Шутер от первого лица (FPS) — это поджанр шутеров, в котором игрок наблюдает игровой мир глазами главного героя и перемещается по трёхмерным локациям, уничтожая обнаруженных противников с помощью оружия. В таких играх отсутствует возможность посмотреть за спину персонажа, что усложняет игровой процесс и требует постоянного контроля и внимания.
Сегодня, вашему вниманию Space Sharks представляют свой ТОП 10 лучших спинномозговых шутеров начала 2000-х. Усаживайтесь поудобнее и наслаждайтесь просмотром:
Will Rock
Не самый популярный шутер от первого лица на свете, но крайне достойный внимания всем любителям жанра. Игра разработана студией Saber Interactive и издана Ubisoft в июне 2003 года на ПК. Главный герой, студент-археолог Уилл Роквелл, отправляется сразиться с армией мифических существ Древней Греции ради спасения своей девушки. Игра вдохновлена Serious Sam, отличается большими аренами, множеством врагов и очень бодрым экшеном.
Игрокам понравился разнообразный арсенал, фантасмагоричные битвы с мифическими монстрами и высокая динамика. Но многие критиковали игру за вторичность, однообразный геймплей и простую графику. Тем не менее Will Rock отметили как добротный клон олдскульных шутеров, особенно попавший в душу поклонникам жанра на постсоветском пространстве.
Alien vs Predator 2
Данный фантастический хоррор-шутер был разработан студией Monolith Productions и издан Sierra Entertainment в октябре 2001 года на ПК. Уникальной особенностью игры было разделение на три кампании: за человека, Чужого и Хищника, каждая с уникальными механиками и пересекающимися эпизодами сюжета.
Критики и игроки в восторге приняли атмосферу страха, напряжения и вариативность прохождения. Было отмечено, что проект удачно сочетает экшен, хоррор и элементы стелса, а мультиплеер позволял примерить на себя роль любого из трёх видов с уникальными способностями. Alien versus Predator 2 стал одним из самых атмосферных игр в жанре sci-fi шутера.
Command & Conquer: Renegade
Первый и единственный шутер от первого лица во вселенной C&C. Созданная Westwood Studios и изданная Electronic Arts, игра вышла 25 февраля 2002 года на ПК. Действие разворачивается в знакомом игрокам стратегическом сеттинге, а в роли спецназовца Ника Хавока игроки сражаются с силами Нод с видом от первого лица.
Renegade понравилась поклонникам вселенной за возможность увидеть знакомые юниты и постройки в 3D, отличную атмосферу, кооператив и оригинальный мультиплеерный режим “C&C Mode”. Основные нарекания вызывали устаревшая графика и невыразительный ИИ, но игровой “фан-сервис” и атмосфера обеспечили проекту почётное место в серии.
Red Faction 2
Сиквел RF разрабатывала студия Volition, а издателем выступила компания THQ. Игра вышла 14 октября 2002 года на PlayStation 2 и 30 апреля 2003 года на ПК и других консолях. Red Faction 2 переносит действие с Марса на Землю, отходит от мрачной атмосферы оригинала и приобретает более аркадный стиль, сохраняя при этом фирменную систему разрушаемости окружения и терраморфинга Geo-Mod.
Игрокам нравился богатый арсенал, возможность разрушать окружение, бодрая динамика и режущие экшен-погони, а также поддержка мультиплеера на одной машине. Критики, однако, указывали на слабо проработанный сюжет и небольшой шаг вперёд относительно первой части, но проект до сих пор считается культовым среди олдскульных шутеров.
Halo: Combat Evolved
Культовый научно-фантастический шутер от Bungie, увидевший свет 15 ноября 2001 года на Xbox, а позднее на ПК. Сюжет рассказывает историю Мастера Чифа, суперсолдата из проекта Спартанцев, и его борьбы с Ковенантом на загадочном кольце-мире.
Игра завоевала сердца миллионов благодаря потрясающей для своего времени графике, масштабным баталиям, впечатляющему ИИ противников, атмосферному музыке и кооперативному геймплею. Halo оказала огромное влияние на развитие жанра шутеров на консолях, а её мультиплеер стал одним из стандартов для будущих FPS.
Return to Castle Wolfenstein
Неожиданное продолжение культовой серии Wolfenstein, разработано Gray Matter Interactive, Nerve Software и id Software, выпущено компанией Activision 19 ноября 2001 года на ПК. Игроки вновь берут под управление Би-Джея Бласковица, который сталкивается с нацистскими экспериментами, оккультизмом и паранормальными явлениями в гитлеровской Германии.
Критики высоко оценили новую механику скрытности, кинематографичный сюжет и качество исполнения. Сильная атмосфера, проработанный мультиплеер и зрелищная графика позволили Return to Castle Wolfenstein войти в список лучших шутеров своего времени.
Serious Sam: The First Encounter
Первое пришествие Сэма случилось 21 марта 2001 года. Шутер хорватской студии Croteam с ноги полюбился всем фанатам жанра. Игра представляет собой зрелищный “спинномозговой” экшен в духе Doom, но с огромными открытыми аренами и бесчисленными ордами врагов.
Игра была по достоинству оценена за абсурдный юмор, невероятную динамику, технический прорыв для небольшой студии и головокружительный темп. Serious Sam быстро стала культовой и породила множество продолжений и HD-переизданий, а харизматичный главный герой Сэм Стоун навсегда вошёл в историю жанра.
Painkiller
Фирменный “old school” шутер от польской студии People Can Fly, выпущенный 12 апреля 2004 года и изданный DreamCatcher. Игрока ждёт путешествие по аду и чистилищу в роли Дэниела Гарнера, сражающегося с легионами монстров с помощью богатого арсенала.
Игра понравилась критикам и игрокам за мрачную атмосферу, физику Havok 2.0, разнообразные локации и по-настоящему олдскульный геймплей с уклоном в экшен. Боссы-гиганты и драйвовое уничтожение врагов делают Painkiller одним из лучших представителей “классических” шутеров своего времени.
Quake III Arena
Великая и ужасная "АРЕНА", созданная id Software и выпущенная Activision 5 декабря 1999 года, стала иконой жанра аренных мультиплеерных шутеров. В отличие от предыдущих частей, Q3A сразу фокусируется на PvP-сражениях на аренах без привычной линейной одиночной кампании, задавая темп для последующих проектов этого направления.
Игра завоевала любовь поклонников за идеальную механику движения, баланс оружия и зрелищные баталии. Критики отмечали проработанный искусственный интеллект, высокую отзывчивость управления и богатый инструментарий для киберспорта. Quake III Arena по праву заняла своё место в истории мультиплеерных FPS.
Unreal Tournament
Аренный шутер выпущен 30 ноября 1999 года компанией Epic Games. Проект создавался как ответ конкуренту в лице Quake III Arena, делая ставку на многопользовательские режимы, разнообразие оружия и изумительный для своего времени ИИ ботов.
UT завоевал культовый статус среди игроков благодаря динамичному геймплею, большому количеству режимов (Deathmatch, Assault, Capture the Flag), возможности тонкой настройки ботов и отличной графике. Сообщество продолжает поддерживать игру до сих пор, а влияние Unreal Tournament ощущается во многих современных аренных шутерах.
А какие игры жанра FPS из 2000-х вы выделяете для себя? Поделитесь в комментариях.

