Endoparasitic – крайне необычная игра в жанре survival horror с уникальной механикой управления персонажем одной рукой. Игра имеет top-down геймплей, где всё “крутится” вокруг руки. Управление сделано в формате drag-and-drop одной рукой.
История игры повествует об исследователе, который потерял конечности и заразился паразитом. Визуал игры минималистичен и сер, но позволяет точно определять обстановку. Геймплей сочетает элементы выживания и решения головоломок. Игроку предлагается вариативность в выборе тактики и последовательности уничтожения угроз. Режим упрощённого рогалика добавлен с бесплатным обновлением, но также имеет нюансы. Обо всём в деталях вы узнаете из видео-обзора, приятного просмотра, берлога:
Ну а для тех, кто предпочитает обзоры читать, а не смотреть\слушать – ниже текстовая версия.
Когда в последний раз вы были искренне удивлены геймплеем игры? Уникальным опытом, который может быть представлен исключительно в таком и ни в каком другом виде? И даже, если вы действительно были, то можете ли вы сказать, что испытали удивление от самого ядра игры, её core-механики, а не от того, как взаимодействуют различные системы в рамках геймплея и левел-дизайна? Я вот могу. А всё потому, что на днях я прошёл Endoparasitic, survival horror, чей геймплей однозначно вас удивит.
Рука длинна, ум короток
Начнём с главного – Endoparasitic – это top-down survival horror 2022 года релиза, в котором ВСЁ крутится вокруг одной руки. Это и перемещение в пространстве, и стрельба, и перезарядка, и сортировка инвентаря, и торс главного героя, и чтение записок, и употребление лекарственных препаратов. В общем всё, чем вы обычно занимаетесь в survival horror-е, вы будете делать одной рукой – как в игре, так и в жизни.
Управление тут сделано в формате drag-and-drop – левой кнопкой мыши мы фиксируем положение руки, а затем перемещаем наш торс — на манер крюка из DOOM Eternal. Также одной рукой производится и менеджмент инвентаря – например, перезарядка оружия с предварительным вытаскиванием гильз и зарядка его новыми патронами. Стрельба также исполняется мышью – кликаем по пушке, висящей на спине главного героя, а дальше целимся по противнику с помощью нашей единственной руки. В целом, управление местным одноруким бандитом вышло невероятно иммерсивным – рука главного героя буквально отождествляется в глазах играющего с мышкой, которую он держит в своей руке. Этому способствует и физически корректная модель поведения руки — она просто не может изгибаться в определённых направлениях, ограничивая способность к обороне в узких помещениях (а они встречаются довольно часто!).
Однако, я думаю у читателя уже наверняка созрел вопрос – а как же так вышло, что главным героем игры стали 3/4 Ника Вуйчича? На этот и многие другие вопросы старательно пытается дать ответы местная история. Начинается она с показа места действия игры – отдалённого астероида, на котором расположена местная научно-исследовательская база. На ней мы встречаем главного героя, исследователя Синта, в пренеприятном положении – некие монстры отрывают ему конечности, попутно заражая его неким паразитом, борьба с которым займёт большую часть геймплея.
Главный герой, впрочем, не унывает, а потому сразу же прижигает все свои раны утюгом и отправляется на поиски приключений, передвигаясь с помощью одной руки. Дальнейшие его сюжетные похождения, однако, смысла описывать не вижу – хоть, с одной стороны, история и не слишком важна для понимания и прохождения игры, с другой, и спойлерить её особо смысла нет, ибо она предельно проста и малоинтересна. Отмечу лишь одно – протагонист тут скорее близок к антигерою, а в каком-нибудь Dead Space он и вовсе бы выступил в качестве второстепенного антагониста истории – его мотивы достаточно близки юнитологам.
Руке воли не давай
Но, обратимся и к ещё одному аспекту игры, который на первый взгляд также проработан достаточно слабо – визуалу. А представляет он из себя слабо детализированную, сугубо серую, кашу из пикселей, в которой всё – от противников до главного героя – представлено предельно простыми формами без намёка на наложенные текстуры. Однако, несмотря на общую скудность графики я понимаю и принимаю такое решение со стороны автора. По одной простой причине. Такой арт-дизайн позволяет практически всегда с точностью определить обстановку, сделать выводы и приступить к действиям. Всё это достигается за счёт нескольких факторов. Так, враги и потенциально враждебные элементы всегда темнее фона, что позволяет их с лёгкостью различить практически в любой ситуации, кроме той, когда разработчик целенаправленно скрывает часть сцены от глаз игрока, дабы поднять уровень напряжения. Благодаря этому даже в самой напряжённой ситуации, которые частенько встречаются в игре, игрок всегда понимает откуда ожидать угрозу.
В дополнении к этому у некоторых особо активных противников, крыс, которые невероятно быстро перемещаются, есть специальная маркировка атаки – классический Metal Gear-овский (тут, правда, белый) восклицательный знак, появляющийся над головой персонажа, который также упрощает понимание угрозы игроку.
Все же собираемые предметы и нажимаемые кнопки, наоборот, представлены яркими цветами, которые также выделяются на сером фоне, что позволяет даже в пылу драки не утрачивать возможность обороняться, впопыхах докидывая в инвентарь боеприпасы и аптечки. В общем, для данного геймплея, переусложнённого нестандартным управлением, такая минималистичность в арт-дизайне подходит идеально.
Своя рука владыка: чего хочет, то и волочит
Но вернёмся к теме удивления. Сейчас, прочитав предыдущий текст, вы можете задаться вопросом: «Хоть в игре и нестандартное управление, однако же в ядре это обычный survival horror, ведь так?». В общем, и да, и нет.
Давайте для начала разберёмся – что же такое усреднённый survival horror и какие его основные элементы?
Survival horror – жанр компьютерных игр, для которого характерными являются упор на выживание игрового персонажа и нагнетание атмосферы страха и тревоги, подобно литературе и фильмам ужасов.
– Описание из Wikipedia
Не очень информативно, но есть с чем работать. Перечислим тогда основные элементы и сравним их с тем, как они представлены в Endoparasitic.
1. В играх жанра survival horror игрок активно противостоит угрозе, которая чаще всего представлена редкими, но сильными противники, чьё убийство отнимает много времени и сил, что создаёт напряжение при встрече с ними. Endoparasitic же, в свою очередь, предоставляет игроку встречи с огромным количеством противников, чьё уничтожение не вызывает особо никаких сложностей.
2. В играх жанра survival horror игрок нелинейно перемещается по большой локации, постепенно попадая в новые сегменты за счёт получения новых предметов. В Endoparasitic же нет большой локации, а игра представлена маленькими уровнями, которые по большей части выстроены абсолютно линейно.
3. В играх жанра survival horror часто есть головоломки, которые необходимы для того, чтобы задать прохождению определённый ритм, дав игроку передышку от нескончаемых напряжённых схваток. В Endoparasitic нет загадок. Вообще нет загадок и головоломок.
4. В играх жанра survival horror игрок постоянно испытывает нехватку ресурсов, что позволяет создать необходимое для нагнетания ужаса напряжение. В Endoparasitic же этого не ощущается вовсе. На любом уровне всегда количество боеприпасов и аптечек превышает количество, которое можно потратить на полную зачистку уровня. Исключения, конечно, есть, но тенденция вырисовывается именно такая.
5. Игры жанра survival horror сфокусированы вокруг медленного геймплея, в рамках которого игрок уделяет много времени планомерному и последовательному исследованию локаций, ограничивая его во времени лишь в уникальных ситуациях, например, погонях. Endoparasitic всегда ограничивает время игрока на уровне. Делает она это используя уникальную механику – здоровье в этой игре также является и таймером. Паразит, которым заражён главный герой Синт, всё время приближается к мозгу, а любой урон, получаемый персонажем, ускоряет его. Лечение лишь ненадолго оттягивает смерть главного героя, что создаёт повышенную динамику происходящего – у игрока просто нет времени на размеренное изучение уровня, ему надо срочно двигаться вперёд.
6. (Опционально) В survival horror-ах иногда встречаются противники, которых практически невозможно убить, и которые созданы для того, чтобы вывести игрока из зоны комфорта. В Endoparasitic такой тоже есть – разве что пользуется телепортацией и набрасывается на игрока исподтишка, а не постоянно преследует его, как какой-нибудь Немезис или Мистер Икс.
К чему я это? К тому, что геймплей Endoparasitic на самом деле куда ближе к жанру головоломок, чем к классическому survival horror-у. Каждый местный уровень, по сути, может быть сравним с комнатой испытаний из Portal. Все элементы для решения местной «загадки» уже представлены на уровне, а нам лишь необходимо их совместить, используя уникальную механику.
Особенно ярко это проявляется в срежессированных сегментах по типу орды из мутантов, которые нападают на тебя в одном узком коридоре, на полу которого разложены боеприпасы. Тут игра в полной мере проверяет реакцию игрока, а также его способность быстро перемещаться и взаимодействовать с инвентарём, параллельно расправляясь с десятком противников за раз.
Главным же отличием от Portal тут выступает вариативность в выборе тактики и последовательности уничтожения угроз, представленных на уровне. И наиболее ярко это проявляется в сегментах со стелсом. Да, в этой игре есть стелс. Видите ли, в последней трети кампании в игре появляются уникальные противники – трупы-ловушки, которые очень активно реагируют на любой шум, снося за один удар треть здоровья протагониста.
Тут, у игрока, который уже получил примерное представление о том, как работает перемещение, появляется выбор – либо он очень аккуратно и постепенно передвигается по уровню, рискуя получить как от трупа-ловушки, так и снующих вокруг монстров, либо передвигается настолько быстро, что никто не успевает нанести по нему урон, либо планомерно уничтожает всех с помощью своего широкого арсенала, теряя драгоценные секунды ограниченного убывающим таймером времени. Такой подход хоть поначалу и вызывает раздражение резко поднявшейся сложностью, окупается в полной мере в последствии – когда начинаешь щёлкать такие сегменты как орешки.
В хорошей руке всё горит
Куда ближе же к классическому геймплею survival horror-а подошёл режим упрощённого рогалика, который был добавлен практически спустя год после релиза с бесплатным обновлением, но опять же – с нюансами. Во-первых, локации стали больше за счёт случайной генерации комнат и отсутствия срежессированных моментов. Во-вторых, ресурсов стало значительно меньше, а потому цена ошибки повысилась в разы. Немного уравняла это изменение в балансе новая возможность, которая встречается, правда, не всегда – закрыть любую дверь перед носом противника, что позволяет куда более изобретательно избегать их, а не вступать в борьбу с ними, используя огнестрел. Также представлены различные улучшения, позволяющие проходить уровни в данном режиме значительно проще – от горящей руки, поджигающей врагов, до уже стандартных вампиризма и шипов.
В общем и целом, данный режим действительно вполне хорош, однако на мой вкус реализован достаточно уныло, да и никакого раскрытия лора и/или продолжения сюжета, к сожалению, не предлагает. Погонять в него можно часика 2-3, если понравилась основная механика игры, но будь вся игра такой, лично я прошёл бы мимо. Слишком уж однообразно.
Endoparasitic – уникальная игра, которая действительно может удивить. Но делает ли это её отличной игрой? Не совсем. У неё хватает недостатков – от унылого основного сюжета, до малой продолжительности (всего 3 часа на полное прохождение с нуля). Также искусственный интеллект противников и боссов оставляет желать лучшего, а визуал скорее информативен, а не притягателен или пугающ. Однако, я не хочу и сказать, что игра плоха – она действительно заслуживает внимания, и я с чистой совестью могу посоветовать её любому человеку, что действительно любит survival horror-ы. Endoparasitic подкупает уникальностью основной механики и тем, как пересобирает жанр survival horror, слегка меняя его ритм, а потому прохождение скорее всего подарит вам новые и уникальные эмоции, хоть и, возможно, не всегда строго положительные.
Но, подытожу:
- Визуал – 3/5 – хоть он и предельно минималистичен и малодетализирован, однако помогает всегда понимать, что происходит на экране.
- Сюжет – 2/5 – вроде бы есть, и Б-г с ним, но для игры про мужика с одной рукой хотелось бы чего-то более интересного или хотя бы ироничного.
- Геймплей – 5/5 – отличный образчик жанра, умело пользующийся уникальным управлением одной рукой, задавая оригинальный темп для игры в жанре survival horror.
- Аудионаполнение – Без оценки – ничего примечательного, музыка посредственна, озвучка на месте, герои отыграны хорошо.
Итого: 7/10 – крепкая игра со своими недостатками, которую можно и пройти, благо продолжительность малая.
Также не пугайтесь отсутствию русского языка на странице в Steam, если всё же решились сыграть в Endoparasitic – существует вполне неплохой фанатский перевод, расположенный в разделе руководств, который легко устанавливается через инструменты самой игры.