19.04.2024
Afro Samurai game art cover logo wallpaper

Обзор серии игр по Afro Samurai: Почему Афросамураю не везёт с играми?

История об одиноком воине – это база японского искусства, будь то книги, фильмы, манга и аниме. Начиная фильмами Акиры Куросавы и мангой «Одинокий волк и его ребёнок» и заканчивая романами Сюгоро Ямамото, в Японии существует множество талантливых произведений, объединённых общей темой: воин-одиночка и его путь. Разве что в японской живописи сей образ не так популярен…  Тот самый путь может быть дорогой мести, тропой искупления… Цель пути может быть разная, но единым будет одно: на этом пути мы видим фокус на конкретном воине.

Сей классический подход не раз видоизменялся. В «Берсерке» акцент с одинокого воина аккуратно смещается на темы жестокости и размышлений о первопричинах зла. В «Клеймор», помимо той же темы жестокости, одиноким был уже не воин, а воительница… Но самым смелым экспериментом оказался “Афросамурай“.

Оригинальная манга выходила ещё в конце девяностых, но общественное признание позднее получил довольно короткий аниме-сериал, где база всё та же – путь мести одинокого воина. Путь мести за отца, где из-за фиксации на отмщении герой отринул беззаботную жизнь, друзей и учителя и встал на дорогу насилия. Смелость и эксперимент здесь в том, что главный герой – темнокожий парнишка с причёской в стиле «афро», само аниме озвучено англоязычными актёрами (например, сейю, подаривший голос главному герою – Сэмюэл Л. Джексон), а всё действие происходит под треки в стиле хип-хоп от Роберта Фитцджеральда Диггза – лидера культовой группы Wu-Tang Clan.

Это может показаться дичью кому-то, но в реальности Афросамурай обрёл культовый статус. История может и далека от оригинальности, но созданная атмосфера была в новинку, и она работала, зрителю нравилось. Даже отечественному зрителю, прошу отметить. Афросамурай получил ламповые ретро-озвучки от Юрия Сербина и Андрея Гаврилова.

Для нас же важнее тот факт, что продюсеры студии Namco Bandai сразу же после трейлера аниме пошли к авторам для переговоров по поводу разработки игры, так как с первых кадров решили, что из этого выйдет идеальная игровая адаптация. Спустя неполных 2 года с момента выхода аниме, в 2009 году Namco Bandai выпускает эксклюзив консолей того времени (PS3 и Xbox 360) – одноимённую игру Afro Samurai:

Обзор игры Afro Samurai

Для тех, кто предпочитает читать обзоры, а не смотреть или слушать – ниже текстовая версия.


По сути своей, это реально игровая адаптация аниме, где, за исключением пары деталей, повторяется уже знакомый сюжет. Гибель отца от рук некоего «Джастиса», поиск повязки «Второго номера», чтобы иметь право сразиться с «Первым номером», то есть Джастисом, а во время этого поиска наш герой отринет ту простую мирную жизнь, что у него была в детском приюте. Всё как в аниме – даже на озвучку вновь позвали Сэмюэля Джексона, а не просто вырвали фразы из оригинала.

Вообще подход к игре был здравый. Ради погружения игрока в атмосферу решено было отказаться от каких-либо полосок здоровья, выносливости и других привычных игровых элементов интерфейса. Все два показателя, что вам нужны – это здоровье и заряд замедления. Здоровье видно за счёт покраснения модельки Афросамурая, а заряд – за счёт небольшого аксессуара, подвешенного на катане героя.

Да, вот ещё какой момент. Помимо того, что тут был отказ от интерфейса, до того как это стало одной из фишек Nier: Automata, тут ещё и было замедление времени, где герой выбирал, по какой части врага рубануть катаной, дабы отрезать от него отдельную конечность, а то и просто рубануть пополам. Не так динамично, как в Metal Gear Rising Revengeance, но всё же – вновь это было сделано раньше, хотя фишку эту тогда мало кто облизывал. Она здесь не настолько отполирована, как в MGRR, и напоминает скорее ультимативный усиленный удар. То есть возможность одним ударом уничтожить сразу несколько противников, а если попадёшь в точку соединения конечности – то ещё и расчленить врага.

С расчленёнкой связана мини-игра во время битв. На некоторых локациях сидит Ниндзя-Ниндзя (эдакий персонаж-внутренний голос главного героя), и если подойти к нему, то начнётся покер на конечностях. Нужно собрать комбо из трёх отрубленных частей тела врага, за что нас наградят опытом. И, согласитесь – это странно. Вроде в рамках погружения авторы отказываются от интерфейса, а вроде вот ломают четвёртую стену таким странным элементом. Элементом как геймплейным, так и элементом на экране, потому что покерные карты конечностей нам, в отличие от полосок, показывают.  

Возвращаясь к опыту. Как вы понимаете, никакой полоски опыта нет, и получение нового уровня зачастую происходит неожиданно. Новые уровни дают доступ к новым комбо и вроде как увеличивают количество здоровья, но так как полоски нет, то не всё так однозначно. Комбухи на высоких уровнях прокачки суровые и заканчиваются мощными анимациями. Например, молниеносным четвертованием врага десятым ударом. Сильно, жёстко, эффектно, в стиле Афросамурая.

В остальном же – перед нами слэшер. Классический, с большим набором комбо, базой из сильного и слабого ударов, кнопкой блока, возможностью своевременным блоком оглушить врага и даже отбить пулю катаной (за счёт замедления времени). Слэшер кровавый, жестокий, и даже есть враги с оголёнными вторичными половыми признаками. Но я вам их не покажу.

И, скорее всего, если вы прям не фанат франшизы «Афросамурай», вы об этой игре могли и не слышать. Возможно это связано с тем, что игра не выходила на ПК. А возможно, дело в том, что игра довольно быстро стала частью истории, причём историю эту втоптали в грязь – но об этом через пару минут.

Повторить успех анимационного сериала у игры даже близко не получилось. Те фишки, что игра даёт в отрыве от первоисточника – это отсутствие интерфейса, система повреждений врага и фишка с замедлением, где происходящее окрашивается в чёрно-белые тона аки фильмы Акиры Куросавы. Круто? Несомненно. Достаточно ли, чтобы стать хитом? Возможно, если бы на другой чаше весов не лежало кое-что другое.

Игра технически несовершенна, дизайн уровней не соответствует атмосфере «Афросамурая», а боевая система хоть и предлагает реально огромное количество комбо-атак, на деле сводится к закликиванию врагов. То есть делать красивые комбинации можно, но игра не мотивирует делать это, поэтому рядовые схватки с врагами будут рутиной, если только игрок сам не захочет изучать и применять новые комбинации. Бои проходятся и без этого, а враги не требуют адаптироваться к ним. Единственная подобная ситуация – бойцы-андроиды, что взрываются после смерти. Ради них придётся научиться запрыгивать на оглушённого врага и бросать его в сторону. Всё. А для боссов даже наоборот – сделать комбо из 9 ударов попросту невозможно, потому что они не будут пропускать столько атак. Поэтому в босс-файтах чаще всего классика – запоминаешь атаки главгада, адаптируешься к ним и атакуешь в появившееся окно.

Дизайн уровней – странный предмет. Не в плане визуального дизайна окружения, а левелдизайна, то есть что нам на локации предлагают делать, кроме боёв. Игра линейна, но периодически нас заставляют куда-то сгонять рычаг нажать (а то и два рычага), а в пред-предпоследнем уровне авторы вспомнили, что делали механику бега по стене и механику прыжка с одной стены на другую. Поэтому внезапно мощно наваливают платформера. Платформера столь же внезапного, сколь кривого. 

Отсюда и вытекает техническое несовершенство, которое если до этого лишь замечалось в падении кадров в секунду во время массовых драк, то вот в этом пред-предпоследнем уровне технические огрехи уже жёстко выпячиваются из-за сегментов с платформингом. Даже непонятно, что сильнее сбивает с толку: вот это резкое напоминание о том, что герой может прыгать как принц Персии, или всё же некоторые пустые уровни, где нужно бегать и активировать либо рычаги, либо просто скрипты. Всё же «Афросамурай» – не про открытие путей с помощью рычагов, а сам Афро – не тот герой, что будет искать путь. Он его себе пробьёт силой. Да и «Афросамурай» – не та вселенная, где ты хочешь просто ходить за главного героя, а местные локации далеки от тех, где можно просто наслаждаться окружением.

Несмотря на всё это, игра обрела своих поклонников. Да, средняя оценка прессы оказалась в районе 6/10, а продажи за первый год не дошли даже до пятисот тысяч. Продажам не помог и тот факт, что в том же 2009 году вышел полнометражный мультфильм «Афросамурай: Воскрешение». Который, на мой скромный взгляд, слабее пятисерийного аниме.

Я не буду в очередной раз говорить о том, что 2009 год был плодотворным для игровой индустрии, были хитяры, и конкуренция была жёсткая. Это-то понятно, но у «Афро» реально был козырь, ведь игра выходила по популярному аниме, а у этого аниме ещё и продолжение выходило.

Однако, если кто-то всё же надеялся на продолжение, где исправят все ошибки и выдадут теперь уже безошибочную работу, то для них была хорошая новость. В 2015 году для игрового Афросамурая вышел сиквел. Издательство Versus Evil, основанное бывшим продюсером из Namco, у которого каким-то образом остались права на «Афро», нашло неких разработчиков из Redacted Studios и объявило, что выпустит трилогию сиквелов. То есть как бы «Афросамурай 2», но выйдет он тремя эпизодами, и первый, к сожалению, всё же вышел… в 2015 году.

Afro Samurai 2: Revenge of Kuma в каком-то смысле оказалась популярнее первой части. Игру реально ждали: если вы посмотрите на трейлеры, то увидите большое количество лайков, а ироничные комментарии написаны уже после релиза игры. Сиквел должен был рассказать историю Джинно – одного из воспитанников приюта, где рос и Афро. В аниме его история коротка: был таким же учеником мастера меча, что и Афро, после нападения на школу исчез, возможно, умер, но после многих лет Афро нашёл его в виде Кумы – роботизированного воина.

И вот сиквел в трёх эпизодах нам расскажет, что же за путь прошёл Джинно, и мы узнаем, с чем ему пришлось столкнуться в своей жизни до становления Кумой. А, нет, не узнаем. Ведь игра провалилась, стала худшей игрой 2015 года по версии сайта Giant Bomb и второй с конца по версии Metacritic (первое почётное место заняла Alone in the Dark: Illumination). А издательство Versus Evil отменило разработку двух следующих эпизодов. При этом первый эпизод сняли с продаж по причине низкого качества. И, поверьте, это не уровень Киберпанка 2077 на релизе.

Игра может просто случайно перезапустить уровень. Текстуры в ней местами прозрачные. Многими местами. Сведением звука решили попросту не заниматься, поэтому треки Роберта Фитцджеральда Диггза (а он вновь написал музыку) местами тупо глушатся диалогами. Что выглядит как неуважение к культовому рэперу, если честно. Возможно, авторы просто за рок и метал, и это какая-то идейная борьба.

Диалоги теперь озвучены совсем другими актёрами. Местами будто и не актёрами вовсе. Настроек в игре нет. Включить субтитры нельзя (да их и нет), поменять что-либо в графике – тоже. Ни разрешение экрана, ни какие-то детализации текстур. А игра запускается в какой-то рамке, не «кинематографичными» полосками снизу и сверху экрана, а именно в чёрной рамке.

В игре всего 5 уровней, где есть геймплей: нападение на приют, момент спасения маленького Афро после гибели отца, тренировочная битва, после того как Джинно стал Кумой, драка в некоем городе «Си» и храм Джастиса. Это те места, где можно понажимать кнопки, хотя всего глав в игре 9, и в четырёх нужно просто ползти или идти, без драк. А я ещё на рычаги в первой части жалуюсь…

Сами драки из слэшера перешли в раздел «хек-энд-слэш», то есть закликиваем врагов одной кнопкой, иногда нажимаем на «финишер». В паре уровней игра не разрешает закликивать и говорит, что нужно сделать определённое действие, чтобы победить врага. Тут как бы три боевых стиля: стиль Кумы с рейдж-модом, стиль Афро с возможностью перепрыгнуть через врага и стиль мастера с… если честно, его фишка не совсем понятна. Но вот иногда игра просто заскриптовывает врагов и не даёт их убить другим способом, кроме как рейдж-мода Кумы или в режиме Афро. Есть что-то в духе прокачки, но она не доделана – финальные скилы просто не дают вкачать и говорят ждать второго эпизода игры.

Как вообще разработчики и издатели умудрились выпустить Afro Samurai 2 – остаётся загадкой. Там вроде даже 3 тестера было… И 4 программиста. Правда, я поискал послужной список программистов, и, судя по нему, их карьера началась и закончилась на втором Афросамурае. Видимо, ребята нашли себя в других сферах и к играм больше не прикасались, а может они играми изначально и не занимались. Затащили в офис каких-нибудь доставщиков пиццы и заставили программить. Увы, материалов о разработке нет, поэтому истина где-то рядом, но мы её не знаем.

Я полностью согласен с тем продюсером Namco Bandai, что пошёл договариваться об игре после того, как увидел Афросамурая. Приключения немногословного Афро и правда кажутся идеальным кандидатом для игровой адаптации. И первая игра про Афросамурая не идеал, но была неплохим слэшером. Со своими минусами, но зато с атмосферой оригинального аниме и парой реально оригинальных фишек, которые просто надо было докрутить, а саму игру отполировать. На контрасте с сиквелом как-то даже язык уже тяжело повернуть в сторону критики. Ну то есть я всё ещё считаю, что ответственные за пред-предпоследний уровень люди не очень ответственные, потому что там основная концентрация косяков игры… Но сиквел – это одна большая концентрация косяков.

Символично, что игр, как повязок, оказалось две, только вот вопрос – какая из них первая, а какая – вторая? Во вселенной Афросамурая эти полоски олицетворяют безвыходный круг насилия, где толпа гонится за повязкой второго, а второй жаждет получить звание первого, превзойти его. После чего всё начинается вновь. В случае с играми всё оказалось иначе, ведь сиквел разорвал порочный круг. Причём не превзойдя оригинал, а, скорее, втоптав в грязь его имя. Так что это не история о том, как вторая повязка обошла первую. Скорее, как толпа бандитов растоптала вторую повязку, и в кровавой бойне погибла вся толпа, а повязка второго навсегда теперь утеряна. А где-то там недосягаемым остаётся носитель повязки первого. Та самая идеальная адаптация, которую мы не увидели.

Пусть я не считаю себя фанатом вселенной «Афросамурая», но как-то обидно за то, что случилось с играми по этой франшизе. И даже не знаешь, что лучше – если бы просто первая игра серии ушла в небытие как очередной эксклюзивный консольный слэшер, или же её вот так вот добило бы недоделанным сиквелом? За себя могу точно сказать лишь одно – я бы больше был рад, если бы вместо сиквела первая игра в своё время получила качественный порт на ПК и охватила бОльшую аудиторию. Но имеем что имеем.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.