Гуанчи (Guanche — жители Тенерифе) — собирательное название коренных жителей Канарских островов. На самом деле так называли только обитателей Тенерифе, где до сих пор можно распространена фамилия Гуанча. При этом жители других Канарских островов назывались махорерами, бимбаче, ауритами и другие, и имели разные культурные традиции. До XV века связь между островами была слабой, и каждый остров развивался самостоятельно. Гуанчи говорили на гуанчском (канарском) языке. Махореры, бимбаче, ауриты, гуанчи и другие говорили на родственных, хотя и не идентичных языках, возможно, близких к берберским языкам (афразийская языковая семья) соседнего континента. Во время испанского завоевания (1402–1496) гуанчи под руководством Бенехаро сопротивлялись захватчикам. В дальнейшем большинство гуанчей были уничтожены или обращены в рабство. Оставшиеся смешались с испанцами, приняли христианство и утратили родной язык.
История вдохновлена культурой и исторической мифологией древних аборигенов Канарских островов. Тех, кто населял остров Тенерифе: народа гуанчей. Это история об открытии рая на Земле и поворотном моменте в истории человечества, который определил его судьбу… Навсегда.
Guayota – сюжетная пространственная головоломка\адвенчура, в которой игроку предстоит исследовать подземелья древних храмов, столкнуться с магией и решать довольно непростые задачки со светом и тенями, с объектами и ловушками.
Авторы игры – инди-студия Team Delusion, собравшаяся в Мадридском университете Комплутенсе (Complutense University of Madrid) выходцами из Nacon иTequila Works и для них Guayota это дебютный проект. А за издательство отвечает команда с юга Франции, Dear Villagers (работавшие над Strikers Edge, Fort Solis, Fabledom, The Forgotten City, новеллами по Vampire: The Masquerade, и рядом других интересных игр), выпустив новинку на ПК в Steam 13 августа 2024:
Сюжет переносит нас в 1506 год. Команда исследователей отправляется по приказу Короны Испании в экспедицию на поиски острова Святого Брендана, который по легендам является Раем на Земле. Сперва ваша каравелла проходит долгий путь вдоль Канарских островов до острова Тенерифе. Местные, гуанчи, рассказывают вам о таинственном острове на западе, окутанном туманами и хранящем секреты. Попасть на него можно только через густой туман, который пропустит вас, если вы уснёте. Добравшись до острова из легенд и встретив густой туман, ваша команда дожидается заката и засыпает, в надежде, что этот трюк сработает.
Затем ваш персонаж просыпается в одиночестве на песчаном берегу острова Святого Брендана. Трюк сработал, но никого из членов вашей экспедиции нет по близости. Вам предстоит найти свою команду, в чём вам поможет исследователь Николас, занимающийся раскопками на этом острове. Он так же растерял свою команду и предлагает нашему герою добраться до вершины горы острова. Николас просит нас помочь в исследовании Храма Древних Бонов острова и вручает нам факел, который станет нашим верным спутником на пути многочисленных таинственных пещер, заполненных механизмами, ловушками и артефактами.
Проходя пещеру за пещерой, вы будете постепенно раскрывать историю острова и храма через найденные рисунки.
Мир Guayota – трехмерный, но камера к персонажу настроена под определенным углом (изометрия). Вращать камерой мы не можем, но зато игра позволяет немного “оглянуться” на локации, смещая угол обзора – это понадобиться нам для того, чтобы избегать опасных ловушек.
Пещеры острова переполняет тьма. И лишь факел в ваших руках позволяет освещать небольшой пятачок вокруг героя. На локациях расставлены механизмы, которые можно “включить”, осветив их источником света – вашим факелом или сияющим кристаллом, которые нам предстоит искать и перетаскивать, размещая их так, чтобы их свечение попадало в эти механизмы.
Дополнительная фишка игры – это “жизнь после смерти”, уникальная магическая способность “Плоскость безумия”, которая даётся вам в начале игры. В случае, если вы погибли в пещере, вы покидаете “Реальный мир” и просыпаетесь в новой “Плоскости”, где часть проходов уже знакомого вам уровня оказывается перекрыта невидимыми непроходимыми кирпичными кладками, а часть стен преодолевается при помощи магической способности дэша, включающей и выключающей проходимость стен разного цвета. Звучит слегка спутанно, но в процессе игры ты начинаешь интуитивно понимать, что от тебя хочет та или иная головоломка. Сможете ли вы расставить кристаллы и сделать нужные стены прозрачными таким образом, чтобы осветить нужное количество механизмов – в этом и кроется главный челлендж. Довольно сложный челлендж, надо отметить.
Игрока в путешествии сопровождает отличный саундтрек и звуки, подчёркивающие мрачную и таинственную атмосферу этого опасного исследования. Управление с геймпада довольно простое и удобное – перемещение, подбор и сброс поднятых предметов, и дэш. В
Мультяшная 3D графика игры не выглядит какой-то революционной, но великолепно справляется с поставленными задачами – создать органичный визуальный ряд мира игры, в котором хорошо ощущаются ключевые геймплейные механики и атмосфера. На Steam Deck игра чувствует себя неплохо, выдавая в среднем около 50-70 кадров в секунду.
Интерфейс игры выглядит довольно просто и стильно. Подача сюжета происходит через текстовые беседы персонажей и только в ключевых катсценах присутствует закадровая озвучка и комиксовые зарисовки.
На русский язык игра не переведена, так что в беседах вам предстоит вчитываться и переводить диалоги и найденные записи с английского, чтобы насладиться сюжетной завязкой игры. Надеемся, что Dear Villagers добавят в Guayota русскую локализацию. Проекту, который несёт в себе цель освещения мифологии и истории Канарских островов – это бы не повредило, уж точно.
Название игры Guayota на языке гуанчей wa-yewta означает «разрушитель». Гуайота — имя демона из мифологии гуанчей. Согласно их верованиям, Гуайота обитал внутри вулкана Тейде, считавшегося вратами в иной мир. На языке гуанчей Тейде раньше назывался Эчейде, что означало «дьявол» или «ад». В мифах Гуайота представлен в образе чёрного пса, окружённого другими демонами Тибисенас, тоже в облике чёрных собак.
По легенде Гуайота похитил бога солнца Махека и заточил его в Тейде, погрузив Канарские острова во мрак. Ночью Гуайота и Тибисенас безнаказанно нападали на скот и опустошали поля. Жители Тенерифе обратились к богу неба Ачаману с просьбой о помощи. После победы Ачамана над демоном, он освободил Махека и заменил его Гуайотой, богом огня. Чтобы демон не смог выбраться, Ачаман запечатал вулкан пробкой. Вершина Тейде отличается от остальной породы своим белым цветом, что можно увидеть в самом начале игры.
Пройти всю игру Guayota можно часов за 5-10 (в зависимости от вашей смышленности). Пусть это и недолгая адвенчура, но она насыщена интересными и запоминающимися моментами. Каждый новый уровень добавляет новые геймплейные механики (лазеры, порталы, ловушки), от чего игра не успевает наскучить. Единственное, что может местами утомлять – это тьма и обилие кислотных насыщенных оттенков объектов, свечений, окружения, которые будут встречаться на пути. А так же игра требовательна к вашей внимательности, к логике, к последовательностям действий, к реакции. Если первая половина игры будет довольно простой, то во второй придётся достаточно сильно поднапрячься в решении довольно сложных головоломок.