или абуз-механика, игра сама рассказывает об этом и говорит, что это поможет выжить.
На этом спектр действий самой Кати заканчивается, и начинаются возможности карточной боевой системы. Карты бывают трёх типов: карта атаки, карта призыва на поле миньона и карта призыва миньона вместо героини. Карты атаки предлагают различные анимации ударов: от ледяного луча и столбов огня до самого простого удара мечом перед собой. Такие карты тратятся не сразу – иногда в одной карте всего две атаки, а иногда до четырёх.
Миньоны для призыва тоже абсолютно разные: какие-то не умеют драться и просто усиливают ваши атаки или союзных монстров, какие-то дерутся, используя разнообразные анимации, а какие-то агрят врагов на себя. Они тоже тратятся не сразу – сила карты потихоньку тает со временем, а если существо получит урон от врага, то исчезнет куда быстрее.
Ну и последние – карты, заменяющие собой героиню. Там есть существа, которые лечат героиню или восстанавливают часть использованных карт, есть существа, которые делают атаку по области со статус-эффектом, а есть огромные монстры (драконы, например), наносящие такие же огромные повреждения. Эти карты используются лишь один раз, после чего исчезают – считайте их своей ультой.
Вы можете собрать сотни карт, сделать несколько колод, но на миссию вы выходите только с одной конкретной колодой из 30 карт, поэтому важно понимать, что брать с собой. Всё дело в том, что боевая система работает по принципу «камень-ножницы-бумага», что используется во многих играх, например, в серии Fire Emblem. Карты делятся на четыре стихии: огонь, вода, земля и почему-то дерево.
Дерево бьёт камень, камень бьёт воду, вода бьёт огонь, а огонь бьёт дерево. Это не значит, что вода не способна нанести урон дереву, но огонь будет в разы эффективнее, а карты после использования исчезают, поэтому будет крайне глупо потратить две водные карты на деревянного монстра вместо того чтобы уничтожить его одной огненной. Элемент вашей карты отражается рамкой, а вот у врагов он чётче обозначен иконкой стихии.
Всего для действия в бою здесь и сейчас доступны четыре карты – это ваша «рука». Но, если вам какая-то в данный момент не подходит, вы можете её скинуть на дно колоды, и вместо неё в руку приходит новая. Скинутая карта не будет доступна до конца битвы.
Всё это обилие механик реально работает и создаёт невероятное разнообразие геймплея. Можно создавать балансную по стихиям колоду, можно отыгрывать Катю-самонера и сражаться только с картами призыва, можно выбрать подходящие вам карты атаки и пару годных ультимейт-карт, если вы не хотите зависеть от искусственного интеллекта, который может застрять в преграде.
Ни Катя, ни её карты не получают новые уровни и не прокачивают свои характеристики. Однако карты накапливают опыт. Он тратится либо на создание дубликатов карт (если вам понравилась какая-то конкретная и вы хотите чаще её использовать), либо на их трансформацию в совершенно новую карту. Трансформация не всегда означает «эволюция». Иногда это довольно посредственная трансформация, даже в слабую сторону, а иногда слабенькое огненное существо превращается в здоровенного огненного дракона, и вам открываются новые возможности в бою и новые комбинации для колоды.
Но чем мощнее существо, тем больше оно требует сил от Кати. Для использования карт тратятся магические кристаллы, пополнить их можно атакуя врагов. Сначала их запас – всего 10, но в конце дойдёт до 30-ти. Откуда, если Катя не прокачивается? Это происходит сюжетно, когда героиня находит новые рунические камни. При этом вы вполне можете набрать кучу опыта для одной карты, трансформировать её в нечто мощное, а вот кристаллов-то нет!
На помощь приходит ваше здоровье. Да, если вы потратили кристаллы, и вам их не хватает для использования карты, потратится ваше хп. Это может как перевернуть бой в вашу сторону, так и сыграть против вас. Потому что, как вы понимаете, боевых ситуаций может быть десятки, и где-то ваша тактика окажется невероятной имбой, а где-то ни черта не сработает, и после поражения придётся пересобрать колоду.
Кстати, о колоде. Где карты-то новые брать? О, тут тоже много вариантов! Стартовую колоду вы получите на старте. Позднее карты будут находиться в некоторых сундуках, разбросанных на уровне, ещё их можно будет купить у женщины по имени Гурд, которая помогает вам освоиться с приобретёнными силами и держит лавку, где можно купить-продать карты, копировать и эволюционировать. Также на миссиях спрятаны красные феи. Они дают игровые советы, иногда реально полезные, а затем оседают у вас в карманах. Но после совета от них пользы никакой, зато есть учёный Александр, который их собирает и отдаёт взамен редкие карточки. Больше фей – круче карта. Ну и куда ж без казино – в конце уровня вы можете открыть от 1 до 3 случайных карт. Зависит это от рейтинга прохождения: если мало получали в лицо и использовали минимум карт – откроете три, если же кое-как доползли до финала, то тут уж не обессудьте. Там почти всегда спрятана одна топовая карта, но даже с тремя попытками поймать её сложно.
Учитывая, что в колоде может быть лишь 30 карт, нет никакого смысла держать сотню мусорных картонок. Всё, что можно с ними сделать – это продать в магазине у Гурд за золото, а потом за то же золото покупать такие же слабенькие карты. Увы, самые редкие картонки Гурд не продаёт. Лишние карты даже в экспу нельзя превратить, что обидно. Ибо прокачка тут работает таким образом: весь опыт с убитого монстра получает та карта, что нанесла финальный удар. То есть если вы сражаетесь двумя картами-самонами, то даже если одна из карт полностью надамажила врага, а вторая нанесла лишь один удар, но убивший вражину, то всё – фраг состилен. Надамажившая карта не получает ничего.
Мешает ли это? На самом деле – нет. В то время в From Software ещё не сильно угорали по сложности, поэтому, даже если вы проиграли, и вам придётся начать задание заново, накопленный опыт с проваленной попытки сохраняется. Даже не надо искать свой труп с оставленными душами!
Наверное, всё это звучит так, будто Lost Kingdoms – недооценённый шедевр. Что ж, на мой взгляд, так оно и есть. Но почему же тогда, даже когда изредка кто-то вспоминает о прошлых заслугах From Software, то упоминают King’s Field или Armored Core, а не Lost Kingdoms?
На релизе игровой прессе того времени не понравилось многое: сюжет, невозможность управлять порядком своей колоды, отсутствие контрольных точек на миссии. Хотя они тут есть, но на них нельзя сохраняться – лишь восстанавливать здоровье и обновлять колоду картами, которые вы нашли во время прохождения миссии. В таком обновлении колоды есть один нюанс: если вы открыли все сундуки, дошли до конца уровня и проиграли в финальной битве, то при повторной попытке сундуки уже будут открыты. Так что на точке сохранения вы не сможете добавить карт в колоду – они уже будут в вашей общей пачке.
Где-то игру сравнивали с Final Fantasy и экспертно установили, что Lost Kingdoms хуже как RPG. Кто-то посчитал длительность прохождения минусом. Скиловые ребята пройдут игру за 5-6 часов максимум. Но для кого-то это будет плюс – десятки часов фарма в классических JRPG нравятся далеко не всем. Некоторые же авторы и вовсе заявляли, что в игре нет глубины и изобретательности. В игре, где у каждой карты прописана своя мини-история, и где геймплей даёт огромный простор для воображения игрока, нет глубины и изобретательности…
Конечно, это не идеальная игра. Из-за обилия возможностей страдает баланс – создать имбовую колоду или использовать слабости искусственного интеллекта вполне реально. Да, сюжет на любителя, хотя детальная проработка описаний карт всё же впечатляет – чувствуется, откуда берёт начало описание каждого предмета в серии Souls.
Играть в Lost Kingdoms спустя 20 лет будет не каждый. Но если вы любите изучать историю видеоигр и находить в ней новое и интересное – я всё же рекомендую с ней ознакомиться.
Lost Kingdoms я бы назвал единственной в своём роде. Это проект из времён, когда даже крупные студии не боялись экспериментировать и удивлять.